и общее развёртывание
В составе армий, совершавших маневр захождения, западнее Вердена, Мольтке имел фактически не 60 дивизий, а меньше на одну треть, всего около 40 дивизий, причем силы противника, противостоявшие на этом участке фронта, благодаря передвижениям, которые успели сделать союзники с начала кампании, были уже в этот момент значительны; это необходимо отметить, ибо Шлиффен в своем плане рассчитывал все же на то, что немцы успеют подойти к Парижу до того, как серьезные силы противника будут сдвинуты к западу. Куда же девались остальные 20 дивизий? Семь из них Мольтке, по принятому им плану развертывания, переместил на усиление левого крыла; предполагалось, что они будут по мере развития маневра переброшены на правый фланг, но от этой меры по непонятным причинам Мольтке отказался после пограничного сражения, когда он счел вполне достаточными для завершения победы наличные силы на правом крыле{87}. 4 дивизии были [83] переброшены на восточный фронт (11-й и гвардейский резервный корпуса); 4 дивизии осаждали Антверпен (3-й и 9-й рез. корпуса); 2 дивизии — Мобеж (8-й рез. корпус); 1 дивизия — Живе (24-я рез. дивизия); 2 дивизии находились между Тионвилем и Верденом для предотвращения наступления французов из района Верден—Туль. Наконец, 8 корпусов эрзаца были уже или растрачены, или еще не сформированы.
то есть недостача в 4 дивизии отправленные на восток составляла всего лишь 1\5 общей недостачи сил. Для решающего вкалда мягко говоря негусто. Вклад бельгийцев почти вдвое больше вклада русских - 7 оттянутых дивизий против 4
и к вопросу что якобы франки уже думали сдаваться
29 августа 1-я и 2-я германские армии взяли направление на юго-запад, во исполнение директивы германского главного командования. Клюк дал своим корпусам направление Амьен—Нель. Подойдя к этому участку, 1-я армия столкнулась с французскими частями, в числе их были части 7-го корпуса, переброшенного с востока. Это была армия Монури, которая формировалась на крайнем левом фланге союзников. Однако быстрый отход этих частей убедил Клюка в том, что они не заслуживают серьезного внимания. Между тем 5-я французская армия перешла в наступление на реке Уазе, что поставило 2-ю германскую армию в тяжелое положение. Ее северный отряд был отделен от южного пустым промежутком около 40 км. Разрыв между 2-й и 3-й германскими армиями достиг 60 км. В этих условиях прорыв французов к Сен-Кантену угрожал отрезать 10-й и гвардейский корпуса, которые были атакованы у Гюиза. Бюлову удалось сосредоточить несколько дивизий в промежутке между двумя частями его армий и остановить продвижение французов. Он обратился к командующему 1-й армией с предложением склонить свои корпуса к юго-востоку
и что на самом деле вынудило отступить от довоенного плана
Однако пережитый урок (контрудара французов) заставил Бюлова с крайней серьезностью рассмотреть положение. Можно ли было продолжать движение в направлениях, указанных директивой германского главного командования при наличии все увеличивающегося отзыва от 3-й армии? 30 августа Бюлов задерживает движение своих корпусов и входит в переговоры с Клюком, Последний, как сказано, уже склонялся к мысли о преследовании 5-й французской армии. Эта мысль реализовалась в приказе, отданном им 30 августа: «Нужно отрезать путь отступления врагу, от нас снова требуются форсированные марши». Бюлов в радиотелеграмме, отправленной в тот же день 1-й армии, указывал: «Чтобы завершить эксплуатацию успеха, мы весьма рекомендуем захождение 1-й армии к Лаон-ля-Феру». Он донес об этом германскому главному командованию, которое одновременно получило сообщение от Клюка: «1-я армия склоняется к Уазе и продвигается 31-го вперед, чтобы использовать успех 2-й армии».
Итак, решение о повороте на юго-восток было принято двумя правофланговыми армиями,— решение, фактически отменявшее маневр Шлиффена и противоречившее директиве германского главного командования от 27 августа.
2 сентября крайний правофланговый 2-й корпус (1-я армия) имел снова стычку с французами (армия Монури) севернее Парижа; Клюк оставляет без внимания это очередное предостережение. Между тем активные силы армий западнее Вердена продолжали таять: кроме оставленных у Тионвиля 5-го арм. и 5-го рез. корпусов, [121] из 5-й германской армии был выделен 6-й рез. корпус для осады Вердена (половина того что отправили на восток.)