Коллега Викс спасибо за информацию. Я так думаю, что это начало ввода войск в Афган.
А можно спросить из за чего применялись такие машины - из за частичной мобилизации в ТурВО?
СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Наше время » Афганская война (1979—1989)
Коллега Викс спасибо за информацию. Я так думаю, что это начало ввода войск в Афган.
А можно спросить из за чего применялись такие машины - из за частичной мобилизации в ТурВО?
Так понимаю фотографии наших дней?
Да.
Спасибо за фотографии.
Пожалуйста там где двер раскрашена - голубая с каким то ортаментом, это что то значит?
Mоджахеды и их БМ-14ММ в боях близ Джелалабада. Март 1989-го года
БМ-13НММ афганской армии в Дамане. Декабрь 1986 года
Прожекторные установки на базе грузовиков ЗиС-12. Афганистан, 50-е годы
БТР-152 афганской армии вооруженный чехословацкой счетверенной установкой пулеметов ДШКМ vz.53. 1970-80е годы.
Молодой Усама бин Ладен в период войны с СССР, Афганистан, 1988
Большое спасибо!
Андрей добрый день.
Большое спасибо - особенно за фотографию вертолетов. По моему это очень опасный маневр.
Спасибо!
Там, где немец, это наверно 1988 год, правда?
Там, где немец, это наверно 1988 год, правда?
Точно не знаю. Было написано 1984-1986 годы...
Андрей там на фото с двумя Ми-24 - "крутой вираж" - коллеги вертолетчики подсказали, что это фотомонтаж. К сожалению.
Понятно.
А пожалуйста нет фотографии этих двух маневров?
Иржи, у меня была такая мысль - или фотомонтаж или очень удачный кадр. Если последнее, то фотограф везунчик.
Описание манёвров
http://profilib.com/chtenie/136306/mikh … i-v-21.php
Отредактировано Новгородец (2016-05-25 19:01:01)
Андрей мне к сожалению на твоей ссылку мешает какая то реклама и не знаю как ее закрыть.
Это ссылка на книгу Жирохова "Опасное небо Афганистана?"
Да, Иржи, это из Жирохова.
Основными тактическими приемами авиации при ведении боевых действий против моджахедов являлись:
- полет по маршруту к цели на высоте 2000 м и более над районами, прикрытыми средствами ПВО;
- полет над районами, где средства ПВО подавлены;
- выход на цель с направлений, не прикрытых средствами ПВО;
- выполнение атак с ходу с максимальных дальностей в минимальное время;
- выполнение ложных атак с различными боевыми курсами;
- применение самолетов фронтовой авиации и боевых вертолетов Ми-24 для прикрытия вертолетов Ми-8МТ и Ми-26 при выполнении ими различных задач.Тактический прием "Пика"
При нанесении удара по целям, расположенным в узких, извилистых ущельях, пещерах, применялся тактический прием "Пика". Атака цели производилась ударной группой в составе звена вертолетов Ми-24 в боевом порядке "колонна вертолетов" с дистанцией 1500–1200 м и интервалом 200–300 м. Первая пара применяла ПТУР "Штурм", вторая - НАР.
За 5 минут до выхода ударной группы в район нанесения удара самолеты фронтовой авиации (одна-две пары) производили сброс РБК для подавления средств ПВО и уничтожения живой силы противника.
Точно обнаружив и опознав цель, ведущий ударной группы производил пуск ПТУР с дальности 2500–3000 м. После пуска ведущий группы выполнял вывод из атаки и корректировал огонь ведомого относительно разрыва своей ПТУР. Вывод из атаки выполнялся в зависимости от обстановки с набором безопасной высоты или со снижением с максимальным креном.
Ведомый первой пары осуществлял пуск ПТУР с дальности 3500–4000 м и строил маневр вывода из атаки аналогично ведущему.
