СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Космос

Сообщений 1 страница 30 из 853

1

Пока эту тему сюда.

0

2

В околоземном пространстве случайно обнаружен неизвестный науке или негласно выведенный на орбиту объект со странной, как-то связанной с Луной, орбитой.

26 октября 2009 года сразу четыре обсерватории в США, в штатах Аризона и Нью Мексико, провели наблюдения случайно обнаруженного объекта, получившего условное наименование 9U01FF6.

Впоследствии существование объекта было подтверждено испанскими наблюдателями.

Уже представлены его первые изображения.

Природа его пока неизвестна, однако объект отличается весьма странной околоземной орбитой с периодом обращения 1 месяц (31 сутки), высоким эксцентриситетом и апогеем 420 тыс. км.

Подобные орбиты близки к переходным на лунные орбиты, однако не соответствуют заявленным для программы "Аполлон" и гораздо ближе, по мнению экспертов, к орбитам аппаратов, выводившихся с помощью РН Agens в 1960-е годы - эпоху реализации программы "Аполлон" NASA.

Перигей орбиты 9U01FF6 в настоящее время составляет около 50 тыс. км, что позволило объекту долгое время оставаться незамеченным наблюдателями и станциями мониторинга околоземного пространства.

Какова природа объекта, пока неясно. Топоцентрические эфемериды объекта приведены на сайте проекта "Плутон".

Более подробная информация о новом открытии будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.

http://www.rnd.cnews.ru/tech/news/top/i … /27/367281

0

3

В России начата подготовка к созданию национальной группировки радарных спутников ДЗЗ "Аркон". Генеральным подрядчиком работ по созданию аппаратов принципиально нового для России класса стал ВНИИЭМ.

http://rnd.cnews.ru/tech/reviews/index_ … /11/369345

0

4

На ядерный космический корабль выделят полмиллиарда рублей

Российское правительство выделит в 2010 году 500 миллионов рублей на разработку космического корабля с ядерным двигателем, сообщает РИА Новости. Деньги будут поделены между Росатомом и Роскосмосом (470 и 30 миллионов соответственно).
В октябре 2009 года о разработке российского корабля с ядерной установкой заявил глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Он сказал, что подобные технологии необходимы для создания корабля, который сможет отправиться, например, к Марсу.

Сообщалось также, что эскизный проект новой двигательной установки будет готов к 2012 году, после чего для практической реализации проекта потребуется еще 17 миллиардов рублей. При этом само создание двигателя начнется не раньше 2018 года.

В свою очередь руководство РКК "Энергия" в ноябре 2009 года заявило, что рассматривает возможность создания орбитального мусорщика - корабля, который очищал бы орбиту от мусора, - оснащенного ядерным двигателем. Создавать корабль планируется на основе грузовых "Прогрессов".

http://lenta.ru/news/2010/01/11/nuke/

0

5

Индия планирует купить российский космический корабль в 2013 году для вывода своего космонавта на орбиту, заявил агентству «Интерфакс» заместитель руководителя «Роскосмоса» Виталий Давыдов.

Давыдов также сообщил, что к 2013 году РКК «Энергия» модернизирует свои производственные мощности и будет способна выпускать пять КК «Союз» ежегодно.

Кроме оплаты покупки корабля Индия также будет финансировать работу российского космонавта, который будет обучать индийских космонатов. Давыдов отметил, что проект предусматривает только запуск корабля на орбиту, стыковка с Международной космической станцией не предусматривается.

«Роскосмос» является государственной организацией, ответственной за реализацию российских космических программ.

http://www.militaryparitet.com/perevodn … odnie/525/

0

6

А что там с программой "Воздушный старт"?

0

7

да что-то про нее давно уже ничего не слышно.

0

8

С ЯЭУ в космосе уже пробовали.
http://energyua.com/2007/07/02/863.html
http://dentergent.livejournal.com/253144.html

0

9

Виталий Иванович (PQ) написал(а):

да что-то про нее давно уже ничего не слышно.

лично я сожалею что не реализовали МАКС... думаю это реально был бы определённый прорыв..

0

10

Там насколько мне помнится проблема в самолете. Мрия то украинская.

0

11

Виталий Иванович (PQ) написал(а):

Там насколько мне помнится проблема в самолете. Мрия то украинская.

По моему самолет это самая наименьшая проблема... тут скорее дело в другом... у такого комплекса стоимость выведения 1 кг полезной нагрузки стоило бы, ЕМНИП, менее 1000$. Что делало бы ее очень рентабельной.. на порядок рентабельней чем существующие сейчас одноразовые ракеты... то есть много кого бы оставила без жирного куска...

0

12

...Сегодня Россия и Индонезия завершают переговорный процесс по работам, связанным с созданием наземной инфраструктуры авиационно-космического комплекса «Воздушный старт» на острове Биак.  Кстати, этот проект входит в Федеральную космическую программу России 2006-2015 гг. Работа  осуществляется ведущими предприятиями авиационно-космической отрасли России с участием украинского предприятия им. Антонова в части создания носителя на базе тяжелого самолета Ан-124-100» (Руслан).

К настоящему времени завершено эскизное проектирование, разработан бизнес-план, технико-экономическое обоснование проекта и организационные документы, необходимые для завершения  переговорного процесса по инвестициям и развертыванию работ по созданию наземной инфраструктуры...
http://www.rian.ru/analytics/20080925/151590746.html

Отредактировано Алексей (2010-01-12 20:50:56)

0

13

МОСКВА, 12 янв - РИА Новости. Астрономы обнаружили загадочный астероид, параметры орбиты которого заставляют предполагать, что это может быть созданный человеком космический аппарат, в среду он приблизится к Земле на минимальное расстояние.

Сообщение об обнаружении этого небесного тела было опубликовано на сайте Центра малых планет Международного астрономического союза в понедельник вечером.

Согласно расчетам ученых, астероид, получивший обозначение 2010 AL30, имеет размеры порядка 10-15 метров. В среду, около 12.48 по Гринвичу (15.48 мск) он сблизится с Землей на минимальное расстояние - 128 тысяч километров, что почти в три раза выше орбиты месторасположения геостационарных спутников.

"Этот объект... имеет период обращения один год - следовательно, это скорее созданный человеком объект, чем естественное небесное тело", - отмечают итальянские астрономы Эрнесто Гуидо (Ernesto Guido) и Джованни Состеро (Giovanni Sostero) из обсерватории Реманцакко, получившие снимки астероида.

Вместе с тем, американский астроном Алан Харрис (Alan Harris), старший научный сотрудник Института космической науки, считает, что орбита вновь открытого астероида не представляет собой ничего необычного и не похожа на обычные орбиты космических аппаратов.

В период максимального сближения с Землей астероиод 2010 AL30 можно будет наблюдать в созвездии Рыб, в созвездии Ориона и созвездии Тельца как звезду 14-й величины, но разглядеть ее можно будет только в телескоп.

http://www.rian.ru/science/20100112/204016325.html

0

14

Виталий Иванович (PQ) написал(а):

имеет размеры порядка 10-15 метров

это длина?

0

15

"Воздушный старт" проектировался и разрабатывался поначалу с Ан-124 "Русланом". И только потом начали прорабатывать "Старт" с Ан-225 "Мрія".

