Влад Малеванный написал(а):В советских изданиях да, описывались как супер-эффективные. На деле - процент поражений ими танков оказался подозрительно низок.
А в цифрах есть?
Вот я уже 2 статьи в журнале "Дуэль" прочитал. Одна от 2004, другая от 2007г. Т.е это никак не "Советские издания". В обоих подчеркивается, что эффективность использования была чрезвычайно высока в первые дни и упала после, но при этом все равно оставались более эффективными чем другие авиабомбы (ФАБ-50, ФАБ-100).
На первой странице Гугла я не нашел ни одной статьи и ни одной книги о низкой эффективности ПТАБов...
Едем дальше... перешел на вторую. И нахожу кое какие упоминания. Первое на трудночитаемом форуме в общем об ИЛ-2. Ничего конкретного. Второе в ЖЖ где обсуждают наконец-то этих самых пресловутых "авторов 90-х" Ю. Мухина и В. Горбач... и удивляются почему это на десятки ПТАБов только 1 подбитый танк. А может потому что так и надо?! Требуют чуть ли не "one shot - one kill". Но это же не логично...
И наконец кое какой труд с упоминанием низкой эффективности появляется здесь.
http://velikvoy.narod.ru/vooruzhenie/vo … votank.htm
Но и там есть свои "глюки"
На испытаниях установили, что авиабомбы конструкции ЦКБ-22 пробивают верхнее броневое покрытие немецких легких самоходных штурмовых орудий класса «Артштурм» толщиной 30-52 мм при встрече с преградой под углами 90, 45 и 30˚ к горизонту, а при меньших углах - только 30 мм. В большинстве случаев пробоины сопровождались отколом брони вокруг выходного отверстия.
В ходе испытаний на безотказность действия авиабомбами из кассет самолета Ил-4 бомбили одиночную наземную цель с высот 50-100 м на скорости 280 км/ч . Прямых попаданий не было, но все авиабомбы и их взрыватели действовали безотказно. На предыдущих испытаниях при прямом попадании в самоходку выломало угол брони размерами 200х300 мм и пробило отверстие 55х110 мм.
Т.е. 4 раза бомбили с Ил-4 накрывая 4 раза площадь 15 на 190 и ни разу не попали в одиночную цель? А на предыдущих испытаниях как-то попали? Каковы были условия "предыдущих испытаний" и с какого раза им удалось попасть? Непонятки какие-то...
Официально считается, что благодаря высокой эффективности новая авиабомба быстро завоевала у пилотов популярность. С ее помощью авиаторы успешно выводили из строя тяжелые немецкие танки и прочие бронецели, а также наносили большой урон открыто расположенным складам боеприпасов и горючего, автомобильному и железнодорожному транспорту противника. В Люфтваффе подобного боеприпаса не было.
Однако инженерный анализ показывает, что, несмотря на исключительные бронебойные способности, уничтожить танк можно было, лишь угодив авиабомбой в район боеукладки или бензобака. Мощного акустического удара, способного вывести из строя экипаж хотя бы на непродолжительное время, тогда быть не могло, поскольку машины не герметизировали. Если же прямым попаданием убить одного танкиста, это не решало всей проблемы. Основную часть площади машины составляли механизмы и агрегаты силовой установки и трансмиссии. Вывод их из строя лишь на время мог обездвижить танк, который если не добить, вскоре снова вступал в бой.
Ну если ТАААК, то тогда конечно! Эффективность никакая! Повреждение танка не в счет! Остановка танка не в счет! Потеря одного члена экипажа не в счет! Надо засчитывать только когда башню срывает... вот тогда это эффективность, а иначе фигня.
Т.е. на Курской Дуге через сколько "вскоре вступал в бой" подбитый обездвиженный танк с одним или более раненными-убитыми членами экипажей? Что за ересь ваще, а?!
Эта мЫшление заимствованное у Немцев? Ведь именно они считают, что Курскую Дугу выиграли потому что поле боя осталось за ними и они смогли эвакуировать все подбитые танки. Если их слушать, то они потеряли там сколько... 5-7 танков?
Согласно постановлению ГКО, в 1944 г. для войсковых испытаний изготовили 100.000 штук ПТАБ-10-2,5 и доставили их в противотанковый авиаполк, вооруженный самолетами-штурмовиками Ил-2. В ходе испытаний установили, что при сбрасывании авиабомб они иногда «зависают» в универсальных бомбоотсеках самолетов из-за дефектов в их конструкции. К примеру, при укладке ПТАБ-10-2,5 головной частью назад было зафиксировано 19,7% отказов в действии боеприпасов из-за деформации стабилизатора, отчего крыльчатки предохранителей не сворачивались в полете и взрыватели не взводились.
При укладке авиабомб головной частью вперед стабилизаторы также деформировались, но взрыватели при этом отказывали лишь в 2,9% случаев. Кроме того, из-за слабой предохранительной пружины взрывателя АД-А бомбы срабатывали при падении на землю даже с высоты 1,4-2 м, а также после «зависания» под самолетом при его посадке, зачастую причиняя тяжелые повреждения машинам и наземному обслуживающему персоналу.
Так, господа, это уже по ПТАБ-10-2,5, а не по ПТАБ-2,5-1,5.
Ветеран войны, известный летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник М.П.Одинцов.
«На Сандомирском плацдарме был случай, характерный для дуэли танков с самолетами-штурмовиками. Я тогда воевал в составе 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса. В разгар боев разведка доложила, что пехота противника получила сильное подкрепление - несколько десятков «тигров» были скрытно переброшены по железной дороге. Танки уже разгрузили с платформ, и они колонной двигались в район боевых действий.
Следует отметить, что в авиационных штурмовых дивизиях всегда дежурила противотанковая эскадрилья, вооруженная ПТАБ и реактивными снарядами М-13. Сначала по команде командира корпуса в воздух подняли только дежурные эскадрильи. Будучи заместителем командира полка, я полетел со своей эскадрильей. Мы застали колонну на марше и, «поработав» над ней, уничтожили 4-5 машины противника. Немцы, как обычно, решили укрыться в лесном массиве, рассчитывая на срабатывание авиабомб по верхним ветвям деревьев. При этом стрелять из пушек и реактивными снарядами вслепую было невозможно. Тогда мы вызвали эскадрилью штурмовиков с зажигательными авиабомбами и ампулами. В итоге в том бою в лесу были сожжены все танки».
Наверное можно считать РСЗО "Смерч" тоже фигней. Ее самонаводящиеся боевые элементы тоже в лесах и городах не эффективны.
Отредактировано Bitnik (2011-08-11 22:43:40)