Противолодочная оборона является самой большой головной болью для флотов всех стран. Несмотря на предпринимаемые усилия достойного решения этой проблемы не найдено. По прогнозам заокеанских специалистов обнаружение ПЛ с достаточной вероятностью станет возможным не ранее 2020 года.
К масштабным работам над перспективными самолетами ПЛО приступили в конце семидесятых годов. Именно тогда начались работы над будущим бомбардировщиком Ту-202, но пока только в ипостаси противолодочного самолета для замены Ту-142. Десятилетием позже появились проекты летающей лодки А-40 и патрульного самолета Ту-204П. "Альбатрос" создавался для замены в авиации ВМФ Бе-12, а Ту-204П - Ил-38.
В конце восьмидесятых - начале девяностых в качестве альтернативы Ту-202 предлагался дальний противолодочный самолет на базе Ил-96, известный под индексом Ил-120.
В девяностых годах в связи с сокращением расходов на оборону, всю эту "разношерстную" компанию решили заменить одним типом самолета - противолодочным вариантом фронтового бомбардировщика Су-34.
По обрывочным сведениям эта машина оснащается облегченным вариантом комплекса "Морской змей" от холдинга "Ленинец" в составе: БРЛС с синтезированной апертурой, оптико-локационного датчика, магнитометра, системы РГБ (72 буя), аппаратуры разведки и РЭБ.
Конечно многофункциональная машина, к тому же с вдвое меньшим взлетным весом, однозначно проигрывает специализированному самолету, но с учетом низкой эффективности самолетов ПЛО может быть это и правильно. В крайнем случае такую машину можно переключить на решение других задач.
Еще более интересным вариантом может служить модификация Су-33КУБ, что позволит в перспективе оснастить этим самолетом и будущий авианосец.
К сожалению даже в таком урезанном варианте проблема усложняется низким темпом производства Су-34. Запланированный к 2010 году один полк этих самолетов не обеспечит даже замены Су-24, не говоря уже о других задачах.
Ту-204П/Ту-330П
Предположительно работы над противолодочным вариантом Ту-204 были начаты в середине - конце восьмидесятых годов. Детали этого проекта неизвестны досих пор. Скорее всего машину предполагалось оснастить разрабатываемым в то время комплекс "Изумруд" или его дальнейшим развитием, системой "Морской змей".
Статья из книги "Противолодочные самолеты", Артемьев А.М. 2002 год.
...Таким образом, появилась система, получившая изящное название — «Изумруд» (Ид-8). В ее состав вошло 68-канальное приемное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения гидроакустической информации; антенно-фидерные устройства; блоки сопряжения «Изумруда» с «Беркутом»; уже упоминавшиеся буи РГБ-16. Предусматривалась также навигационная подсистема, обеспечивающая более высокую точность решения навигационных и тактических задач.
Испытания системы Ид-8 проводились с 4 апреля по 13 ноября 1990 г. с выполнением 20 полетов, налет составил 58 ч. Они показали, что в сравнимых условиях дальность обнаружения ПЛ буями РГБ-16 превышает аналогичный показатель при использовании РГБ-1А в два-три раза. К положительным свойствам системы относились возможность наблюдения за МО выставленных буев с помощью бортовой аппаратуры независимо от контакта с ПЛ; количество каналов, обеспечивающих прослушивание буев РГБ-16 (РГБ-1А) увеличено до 64 (24 в системе «Беркут»); появилась возможность выбирать оптимальное заглубление гидрофона (фиксированные установки 20, 150 и 300 м) для учета особенностей гидрологических условий в районе поиска.
По данным испытаний, при поиске с использованием ВИЗ получена дальность обнаружения ПЛ 6 км в районе моря глубиной 1500 м при совмещенном взрыве (ВИЗ подрывается в точке постановки буя, для чего необходимо произвести повторный заход). Однако выявились некоторые существенные недостатки метода: сложность подтверждения контакта и определения дальности до ПЛ, локализации ее местоположения, что заставило усомниться в объективности данных испытаний и целесообразности его практического применения для поиска, а тем более для слежения.
Еще до окончания испытаний в январе 1990 г. на авиаремонтном заводе № 30 в г. Пушкине один из самолетов 24 оплап дд оборудовали опытным образцом системы «Изумруд-8». К концу 1992 г. серийные образцы аппаратуры установили на пяти самолетах, к середине 1996 г. добавилось еще семь. К этому времени в частях еще оставался инженерно-технический состав, обладавший большим опытом, и поэтому техническое обслуживание новой системы не вызвало больших трудностей. После установки системы на самолет перепрошивались кассеты постоянного запоминающего устройства ЦВМ.
...В 2000 г. организация, разработавшая систему «Изумруд-8», сменила название и превратилась в Научно-исследовательский институт системотехники холдинговой компании «Ленинец». Она в течение ряда лет продолжала исследования и разработку ППС, именовавшуюся в экспортном исполнении «Морской змей».
Система предназначается для решения широкого круга задач, решаемых патрульными самолетами (поиск и уничтожение ПЛ, радиоэлектронное наблюдение за морской поверхностью, минных постановок, а также противокорабельные задачи), компенсируя недостатки бортового оборудования предшествующего поколения, и с полным основанием может называться многоцелевым радиоэлектронным комплексом. Кроме задач военного назначения предусматривается возможность решения задач поиска и спасения людей при морских бедствиях на море и решения задач мониторинга морской поверхности.
