Военно-морские силы Украины в прежнем их виде можно считать приказавшими долго жить. Из имеющих боевое значение крупных кораблей под флагом страны остался единственный фрегат «Гетман Сагайдачный». Остальные корабли сменили флаги на андреевские — добровольно или принудительно. Как же нам возродить ВМC и имеет ли смысл это делать в принципе?
Все специалисты сходятся во мнении, что без военно-морских сил Украина может ставить крест на своем будущем в качестве независимого государства. Причем ВМС нам нужны не для «галочки», как было доселе, а настоящие, способные дать достойный отпор флоту любого черноморского государства, что России, что Румынии, что Турции. Почему?
Первое. Если кто не обратил внимания, то операция РФ по «возвращению» (аннексии) Крыма была прежде всего военно-морской. Блокада полуострова осуществлялась силами Черноморского флота, его береговые подразделения (морская пехота) первыми начали брать под контроль стратегические объекты, его транспортные средства обеспечивали переброску «зеленых человечков» с «материка». Соответственно, пока гипотетическая вторая фаза агрессии — «удар по Юго-Востоку» — тоже будет иметь морскую компоненту. Скажем, операции в Одесской, Николаевской и Херсонской областях невозможны без поддержки с моря, морских десантов и т.п.
Сейчас мы ничего противопоставить таким действиям не можем, но думать надо не только о текущем противостоянии, но и о будущих.
Второе. Поглощение Крыма Россией даже без расширения агрессии на материковую часть Украины — лишь начало. Предстоят конфликты из-за морских границ, нефтегазоносного шельфа, Керченского пролива, который теперь полностью в руках россиян, что означает смертельный приговор нашим портам в Мариуполе и Бердянске. Возможно, конфликты затянутся на долгие годы. В любом случае, без флота рассчитывать на восстановление наших позиций в этой сфере не приходится: конкуренты не дадут.
Словом, ВМС нужно воссоздавать и воссоздавать как можно скорее. Но как?
Для начала определимся с существующим положением. Итак, кроме флагманского фрегата, который, живой и здоровый пока отдыхает в Одессе, в распоряжении командования ВМС остаются:
- сторожевой катер проекта «Гриф» «Скадовск» (Одесса);
- водолазное судно «Нетишин» (Очаков);
- рейдовая сухогрузная баржа «Сватово» (Очаков);
- противодиверсионный катер «Гола Пристань».
- остатки керченского и феодосийского батальонов морской пехоты — без техники и оружия;
- остатки 36-й отдельной механизированной бригады береговой обороны — без техники и оружия;
- 73 морской центр спецназначения (боевые пловцы) в Очакове;
- бригада морской авиации (транспортные и противолодочные самолеты и вертолеты, их успели перебросить на «материк»).
Потеряны крымские базы, расположенные в центре Черного моря и позволяющие контролировать его полностью; потеряны все ударные единицы (ракетные корветы и катера), надводные противолодочные силы, десантные корабли, вполне боеспособная после ремонта субмарина «Запорожье»; вспомогательные суда, танки и артиллерия береговой обороны, ракетные комплексы «Утес», способные «завалить» любой вражеский корабль. Уничтожены картографические подразделения, средства радиотехнической разведки, штабы, потеряна кузница кадров — академия ВМСУ.
И это при том, что уже началось усиление российского Черноморского флота новыми кораблями: до конца этого года он пополнится, кроме того, что удалось стырить у украинцев, двумя новыми субмаринами (всего для ЧФ заказано шесть подлодок). Строятся новые сторожевые корабли, а в перспективе в Черном море может появиться и один из десантных вертолетоносцев типа «Мистраль».
К счастью, нам удалось сохранить все сторожевые корабли и патрульные катера Морской охраны пограничной службы Украины, которые успели перебазироваться из Крыма в Одессу. Речь идет о 12 единицах из Севастопольского и Ялтинского отрядов Морской охраны, в число которых входили сторожевики «Григорий Куропятников» и «Николаев». Еще 11 боевых единиц Морской охраны Керченского отряда перешли из Крыма в Мариуполь на Азовском море. Отметим, что пограничники в отличие от военных моряков смогли оценить обстановку и перебазировались до того, как их «запечатали» в собственных базах. Перебазировались, несмотря на противодействие российского ракетного катера, пытавшегося блокировать Балаклаву.
Командование Военно-морских сил Украины позорно прошляпило момент, когда еще можно было увести корабли.
«Работай они (командующие) нормально, мы бы подняли Вооруженные силы хотя бы за сутки до вторжения, вывели корабли и не допустили бы окружения баз. Уверен, того, что случилось, не было бы. Разведчики и штабисты прошляпили, и это позор» — заявил первый командир Западной военно-морской базы, ныне контр-адмирал в отставке Дмитрий Украинец.
Впрочем, наши источники в ВМС утверждают, что приказ уходить из гаваней поступил 1 марта, но его отменил новый командующий Березовский. Сразу после этого он публично «переприсягнул» на верность «народу Крыма». Иными словами, причиной невыхода кораблей из баз была банальная измена, и последующие события — лишь ее следствие.
Как бы то ни было, в изменившихся обстоятельствах следует ожидать существенного изменения роли военно-морских сил в общей структуре вооруженных сил и внешней политике страны (причины — смотри выше). Тем не менее, главной задачей ВМСУ как была, так и остается защита собственного побережья, причем в условиях отсутствия кораблей. Именно поэтому батальон морской пехоты переформируется в бригаду — более крупное соединение, пригодное для решения куда более масштабных задач в прибрежной зоне.