Вторая пара обеспечивала прикрытие ведущей пары, выполняя стрельбу НАР с пикирования по склонам ущелья с высоты 1500–1200 м.Тактический прием "Обрыв"
Применялся при нанесении удара по опорному пункту, расположенному в глубоком ущелье. Атака цели производилась ударной группой в составе звена Ми-24 в боевом порядке "колонна пар". Дистанция между вертолетами в паре 150 м, интервал - 100 м, между парами временной интервал 20–30 с (в зависимости от применяемых боеприпасов). Боевая зарядка - НАР типа С-8 или С-24.
За 5–6 минут до выхода ударной группы в район нанесения удара группа подавления ПВО (пара Ми-24) наносила удар ПТУР и НАР по огневым средствам ПВО противника (ведущий по левому, ведомый по правому склону ущелья). Ударная группа, обнаружив и опознав цель, строила заход вдоль ущелья для нанесения удара по опорному пункту. С высоты 1500 м на дальности до цели 2000–3000 м первая пара наносила удар НАР с пикирования. После выполнения атаки пара выполняла отворот от цели с максимальным креном со снижением или набором высоты в безопасном направлении. Вторая пара наносила удар аналогично первой паре. Выход из атаки второй пары прикрывала группа подавления ПВО.Тактический прием "Горка"
Применялся при нанесении удара по известной (разведанной) цели, расположенной в ущелье и защищенной средствами ПВО. Атака цели производилась ударной группой в составе пары Ми-24 в боевом порядке "колонна вертолетов" на дистанции 2000–2500 м. Боевая зарядка - НАР С-8. За 5–6 минут до выхода ударной группы в район цели группа подавления ПВО (два Ми-24) с боевой зарядкой НАР типа С-8 наносила удар по средствам ПВО противника с пикирования с высоты 1500–2000 м, выполняя одновременно роль демонстративной группы.
Ударная группа выходила в район нанесения удара на высоте 2000 м и под прикрытием группы подавления ПВО снижалась на высоту 15–20 м. Выход в точку начала атаки выполнялся от характерного ориентира по курсу и времени. Удар по цели наносился с направления, закрытого горами, без входа в зону поражения средств ПВО противника. Ввод в кабрирование выполнялся за 250–300 м до точки начала стрельбы с доворотом на две трети УС в сторону цели. Скорость ввода в кабрирование 250–260 км/ч. Дальность до цели в момент стрельбы при углах кабрирования 20–25 градусов составляла от 4000 до 7000 м в зависимости от типа НАР. Уход от цели выполнялся со снижением на предельно малую высоту, с использованием рельефа местности, с занятием в дальнейшем истинной высоты 2000–2500 м.Тактический прием "Петля"
Применялся при нанесении удара по опорному пункту, расположенному в ущелье. За 3–5 минут до нанесения удара группа целеуказания и ПСО (два Ми-8МТ) выполняла доразведку района цели и занимала зону на высоте 2000 м, выполняя задачу ПСО. Через 2 минуты за группой целеуказания и ПСО выходила группа подавления средств ПВО (два самолета фронтовой авиации) и с пикирования наносила удар по средствам ПВО с применением НАР и стрелково-пушечного вооружения. После этого группа подавления средств ПВО уходила в зону ожидания для подавления вновь выявленных средств ПВО.
Ударная группа в составе звена вертолетов Ми-24 выходила на цель через 2 минуты после подавления средств ПВО. Боевой порядок звена "колонна пар" с дистанцией между парами 3500–4000 м. Боевой порядок пары 50? 70 м. Боевая зарядка - авиабомбы ОФАБ, оборудованные взрывателями замедленного действия. Выход на цель ударная группа осуществляла на скорости 200–250 км/ч и с высоты 70 м производила сброс бомб. После нанесении удара группа целеуказания и ПСО выполняла фотоконтроль результатов удара.Тактический прием "Забор"
Применялся при авиационной поддержке войск в ходе проведения операции по уничтожению опорных пунктов (исламских комитетов).
Атака цели производилась двумя ударными группами (два звена Ми-24) с разных направлений. Дистанция между звеньями 3–4 км, между парами - 2000 м, в паре - 1200–1500 м. Для управления боевыми действиями выделялся самолет-ретранслятор Ан-26 РТ.
