Отказ российского концерна "Газпром" от строительства газопровода "Южный поток", о котором 1 декабря объявил в Анкаре президент РФ Владимир Путин, в Киеве восприняли с энтузиазмом, полагая, что это реанимирует проект по модернизации украинской газотранспортной системы. Между тем угроза для ГТС сохраняется, она никуда не исчезла.
Сюрприз из Анкары
Отказ от "Южного потока" оказался довольно неожиданным решением не только для широкой общественности. Совсем недавно один западный эксперт, который общался с первыми руководителями ряда европейских, украинских, российских, среднеазиатских и закавказских газовых компаний, на условиях анонимности в комментарии МинПрому выразил мнение, что "Южный поток" будет построен. Он напомнил, что Евросоюз нуждается в поставках газового ресурса с востока, а будущий трубопровод TANAP из Азербайджана в ЕС через Турцию, который азербайджанская госкомпания SOСAR начнет с апреля 2015, не дает исчерпывающего ответа на этот запрос ввиду своей ограниченной мощности. Пропускная способность его I очереди – всего 16 млрд куб. м в год, причем 6 млрд куб. м из этого объема на пути в Европу осядет в подземных хранилищах турецкой компании Botas как одного из участников проекта.
Что же касается проекта Nabucco, предусматривающего строительство трубопровода для поставок в ЕС среднеазиатского газа, то его не построят потому, что в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане очень сильно ощущается российское влияние. "Они не хотят ссориться с Путиным, поэтому газа для Nabucco не будет никогда", – подчеркнул эксперт. Правда, стоит отметить, что есть планы по увеличению пропускной способности TANAP до 20, 25 млрд куб. м. Но в любом случае мощность добычи на азербайджанском месторождении Шах-Дениз, который является ресурсной базой для TANAP, как раз и составляет 25 млрд куб. м, включая 16 млрд куб. м по II стадии проекта. Поэтому на первый взгляд сложно сказать, что имел в виду первый вице-президент SOCAR Хошбахт Юсиф-заде, заявив 8 мая нынешнего года, что максимальная мощность TANAP будет достигнута в 2026 и составит 31 млрд куб. м газа. Кроме того, следует учитывать, что в мае 2014 консорциум "Шах-Дениз", разрабатывающий одноименное месторождение, подписал контракты в рамках расширения пропускной способности Южнокавказского газопровода с нынешних 8 до 24 млрд куб. м.
То есть на тот же самый объем, который планируется получить в рамках II стадии освоения Шах-Дениз. Правда, прогнозные запасы этого месторождения оцениваются в 1,2 трлн куб. м, поэтому потенциал для заполнения обеих труб до указанных значений есть. Но о III стадии на Шах-Дениз пока никто не говорит, в том числе и в SOCAR, которая является первой скрипкой в консорциуме "Шах-Дениз". И можно даже предположить, почему не говорят, как в песне поется, где деньги, Зин? На реализацию II стадии требуется 25 млрд долл. В 2013 капитальные инвестиции составили 1,7 млрд долл., в 2014 – 4 млрд долл. Одним словом, пока ЕС может реально рассчитывать на потенциальный прирост от поставок из каспийского региона только в объеме 10 млрд куб. м в год – от II стадии "Шах-Дениза" либо через TANAP, либо через расширенный Южнокавказский газопровод. Поэтому реальной альтернативы поставкам российского газа на горизонте не видно, так как последние годы в ЕС из РФ экспортируется 115-120 млрд куб. м газа в зависимости от погодных условий зимой. А, значит, нет смысла отказываться от South Stream.
Сказки о том, что свято чтящие демократические ценности европейцы решили поддержать гордую свободолюбивую Украину в борьбе с гнусным кремлевским агрессором и ради этого поставили под угрозу собственную энергетическую безопасность, надо оставить тем, кто хочет в них верить вопреки происходящему. А в действительности события нынешней весны-осени, пресловутая III украино-российская газовая война, поставившая под сомнение надежность зимнего транзита российского газа в Европу, стали весомым дополнительным аргументом для руководства ЕС именно в пользу "Южного потока". Кроме того, действия крупнейших европейских нефтегазовых корпораций тоже явно указывали, что они не очень уверены в проектах "Южного газового коридора", активно продвигаемых Ильхамом Алиевым.
Так, французская Total и норвежская Statoil Hydro в декабре 2013 года отказались от участия в строительстве TANAP. Кроме того, Statoil продала свою долю в консорциуме "Шах-Дениз" и в Южнокавказском газопроводе. При этом SOCAR пришлось выкупить 6,7% из 10% доли норвежцев, а турецкой ТРАО – 10% у французов. Таким образом, чаша весов все больше и больше склонялась в сторону "Южного потока". Все новые страны, через которые планировалось проложить трубопровод, заявляли о присоединении к проекту, даже несмотря на то, что изначально против него возражали. Вот почему заявление В.Путина 1 декабря в Анкаре стало для многих большой неожиданностью. В Киеве и Брюсселе уж точно.
Ведь в конце января 2014 был проведен тендер на поставку труб для SS "весом" в 1 млрд евро, который выиграл консорциум из российских "Северстали", Объединенной металлургической компании и немецкой Europipe. Кроме того, глава правления австрийского металлургического консорциума VoestAlpine Вольфганг Эдер в конце мая сообщил о поставках стального штрипса изготовителям труб для I очереди "Южного потока". ОМК в начале июня даже успела отгрузить в адрес South Stream Transport BV первую партию труб для подводной части газопровода. Японский консорциум из корпораций Marubeni-Itochu и Sumitomo получил заказ на 40% от поставки труб для II очереди проекта стоимостью 320 млн евро. В общей сложности сумма уже подписанных контрактов в рамках проекта составила 2,82 млрд евро. Как теперь российская сторона будет объяснять деловым партнерам отказ от исполнения обязательств? Кроме того, по данным российских СМИ, за последние три года "Газпром" профинансировал South Stream почти наполовину — на 4,66 млрд долл.
