Ставка на высокоточное оружие в современной войне, особенно в локальных конфликтах высокой интенсивности, более чем оправдана. Возможность быстро уничтожить наиболее боеготовые части противника, сломив его волю к сопротивлению и избежать тем самым затяжной и затратной войны на истощение, это как показала война в Новороссии, крайне востребованная возможность для ВС РФ. Фактически не возможность наших ВС сделать это, избежав контактных боев, была одной из причин не ввода войск в ДНР и ЛНР. Игнорирование новых средств вооруженной борьбы в виде УАС начинает уже всерьез ограничивать политические возможности РФ по влиянию на процессы у ее границ.
Похоже, что высокоточное оружие артиллерии для стрельбы с закрытых огневых позиций приходится пасынком Генеральному штабу и НТК Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. И не только им. Отвергая возможность использования модуля, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганков заметил, что для его эффективного использования в войсках не хватает систем точного наведения на цель. Глубинная разведка, дескать, решает другие задачи, и никто ее на наведение дальнобойной артиллерии отвлекать не будет. Спутник же контролирует все поле боя и тоже не будет перенастраиваться под каждое орудие. Хотелось бы знать, понимал ли он то, о чем говорил. Ведь снаряд с таким модулем ни в каком внешнем наведении не нуждается, он сам осуществляет наведение снаряда по заданным координатам, используя данные КРНС, при этом ни о какой либо перенастройке спутников речь не идет.
Иногда высказывается мнение, что зависимость системы управления снаряда от данных КРНС, является его серьезным недостатком, поскольку система-де с началом боевых действий может быть уничтожена. Если стать на эту точку зрения, то возникают вполне резонные вопросы: какой прок в оснащении навигаторами, ориентированными на систему ГЛОНАСС, многочисленных объектов военной и специальной техники, можно ли вообще рассматривать возможность использования этой системы в военных целях, если с началом боевых действий она все равно будет выведена из строя?
Не проявляет активности при разработке очередного поколения высокоточных боеприпасов артиллерии и командование Сухопутных войск (СВ) и ракетных войск и артиллерии (РВиА). В какой-то мере эта проблема будировалась Научно-исследовательским центром РВиА ВС РФ, но с его расформированием какие-либо подвижки в этом отношении прекратились. Инертность в дальнейшем совершенствовании высокоточного оружия артиллерии, ставка только на его первое поколение, объективно обрекает отечественные СВ на ведение наиболее жестокой и кровопролитной формы боевых действий – контактного (ближнего) боя.
Военное дело не терпит дилетантизма, и обоснованием основных направлений развития высокоточного оружия СВ должны заниматься специалисты. Сейчас это удел энтузиастов. Фурор, произведенный танковым «балетом», не может заслонить серьезное отставание России в разработке высокоточных артиллерийских боеприпасов для стрельбы с закрытых позиций. Может быть, призыв президента РФ Владимира Путина делать «умное оружие» встряхнет чиновников военного ведомства и откроет дорогу разработкам, которые способны вывести нашу страну на передовые рубежи в создании высокоточных боеприпасов артиллерии. Именно взлеты отечественной конструкторской мысли, подобные созданию рассмотренного модуля, дают основание надеяться, что у высокоточного оружия российской артиллерии есть будущее.
http://nvo.ng.ru/armament/2015-01-30/1_balet.html