Для уничтожения вновь выявленных средств ПВО противника в зоне дежурства в воздухе на высоте 2000–3000 м находилась пара Ми-24 с ПТУР и НАР.
Полет к району целей ударные группы выполняли на высоте 2000 м и более, а в районе целей занимали высоту 1200–1500 м. Атака целей выполнялась со стороны солнца или с направлений, откуда не ожидалось применение средств ПВО противника. За 3–4 км до выхода на рубеж атаки ведущие ударных групп подавали команду авианаводчику на обозначение переднего края своих войск и целеуказание. После обнаружения и опознавания целей первая группа выполняла атаку с применением НАР и СПО на дальности 2000–3000 м. С высоты 1000–1250 м и скорости 200–250 км/ч группа выполняла прицельное бомбометание. Вторая группа атаку цели выполняла с применением НАР и СПО. Ввод в пикирование ведущий производил с дальности 2500–3000 м. После выхода из атаки ведущего цель атаковал ведомый, прикрывая тем самым ведущего, ведомого первой пары прикрывал ведущий второй пары и т. д. Выход из атаки осуществлялся с набором высоты в направлении своих войск.Тактический прием "Каток"
При действиях по опорным пунктам, находящимся на повороте ущелья или под "козырьком", когда нанесение бомбового удара с прямолинейного горизонтального полета невозможно из-за столкновения со склонами горы, применялось бомбометание с установившегося разворота.
За 1–2 минуты перед бомбометанием пара вертолетов Ми-24 уничтожала средства ПВО противника в районе цели. Атака по средствам ПВО выполнялась с пикирования с применением ПТУР и НАР. После подавления средств ПВО пара уходила в зону и выполняла функции подавления вновь выявленных средств.
Бомбометание по цели выполнялось двумя вертолетами Ми-8МТ с дистанцией между ними 3–4 км. Боевая зарядка по 2–4 ОФАБ.Тактический прием "Клещи"
Применялся при нанесении удара по опорному пункту с различных направлений. Состав ударной группы - три пары вертолетов Ми-24. Дистанция между парами 1000 м, в паре - 500 м. Полет по маршруту к цели выполнялся на скорости 180 км/ч и высоте не менее 2000 м. На дальности 8000 м от цели по команде ведущего ударной группы третья пара устанавливала скорость 150 км/ч. В пункте боевого расхождения (ПБР) ведущая пара выполняла отворот вправо на угол 30 градусов, вторая пара - влево на угол 25 градусов от линии полета и продолжали полет с этими курсами со снижением до высоты 1500 м. Время полета от ПБР первой пары - 1 мин. 56 с, второй пары - 2 мин. 8 с. По истечении этого времени ведущая пара выполняла разворот влево на угол 140 градусов, вторая пара - вправо на угол 120 градусов.
Ведущие пар обнаруживали, опознавали цель и с дальности 2000 м производили стрельбу НАР. Первой атаку цели выполняла ведущая пара, затем вторая пара и завершала атаку третья пара с прямой. После выполнения атаки каждая пара выполняла отворот от цели с набором высоты и применением бортовых средств РЭБ.Тактический прием "Вилка"
Применялся при нанесении удара по опорному пункту с различных направлений. Состав ударной группы - три пары вертолетов Ми-24. Боевой порядок "колонна пар" на дистанции между парами 2000 м, в паре "пеленг вертолетов" на дистанции 500 м и интервале 50 м. Высота полета по маршруту к цели не менее 2000 м. Выход на цель осуществлялся от ИО по курсу и времени со снижением до высоты 1500 м.