Получается, что теперь эти деньги в прямом смысле слова вылетели в трубу? Одно время еще при В.Януковиче в официальном Киеве многие полагали, что заявления Кремля о намерении построить "Южный поток" в обход Украины – не более чем угроза с целью заставить отдать "Газпрому" украинскую ГТС на условиях аренды, создания консорциума либо прямой продажи. Потом стало ясно, что это не блеф. Подписанные контракты на 2,82 млрд евро – это не блеф. Блефовать в игре с В.Путиным и "Газпромом" пытались как раз В.Янукович и его премьер Н.Азаров, устроив в декабре 2012 шоу с подписанием договора с испанской компанией Gas Natural Fenosa о строительстве терминала по перевалке сжиженного газа на черноморском побережье. Правда, тогда довольно быстро выяснилось, что это не договор, а меморандум, и подписал его от имени Gas Natural Fenosa некий бывший лыжный инструктор, не имеющий к этой компании никакого отношения.
Но если строительство "Южного потока" не блеф, то чем вызван отказ от него, повлекший прямые миллиардные потери для "Газпрома", не считая репутационных? Заместитель главы комиссии по энергетике парламента Болгарии Мартин Димитров предположил, что сенсационные заявления В.Путина и главы "Газпрома" Алексея Миллера в Анкаре – не более чем попытка оказать давление на ЕС и Болгарию, чтобы добиться для проекта более выгодных условий. По мнению болгарского политика, SS в итоге все же построят. Однако данная версия представляется сомнительной. Такой ход повлек бы слишком большой негатив для российского лидера, поскольку вес его слова в дальнейшем девальвирует ниже плинтуса.
То есть остальные игроки перестанут воспринимать всерьез любые заявления хозяина Кремля, полагая, что они тоже являются частью игры. Подобным образом мог действовать разве что уже упомянутый В.Янукович, сначала парафировавший соглашение об ассоциации с ЕС и 2 года уверявший всех в своем стремлении к евроинтеграции, а затем за неделю до подписания договора вдруг заявивший об отказе от него. Нет, бывший чекист Путин – это однозначно не дважды судимый Янукович. А сколько лоббистских усилий было приложено за эти годы в Риме, Анкаре, Брюсселе, Берлине, в том числе и лично В.Путиным… Стоит еще раз повториться: о палках в колеса проекту со стороны ЕС глупо говорить.
Можно поинтересоваться у уже бывших главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера и у канцлера Германии Ангелы Меркель, сколько усилий и нервов они потратили с апреля по ноябрь, чтобы добиться от Киева подписания временного соглашения с "Газпромом", вроде бы как гарантирующего европейцам бесперебойный транзит российского ресурса нынешней зимой. А ведь это соглашение временное и следующей зимой ситуация может повториться один в один. Потом спросить А.Меркель, а также нынешних главы ЕК Жан-Клода Юнкера и еврокомиссара по энергетике Мигеля Ариаса Каньете, хотят ли они потратить еще столько же нервов и усилий на украинско-российских переговорах с апреля по ноябрь 2015.
Впрочем, можете сэкономить их и свое время и ни о чем не спрашивать, ведь ответ на данный вопрос вполне очевиден. Да и Еврокомиссия уже поспешила распространить официальное заявление, в котором заверила, что не настаивала на отмене строительства "Южного потока". Просто европейцы не были бы сами собой, не попытавшись выжать из "Южного потока" максимальную для себя выгоду. Отсюда и желание навязать пересмотр контрактов, уже заключенных ранее в рамках проекта, с учетом так называемого III энергопакета ЕС. В соответствии с ним "Газпром" должен предоставлять 50% пропускной мощности будущей трубы конкурентам – в данном случае под каспийский газ, поступающий в Южную Европу через Турцию. Понятно, что россияне не в восторге, мягко говоря, от такой инициативы. И поэтому решили сделать, что называется, ход конем. А именно: проложить новый газопровод по дну Черного моря не напрямую в ЕС, то есть в Болгарию, а в Турцию, на которую действие III энергопакета ЕС не распространяется. А турки транспортируют этот газ в Европу через TANAP.
Дальше он пойдет европейским потребителям через TAP, который хотят протянуть от границы Греции и Турции до Италии через Албанию. А.Миллер в Анкаре сообщил о планах построить в Турцию новый подводный газопровод с мощностью 63 млрд куб. м параллельно существующему "Голубому потоку". Это совпадает с пропускными параметрами несостоявшегося "Южного потока". В таком случае сохраняются ранее подписанные контракты "Газпрома" с трубниками, а у тех – с металлургами. И 400 млрд руб., уже потраченные на расширение российской ГТС под SS, тоже не вылетают в трубу – проведенная модернизация остается востребованной под новый проект. Тогда становится понятно, что имели в виду высокопоставленные представители SOСAR, говоря о возможном наращивании мощности TANAP до 31 млрд куб. м и Южнокавказского газопровода до 60 млрд куб. м. Они учитывали не только ресурс из Шах-Дениза, но и газпромовский. Это означает, что в Киеве трубить о победе из-за отказа РФ от "Южного потока" не стоит. Будущее наполнение украинской ГТС транзитным газом по-прежнему под большим вопросом.
Игорь Воронцов