По словам источника в МО, за время АТО наша армия потеряла более 500 танков, БМП и БТР и вынуждена снимать с консервации бронетехнику, которая хранилась на складах 30—40 лет и мало пригодна для боевых действий. Ополчение юго-востока в свою очередь утверждает, что по состоянию на 2 сентября было уничтожено 827 БТР, БМП и БМД. Сколько при этом погибло бойцов, неизвестно.
Между тем в Киеве есть предприятие, которое еще в 2009 г. разработало легкий бронированный автомобиль (ЛБА) «Казак» и готово выпускать его в разных модификациях, включая санитарный. О том, что он собой представляет, рассказал начальник отдела развития НПО «Практика» Сергей ВИЛКОВ.
Партизанам БТР без надобности
Сергей Вилков: «При создании легковых броневиков нужно руководствоваться разумной достаточностью исходя из требований к маневренности» // ФОТО АВТОРА— Если принимать во внимание колесную бронетехнику, то в нашей стране уже давно выпускают БТР-4 разных модификаций, имеющий на вооружении автоматическую пушку, пулемет, автоматический гранатомет и противотанковый ракетный комплекс. Зачем понадобилось разрабатывать еще и «Казак»?
— Сравнивать БТР и ЛБА некорректно, как, например, самокат и гидроцикл. Это машины разного класса. Классическая задача бэтээра — транспортировка подразделений от места дислокации в тылу до линии фронта и огневая поддержка. Однако современные войны от вооруженных конфликтов прошлого столетия отличаются в первую очередь отсутствием какого-либо фронта. Существует такое понятие, как асимметричный тип войны, когда одна сторона имеет серьезное материально-техническое превосходство, в результате чего вторая вынуждена переходить на засадную тактику. Вспомните Афганистан, Ирак, Ливию и Сирию. Самый яркий пример — нынешние боевые действия на юго-востоке страны. Таким образом, БТР — не совсем то, что нужно сегодня армии, к партизанской войне он не приспособлен.
Сергей Александрович подвел меня к бэтээру, возле которого суетились рабочие, и указал на люк механика-водителя.
— Угадайте, какое стекло его защищает.
— Разумеется, бронебойное, какое ж еще!
— Мы тоже так думали. Когда нас по телефону спросили, можем ли его заменить, то решили, что оно было повреждено в бою. Но загнав машину в цех, убедились, что стоит самое обычное стекло. Нам объяснили, что пока БТР находится в безопасной зоне, водителю ничего не грозит, и он смотрит на дорогу через стекло, но как только возникает опасность, люк закрывается и ориентироваться приходится только через специальные приборы. Много ли можно разглядеть, особенно в бою, когда опасность грозит со всех сторон? Но дело не только в этом.
Вилков открыл боковой люк и пригласил заглянуть вовнутрь.
— Видите, как тесно. Если сюда поместить экипаж и десант, то получится «консервная банка с килькой». Обратите внимание, насколько близко к земле сидят люди. Помните, в хронике об Афганистане часто показывали бойцов, которые сидели на броне? А все потому, что при подрыве на фугасе больше всего шансов выжить у тех, кто наверху. Зависимость энергии ударной волны от расстояния кубическая. Грубо говоря, на двух метрах она будет в восемь раз меньше, чем на одном. Кроме того, БТР неповоротлив, на нем трудно маневрировать в городских условиях, на узких улицах.
Американцы давно задумались над необходимостью универсального тактического автомобиля и создали Hummer, который можно было использовать в качестве связного, разведывательного, патрульного, командирского и санитарного транспортного средства. Но в Ираке выяснилось, что отсутствие брони приводит к неоправданным потерям личного состава. Поэтому и была инициирована программа JLTV (единый легкий тактический автомобиль), в рамках которой начали создавать бронированные машины, призванные заменить Hummer. После этого созданием ЛБА занялись другие страны. Россияне, к примеру, разработали известный «Тигр». Так что «Казак» — не наша прихоть, а веление времени.