Обнаружив и опознав цель с дальности 2500–3000 м, по команде ведущих пар выполнялась атака с пикирования с применением НАР (пушек). Вывод из атаки пары выполняли с набором высоты до 1500 м с отворотом: первая пара вправо на угол 90 градусов от БМК, вторая пара - влево, на угол 90 градусов, третья пара - на 180 градусов влево. После отворота первая пара проходила по прямой 40 с, вторая пара - 20 с. По истечении времени первая пара выполняла разворот влево на угол 195 градусов, вторая - вправо на 200 градусов и, отыскав цель, выполняли атаку с пикирования с углами до 30 градусов с применением НАР и СПО. Третья пара имитировала атаку цели, осуществляя прикрытие первых двух пар на выводе из атаки, не входя в зону поражения средств ПВО. Выход из атаки осуществлялся с набором высоты и отворотом от цели с применением средств РЭБ.Тактический прием "Звезда"
Применялся при действиях с предельно малых высот с различных направлений. За 3–5 минут до нанесения удара в район цели выходила группа доразведки и целеуказания. Выполнив доразведку, она следовала в зону, на удалении 3–6 км от цели набирала высоту 1500 м и выполняла задачу целеуказания.
Через 2 минуты после доразведки в район целей выходила демонстративная группа (звено Ми-24) на высоте 1200–1500 м для вскрытия огневых точек ПВО и находилась в зоне, являясь резервом для наращивания усилий.
Через 2 минуты после действий демонстративной группы в район целей выходила ударная группа (четыре пары Ми-24) с боевой зарядкой: две пары с ПТУР, пара с НАР и СПО, пара с ОФАБ. Вся группа при подходе к району цели занимала предельно малую высоту.
Вначале выполнялся пуск ПТУР парами с разных направлений. Дистанция в паре на боевом курсе 3000 м. На дальности 4000–5000 м до цели выполнялся подскок до высоты 50 м. Обнаружив и опознав цель, экипажи производили пуск ПТУР с дальности 3500–4000 м и выполняли отворот для повторной атаки с другого направления или ухода из района цели. Затем наносила удар пара с НАР и из СПО. Дистанция между вертолетами на БК составляла 1000–1500 м. На дальности 2000–2500 м выполнялся подскок до высоты 50 м. Обнаружив и опознав цель, экипажи с дальности 2000–1500 м производили стрельбу НАР, а с дальности 1500–1000 м стрельбу из пушек и выполняли отворот для повторной атаки с другого направления. Через 1–2 минуты на цель выходила пара с ОФАБ. Дистанция между вертолетами на БК 3500–4000 м. Сброс бомб выполнялся с высоты 50 м с замедлением. После сброса экипажи строили маневр для повторной атаки с другого направления. Уход от цели выполнялся с набором высоты до 2000 м над рельефом местности. После нанесения удара группа доразведки и целеуказания выполняла фотоконтроль результатов удара.Тактический прием "Вертушка"
Применялся при нанесении ударов по опорным пунктам в горной и пустынной местности. Состав ударной группы две-три пары Ми-24. Боевая зарядка НАР типа С-8 и пулемет (пушка).
Выход в район цели осуществлялся на высоте 1200–1500 м. Обнаружив и опознав цель, по команде ведущего ударной группы вертолеты становились в круг с радиусом 2000–3000 м с таким расчетом, чтобы цель находилась в центре круга. Боевой порядок ударной группы при атаке цели - "колонна вертолетов" на дистанции 2000–2500 м.
Особенность данного приема состояла в том, что обеспечивались непрерывное огневое воздействие на противника и постоянное прикрытие в группе. Удары по цели экипажи наносили с высоты 1200–1500 м с углами пикирования до 30 градусов. При выводе из атаки вертолет становился наиболее уязвим, поэтому важно было, чтобы при выводе из атаки ведущего на угол не менее чем на 30 градусов ведомый наносил удар по цели, не позволяя противнику вести прицельный огонь по ведущему. Ведомого первой пары прикрывал ведущий второй пары и т. д. При радиусе круга 3000 м для его замыкания требовалось шесть вертолетов. Вывод из атаки осуществлялся отворотом от цели с набором первоначальной высоты для повторной атаки. Завершался удар имитацией атаки ведущего группы, который обеспечивал прикрытие ведомого, замыкающего боевой порядок.Тактический прием "Змея"
Применялся при нанесении удара по опорным пунктам в горной и пустынной местности. За 3–5 минут до нанесения удара в район цели выходила пара Ми-8МТ доразведки и ПСО, которая, выполнив доразведку, следовала в зону на высоте 2500–3000 м и на удалении 3000–5000 м от цели. Через 2 минуты после доразведки в район цели выходила ударная группа (четыре вертолета Ми-24) с боевой зарядкой четыре ПТУР "Штурм" и НАР типа С-8.