0

16

Россия представила концепцию нового военного спутника, способного поражать цели из космоса

Российские ракетные инженеры разработали концепцию универсального космического аппарата военного назначения. Ее представил во вторник на ежегодных московских Академических чтениях по космонавтике президент, генеральный конструктор ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота.

По его словам, такой аппарат должен иметь на борту ядерную энергетическую установку мощностью 150-500 кВт. Такая мощность позволит мониторить территории и воздушное пространство, обеспечивать информационное превосходство, в том числе и в ходе вооруженных конфликтов, а также преимущество в указании целей и управлении. "Он будет способен решать и задачи поражения", - подчеркнул Лопота, которого цитирует ИТАР-ТАСС.

По расчетам специалистов, масса такого космического аппарата - до 20 тонн, ресурс - 10-15 лет.

- Правительство даст 500 млн на разработку космического корабля с ядерным двигателем
- Роскосмос обещает спасти Землю от астероида-убийцы

Президент корпорации также сообщил, что летные испытания нового российского пилотируемого космического корабля начнутся в 2015 году на новом космодроме "Восточный". Ранее сообщалось, что разрабатываемый "Энергией" эскизный проект корабля будет готов к защите к середине 2010 года.

Этот корабль рассчитан на доставку в космос до шести космонавтов. Управлять им будут два человека, остальные четверо - пассажиры. Планируется, что новый пилотируемый корабль будет многоразовым и сможет использоваться в лунных экспедициях.

Кроме того, Россия к 2020-2025 году создаст орбитальную базу для сборки межпланетных кораблей, а при помощи разработанной в РКК тяжелой платформы можно будет запускать меньше космических аппаратов, но с большей эффективностью, сообщил Лопота.

По мнению главы корпорации, Россия "может претендовать не менее чем на 5% мирового рынка космической связи", который составляет 280 млрд долларов (сейчас доля России - всего 0,5%).

Международной космической станции продлили жизнь до 2020 года

Также Валерий Лопота заявил, что партнеры по программе Международной космической станции (МКС) договорились продлить ее эксплуатацию до 2020 года. Он сказал, что формирование станции продолжится до 2015 года, а американцы уже вышли с предложением эксплуатировать МКС до 2028 года.

Лопота назвал проект МКС "самым дорогим проектом землян". "Станция впитала в себя уже 120 млрд долларов", - заметил он.

Глава космической корпорации напомнил, что с 2010 года прекращают летать американские многоразовые шаттлы, и доставка астронавтов на МКС будет практически целиком зависеть от России. Новый американский корабль Orion, разрабатываемый в рамках программы NASA "Constellation" ("Созвездие") должен прийти на замену шаттлам только к 2015 году.

http://newsru.com/russia/26jan2010/lopota.html

0

17

США осуществят первый запуск беспилотного мини-шаттла X-37B

19 апреля ВВС США проведут первые испытания беспилотного космического корабля, напоминающего внешним видом и функциями классический шаттл.

Одна из немногих фотографий загадочного аппарата.
Машина должна выйти на орбиту, выполнить тесты и вернуться обратно.

С какой целью в течение десяти лет разрабатывался аппарат X-37B Orbital Test Vehicle и каковы его технические характеристики, американцы не объясняют. Но известно, что на программу X-37 были потрачены сотни миллионов долларов (точная цифра скрывается).

Пентагон, внезапно анонсировавший испытания, рассказал, что корабль построен конструкторским бюро Phantom Works корпорации Boeing. Его масса — 5 тыс. кг, высота — 2,9 м, длина — 8,8 м, размах крыльев — 4,5 м. Вместо обычного для шаттлов одинокого вертикального стабилизатора он снабжен двумя угловыми задними крыльями.

В отличие от космических челноков, он будет выведен на орбиту как обычный спутник — на носу новой ракеты-носителя «Атлас-5», после чего развернет солнечные панели. За пределами атмосферы аппарат выполнит самые простые тесты на связь с Землей, способность к выполнению команд и автономное управление, термическую защиту и спуск.

Продолжительность испытаний не уточняется, но Пентагон указывает, что X-37B способен оставаться на орбите 270 суток.

Работу над проектом X-37 в 1999 году начали НАСА и «Боинг» с минимальным вмешательством ВВС. Начальный бюджет программы составил $173 млн. Предполагалось, что X-37 будет более успешной и крупной версией аппарата Air Force X-40A, предназначенного для вывода на орбиту небольших военных спутников, но так ни разу не побывавшего в космосе. В 2002 году НАСА передало корпорации Boeing еще $301 млн, а в 2004 году проектом занялось Министерство обороны США.

Подготовлено по материалам Ассошиэйтед Пресс.

http://science.compulenta.ru/520591/

0

18

США готовы заказать в России ДЗЗ-спутник

13 апреля 2010 года в Москве прошла рабочая встреча российских и американских специалистов в области космических систем дистанционного зондирования.

Во встрече участвовали с американской стороны д-р Эндрю Ханна (Andrew Hanna), региональный директор по продажам в регионе EMEA компании GeoEye, и Андрей Шумаков (Andrew Schumakov), торговый представитель компании в России.

С российской стороны в переговорах участвовала делегация ФГУП НПП ВНИИЭМ под руководством заместителя генерального директора-генерального конструктора Кирилла Боярчука, делегация компании "Иннотер" под руководством генерального директора Виктора Лаврова, эксперты группы "Неогеография".

Обсуждались организационные и технические аспекты взаимного использования перспективной российской (аппараты "Канопус-В", "БелКА", "Метеор") спутниковой группировки дистанционного зондирования, с одной стороны, и группировки компании GeoEye - с другой. В частности, рассматривались перспективы использования российскими разработчиками калибровочных полигонов компании GeoEye в различных регионах мира.

Американские партнёры предложили обсудить вопрос о возможности производства на мощностях НПП ВНИИЭМ спутника (или спутников) дистанционного зондирования среднего разрешения для компании GeoEye. Именно такого спутника в настоящее время нет в группировке GeoEye, однако он необходим для проведения оперативной съёмки больших территорий, расширения спектра и качества услуг и продуктов.

Рассматривалась также возможность приобретения в России необходимого комплекта наземного оборудования.

Интерес ведущей американской компании к продукции НПП ВНИИЭМ, подчеркивали участники, не в последней степени обусловлен комплексным и системным подходом коллектива разработчиков предприятия к решению проблемы оперативного обеспечения пользователей документальными, в минимальной степени опосредованными условностями, данными дистанционного зондирования на основе неогеографического подхода в рамках проекта "Неоглобус".

Перспективность и, более того, безальтернативность такого подхода была продемонстрирована на конференции GeoВласть-2, прошедшей во ВНИИЭМ 1 апреля 2010 года. Подробный рассказ о ней, а также об итогах сегодняшнего совещания, будет опубликован на портале "Исследования и разработки - R&D.CNews".

