Сразу же после недавних заявлений украинской власти о намерениях пойти на сближение с Таможенным союзом, ЕС и НАТО немедленно продемонстрировали бурную активность на «украинском фронте». Очевидно, испугавшись потери влияния над Киевом, в Брюсселе разными путями постарались продемонстрировать «поддержку» украинской власти и намерение «плодотворно развивать сотрудничество» по всем направлениям.
По линии НАТО «наступление» было начато привычным путем. В частности, в Киеве был проведен ряд различных «круглых столов» и конференций, на которых активно пропагандировалась польза сотрудничества Украины с Альянсом и строились радужные планы на будущее.
Так, в ходе заседания Стратегического дискуссионного клуба на тему «Национальная безопасность Украины в контексте последних преобразований во внешней и внутренней политике» директор Офиса связи НАТО в Украине Марчин Кожиел заявил, что Украина остается ключевым стратегическим партнером для Альянса. «Независимо от внеблоковой политики Украина остается ключевым стратегическим партнером НАТО», — сказал Кожиел. По его словам, НАТО уважает выбор Украины, но и в дальнейшем будет поддерживать Украину в процессе реформ и демократизации. Кроме этого, отметил директор Офиса связи НАТО в Украине, Альянс и в дальнейшем стремится играть важную роль в поддержке гражданского общества в Украине (1).
А неделей ранее, 11 декабря 2012 года, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе состоялось годовое итоговое заседание общей рабочей группы Украина-НАТО по вопросам военной реформы. Украинскую делегацию, принявшую участие в мероприятии, возглавил первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Медведько, со стороны НАТО - заместитель генерального секретаря НАТО, руководитель Департамента оборонной политики и планирования международного секретариата НАТО Хусейн Дириоз. Как сообщила пресс-служба СНБОУ, в ходе встречи была обсуждена политика Украины относительно сотрудничества с НАТО в сфере безопасности и обороны, в том числе соответствующие приоритетные задания на 2013 год.
В ходе этого заседания отдельное внимание было уделено состоянию реформ, которые сейчас осуществляются в Вооруженных силах Украины. Как было сказано в сообщении СНБОУ, «участники мероприятия отметили весомую роль рабочей группы Украина-НАТО в поддержке усилий Украины, направленных на реформирование отечественного оборонного сектора». Если эту фразу перевести с бюрократического на русский язык, то это означает, что и посланцы Киева, и представители Брюсселя констатировали: реформа Вооруженных сил Украины нынче проходит при «весомой роли» НАТО.
Одновременно в НАТО стали «окучивать» Киев со стороны стран-соседей. Так, глава МИД Венгрии Янош Мартон в рамках заседания министров иностранных дел стран-членов НАТО в Брюсселе заявил, что Украину «следует приближать» к НАТО, несмотря на внутриполитическую ситуацию в государстве. «Очевидно, что речь пока не идет о членстве Украины, но, безотносительно к развитию украинских внутриполитических событий, Украину нужно приближать к евроатлантическим структурам», - уверен Мартон (2).
Но ко всем эти разговорам в украинском обществе, которое (если верить многочисленным соцопросам) все меньше высказывает стремления вступать в НАТО, давно привыкли и едва ли обращают большое внимание. Слова – они и есть слова, если за ними не стоят конкретные действия, то значат они не так уж много. Но в те же дни, в начале декабря этого года, прозвучало еще одно заявление - от министра обороны Польши, страны-члена НАТО, которое не получило большого резонанса. А зря.
В частности, находясь с визитом в Одессе, министр обороны Польши Томаш Семоняк заявил, что работа по созданию совместной украинско-польско-литовской миротворческой бригады («ЛитПолУкрбриг», «LitPolUkrbrig») выходит на завершающую стадию. По его словам, все документы со стороны Украины и Польши уже фактически готовы. Создание бригады тормозится литовской стороной, поскольку в этой стране только что закончились выборы, и сменилось руководство министерства обороны (3). Ранее, в конце ноября этого года, перспективы скорейшего создания «ЛитПолУкрбрига» обговаривал в Польше первый заместитель министра обороны Украины Александр Олейник, который прибыл в Варшаву, как было официально заявлено, «для начала стратегического диалога» между оборонными ведомствами двух стран (4). Таким образом, создание украинско-польско-литовской бригады вышло на финишную прямую.
Напомним вкратце: вопрос относительно создания литовско-польско-украинского миротворческого батальона (идея создания бригады численностью в 4 500 чел. появилась позже) инициировала Литва еще в июне 2007 года во время встречи в Брюсселе руководителей оборонных ведомств Литвы, Польши и Украины. В ходе последующих межправительственных переговоров было решено усилить взаимное сотрудничество и переформатировать литовско-польско-украинский миротворческий батальон (который так и существовал только на бумаге) до уровня бригады. Следующим шагом стало подписание в ноябре 2009 года в штаб-квартире НАТО Письма о намерениях относительно создания совместной литовско-польско-украинской миротворческой бригады «ЛитПолУкрбриг». На основании этого письма были подготовлены необходимые предложения относительно организационно-штатной структуры совместной бригады, механизма ее финансирования, всестороннего обеспечения, а также ротаций командования на всех уровнях.
О том, что «ЛитПолУкрбриг» создается «под НАТО», изначально никто не скрывал. В частности, официально эта структура создавалась «для участия в международных миротворческих операциях под эгидой ООН, Евросоюза и НАТО». В качестве основной задачи указывалось, что «ЛитПолУкрбриг» должна быть способной поддерживать миротворческие и гуманитарные операции, которые проводятся под эгидой, прежде всего, НАТО или многонациональных коалиций (в подобной коалиции под руководством США Украина участвовала ранее, введя свои войска в Ирак).