Выход на цель выполнялся в боевом порядке "колонна вертолетов" со стороны солнца с использованием рельефа местности на высоте 1500–2000 м и дистанции между вертолетами 2500–3000 м. Обнаружив и опознав цель, ведущий группы на дальности 4000 м до цели вводил вертолет в пикирование и производил пуск ПТУР, а затем стрельбу НАР. Вывод из атаки выполнялся отворотом от цели с набором высоты или со снижением в зависимости от обстановки. Если возникала необходимость, выполнялась повторная атака с изменением курса захода на цель не менее чем на 30 градусов. После нанесения удара группа доразведки и ПСО выполняла фотоконтроль результатов удара.Тактический прием "Очки"
Применялся по опорным пунктам, расположенным в горной и пустынной местности. В состав ударной группы входило звено вертолетов Ми-24 и группа доразведки целей и ПСО - пара Ми-8МТ. Первой в район цели выходила пара Ми-8МТ, выполняла доразведку и уходила в зону на высоте 2500–3000 м на удалении 5000–6000 м от цели и выполняла задачи ПСО.
Ударная группа полет в район цели выполняла на высоте 2500–3000 м в боевом порядке "колонна пар" на дистанции 1500–2000 м, пара - в боевом порядке "пеленг вертолетов" на интервале и дистанции 50? 450–500 м. За 6–8 км до цели звено выполняло снижение до высоты 200–300 м, а дистанция между вертолетами в паре увеличивалась до 1000–1500 м. Выход на цель осуществлялся со стороны солнца или с направления, откуда не ожидалось противодействие средств ПВО. Ведущий группы, обнаружив и опознав цель, выполнял пуск ПТУР "Штурм" с дальности 4000 м, а затем с дальности 2500 м стрельбу НАР. Ведомый осуществлял прикрытие ведущего и при выходе его из атаки выполнял пуск ПТУР и стрельбу НАР. Вторая пара наносила удар аналогично первой. Повторный заход для атаки цели первая пара выполняла с другого направления, используя рельеф местности. Вторая пара повторную атаку выполняла с прежнего направления. Атака цели осуществлялась при непрерывном воздействии на противника и взаимном прикрытии вертолетов. После нанесения удара группа доразведки и ПСО выполняла фотоконтроль результатов удара.
Organic спасибо Вам за информацию про бортовой номер Харитонова.
Добрый день уважаемые друзя.
У меня возникнул такой вопрос. пожалуйста как правильнее указать название
"душман"?
Это "бандит в Средней Азии", или можно такое наименование указат как "горький враг"?
Что бы вы мне посоветовали. Нужна так сказать официальная версия.
Спасибо вам.
Есть два варианта - "враг" и "бандит". Зависит от языка.
http://desantura.ru/forum/forum44/topic4630/
Отредактировано Новгородец (2016-06-10 22:13:44)
Андрей огромное тебе спасибо!!!
Рад помочь
Об этом не знаю. Андрей пожалуйста можно подробнеее?
Спасибо.
пожалуйста можно подробнеее
К концу августа количество убитых среди мирных жителей столицы перевалило за две тысячи, десятки тысяч были ранены, а более 200 тысяч покинули Кабул. В таких условиях было принято решение об эвакуации сотрудников российского посольства.
В Москве разрабатывалась операция по спасению людей.
Для решения поставленной задачи было решено выделить сводную роту 51-го парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии под руководством начальника штаба полка гвардии подполковника Николая Ивоника. Роте была поставлена задача совершить марш на один из подмосковных аэродромов, перелететь в Кабул и обеспечить эвакуацию работников российского посольства и членов их семей, жизни которых угрожала опасность. Эвакуацию решено было произвести на трех Ил-76. Авиационной группой было поручено командовать полковнику Зеленову Евгению Алексеевичу, имевшему немалый опыт полетов в Афганистане.