Это интересно

0

19

"Орион" возродят как спасательный корабль

Космический корабль "Орион", который разрабатывался в рамках американской программы "Созвездие", отмененной в 2010 году, все же будет построен. Об этом журналистам Associated Press рассказал на условиях анонимности знакомый с ситуацией чиновник из администрации президента США Барака Обамы.
По его словам, корабль будет использоваться в качестве спасательного средства для экстренной эвакуации астронавтов с МКС. В настоящее время для этого приспособлены российские космические корабли "Союз". "Орион" отправится на орбиту в беспилотном режиме и будет пристыкован к станции. Так как на борту корабля при отправке в космос не будет людей, для вывода "Ориона" на орбиту можно будет использовать одну из действующих в настоящее время ракет-носителей, например серии "Атлас" (Atlas) или "Дельта" (Delta).

Помимо возвращения "Ориона", новая стратегия развития американской космической отрасли подразумевает создание ракеты-носителя большой грузоподъемности. Как отметил чиновник, ее создание начнется уже в 2015 году, после того как специалисты выберут один вариант конструкции из нескольких предложенных.

Реализация всех планов позволит создать во Флориде (штат, в котором расположен космический центр Кеннеди и космодром) около 2,5 тысячи рабочих мест - больше, чем предполагалось для решения задач "Созвездия". На развитие соответствующей инфраструктуры в штате будет выделено 40 миллионов долларов. Кроме того, дополнительные 11,8 тысячи рабочих мест будут созданы для обеспечения пилотируемых полетов в космос, которыми будут заниматься частные космические компании.

Программа "Созвездие" была разработана в 2004 году при президенте Джордже Буше-младшем. Она предполагала создание космического корабля "Орион" и нескольких ракет-носителей типа "Арес". Конечной целью "Созвездия" был полет человека на Луну и, в перспективе, на Марс. В феврале 2010 года было объявлено об отказе от этой программы.

Новая стратегия, провозглашенная президентом Обамой, подразумевает, что NASA будет в первую очередь работать над краткосрочными космическими миссиями, а создание нового пилотируемого корабля будет отдано на откуп частным компаниям.

http://lenta.ru/news/2010/04/14/orion/

0

20

Рождение УСа и история создания системы МКРЦ

Рождение УСа

К.Лантратов.

   В конце 50-х – начале 60-х гг. в Военно-морском флоте СССР началось широкое внедрение нового вида морского оружия – самонаводящихся противокорабельных крылатых ракет (ПКР) оперативно-тактического назначения. Эффективное использование этих ПКР было невозможным без всепогодной системы загоризонтного целеуказания на всей акватории Мирового океана, что могло быть обеспечено только космической системой.
   Идея использования космических средств для обеспечения целеуказанием нового поколения противокорабельных крылатых ракет родилась в 1960 г. Во главе проекта встали следующие организации промышленности: ОКБ-52 ГКАТ (генеральный конструктор – В.Н.Челомей), КБ-1 ГКРЭ (генеральный конструктор – академик А.А. Расплетин, затем – А.И.Савин), НИИ-17 ГКРЭ (Московский НИИ приборостроения, И.Я.Бруханский) и НИИ вооружения ВМФ (Н.И. Боравенков, К.К.Франтц). От Министерства обороны заказывающим органом было определено Управление ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ (В.А. Сычев, М.И. Ковалевский).
   Для реализации этой идеи требовалось проведение широкого круга научных исследований и решения ряда научно-технических проблем по созданию:
• радиолокационных и радиотехнических средств всепогодной разведки морской поверхности из космоса, способных при работе в автоматическом режиме производить обнаружение надводных кораблей (НК) на фоне взволнованной морской поверхности и излучений корабельных радиотехнических средств (РТС) и точно определять их координаты;
• космических аппаратов (КА), способных выводить в космос бортовые средства всепогодной разведки, имеющих автоматически действующую систему ориентации осей КА в орбитальной системе координат, оснащенных достаточно мощными источниками бортового питания и способных корректировать свое орбитальное движение по команде с Земли;
• системы радиоуправления КА, оперативно и точно определяющей и прогнозирующей орбитальное движение КА с выдачей команд для обеспечения функционирования бортовых систем в процессе орбитального полета КА;
• автоматизированного наземного комплекса системы для управления КА, приема и обработки передаваемой с них разведывательной информации;
• корабельных комплексов разведки и целеуказания, осуществляющих прием без активного запроса информации с КА при их работе в режиме «обнаружил-передаю», селекцию главных целей корабельных группировок и ввод их координат в стрельбовой комплекс ПКР;
• ракетного комплекса для вывода КА системы на орбиту ИСЗ с жесткими требованиями по времени запуска и параметрам исходной орбиты.
   Однако еще на стадии подготовки тактико-технических заданий на разработку Системы МКРЦ возникли сомнения в целесообразности разработки двух систем наблюдения, создаваемых с использованием одного и того же принципа – регистрации из космоса излучений наземных радиотехнических средств. Дело в том, что в те же годы начались работы по созданию системы радиотехнической разведки «Целина». При этом, если в общей системе «Целина» предполагалась регистрация в широком диапазоне частот, то в системе МКРЦ – лишь на частотах, используемых в военно-морских силах стран Запада. Возникло предложение: ограничиться созданием только одной системы наблюдения, имеющей более широкие возможности. При этом предполагалось обеспечить космической информацией всех заинтересованных потребителей в Министерстве обороны. Однако отсутствие в начале 60-х годов решения о едином заказчике космических средств в Министерстве обороны не позволило принять такое решение. Кроме того, головной заказчик в Военно-морском флоте включил в состав Системы МКРЦ, кроме подсистемы радиотехнического наблюдения, еще и подсистему радиолокационного наблюдения на морских театрах военных действий, связав обе системы единым Центром приема, обработки и распространения информации.
   В этих условиях возможность иметь отдельную систему для ВМФ оказалась предпочтительней, если учесть, что создание с использованием космических средств замкнутого контура управления ракетным оружием являлось принципиально новым шагом в борьбе с морскими силами как главным орудием возможной агрессии в тот период. В результате в разработке оказались обе системы – УС (управляемый спутник) и «Целина».
   Первое правительственное решение о развертывании опытно-конструкторских работ по созданию Системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) вышло 16 марта 1961 г.
   Головной организацией по системе и головным разработчиком ракетно-космического комплекса системы первоначально было определено ОКБ-52. КБ-1 являлось головной организацией по радиоэлектронным комплексам системы и головным разработчиком наземной и бортовой систем управления.
   В 1961–64 гг. в ОКБ-52 совместно с КБ-1 был разработан проект аппарата УС. Спутник совмещал в себе обе функции – и радиолокационной, и радиотехнической разведки. В связи с невозможностью обеспечить с помощью солнечных источников тока непрерывную работу бортовой РЛС, возникла необходимость создания космической атомной электростанции. Это, в свою очередь, привело к необходимости разработки радиационностойкой бортовой аппаратуры и внедрения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на всех этапах подготовки и эксплуатации КА.
   Создание бортовой атомной электростанции поручалось Физико-энергетическому институту (академик А.И.Лейпунский) и Институту атомной энергии им. И.В.Курчатова (академики М.Д.Миллионщиков и А.П.Александров). Курирование работ по созданию атомной электростанции осуществлял Комитет по использованию атомной энергии (Ю.И.Данилов, В.М.Тюгин). Впоследствии эти работы сосредоточились в Министерстве среднего машиностроения СССР.
   Тем же постановлением Правительства от 16 марта 1961 г. было решено начать работы в ОКБ-52 над ракетой УР-200. Она должна была выполнять функции не только как МБР, но и как РН для аппарата УС. РН имела стартовую массу 138 т, массу полезной нагрузки – 3.9 т.
   Хотя работы над УР-200 были начаты у Челомея еще в 1960 г., т.е. до принятия Постановления 16 марта 1961 г., но уже тогда высказывались опасения, что аппарат будет готов раньше, чем ракета пройдет стадию испытаний и сможет вывести его на орбиту. Поэтому в том же 1961 г. было принято решение о запуске спутника УС на РН 11А510, разрабатываемой в Куйбышевском филиале ОКБ-1 под руководством Д.И.Козлова.
   Через три года после начала разработки, 4 ноября 1963 г. с полигона Байконур был произведен первый пуск ракеты УР-200 с открытого старта. В период 1963–64 гг. было проведено девять пусков ракеты, подтвердивших заданные характеристики. Но дальнейшие работы над ракетой УР-200 были прекращены в связи с постановкой Министерством обороны СССР срочной задачи промышленности – создание ракетных комплексов нового поколения в противовес американским Minuteman.