Кстати, и в самом начале эпопеи, в 2009 году, партнеры Украины, принимающие участие в создании бригады, постоянно твердили о НАТО. Так, подписывавшая в 2009 году соглашение по созданию «ЛитПолУкрбрига» министр обороны Литвы Раса Юкневичене заявила, что «своим участием в совместной бригаде Украина подтвердила серьезность своих намерений относительно более тесного сотрудничества с НАТО». А министр обороны Польши Богдан Клих тогда сказал, что «это отражает нашу поддержку евроатлантических устремлений Украины». Вторя ему, заместитель министра обороны Польши Станислав Коморовский заявил, что данное соглашение является «свидетельством поддержки, которую Варшава оказывает Киеву для наиболее широкого привлечения Украины к интеграции с западными оборонными структурами». (5)
Казалось бы, с «миротворческой бригадой» «ЛитПолУкрбриг» все было ясно изначально. Это структура, которая позволяла бы Украине еще до вступления в НАТО фактически участвовать «на равных» в военных операциях Альянса, а не как сейчас, с сомнительным статусом «страны-партнера». И действительно: о каком миротворчестве может идти речь на территории Украины, Польши или Литвы? Подобная бригада может активно выполнять задачи разве что вдали от национальных границ, и, прежде всего, под эгидой вечно воюющего НАТО.
Соответственно, с приходом к власти в Украине Виктора Януковича и заявленным им курсом на внеблоковость страны мало у кого возникали сомнения, что на «ЛитПолУкрбриг» будет поставлен крест, уж слишком не вписывается участие в подобной структуре с внеблоковой политикой. Однако в сентябре 2010 года в ходе визита министра обороны Украины Михаила Ежеля в Польшу и его встречи с министром национальной обороны Республики Польша Богданом Клихом были обсуждены вопросы относительно дальнейшего хода создания «ЛитПолУкрбриг». Тогда, кстати, стороны определились, что эта бригада будет состоять из трех батальонов — по батальону от каждой страны-участницы, а ротация командования бригады будет осуществляться по очереди каждой страной. При этом рабочим языком будет английский.
Как видим сейчас, создание бригады и начало ее деятельности уже не за горами. Как и планировалось министром обороны Михаилом Ежелем, эта структура может достичь полной оперативной готовности уже в 2013 году...
В конечном итоге в истории с «ЛитПолУкрбриг» опять возникают вопросы к заявленной Виктором Януковичем внеблоковости Украины. При этом стоит обратить внимание на весьма интересное обстоятельство. В мире о намерениях той или иной державы не присоединяться к каким-либо военно-политическим блокам в перспективе вот уже не первый десяток лет судят по ее участию (или неучастию) в такой мощной международной структуре, как Движение неприсоединения, или, как ее еще называют, Организация Движения неприсоединения (NAM - Non-Aligned Movement) (6). Эта организация была создана по инициативе премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, лидера Югославии Иосипа Броз Тито и президента Египта Гамаля Абдель Насера на Белградской конференции в сентябре 1961 года. После чего активно расширялась: если на момент создания в нее входило 25 государств мира, то в 1992 году - уже 108, а на сегодня она включает 120 стран, объединив, таким образом, практически все нейтральные государства планеты.
Активной политической деятельности NAM мешает тот факт, что очень трудно найти консенсус и выработать общую позицию по важнейшим мировым вопросам державам, расположенным в разных регионах земного шара и далеко не всегда объединенных общими интересами (хотя в сентябре 2012 года именно NAM поддержало Иран и Сирию, выступив с протестом против вмешательства в дела этих стран со стороны Запада и его союзников в регионе) (7).
В то же время участие в NAM, как мы упомянули, является показателем нейтралитета державы и ее заявленного курса на невступление в военно-политические блоки. Между тем история нынешней внеблоковости Украины, как известно, начинается с подписания Виктором Януковичем закона Украины «Об основах внутренней и внешней политики» от 1 июля 2010 года. Прошло почти два с половиной года с того момента, но от Киева не слышно абсолютно никаких намерений присоединиться к NAM. Более того: само упоминание об этой организации по совершенно непонятной причине «вычищено» из украинского информационного поля.
Скажем больше: украинские СМИ по совершенно непонятной причине массово проигнорировали весьма показательное событие, произошедшее относительно недавно, в августе 2012 года. Поверив в заявленную внеблоковость Украины, NAM пригласило к участию в очередном XVI саммите глав государств этой организации, который 26–31 августа проходил в Тегеране, украинскую делегацию высшего уровня. Однако Киев не ответил на приглашение, а вместо участия в саммите NAM Виктор Янукович отправился с рабочим визитом в Донецкую область.
Понятно, что такое поведение украинской власти вызвало вопросы относительно ее «внеблоковых» деклараций и истинных намерений. Немногие обратившие внимание на историю с приглашением Януковича на саммит NAM обозреватели резонно предположили, что она является свидетельством того, что Киев нацелен на весьма скоротечную «внеблоковость» (8).
Вопрос в том, куда именно пойдет Украина по «истечении» своего внеблокового статуса. Тогда как ее участие в нынешних инициативах вроде «ЛитПолУкрбрига» недвусмысленно свидетельствуют о возможном выборе украинской власти.