— Машину разрабатывали за собственные средства или за счет госбюджета?
— Это была инициатива Минобороны. Они разработали для нас техническое задание. Согласно договоренности мы обязались создать опытный образец за свои деньги, а военные — оплатить его испытания, в том числе и приемочные. В дальнейшем в зависимости от результата он мог быть закуплен и поставлен на вооружение. Техзадание мы получили в апреле 2009 г.
Но еще в феврале сформировали рабочую группу, члены которой побывали на нескольких международных выставках, где демонстрировалась подобная техника. Они изучали соответствующую литературу, а также участвовали вместе со специалистами Центрального научно-исследовательского института вооружения и военной техники ВСУ в разработке техзадания. В качестве базы выбрали автомобиль Iveco Daily 55S 4х4.
— Почему именно его? В мире выпускается немало грузовых коммерческих авто с такой же колесной формулой.
— На самом деле это не так. Полноприводных грузовиков такого тоннажа немного. Лучше всего подходят российские и украинские машины, но у них хроническая болезнь, которая заключается в том, что их собственный вес составляет 60% полной массы, а у Iveco этот показатель меньше 40%. К тому же техзадание предполагало V-образное днище для защиты от мин, а это сужало выбор до минимума.
«Казак» с грузовым отсеком // ФОТО АВТОРА«Казак» с грузовым отсеком // ФОТО АВТОРА
Езда с простреленными колесами
— Бронелисты купили в нашей стране или за рубежом?
— Бронированием машин мы занимаемся уже 19 лет, так что опыт в этом деле есть. Используем броню шведской фирмы Armоx или финской Miilux. Для банков главное — надежность, конечная стоимость авто их интересует во вторую очередь. Вначале хотели использовать броню российских производителей. Они честно предупредили, что от закупки лучше отказаться, поскольку никаких гарантий дать не могут.
В сущности, что такое броня? Это легированная сталь, в которой соотношение присадок (никель, хром, марганец, кремний и т. д.) позволяет при наименьшей толщине останавливать пули. Проблема в равномерном распределении присадок на поверхности броневого листа. В отличие от зарубежной российская продукция этим похвастаться не может, то есть ее свойства разные: в одном месте она пулю держит, а в другом та прошьет броню насквозь. Кому нужна такая защита? Это, к слову, касается и украинской брони.
«Казак», в частности, мы бронировали шведскими листами толщиной 6 мм. Они способны выдержать выстрел в упор из АК-74, АКМ и винтовки СВД пулей, но с обычным, не бронебойным сердечником. Защиту по очень высоким классам обеспечить на таком небольшом автомобиле невозможно. Если поставить 15-миллиметровую броню, то это уже будет не автомобиль, а танк. Нужно руководствоваться разумной достаточностью, исходя из того, что машина должна быть еще и маневренной. Да и перевозить на трейлере или по железной дороге наше авто куда проще, чем БТР весом в 20 т.
Кабина рассчитана на максимальную функциональность // ФОТО АВТОРАКабина рассчитана на максимальную функциональность // ФОТО АВТОРА
Еще наш автомобиль имеет V-образное днище, которое выдерживает взрыв 3 кг в тротиловом эквиваленте, а находящиеся под полом бензобаки и аккумулятор дополнительно удерживают осколки. При перевороте экипаж спасут поперечные трубы. На крыше установлен люк, достаточно его открыть и установить на турель пулемет или автоматический гранатомет. Для комфорта экипажа — ремни безопасности, камера заднего вида и парктроник, переговорное устройство «водитель-улица», кондиционер с функцией климат-контроля, рация и навигатор. Благодаря полимерным вставкам в шинах «Казак» может ехать на простреленных колесах со скоростью 50 км/ч.
К слову, все пять сидений — анатомические. Теоретически солдат должен стойко переносить все тяготы, а на деле если он, пребывая в разведке, сутки просидит на неудобной скамейке, то вряд ли можно рассчитывать на то, что его боевая эффективность не снизится.