История создания системы МКРЦ

   В 1964 г. в связи с прекращением разработки УР-200 за ОКБ-52 были сохранены функции головного разработчика КА УС, а головной организацией по системе было назначено КБ-1. Разработкой системы в КБ-1 занимался коллектив ОКБ-41 (главный конструктор – А.И.Савин, в 1973 г. возглавил ЦНИИ «Комета»). Кроме тематического ведения системы МКРЦ, КБ-1 проводило разработку наземного и бортового комплексов управления системы МКРЦ и отработку ракетно-космического и наземного комплексов системы в целом.
   В качестве прототипа новой РН для УСа было решено выбрать днепропетровскую МБР 8К67 (Р-36). Эта МБР позволяла запустить более тяжелый полезный груз, чем УР-200. 24 августа 1965 г. вышло Постановление правительства «О создании на базе ракеты Р-36 (8К67) космического носителя для запуска КА ИС и УС». Эта РН получила обозначение 11К67. Через два года, 21 июля 1967 г., было принято новое решение: в качестве прототипа для РН спутников УС использовать орбитальный вариант МБР 8К67 – МБР 8К69 (Р-36орб). Новая ракета-носитель получила обозначение 11К69. Разработка этих РН велась в днепропетровском ОКБ «Южное» Минобщемаша (главный конструктор – академик М.К.Янгель, ведущий конструктор – Л.Д.Кучма, ныне Президент Украины). Для запуска ракеты-носителя под руководством главного конструктора КБТМ Минобщемаша В.Н.Соловьева был создан высокоавтоматизированный стартовый комплекс, который стал прообразом стартового комплекса для других ракет-носителей.
   Следует отметить, что разработка Системы МКРЦ в ЦНИИ «Комета» проводилась одновременно с разработкой космической системы противоспутниковой обороны (ПСО). Вследствие этого использовался единый ракетный комплекс, а целый ряд технических решений был унифицирован на уровне созданных технических средств, что удешевило и упростило разработку и создание как системы МКРЦ, так и ПСО.
   В процессе разработки системы УС была предложена и реализована оригинальная однопунктовая система радиоуправления КА, обеспечивающая точное определение параметров орбитального движения спутника и его прогнозирование за два прохода над пунктом управления с выдачей необходимых для суточного функционирования КА команд с точной привязкой к системе единого времени. Создание такой системы радиоуправления базировалось на модели математического описания орбитального движения КА в виде отклонений от заданной орбиты, что позволило упростить соответствующие алгоритмы управления.
   Бортовой комплекс системы управления КА УС, помимо бортовой аппаратуры радиоуправления, функционально включал в себя систему ориентации и стабилизации, бортовой эталон времени. В связи с отсутствием в то время интегральных микросхем бортовая аппаратура радиоуправления, включающая ретранслятор сигналов наземной станции с приемником команд и бортовое командно-программное устройство, создавалась на базе специально разработанных микромодулей.
   Разработанные в ОКБ-52 (НПО «Машиностроение») под руководством академика В.Н.Челомея КА системы МКРЦ отличались оригинальной для того времени конструкцией, рассчитанной на авиационную технологию изготовления. Первоначально предусматривалось размещение на одном КА космической РЛС как основного средства разведки надводных кораблей (НК) и радиотехнического пеленгатора излучений корабельных РЛС в качестве средства, дополняющего космическую РЛС. Однако в связи с имеющимися ограничениями массы бортовой аппаратуры, по инициативе директора ЦНИИ-108 П.С.Плешакова (впоследствии министр радиопромышленности СССР) и академика А.А.Расплетина, было принято решение о создании для системы МКРЦ КА двух типов. Первый из них – активный КА с бортовой космической РЛС и атомной электростанцией – получил обозначение УС-А. Второй – пассивный КА с солнечным источником тока для радиотехнической разведки – стал называться УС-П.
   Также в связи с ограничениями по выводимой ракетой-носителем массе КА в ОКБ-52 было принято решение о выводе КА серии УС на баллистическую траекторию с последующим собственным доразгоном с вершины баллистической траектории до орбиты ИСЗ. В результате разрабатываемая сначала в ОКБ-300, а затем в Тураевском МКБ «Союз» двигательная установка должна была содержать сравнительно мощный двигатель доразгона, средние по тяге двигатели коррекции орбитального движения и очень экономичные двигатели стабилизации с малой тягой.
   Энергетическая установка КА УС-П на солнечных батареях разрабатывалась непосредственно в ОКБ-52.
   Создание бортового комплекса разведки КА МКРЦ УС-П осуществлял Калужский филиал ЦНИИ-108 (Калужский НИРТИ). Разработка комплекса пассивной разведки со станцией радиотехнической разведки проводилась последовательно под руководством его главных конструкторов – директора Калужского НИРТИ С.И.Бабурина и В.Л.Гречки. Корабельные комплексы разведки и целеуказания создавались Киевским НПО «Квант» под руководством И.В.Кудрявцева и Т.Е.Стефановича (главные конструкторы), Ю.В.Минько и А.Ф.Невдащенко. Наземный комплекс приема и обработки разведывательной информации разрабатывался НИИ-648 (НИИ точного приборостроения) во главе с главным конструктором Г.Б.Петропавловским, В.Г.Щетининым и Г.П.Виденеевым, совместно с МНИИ-1 (ЦНИИ «Агат»), главный конструктор – В.М.Минаев. Бортовая аппаратура радиолинии передачи информации и приемная часть наземного комплекса была разработана МНИИРС (главный конструктор – М.С.Немировский).
   Высокая степень автоматизации стартового комплекса РН позволила разработчикам аппаратуры предстартового контроля и предстартовой подготовки КА (ЦНИИ «Комета») включить в ее состав устройство, отображающее весь ход предстартовой подготовки носителя и КА и осуществляющее на заключительном этапе автоматическое управление запуском ракеты по сигналам (меткам) системы единого времени.

