Тяжелые бронепоезда белого юга
В южных губерниях бывшей Российской империи развитая сеть железных дорог способствовала массовой постройке и массированному применению бронепоездов всеми противоборствующими сторонами. Своими бронированными единицами располагали красные, петлюровцы, махновцы и белогвардейцы. Как правило, при постройке бронепоездов использовались железнодорожная база и вооружение, имевшиеся под руками: разнотипные паровозы, вагоны, платформы, орудия и пулеметы.
В состав каждого бронепоезда входили: боевая часть (то есть сам бронепоезд), один или два ремонтных поезда, представлявших собой подвижные мастерские, казармы и лазареты. Команда бронепоезда обычно насчитывала около 100 человек.
Наибольшей унификацией и организованностью отличались соединения бронепоездов в Белых армиях. Они превосходили своих противников и по количеству, и по качеству железнодорожных бронеединиц с тяжелым вооружением.
Белые на Юге России устанавливали 150-мм орудия системы Кане на обычных четырехосных железнодорожных платформах. Такие вагоны при стрельбе необходимо было отцеплять от основного состава и опускать боковые опоры. Время перевода из походного положения в позицию открытия стрельбы составляло около 10 мин. Как правило, платформы устанавливались не ближе шести километров от передовой красных – то есть вне досягаемости 76-мм полевых пушек. Вес снаряда орудия Кане – 41,5 кг, дальность стрельбы (ствол поднят на 30 градусов) – 13,2 км.