Командующий военно-транспортной авиацией вызвавший полковника Зеленова был краток: "Евгений Алексеевич, для полка тебя больше не существует. Пусть твои замы всем "рулят". Единственная твоя забота - готовить экипажи. Дело предстоит серьезное, там всякое может случиться". Так в августе 1992 г. командир полка Евгений Зеленов получил задачу эвакуировать из Кабула сотрудников российского посольства и представителей дипмиссий Китая, Индии, Индонезии и Монголии.
Полковнику Зеленову предоставили несколько дней, чтобы подобрать три экипажа Ил-76, подготовиться и вылететь в Кабул. Летчики в полку были очень хорошо подготовлены. Почти все прошли войну в Афганистане, многие выполняли интернациональный долг в странах Африки, на Ближнем Востоке. Поэтому подобрать экипажи оказалось не трудно. Но главное - необходимо было еще раз вспомнить и хорошенько отработать изобретение советских военных летчиков - "афганский заход на посадку". Он заключается в том, что, находясь на большой высоте, практически над аэродромом, экипаж выпускает шасси, механизацию и направляет самолет едва ли не камнем вниз с вертикальной скоростью до 30 метров в секунду. При этом еще отстреливаются тепловые ракеты - защита от "стингеров". Заход на взлетно-посадочную полосу производится на удалении от одного до полутора километров, хотя по правилам это расстояние должно быть почти в десять раз больше.Спустя несколько дней, три Ил-76 вылетели из Новгородской области. Экипажами командовали Евгений Зеленов, Анатолий Копыркин и Сергей Мельников. Направились "илы" в уже суверенный Узбекистан, на аэродром Какайды. Там базировался полк истребителей МиГ-29. Его командир Олег Струков и Евгений Зеленов знали друг друга - учились на одном курсе в академии. Вопрос о передаче "хозяйства" Струкова под юрисдикцию Узбекистана уже практически был решен, и все же наши транспортники летели в Какайды, словно к себе домой. Знали, что там они получат все необходимое.
Операция началась в 4:00 28 августа, когда произвел взлет и взял курс на Кабул экипаж полковника Е. Зеленова. За ним с интервалом в двадцать и тридцать минут подняли машины в воздух экипажи подполковника А. Копыркина и майора А. Малова. От Какайды до Кабула минут сорок лета. Поэтому топливом самолеты заполняли не полностью, чтобы хватило долететь туда, обратно, плюс небольшой запас. За счет этого планировали взять больше пассажиров и грузов. На каждый борт определили по 12 десантников из Тульской дивизии ВДВ. Им предстояло прикрывать огнем самолеты в случае вынужденной посадки при нападении "духов".
...Евгений Зеленов поднялся в воздух на 20 минут раньше своих товарищей. Ему предстояло оценить обстановку в районе аэродрома Кабула, определить метеорологические условия, произвести посадку и уже в качестве руководителя полетами принять два остальных экипажа. Перед вылетом летчиков обнадежили: дескать, по дипломатическим каналам есть договоренность с афганцами о прекращении огня на два часа, чтобы эвакуировать иностранцев.
Все знали, что аэродром Кабула в то время представлял собой просто взлетно-посадочную полосу, хотя и довольно длинную, но в очень плохом состоянии. Он находится в гуще гор на высоте 1800 метров над уровнем моря. Сюда и в мирное-то время летать было очень сложно. Обнаружить аэродром летчикам предстояло визуально. Так же, на глазок, выполнить заход на посадку. Ну а для определения метеоусловий у экипажей "илов" не оставалось ничего надежнее собственного опыта полетов в этих краях.
"Узбек" Олег Струков в день вылета транспортников сам дежурил на командном пункте своего полка. Как только самолет Зеленова пересек "ленточку" бывшей советско-афганской границы, Струков передал однокашнику: "За вами воздушная цель. Идет с принижением и удалением 20 километров...". Через некоторое время: "15 километров...". Затем: "12 километров...".