УСы на орбите

   Летные испытания Системы МКРЦ начались 28 декабря 1965 г. запуском прообраза КА УС («Космос-102») на двухступенчатой РН 11А510. Второй запуск УСа на таком же носителе состоялся 20 июля 1966 г. («Космос-125»).
   Это были технологические аппараты, работавшие на химических источниках энергии. На них проводилась летная отработка системы ориентации и стабилизации и двигательной установки в интересах создания как УС-А, так и УС-П. Для оценки точности построителей орбитальной системы координат на борту КА была установлена специально для этих целей разработанная автоматическая система астроориентации «Нептун». В результате были получены уникальные экспериментальные данные.
   Дальнейшие испытательные пуски были предназначены преимущественно для отработки КА серии УС-А с РЛС и ЯЭУ в качестве источника питания. КА пассивной радиоэлектронной разведки появились намного позже.
   27 декабря 1967 г. на 5 НИИП МО (площадка 90) начались летные испытания РН 11К67 с КА УС-А («Космос-198»). Тем самым начался второй этап (1967–1969 гг.) летных испытаний СМКРЦ для отработки системы радиоуправления, общей для аппаратов обоих типов, и отдельных систем КА УС-А.
   На третьем этапе (1970–1978 гг.) проводились летные испытания системы МКРЦ последовательно в полном составе наземных технических средств: сначала с активными КА, а затем и с пассивными. В 1973 г. были завершены летные испытания ракетно-космического комплекса в составе РН 11К69 «Циклон-2» и КА УС-А, а в октябре 1975 г. этот РКК был принят в постоянную эксплуатацию.
   24 декабря 1974 г. вышел на орбиту КА «Космос-699». Это был первый КА УС-П. А в октябре 1978 г. система МКРЦ, включавшая КА УС-А и УС-П и носитель 11К69 «Циклон-2», была принята в штатную эксплуатацию.
   Завершались летные испытания системы с использованием первых образцов КА, изготовленных Ленинградским КБ «Арсенал» им. М.В. Фрунзе и «Мосприбором» (ЦНИИ «Комета»). Им же было поручено дальнейшее серийное производство КА УС-А и УС-П.
   Государственную комиссию на первом и втором этапах испытаний возглавлял генерал-майор А.М. Войтенко, а на третьем – заместитель главкома ВМФ адмирал Н.Н.Амелько.

На страже морских рубежей

   О внешнем виде спутника типа УС-П можно судить по рисунку в. Основой КА служит цилиндрический приборный отсек. Спереди к нему крепится отсек двигательной установки. С другой стороны находится штанга, на которой установлены две 8-секционные панели солнечных батарей и крестообразная рама с антеннами бортового комплекса радиотехнической разведки.
   В штатном режиме орбита каждого КА СМКРЦ поддерживается включениями двигателей малой тяги, благодаря чему отклонение высоты орбиты от номинальных значений не превосходит 3 км. Орбиты разных аппаратов, входящих в рабочую группировку, фазируются так, чтобы все КА двигались вдоль одной и той же трассы со сдвигом в 1 сутки друг от друга. Принимая во внимание 3-суточную кратность трассы, можно предположить, что штатная группировка должна включать три аппарата. Ввиду частых корректирующих включений бортовых двигателей, основной величиной, лимитирующей срок активного существования пассивных КА СМКРЦ, представляется бортовой запас топлива.
   При завершении активного существования КА СМКРЦ выполняют маневр увода с рабочей орбиты.
   Как в процессе проведения летных испытаний, так и на начальном этапе эксплуатации проводились исследования по возможности улучшения ТТХ системы МКРЦ, по результатам которых было принято решение о модернизации космических аппаратов и доработке наземных средств системы. Модернизация КА без внесения принципиальных изменений в их конструкцию была поручена Ленинградскому КБ «Арсенал» им. М.В.Фрунзе, ЦНИИ «Комета» и другим разработчикам бортовых систем КА, что позволило за счет внедрения в бортовую аппаратуру характерной для середины 70-х элементной базы – микросхем существенно улучшить ТТХ системы МКРЦ и повысить срок активного существования КА в 4–6 раз.
   На аппаратах первой серии увод с рабочей орбиты осуществлялся небольшим разгонным импульсом. При этом аппараты оставались на орбите до нескольких лет и в ходе длительного неконтролируемого полета в большинстве случаев разрушались – по-видимому, из-за взрывов остатков топлива в двигательной системе или гермоконтейнеров с буферными химическими батареями. На аппаратах, запускаемых с 1986 г., увод стал выполняться посредством тормозного импульса, и отработавшие КА стали входить в атмосферу в течение нескольких недель после прекращения работы. Такое решение, видимо, было направлено на предотвращение неконтролируемого разрушения КА на орбите.
   С 1974 до 1987 гг. («Космос-1769») пассивные КА СМКРЦ запускались на орбиты высотой 438x457 км с периодом 93.3 мин и наклонением 65°, обеспечивавшие 4-суточную кратность трассы. Начиная с «Космоса-1735», стартовавшего 27 февраля 1986 г., КА этого класса стали запускаться на более низкие орбиты, высотой 413x432 км с периодом 93.0 мин. Такая орбита при том же наклонении обеспечивает 3-суточную кратность трассы.
   А в октябре 1989 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР были приняты на вооружение системы УС-АМ и УС-ПМ в составе РК 11К69.
   Принимая во внимание факты изменения рабочей орбиты и технологии увода с нее, можно предположить, что пассивные КА СМКРЦ, выводимые на пониженные орбиты, и есть модернизированные КА УС-П, т.е. УС-ПМ. (Четыре запуска на эту орбиту, произведенные до октября 1989 г., логично отнести к этапу летно-конструкторских испытаний аппаратов нового типа.)
   Система МКРЦ явилась первой системой космической разведки и целеуказания по подвижным морским целям. Своеобразную оценку созданной системы дал военно-промышленный комплекс США, который, разрабатывая противоспутниковую систему ASAT, обосновал необходимость ее создания для противодействия в первую очередь спутникам системы МКРЦ.
   Высокая эффективность созданной системы МКРЦ особенно ярко проявилась летом 1982 г. во время англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Система позволила полностью отслеживать обстановку на море, по полученной информации Главным штабом ВМФ был определен момент начала высадки английского десанта.
   Созданная усилиями видных деятелей науки и техники СССР система морской космической разведки и целеуказания, состоящая из сложнейших разнородных технических комплексов, объединенных устройствами сопряжения и единым алгоритмом функционирования, успешно решает задачи как разведки надводной обстановки на акватории Мирового океана, так и целеуказания противокорабельному оружию ВМФ.
   В мае 1988 г. использование спутников УС-АМ было прекращено в связи с рядом имевшихся с ним инцидентов, а также рядом протестов в мире против использования радиоактивных источников энергии на КА после Чернобыльской аварии. Поэтому спутники УС-ПМ в настоящий момент остаются единственным типом КА в системе МКРЦ. Продолжительность активного существования, наблюдавшаяся у последних аппаратов морской разведки, составляет от 18 до 22 месяцев.
   19 ноября 1999 г. был уведен с рабочей орбиты последний пассивный КА системы МКРЦ «Космос-2347». После этого в работе не осталось ни одного спутника системы МКРЦ. Запущенный 26 декабря «Космос-2367» является единственным аппаратом в системе и, возможно, с его запуском еще раз начато ее развертывание.

