поддержку одного из уходящих символов современной Америки — многоразовых космических кораблей — выступила «тяжелая артиллерия». Джон Гленн, первый американский астронавт, совершивший орбитальный космический полет, считает, что шаттлы рано списывать на свалку истории, а российские «Союзы» не слишком надежны, чтобы в космосе от них зависела такая держава, как США. К общенациональной дискуссии по вопросу использования челноков национальный герой присоединился, выступив с девятистраничным заявлением. В нем астронавт тезисно обозначил свою позицию по различным аспектам американской космической программы.
Кто такой
Джон Гленн
Джон Гершель Гленн, родился 18 июля 1921 года. Ветеран Второй мировой войны, участник войны во Вьетнаме. В 1959 году Гленн был внесен в первую группуГленн не может себе представить, чтобы об успехах американских астронавтов жители США узнавали из российских выпусков новостей. «У нас есть корабль, он отлично работает, зачем от него избавляться? — недоумевал Гленн в телефонном интервью Associated Press. — Обращаться к России и, по сути, делать нашу космическую программу подконтрольной ей — с этим не могу смириться ни я, ни, пожалуй, американский народ», — добавил бывший сенатор.
Infox.ru приводит основные выдержки из заявления астронавта.
Заявление
«Для американских пилотируемых космических полетов настают переломные дни. Противоречивые мнения и советы поступают президенту и в конгресс из научных и аэрокосмических кругов. С января будущего года впервые с начала космической эры у США не будет средств, чтобы запустить человека в космос. Наши астронавты будут вынуждены летать на МКС при помощи российских кораблей, с российской базы в Казахстане (Байконур. — Infox.ru). С конца этого года и, вероятно, в ближайшие пять-десять лет за запусками астронавтов США в американских домах и школах будут следить с разрешения российского телевидения. Для самой летающей в космос нации в мире это неприемлемо».
МКС
«Для строительства станции мы пригласили к участию 15 стран в качестве партнеров. МКС оказалась нелегким и дорогим проектом. Первые элементы МКС были доставлены в космос в 1998 году. Россия во время своих первых двух миссий вывела на орбиту свой сегмент, однако с того времени все строительство МКС легло на грузоподъемные шаттлы. Лишь сейчас МКС полностью достроена и в начале лета стала функционировать во всю силу. МКС — масштабный национальный инвестиционный проект стоимостью $100 млрд, наши коллеги по космосу внесли в него $12−15 млрд. В январе 2004 года президент Джордж Буш, реагируя отчасти на доклад о катастрофе шаттла Columbia, признавший, что у NASA нет долгосрочного плана, дал указание:
а) строить базу на Луне;
б) лететь на Марс.
Для финансирования этой программы МКС было решено закрыть до 2015 года, а программу шаттлов — к концу 2010 года. Для полета к Луне и другим целям было объявлено о разработке программы Constellation. Несколько лет по этой программе велась работа, на сегодняшний день на нее потрачено порядка $9 млрд.
Администрация Обамы внесла коррективы в планы Буша и решила отказаться от Луны, по крайней мере сейчас, а также отказаться от программы Constellation, продлить работу МКС до 2020 года, подтвердив тем не менее отказ от шаттлов в 2010 году. Решение продлить жизнь МКС до 2020 года — с возможностью дальнейшего увеличения срока — правильное. Сейчас исследовательские программы на МКС должны расцениваться как первоочередные».
Брешь в запусках
«С закрытием программы шаттлов наша «самая космическая» нация впервые с 1962 года не сможет сама даже полететь к нашей же собственной космической станции. Изначально планировавшийся на 2−3 года перерыв в запусках на самом деле обернется перерывом в 8−10 лет и больше. В это трудно поверить, но экономя на каждом запуске шаттла $400 млн, мы договорились платить русским за полет каждого нашего астронавта $55,8 млн. Полет шести астронавтов, соответственно, обойдется в $335 млн с перспективой дальнейшего удорожания. Другими словами, американским астронавтам в последующие 5−10 лет придется ездить на российский космодром, тренироваться, отправляться в космос и приземляться в конце миссии на пастбище. У русских нет тяжелых ракет, так что запуски будут ограничены весом экипажа и легкого оборудования. Ничего тяжелого на орбиту доставить будет невозможно».
Национальная гордость
«Нам постоянно твердят, что космическая программа должна воодушевить молодежь к исследованиям в рамках реализации проекта STEM (наука, технологии, инженерное дело и математика). Но о каком воодушевлении будет идти речь для тех, кто видит запуски пилотируемых кораблей только по российскому телевидению, а местами посадки будут пастбища где-то в Казахстане?»
Недоверие к «Союзам»
«А что произойдет в случае отказа обычно надежных «Союзов»? Всего два года назад у них были два отказа, из-за которых при спуске было превышение перегрузок, а корабль перелетел место посадки на 600 км. Спускаемые «Союзы» оставят нас без доступа к МКС. Я думаю, что экипажу на борту придется воспользоваться спасательной шлюпкой «Союз», в настоящее время находящейся на МКС. А без доступа на станцию не останется ли МКС покинутой и в конце концов войдет ли неконтролируемо в атмосферу, упав непонятно на какую часть Земли?
В краткосрочной перспективе нам надо продлить использование шаттлов как ключ к успеху МКС. Максимизировать исследовательскую программу на МКС, в том числе для имитации долгосрочного полета на Марс. Разрабатывать новые тяжелые ракеты-носители».
http://infox.ru/science/universe/2010/0 … onav.phtml