По скоростным характеристикам это был истребитель. Встретиться с ним над чужой территорией без прикрытия было очень опасно. К тому же Зеленов хорошо знал, что по правилам воздушного боя именно таким образом производится атака самолета с задней полусферы. Экипаж Зеленова истребителя не видел ни на локаторе, ни визуально (было раннее утро, держалась густая дымка).
Тем временем Струков поднял в воздух звено МиГ-29. Однако руководители Министерства обороны Узбекистана запретили летчикам пересекать границу. Олегу оставалось в бессилии наблюдать за судьбой Зеленова. К счастью, истребитель отвернул вправо. А потом его отметка вообще пропала с индикаторов командного пункта. Спустя несколько дней летчики узнали, что это генерал Дустум, командующий узбекскими формированиями на севере Афганистана, поднимал с аэродрома Мазари-Шариф МиГ-21. Но с какой целью - осталось не известно.
Вскоре самолет Зеленова перемахнул через горный хребет и стал невидим для РЛС Какайды. Дальше летчики летели по приборам, сверяясь с местностью, которую удавалось рассмотреть на земле.
На подходе самолета к Кабулу по нему был открыт со стороны города огонь из зениток. Пришлось уходить из заранее намеченной зоны и уже в полете срочно менять схему захода на посадку.
Выпуск шасси... Резкое вертикальное снижение... Несколько виражей... С удалением в один километр Зеленов произвел посадку. На аэродроме уже находились наши и иностранные дипломаты. У них был аппарат закрытой связи. По нему они и получили сообщение, что в Кабул летят российские самолеты.Аэродром был разбит. По некоторым рулежным дорожкам вообще невозможно было проехать. Ил-76 встретили работники посольства. Они знаками показали, где удобнее прорулить и остановиться. Пока шла загрузка, Зеленов руководил посадкой двух других машин.
Все проходило, как говорится, в штатном режиме, пока боевики не начали обстреливать аэродром реактивными снарядами. Вот тебе и двухчасовое прекращение огня, которым обнадеживали летчиков. Доложили в Москву. Оттуда команда: "Всем немедленно взлетать!".
В этот момент к обстрелу реактивными снарядами подключились минометы. Несмотря на это, удалось разместить в самолетах работников российского посольства и их семьи.
Самолет Зеленова уже стоял в начале полосы и был готов к взлету. Туда же, тяжело покачиваясь, катился груженый Ил-76 Анатолия Копыркина. Еще несколько минут, и Сергей Мельников должен был поднять рампу, закрыть двери и направить свою машину следом. Команда командой, но людей же не бросишь. Во время разгона по полосе Зеленов услышал в наушниках голос Мельникова: его машина горела от попадания в топливный бак: Остановить свой самолет Зеленов уже не мог. Ему пришлось отдать, пожалуй, один из наиболее тяжелых приказов в жизни: Копыркин должен был вернуться и подобрать людей, которые выскакивали из горящего самолета Мельникова.Группа десантников во главе с командиром роты гвардии старшим лейтенантом Игорем Матвиенко размещала людей и груз в самолете, который должен был взлететь третьим, когда раздался взрыв. Вышедшие из кабины летчики, лица которых были залиты кровью, сообщили, что в топливный бак попала мина. Почувствовав боль в руке, десантник Игорь Матвиенко понял, что ранен. Он дал команду помочь эвакуировать раненых летчиков и российских граждан, находившихся в самолете, взять боеприпасы и покинуть самолет. Старшина разведывательной роты Сергей Арефьев помог тяжелораненому командиру выйти в безопасное место для взрыва самолета. По словам Матвиенко, он тогда еще раз убедился в преданности, верности присяге и человеческих качествах солдат и сержантов.
Под беспрерывным обстрелом Анатолий Степанович подрулил к месту недавней стоянки. Для остановки не было времени. Самолет, насколько это возможно, медленно катился по рулежке. Людей в него забрасывали и затаскивали буквально за руки. Минометный обстрел усиливался, вдалеке вовсю пылал подбитый Ил, кричали люди. Все смешалось в хаотическую карусель.