Еще одно немаловажное отличие от зарубежных аналогов — модульная конструкция, позволяющая создавать авто под конкретные цели и задачи. К примеру, грузовой отсек можно заменить санитарным, в котором разместятся на носилках четверо тяжелораненых бойцов.
Машина может преодолевать рвы глубиной до 1,5 м, окопы шириной 0,7 м и подъемы крутизной до 45 градусов.
В наших планах — создание «Казака» весом 8—9 т с броней толщиной 8—10 мм, способной выдержать пули с упрочненным сердечником (нынешний весит 5,5 т). В качестве базы рассматриваем модели Ford F-550 или Iveco EuroCargo 4х4.
— Почему же «Казак» так и не вошел в серию?
— Проблема возникла, когда понадобилось провести практические испытания. Все, что не требовало больших затрат, мы сделали за свой счет. Имеются в виду ходовые (тормозной путь, преодоление препятствий) и огневые.
А когда речь зашла, чтобы проверить, выдержит ли днище взрыв определенной мощности, выяснилось, что в МО нет специалистов, которые бы знали, как это делается и что именно измерять, кроме звукового давления. Более-менее мы разобрались в этом сами, в эру интернета это не так уж сложно.
Но ведь для испытаний на подрыв нужно изготовить несколько вариантов пассажирского модуля. Однако в МО, куда мы обратились с запросом о финансировании, ответили, что рады бы поддержать разработчика нового вооружения, но принято решение имеющиеся средства выделять на поддержание в работоспособном состоянии доставшегося от СССР автопарка. Поэтому проект и был заморожен.
Кресла заднего ряда // ФОТО АВТОРАКресла заднего ряда // ФОТО АВТОРА
«Скорые» для медиков
— «Практика» занимается еще и бронированием КрАЗов. Не так давно премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что ваше предприятие передало армии две машины, причем каждая из них стоит 1,8 млн. грн., в то время как закупаемые в ОАЭ — 3 млн. грн. за единицу. «Мы обеспечили финансирование и изготовление. Военное начальство должно обеспечить доставку и использование», — отметил он, заверив, что отечественная фирма готова изготовлять по одной бронированной машине еженедельно.
— Первые две машины были сделаны за средства двух народных депутатов. Сейчас работаем еще над десятью, но уже за счет Нацгвардии. Бронирование каждого КрАЗа у нас стоит 900 тыс. грн., а во-вторых, если будут заказы, мы можем выпускать по десять машин еженедельно.
К слову, забронировали для пограничников КамАЗ.С помощью благотворительных организаций они собрали 126 тыс. грн., но куда ни обращались, никто за такие смешные деньги не хотел браться за работу. Мы бы тоже на взялись — реально это стоит 800 тыс. грн., но решили сделать благотворительный подарок и забронировать КамАЗ за символическую сумму.
— Чем еще занимается предприятие, кроме установки защиты на автомобили для армии?
— Возникло оно еще в 1988 г., тогда это был кооператив, занимающийся производством банковского оборудования. Затем начали выпускать противопожарные двери, ворота и занавеси. Коренные изменения произошли в 1997-м, когда начался выпуск инкассаторских машин разных классов, — от микроавтобусов до грузовиков. Если взять весь отечественный парк, то 95% таких броневиков — нашего производства.
Что касается спецтранспорта, то самый большой заказ выполнили в нынешнем году — переоборудовали под «скорые» Peugeot Boxer. Осенью 2013-го Минздрав объявил тендер на закупку 1412 авто, в котором победили три отечественные фирмы. Наша доля заказа составляла большую часть — 1159 машин. Деньги на наш счет поступили только 31 декабря. Тем не менее справились, последнюю машину изготовили 7 марта с.г., после чего ждали поставки медприборов, которые шли отдельными партиями из Европы и США.
http://www.2000.ua/v-nomere/derzhava/ek … mashet.htm