Взято тут

0

21

интересно сейчас что-нибудь от этой системы осталось?

0

22

Аппараты из состава МКРЦ: УС-А, УС-АМ и УС-П

0

23

«Военный Паритет». ВВС США намерены осуществить давно назревший запуск беспилотного космического корабля Х-37В, которого иранское правительство назвало как «секретный военный космический корабль». Но что на самом деле представляет этот аппарат? Никто точно не знает.

Х-37 имеет долгую и неоднозначную историю разработки. Космическое агентство NASA видело этот корабль в качестве потенциальной «спасательной шлюпки» для экипажей Международной космической станции, однако для этих целей на МКС использовались одноразовые российские корабли «Союз». Интерес NASA  к этому проекту закончился после строительства аппарата и атмосферных испытаний. В настоящее время программа Х-37В находится под эгидой ВВС США, которые планировали начать орбитальные испытания в 2008 году.

Этот срок был перенесен, возможно, по техническим причинам. Было проведено одно атмосферное испытание прототипа. Аппарат был сброшен с борта знаменитого, полностью построенного из композиционных материалов высотного реактивного самолета-«матки» White Knight. Прототип совершил успешную посадку на ВПП базы ВВС Эдвардс в Калифорнии, где проходил наземные испытания. 

Но сегодня ВВС сообщили, что Х-37В полностью готов к орбитальному полету. Первоначальная дата старта - 19 апреля - была отложена поздним сходом с орбиты и приземлением МТКК Discovery на космодроме на мысе Канаверал.

http://www.militaryparitet.com/perevodn … odnie/793/

0

24

С мыса Канаверал стартовал американский космический беспилотник
http://rus.ruvr.ru/2010/04/23/6809996.html
http://www.argumenti.ru/world/2010/04/58150/
http://echo.msk.ru/news/674133-echo.html

0

25

http://www.militaryparitet.com/editor/assets/new/009%20hju009.JPG

http://www.militaryparitet.com/editor/assets/new/otv1.jpg

http://www.militaryparitet.com/editor/assets/new/_47673738_100405-o-1234s-001-1.jpg

Военный Паритет». В США с космодрома на мысе Канаверал на околоземную орбиту запущен беспилотный космический корабль Х-37В. Впервые в истории космической программы США аппарат выполнит сход с орбиты и посадку в автоматическом режиме.

Х-37В был выведен на орбиту вертикально с помощью ракеты-носителя Atlas-V (аппарат размещался в носовом обтекателе РН). Корабль оснащен большой двигательной установкой, размещенной в задней части, и предназначенной для изменения высоты орбиты. 

Энергопитание корабля обеспечивают солнечные батареи и литиево-ионные аккумуляторы. «Приоритетным технологическим требованием данного запуска является изучение способности аппарата выполнять самостоятельный полет. На орбите транспортный корабль, открыв створки грузового отсека, должен принять полезную нагрузку, развернуть солнечные батареи, контролировать высоту орбиты и доставить груз на Землю», заявил заместитель секретаря космических программ ВВС США Гэри Пэйтон (Gary Payton). На корабле также пройдут испытания передовая система управления, навигации и контроля, жаропрочные конструкции, термозащита и авионика. Аппарат может находиться на орбите до 270 суток. 

Пэйтон заявил, что сроки возвращения аппарата на Землю будут зависеть от «прогресса экспериментов на орбите». После завершения миссии будет включен двигатель, который обеспечит сход с орбиты корабля массой 5 тонн и его возвращение на Землю. Автоматическая система управления обеспечит посадку аппарата на базу ВВС США Ванденберг (Калифорния), имеющей  ВПП длиной 4500 м. 

По мнению доктора, сотрудника Колледжа ВМС США (Ньюпорт, Род-Айлэнд) Джоан Джонсон-Фриз (Joan Johnson-Freese), ВВС провели этот запуск в надежде получить новые возможности, и если им это удастся, то они будут продолжать эксперименты. Если нет, то этот проект ждет «мусорное ведро».

Это интересно

0

26

Байконур: «Энергия» и «Буран»

http://drugoi.livejournal.com/3259344.h … t307318736

  РД0410. Ядерный ракетный двигатель. Перспективные космические аппараты

http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=66

0

27

http://img.lenta.ru/news/2010/06/02/spaceship/picture.jpg

РКК "Энергия" завершила разработку эскизного проекта нового российского пилотируемого корабля, сообщает РИА Новости со ссылкой на руководителя корпорации Виталия Лопоту. До 30 июня 2010 года проект будет передан на рассмотрение в Роскосмос.
Сотрудники Федерального космического агентства проведут техническую экспертизу проекта и определят будущие действия по созданию корабля, или, как его еще называют, перспективной пилотируемой транспортной системы. Как отметил Лопота, он позволит доставлять на орбиту одновременно шесть человек и полтонны полезных грузов, при этом нагрузка на экипаж будет значительно уменьшена.

Перспективная транспортная система будет состоять из спускаемого аппарата и двигательного отсека. По сравнению с "Союзами" точность приземления спускаемого аппарата будет заметно выше - отклонение не должно превышать 2,5 километра от расчетного места посадки. Диаметр спускаемого аппарата составит 4,4 метра - это вдвое больше, чем диаметр спускаемого аппарата "Союза". За счет использования алюминиевых сплавов повышенной прочности, а также углепластика масса спускаемого аппарата будет уменьшена на 20-30 процентов.

В двигательной установке будут использоваться газообразный кислород и этиловый спирт, которые не наносят вреда окружающей среде. Кроме того, у нее будут собственные органы управления, контролирующие падение установки. Такая мера позволит избежать падения фрагментов конструкции на жилые объекты.

Навигация перспективной транспортной системы будет осуществляться при помощи специально разработанной аппаратуры, включающей приемники ГЛОНАСС и высокоточные оптические и гироскопические датчики.

Конкурс проектов нового российского пилотируемого корабля был проведен в начале 2009 года. Его победителем была единогласно признана РКК "Энергия". Кроме нее в тендере принимал участие только государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Проведение конкурса широко не освещалось и сопровождалось различными слухами. Подробнее о том, как развивались события, можно прочитать здесь. Сообщение о выборе победителя появилось 6 апреля 2009 года.

http://lenta.ru/news/2010/06/02/spaceship/

0

28

Аппарат Х-37В продолжает озадачивать наблюдателей своими манёврами на орбите и интриговать своим назначением.

Несмотря на выполненный при выведении манёвр увода, изменивший ожидавшуюся плоскость орбиты, новый военный шаттл Х-37В был быстро обнаружен группой астрономов-любителей – наблюдателей за спутниками. Было организовано регулярное наблюдение за ним.

При этом выяснилось, что аппарат и теперь продолжает активно маневрировать на орбите.

По данным известного наблюдателя спутников Тэда Молчана (Ted Molczan), манёвры осуществляются практически ежедневно - по несколько раз в неделю. Цель их - неясна, как, собственно, и назначение аппарата вообще.

Благодаря этим манёврам поддерживается стабильная продолжительность одного витка - около 15,5267 оборотов вокруг Земли в сутки. В отсутствие маневрирования изначально заданная орбита шаттла (апогей 421 км, перигей 402 км) неизбежно деградировала бы под воздействием различных факторов.