В состав комплекса «Морской змей» входят несколько подсистем: радиолокационная; радиогидроакустическая; магнитометрическая; радиотехнической и оптико-тепловизионной разведки; вычислительная; аппаратура навигационного обеспечения.
При решении противолодочных задач основным информационным средством поиска является радиогидроакустическая подсистема. Она предназначена для приема и обработки информации от буев по 96 каналам. В ее состав входят пассивные ненаправленные буи РГБ-41; пассивные направленные РГБ-48; активный буй-излучатель РГБ-58. Они обеспечивают обнаружение ПЛ по их шумам в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот; измерение их пеленга; поиск и определение координат ПЛ с помощью активных буев. В состав комплекса входит аппаратура гидрологической разведки с двумя сбрасываемыми буями. Радиогидроакустическая система спроектирована по модульному принципу и обеспечивает полный цикл приема и обработки информации от 8 буев.
Все буи имеют вес от 10,5 до 16 кг, диаметр 120 — 150 мм и длину от 1000 до 1260 мм.
В РАС с перестраиваемой частотой передатчика и мощностью в импульсе 25 кВт использована волноводно-щелевая решетка С механическим сканированием по азимуту. Радиолокационная станция обеспечивает высокую помехоустойчивость, межобзорное накопление и постоянную частоту ложных тревог, сопровождение на проходе (без потери обзора). Предполагается, что дальность обнаружения выдвижных устройств ПЛ (эффективная площадь рассеяния в радиусе 1 кв. м) может составить 30 — 35 км. Модульная конструкция РЛС позволяет наращивать ее функции.
Контейнер обработки радиолокационной информации обеспечивает межпериодную и межобзорную обработку радиолокационных сигналов.
Принципиально новым средством обнаружения являются радиотехнические буи РТБ-81 для обнаружения ПЛ по их магнитному моменту с последующей передачей информации по радиоканалу на борт самолета. Оптико-телевизионная система предназначена для обнаружения, сопровождения и классификации надводных целей, обладающих тепловой контрастностью и оптической заметностью в светлое время суток. Она состоит из двух каналов: телевизионного и тепловизионного, расположенных на поворотной платформе с гиростабилизацией по крену и тангажу в пределах 30 град. Система может работать в режиме наведения поля зрения в заданном направлении по предварительному целеуказанию, режиме ручного или автоматического управления от управляющего вычислительного комплекса.
Система радиотехнической разведки безусловно необходима на патрульном самолете. В ее состав входят антенные приемные устройства, различные функциональные блоки (обнаружения, пеленгования), а также сопроцессор сигналов. При решении противолодочных задач система работает в основном и дежурном режимах, обеспечивая возможность обнаружения, идентификации и пеленгования радиотехнических средств ПЛ на дальностях, превышающих радиогоризонт.
Управляющая вычислительная система служит для обработки вторичной информации от систем и управления работой всего комплекса. В штатной ситуации два оператора управляют информационными системами и решают тактические задачи, третий оператор управляет работой РЛС и системой радиотехнической разведки. На унифицированном рабочем месте устанавливаются большеразмерные цветные прямоугольные жидкокристаллические индикаторы и жидкокристаллические панели управления. На индикаторы поступают обработанные данные от систем, цифробуквенная и символьная информация вычислителей. В целях улучшения эргономических характеристик унифицированного рабочего места при проектировании комплекса стремились минимизировать количество органов управления, и на пульте находятся только необходимые оператору в данном режиме органы управления.
Аппаратура навигационного обеспечения предназначена для определения и выдачи в сопрягаемые устройства текущих параметров полета самолета для обеспечения управления самолетом в полуавтоматическом и автоматическом режимах.
После 2000 года фирма "Туполева" предложила МО обновленный комплекс ПЛО на базе перспективного военно-транспортного самолета Ту-330.
...Руководство фирмы "Туполев" рассчитывает, что Министерство обороны проявит интерес к проекту патрульного самолета Ту-330.
"Министерство обороны РФ уже проявляет интерес к проекту патрульного самолета Ту-330, поскольку его характеристики будут существенно превосходить заданные проектные характеристики противолодочного и патрульного самолета этого типа - Ту-204П", - завил "Интерфаксу-АВН" в пятницу генеральный конструктор ОАО "Туполев" Игорь Шевчук.
По его словам, "в варианте самолета Ту-330 с двигателями НК-93 получаются уникальные летные характеристики, в частности, на режиме барражирования, существенно превышающие тактико-технические характеристики самолета Ту-204П".
"Ряд усовершенствований расширяют возможности новой машины как патрульной и противолодочной и позволяют активно использовать ее в иных операциях над морем", - заявил генеральный конструктор.
Все, что было наработано при проектировании самолета Ту-204П, будет использовано при создании патрульного варианта Ту-330. Степень унификации и преемственности новой машины по конструкции и системам в сравнении с самолетом Ту-204П составляет до 70% сказал И.Шевчук.
Говоря о силовой установке самолета Ту-330, И.Шевчук заявил, что "ОАО Туполев - единственное ОКБ, поддерживающее создание двигателя НК-93 с тягой 18-19 тонн".
"Он полностью устраивает создателей Ту-330 под нагрузку 30 т с последующим развитием самолета. Кроме того, этот двигатель удовлетворяет перспективным требованиям ИКАО по шумам и эмиссии вредных веществ", - сказал И.Шевчук.
Ранее он сообщил "ИФ-АВН", что заказывающим управлением Минобороны РФ уже готовится техническое задание на разработку самолета Ту-330 в транспортном варианте.
http://www.paralay.com/plo.html