Сколько раз надо было гонять одного Масуда?
Из интервью руководителя представительства Министерства обороны СССР в Республике Афганистан (1984–1989 гг.) генерала армии Валентина Варенникова
Ссылка
– Однако, как известно, главный тогдашний лидер, Ахмад Шах Масуд, так и не был уничтожен.
– Действительно. На этом настаивал президент Афганистана Наджибула. Он выходил на тогдашнего руководителя 1-го Главного управления госбезопасности Владимира Крючкова, тот на министра обороны Дмитрия Язова, а тот дал мне команду уничтожить Ахмад Шаха.
А я ему сказал, что этого делать нельзя. Я ему доказывал на основе документов – и одно из своих донесений 1988 года по этому поводу я привожу в своей книге, – что Ахмад Шах Масуд в отличие от других руководителей – это совершенно другая фигура, это государственник. За ним идет народ, народ в него верит, он пользуется колоссальным авторитетом на севере страны, где проживают таджики. И он не зашоренный, не озлобленный, с ним можно нормально говорить и договариваться. Я также писал министру обороны, что в будущем со временем мы будем опираться на Ахмад Шаха. Как в воду глядел, так оно потом и было┘ Я хотел с ним встретиться, но не получилось. В Москве в то время была какая-то обостренная обстановка, Язов, зная мою убежденность в отношении афганского лидера, даже перестал мне звонить и звонил напрямую командующему 40-й армией Борису Громову, но тот, зная мою позицию, тоже отбивался от этих указаний и «не принимал мер» к поиску и уничтожению.
– То есть к ликвидации главарей прибегали не всегда?
– Начинали с ними, как правило, с диалога, поиска компромиссов. Я тогда встречался со многими лидерами бандформирований, особенно под Кандагаром. Были встречи и на территории Пакистана. В отношении одних, исходя из собственных впечатлений, а также из данных разведки, я приходил к выводу, что в чем-то убедить их невозможно, их необходимо уничтожать. Разведка их отыскивала то ли на территории Афганистана, то ли Пакистана, если это, конечно, было близко (специфика все же такова, что отыскать лидера в глубине этой страны было невозможно)