Каково истинное назначение аппарата? Этот вопрос продолжает активно обсуждаться в Сети.

Высказывалось допущение, что X-37B – обычный разведспутник, ведущий съёмку Земли в оптическом или инфракрасном диапазонах. Однако такие задачи давно и успешно решаются "обычными" спутниками, обладающими к тому же существенно большим сроком активного существования.

К тому же в этом случае орбиту наклонением 40 градусов никак нельзя признать оптимальной - для дистанционного зондирования Земли обычно используются солнечно-синхронные орбиты, позволяющие получать изображения всего Земного шара и к тому же в условиях оптимальной освещённости.

Высказывались предположения и о том, что на шаттле может быть размещён комплекс боевого назначения. Однако представить, какое именно оружие можно было бы вывести в космос на шаттле размерности X-37B и главное зачем, непросто. Что же касается систем смешанного базирования, то их элементы уже развёртываются в космосе - но, естественно, на спутниках, а не на шаттлах.

Теоретически можно предположить, что шаттл предназначен для скрытного выведения каких-либо аппаратов на орбиту. Однако в этом случае плоскость орбиты их останется прежней, и эффект "скрытности" будет смазан – без использования X-37B достичь его было бы намного легче.

Зачем же потребовался Х-37В? Остаётся предположить, что он предназначен для сбора не просто разведывательной информации, но информации контекстной, относительно стабильной во времени, но при этом настолько «объёмной», что передача её на Землю по радиоканалу нереальна. Например, результатов высокоточной радарной съёмки.

В этом случае способность шаттла вернуть на Землю без избыточных перегрузок информацию на физических носителях становится просто уникальной.

Косвенные, но убедительные подтверждения такого предназначения шаттла Х-37В уже появились.

настоящее время возможности бортовых сенсоров космических аппаратов по сбору информации заведомо и фатально превышают возможности их передачи на Землю по радиоканалу, и разрыв углубляется. Совершенствование сенсоров продолжается, и потребность в их данных на Земле меньше не становится. Радиоканал становится "слабым звеном" современных ДДЗ.

Устранить это "слабое звено", отмечают эксперты лабораторий Sandia, могло бы создание высокопроизводительных комплексов бортовой обработки информации, позволяющих кардинально снизить объёмы передаваемых на Землю данных. Однако таким комплексам предстоит работать в условиях высоких радиационных загрузок.

Для решения проблемы Военно-морская исследовательская лаборатория (NRL), агентство NASA и лаборатории Sandia проводят на борту МКС цикл исследований в рамках программы MISSE (Materials on the International Space Station Experiment). Его цель – исследование радиационной стойкости перепрограммируемых пользователем вентильных матриц FPGA (field-programmable gate arrays) – в том числе обычных, широко представленных на рынке.

В рамках эксперимента за бортом МКС в негерметичных контейнерах размещаются матрицы FPGA как в специальном, так и в обычном, представленных на рынке, исполнении. Исследуется деградация их параметров со временем под воздействием различных факторов. В рамках последнего эксперимента MISSE-7 на МКС исследовались матрицы Xilinx.

Успешное завершение экспериментов MISSE, возможно, приведёт к созданию действительно высокопроизводительных бортовых комплексов обработки информации.

Пока же доставка действительно больших объёмов информации с бортовых сенсоров на Землю возможна лишь на физических носителях. Для решения этой задачи, вероятно, и понадобился Х-37В.

Информация о сюрпризах, которые ещё может преподнести наблюдателям Х-37В, будет представляться на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.

http://www.rnd.cnews.ru/news/top/index_ … 1/395620_2

0

29

17.06.2010
Средство для уничтожения авианосцев

Или хорошо забытое старое по-китайски

В последнее время Пентагон все чаще поднимает вопрос о необходимости выработки адекватных мер противодействия стремительно растущей мощи вооруженных сил КНР. Недавно очередной причиной для «озабоченности» Вашингтона, вызвавшей новый виток обсуждений в столице Соединенных Штатов, стало создание для ВМС Народно-освободительной армии Китая баллистической ракеты, предназначенной не для уничтожения береговых объектов на большой дальности, а для борьбы с крупными надводными кораблями, отрядами боевых кораблей и конвоями транспортных судов. Естественно, в новом оружии США увидели прямую угрозу своим авианосцам и авианосным ударным группам - ведь больше «надводного» противника у китайского флота сегодня нет да и в обозримой перспективе не предвидится.

СКУДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Серьезно встревожила американских адмиралов китайская баллистическая противокорабельная ракета (БПКР) DF-21C (CSS-5 Mod 3, в некоторых источниках используется иное обозначение - DF-21D). Она, по разным данным, либо создана и готовится к этапу летных и иных испытаний, либо еще находится на завершающей стадии разработки. О возможности появления у Поднебесной такой ракеты аналитики ВМС США предупреждали свое командование и военно-политическое руководство Соединенных Штатов еще в 2004 году - в подготовленном тогда докладе, названном «Вызовы в военно-морской области». В этом документе, в частности, отмечалось: «Китай намерен обеспечить себе возможность поражения надводных кораблей, включая авианосные ударные группы, в окружающих Тайвань водах за счет использования неядерных баллистических ракет оперативно-тактического назначения».

Согласно оценкам специалистов БПКР предназначена для включения в состав мобильных береговых ракетных комплексов, а обеспечить типовые баллистические ракеты противокорабельными качествами можно путем замены установленной на базовой БР боевой части на маневрирующую головку, оснащенную радиолокационной и/или инфракрасной системой самонаведения. Не совсем ясно, способны ли наука и военно-промышленный комплекс Китая на современном этапе разработать подобное изделие, однако необходимо отметить: если ракета будет оснащена обычной, а не ядерной БЧ, обеспечить высокую эффективность ее боевого применения по мобильным надвод- ным целям способны только РЛ и/или ИК ГСН. В противном случае - овчинка выделки не стоит.

Объем информации о противокорабельной ракете DF-21C пока весьма скудный, известно лишь, что за основу для ее создания была выбрана БР наземного базирования DF-21 «Дунфэн», первая модификация которой начала разрабатываться еще в 60-х годах, а завершилась только в середине 80-х. К настоящему времени, по разным данным, на вооружение НОАК поставлено порядка 60-80 ракет и около 60 мобильных пусковых установок. Ракета может применяться как в обычном снаряжении, так и с ядерной боевой частью.

Китайская БПКР представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракету, ее стартовая масса предположительно составляет около 15 тонн, дальность полета - около 1200-2000 километров (а по некоторым данным, даже до 2500 км). DF-21C оснащается проникающей боевой частью массой 500 килограммов и способна использовать целеуказания от внешних источников, приоритетными из которых китайское военное командование считает береговые загоризонтные радиолокационные станции, позволяющие уверенно обнаруживать и классифицировать крупные надводные корабли и суда на расстоянии до 3000 километров от береговой черты. Круговое вероятное отклонение равно примерно 10 метрам, что обеспечивает гарантированное попадание в такой объект, как американский атомный авианосец. Пентагон утверждает, что первое испытание БПКР Китай провел еще в 2005 году.

