Эксперты оценили шансы Японии и Китая в экономической войне
Ряд японских компаний закрывают свои заводы и магазины в КНР. Китайцы бойкотируют покупку японских товаров на фоне массовых антияпонских акций протеста. От обострения этого конфликта не выиграет ни одна из сторон, предупреждают эксперты. Хотя потери Японии могут оказаться существеннее
© AP 2012
О приостановлении операций в КНР с понедельника объявили японские компании Canon Inc., Lion Corp. и Panasonic Corp.
В частности, японский производитель оптической техники Canon до среды приостановит производство на трех из четырех китайских заводов, беспокоясь за безопасность сотрудников. Аналогичные меры на своих предприятиях в Китае приняла Panasonic Corp, передает Reuters.
Toyota Motor Corp заявила, что потерпела убытки из-за протестов, включая поджог автосалона в китайской провинции Шаньдун. Авиаперевозчик Nippon Airways Co сообщил об отменах ряда рейсов из Китая в Японию.
Дилерские центры автопроизводителей Японии в КНР закрываются в связи с тем, что некоторые из них подверглись нападениям протестующих граждан, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на замглавы Китайской ассоциации автодилеров Ло Лэй.
Как передает «Интерфакс», акции китайского автопроизводителя Guangzhou Automobile Group Co., имеющего совместные предприятия с Toyota и Honda, подешевели в понедельник на 5,1%, Dongfeng Motor Group, работающей с Nissan и Honda, – на 4,9%.
Японские компании решили приостановить работу после протестов, прокатившихся по десяткам городов Китая в минувшие выходные. Демонстранты грабили магазины, атаковали японские рестораны и крушили автомобили по меньшей мере в пяти городах. Более того, протестующие ворвались на заводы японских компаний в восточной провинции Циндао.
В частности, по данным телекомпании NHK, в субботу участники антияпонских демонстраций штурмовали предприятие, аффилированное с японским электронным гигантом Panasonic. Очевидцы утверждают, что к утру воскресенья «завод был разрушен».
Правящая Коммунистическая партия Китая позволила жителям выразить свой гнев на улицах, после того как японское правительство выкупило у частного владельца три из пяти островов архипелага, территориальную принадлежность которого оспаривает Китай. Острова раздора находятся в Восточно-Китайском море, Япония их называет Сенкаку, а Китай – Дяоюйдао. Пекин назвал данное решение серьезным нарушением своего суверенитета.
Как пишет People's Daily (официальный печатный орган ЦК КПК), Пекин может прибегнуть к ответным экономическим мерам при усилении спора, что может привести к серьезным последствиям для японской экономики.
О каких конкретно мерах идет речь, издание не уточнило. Не исключено, что санкции затронут промышленный и финансовый сектор, а также экспорт и «стратегический импорт». Возможно, речь также идет об ограничении на ввоз в Японию редкоземельных металлов, которые применяются в высокотехнологичной промышленности.
Согласно китайским СМИ, Япония, еще не оправившаяся от финансового кризиса 2008 года и разрушительного землетрясения 2011-го, может пережить еще одно «потерянное десятилетие».
В 2011-м японо-китайский торговый оборот вырос на 14,3% – до рекордных 345 млрд долларов. Для Японии Китай является крупнейшим торговым партнером, напоминают эксперты. Так, в прошлом году доля Китая в японском экспорте составила 19,7%, доля импорта из Китая – 21,5%.
По экспорту Япония занимает четвертое место для Китая, по импорту – второе место после ЕС, говорит старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. При этом он напоминает об антияпонских волнениях и разгромах магазинов в Китае в 2005 году. «Тогда обошлось. Сейчас ситуация выглядит посерьезней, – считает Душин. – Китай с большей уверенностью может отказаться от импорта японской электроники и автомашин».
По большому счету Китай испытывает экономическое замедление, и он был бы заинтересован в вытеснении японских товаров со своего рынка, рассуждает эксперт. «Правда, в этом случае он потеряет больше, так как его экспорт в Японию превосходит импорт Японии в Китай», – полагает Душин.
Поэтому странам придется как-то договариваться. Но первыми последствиями антияпонских протестов станет сокращение японских инвестиций в Китай, а затем – возможное сокращение японского импорта автомобилей, резюмирует аналитик. По мнению аналитика ФГ «Калита-Финанс» Алексея Вязовского, из-за погромов и ухудшившихся взаимоотношений между двумя странами Япония потеряет больше, чем Китай.
«Не секрет, что Китай стал “всемирной фабрикой” не только для Европы и США, но и для японских компаний, которые за последние десятилетия вынесли большую часть низкорентабельного, трудоемкого производства в Китай, оставив на островах лишь те заводы, где велика доля НИОКР и высокотехнологичных сборок», – поясняет он.
В том случае, если японские компании будут вынуждены закрыть свои фабрики в Китае, может сильно пострадать японский экспорт. Это кстати, уже происходит, отмечает Вязовский. Так, товарооборот между Китаем и Японией в июле текущего года упал на 26,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив 943,2 млрд иен (10 млрд долларов), а экспорт Японии в июле сократился на 8,1% вместо спрогнозированного ранее экспертами снижения на 2,9%.
Аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова считает, что в результате конфликта в проигрыше останутся обе стороны.
«Пока власти Китая негласно одобряют распространение антияпонских настроений на своей территории, бизнес эффективно работать не сможет – это негативно и для Японии, и для КНР, учитывая и без того непростые экономические условия в мире, – говорит она. – В проигрыше останутся японские производители, которые не смогут выполнить план производства и сорвут поставки товара с фабрик, расположенных в Китае, и китайские рабочие, которые лишатся трудоустройства».
При этом эксперт замечает, что эскалация территориального конфликта снизит привлекательность азиатской экономики в глазах международных инвесторов.
Уход японских компаний из Китая невыгоден Токио, так как японские производители уже не выдерживают конкуренции корейских и китайских фирм, отмечает в свою очередь Виктор Марков, старший аналитик ЗАО «КапиталЪ Управление активами». «Для полного ухода японских компаний должен произойти разрыв дипломатических отношений, но до этого пока еще далеко», – говорит он.