Наконец все были взяты на борт. По разбитым рулежкам, по неимоверному количеству металлических осколков от снарядов, которыми был усыпан аэродром, Копыркин пошел на взлет. Зеленов все это время барражировал над аэродромом и видел, как Анатолий Степанович никак не может оторваться от полосы. Уже в облаке пыли, чуть ли не с последней плиты, плавно покачиваясь, с минимальной скоростью он все же сумел поднять "Ил" в воздух.
Оба самолета взяли курс на Какайды. По радио Копыркин доложил командиру полка, что у него на борту все живы, экипаж Мельникова также в полном составе...В Какайды Зеленов сел без проблем. После этого он попросил Копыркина пройти пониже над полосой с выпущенными шасси, чтобы посмотреть, что у того с колесами. Увиденному Евгений Алексеевич ужаснулся. В голове не укладывалось, как можно произвести посадку самолета, у которого на колесах нет резины (выяснилось, что все это от осколков). К тому же внутри самолета находился КамАЗ и огромное количество людей. Но времени для размышлений не оставалось. Топлива в самолете в обрез. Надо рисковать и садиться на бетон металлическими колесами. Конечно же, вдоль полосы поставили все пожарные машины и водовозки, какие только удалось найти на аэродроме, чтобы быстрее затушить самолет, если возникнет пожар.
В это время когда закончилась погрузка самолетов и они смогли взлететь. Группа десантников обежав до стоящего на взлетке КамАЗа, направились к разрушенному зданию аэропорта, спустились в подвал. Там уже находились российские граждане, которые должны были вылететь самолетом, догоравшим теперь на взлетке. Спустился в подвал и гвардии подполковник Ивоник. Когда второй самолет выруливал на взлет, он выпрыгнул из него с тремя солдатами, чтобы присоединиться к тем, кто оставался на земле. В кабульском госпитале Игорю Матвиенко обработали раны, но нужна была срочная операция в стационарных условиях.
Гвардии подполковник Николай Ивоник добился от афганских властей предоставления самолета - выручили старые добрые отношения с исмаилитами. Представитель Национального исламского движения Афганистана (НИДА) генерал Абдул Маджид предоставил россиянам афганские самолеты Ан-32 для перелета в Мазари-Шариф. Сначала полетели только добровольцы, а затем весь оставшийся персонал посольства. Из Мазари-Шарифа, где российских граждан встретили представители генерального консульства и члены НИДА, переехали на машинах в Термез, а дальше самолетом – в Москву. Это была очень своевременная акция, так как от комплекса зданий российского посольства в Кабуле через некоторое время остались одни лишь развалины.
Летчики Зеленов и Копыркин доставили на своих Ил-76 сотрудников российского посольства в Москву.
В феврале 1993 года Евгению Зеленову, Анатолию Копыркину и Сергею Арефьеву - старшине-десантнику, который после попадания ракеты в самолет Мельникова вытащил из пылающего "ила" своего командира роты, было присвоено звание Герой Российской Федерации. В Тульской воздушно-десантной дивизии правительственные награды получили 28 человек. Необходимо отметить мужество воинов-десантников, которые обеспечивали безопасность сотрудников посольства, действовавших под руководством подполковника Н. Ивоника. Даже получив ранения, старший лейтенант И. Матвиенко и младший сержант А. Диденко не оставили пост и делали все, чтобы обеспечить охрану и эвакуацию людей. Так же поступили и старший борттехник самолета капитан А. Показаньев, получивший ранение в голову, и борттехник капитан В. Бессараб, которому осколок попал в ногу.
Таким получилось логическое завершение операции по эвакуации, в ходе которой были ранены восемь российских военнослужащих, а один самолет Ил-76 сгорел.
Не окончилась война и после назначения на пост премьер-министра Афганистана Г. Хекматияра. Наоборот, боевые действия еще более ожесточились…
http://www.artofwar.net.ru/profiles/ser … fganistane
Отредактировано losharic (2016-06-16 00:01:21)
Иржи, официальная версия - вот
http://bvvaul-73.ru/news_more.php?news_ … news_id=74
http://110vtap.ucoz.ru/load/kabulskij_incident/1-1-0-91
в жизни было не так гладко...
Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Наше время » Афганская война (1979—1989)