СОВЕТСКИЙ ПРИМЕР

Американские аналитики, а с их подачи зарубежные СМИ - причем как специализированные, так и общеполитической направленности - заявляют о том, что Китай впервые создал противокорабельную баллистическую ракету. Это преподносится в качестве очередного наглядного свидетельства успехов Поднебесной в научной и промышленной областях, способности китайских ученых, конструкторов, инженеров «изыскивать нетрадиционные методы и средства противодействия военной мощи Запада».

У страха, как говорится, глаза велики - первыми баллистическую ракету, способную эффективно поражать крупные надводные цели и отряды боевых кораблей, разработали в Советском Союзе еще в 60-70-х годах. Речь - о БР Р-27К, входившей в состав предназначенного для вооружения подводных лодок ракетного комплекса Д-5.

Решение о создании этого РК было утверждено постановлением Совета министров СССР № 386-179 от 24 апреля 1962 года. Д-5 предполагалось оснастить атомные подводные лодки проекта 667А и перспективные АПЛ проекта 705Б (последний, получивший затем обозначение «Проект 687», так и не был реализован). Головным исполнителем по ракете и комплексу в целом назначили СКБ-385, которым руководил В. П. Макеев.

Особенностью нового ракетного комплекса должна была стать его универсальность. В качестве боевого средства предстояло создать не только баллистическую ракету для стрельбы по наземным объектам (Р-27), но еще и БР Р-27К, оснащенную пассивной радиолокационной системой самонаведения и предназначенную для избирательного поражения надводных целей противника типа «авианосный ордер», «конвой» или «отряд боевых кораблей». Кроме того, новые ракеты следовало заправлять на заводе долгохранимыми компонентами топлива - азотистым тетраксидом и несимметричным диметилгидразином - с последующей ампулизацией БР. Это позволяло существенно увеличить сроки хранения ракет на носителе, в ракетных шахтах, а также содействовало улучшению эксплуатационных характеристик БР.

Р-27 представляла собой одноступенчатую жидкостную ракету с моноблочной отделяемой головной частью, имевшей цельносварной герметичный корпус из алюминиево-магниевого сплава и массу около 6500 килограммов. Ракета была впервые снабжена инерциальной системой наведения, чувствительные элементы которой размещались на гиростабилизированной платформе. Причем приборный отсек как самостоятельный элемент конструкции отсутствовал - аппаратура системы управления и наведения находилась в герметизированном объеме, образованном полусферическим верхним днищем бака окислителя. Двигатель состоял из двух блоков - основного и рулевого. Первый - с тягой 23 тонны - был «утоплен» в баке горючего, на нижнем днище которого устанавливался рулевой блок с тягой 3 тонны.

13 марта 1968 года ракетный комплекс Д-5 с баллистической ракетой Р-27 приняли на вооружение советского Военно-морского флота. Этим РК оснащались только атомные субмарины проекта 667А, получившие, кстати, прозвище «Ваня Вашингтон» - за сильное сходство с появившимися ранее у американских ВМС подводными ракетоносцами типа «Джордж Вашингтон».

Созданная на базе ракеты Р-27 двухступенчатая БПКР Р-27К имела стартовую массу около 13,25 тонны, ее длина составляла 9 метров, а диаметр - 1,5 метра (габаритные показатели аналогичны базовой Р-27). Максимальная дальность стрельбы Р-27К доходила до 900 километров - по мнению военно-морского командования, этого вполне хватало для поражения крупных надводных маневрирующих целей. Головная часть ракеты - моноблочная, управление на пассивном участке траектории - по информации пассивного радиолокационного визирующего устройства, обработка которой выполнялась в бортовой ЭВМ. Наведение боевого блока на конечном участке траектории на подвижные цели осуществлялось по их радиолокационному излучению двукратным включением двигательной установки второй ступени на внеатмосферном участке траектории полета.

Вот как выглядело боевое применение противокорабельной баллистической ракеты Р-27К:

- самостоятельно или при помощи внешних источников обнаруживалась цель, осуществлялась подготовка данных для стрельбы, производился пуск ракеты;

- происходило отделение первой ступени ракеты с последующим выключением двигателя выведения;

- определялись координаты цели;

- проводилась первая коррекция траектории полета, уточнялись координаты цели (на заатмосферном участке);

- следовала вторая коррекция траектории полета (уже на снижении ракеты);

- фиксировался вход боевого блока в атмосферу с последующим поражением цели.

В 1974 году Р-27К была принята в опытную эксплуатацию ВМФ СССР, ракетой вооружили одну подводную лодку, но дальнейшего развития тема не получила - советский флот сделал ставку на создание более эффективных противокорабельных крылатых ракет с достаточно большой дальностью полета, имеющих более высокую точность поражения цели и избирательность. Хотя ни тогда, ни сегодня средств корабельного базирования, способных осуществить перехват атакующей корабль боеголовки баллистической ракеты, нет в распоряжении ни одного из государств мира. Именно это беспокоит американских адмиралов, понимающих, что в случае наличия у Китая нескольких десятков таких ракетных комплексов любая операция, предусматривающая подход авианосных ударных групп США к побережью Поднебесной на расстояние стрельбы новой ракеты, становится просто самоубийством.

ЗАГОРИЗОНТНОЕ ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ

Особую озабоченность командования военно-морских сил США вызывает тот факт, что для обеспечения боевого применения нового ракетного комплекса Китай приспособил отдельные типы беспилотных летательных аппаратов, а также вывел на орбиту спутники, предназначенные в том числе и для выдачи на ракеты целеуказаний. Это ИСЗ-разведчики, оснащенные оптико-электронными системами и радиолокационной станцией с синтезированной апертурой луча.

Кроме того, в качестве источника целеуказания может быть использована и радиолокационная станция загоризонтной разведки. Так, по оценке зарубежных экспертов, еще в 2001 году Китай начал работы по созданию такого радара, способного с высокой точностью обнаруживать и классифицировать цели на дальности 800-3000 километров в секторе 60 градусов. Передающая и приемная станции этой РЛС разнесены примерно на 100 километров друг от друга. По словам экспертов, подтверждающих свое мнение спутниковыми фотографиями приморских районов Китая, прототип такой станции был построен, испытан и к настоящему времени уже демонтирован, тогда как постройка действующей полноценной загоризонтной РЛС пока еще не завершена. Однако в случае ее ввода в строй с учетом расположения ее элементов можно утверждать, что Китай поставит под контроль водное пространство между Японией и Филиппинами.

Вторая РЛС загоризонтной разведки расположена на побережье страны, примерно в 8 километрах восточнее города Шеньчженя и построена на другом физическом принципе - это позволило разнести передающую и приемную станции на расстояние всего 2,65 километра.

Впрочем, эти расчеты, сделанные на основе имеющихся в широком доступе спутниковых снимков, являются, пожалуй, единственными данными об обеих китайских загоризонтных радиолокационных системах.

Владимир ЩЕРБАКОВ
© 2007-2009, ВПК.name, http://vpk.name/

0

30

Запуск спутника-шпиона Офек-9 вчера вечером. Вес спутника - 300кг
http://www.rian.ru/science/20100623/249304846.html

Отредактировано alexx188 (2010-06-23 06:52:43)

0