Морская граница Украины разорвана на два изолированных друг от друга участка. Первый — Северо-Западное Причерноморье, от устья Дуная до устья Днепра и Каркинитского залива; второй — азовское побережье. Керченский пролив полностью контролируется Россией — пограничные корабли и катера в Азовском море изолированы. Торговое судоходство в портах Азовского моря также оказывается зависимым от позиции России, а сами торговые суда будут вынуждены платить пошлины и другие сборы за выход в Черное море — и это не может не отразиться на работе металлургических предприятий и угледобывающей отрасли, чья продукция традиционно вывозится морем через Мариуполь и Бердянск.
Сокращение корабельного состава больше не дает возможности Украине принимать участие в международных акциях — учениях, антипиратских и антитеррористических операциях, демонстрационных походах и «визитах вежливости» за пределами Черного моря. Единственный крупный корабль «Гетман Сагайдачный» теперь должен постоянно находиться на страже морской границы. Таким образом, если раньше отдельные корабли ВМС Украины регулярно появлялись в Средиземном море и даже в Индийском океане, то теперь операционная зона ВМСУ полностью сократилась до северной части Черного моря — треугольника с углами в устье Дуная, на мысе Тарханкут и в Одессе.
Первоочередной задачей в нынешней ситуации является скорейшее пополнение корабельного состава. Первым шагом в этом направлении должна стать передача военно-морским силам пограничных сторожевых кораблей (а не наоборот). Это 12 единиц небольшого водоизмещения, имеющих легкую артиллерию (76-мм или 30-мм автоматические пушки) и противолодочное вооружение из торпедных установок и простых глубинных бомб. Ударных возможностей эти корабли не имеют, так как они изначально строились в советское время для погранвойск КГБ и годятся для очень ограниченного круга задач неподалеку от берега.
Не исключено, что Украина попытается каким-либо образом вернуть свои прежние корабли с помощью судебных исков или переговоров. Возможно, в этом ей будет оказана международная правовая помощь. Но шансы на успех подобной волокиты минимальны.
Наиболее оптимальным вариантом усиления ВМС в долгосрочной перспективе является строительство кораблей на собственных верфях. В частности, для этого необходимо активизировать так называемую «корветную программу» в Николаеве, завершив создание заложенного еще в 2011-м году корабля проекта 58250 «Владимир Великий» (по размерам и водоизмещению он приближается к «Сагайдачному», но несоизмеримо мощнее по боевым возможностям). Всего запланировано строительство четырех единиц этого типа. Однако даже в самых благоприятных условиях и при наличии достаточного финансирования первый корвет может вступить в строй не ранее 2016-2017 гг., а другие — еще позже.
Поэтому параллельно с производством новых нужно рассмотреть вопрос о закупке подержанных кораблей за рубежом. Так уже поступили наши черноморские соседи — Румыния, которая приобрела в 2011 г. два британских фрегата проекта 22, и Болгария, купившая в 2004-2008 гг. три бельгийских фрегата типа «Вилинген», построенных в 1970-х годах.
Закупка Украиной двух-трех боевых единиц класса «корвет» или «фрегат» позволит вывести ее ВМС из нынешнего состояния глубокой… и протянуть время до окончания строительства собственных корветов. Такие корабли могут поставить в качестве военной помощи США (списанные фрегаты класса «Оливер Х. Перри») либо одна из европейских держав, скорее всего — Великобритания, которая издавна продает устаревшие и выводимые из состава флота боевые единицы другим странам.
Отдельно стоит вопрос достройки тяжелого ракетного крейсера «Украина», однотипного с флагманом российского Черноморского флота «Москва». С одной стороны, корпус и главные механизмы крейсера завершены более чем на 90%. С другой - все его ракетное и артиллерийское вооружение, а также электронные системы необходимо заказывать в России, что невозможно по ряду причин. Кроме того, основные конструкции крейсера уже более двух десятков лет законсервированы и попросту ветшают, и вообще — это технологии еще 1980-х гг.
Достройка такого корабля оказалась неактуальной даже для РФ в период относительно теплых отношений с нашей страной в 2010-2013 гг. — именно по причинам моральной и физической устарелости крейсера. А Украине он не нужен и по стратегическим соображениям. Корабли этого типа относятся к так называемому «большому флоту». Из задача — уничтожать авианосцы и контролировать океаны и большие моря, вроде Средиземного. Содержать РКР стоит очень дорого, и в одиночку он действовать не сможет, нужны еще противолодочные корабли, подлодки и другие силы. Да и в условиях нынешнего географического положения единственной базы в Одессе ему будет попросту негде развернуться в небольшом уголке Черного моря. Лучше всего будет отбуксировать «Украину» к Севастополю и затопить в районе боновых ворот. Шутка…
Кадровый вопрос при базировании флота вполне решаем. Вместо севастопольской военно-морской академии, будет создан специальный военно-морской факультет в Одесской национальной морской академии, что косвенно подтверждает ее ректор Михаил Миюсов. А для размещения личного состава в городе пока что хватает казарм и других объектов, принадлежащих Министерству обороны, хотя и расположенных не у самого моря. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что ценнее кораблей. Из Крыма гарантированно переедет часть экипажей, верных присяге. Они сейчас могут сформировать определенный кадровый резерв для тех кораблей, что есть. Они могут пройти переподготовку и продолжить службу в морской пехоте. А могут и стать костяком экипажей тех боевых единиц, которые Украина построит или закупит за рубежом.
С точки зрения инфраструктуры Одесса вполне может принять как все наличные военно-морские силы, так и с перспективой их некоторого увеличения. Практическая гавань Одесского порта может вместить до пяти боевых кораблей среднего водоизмещения (до 5000 тонн), а также необходимое число малых кораблей и катеров. При СССР здесь базировался дивизион подводных лодок, в составе которого было более десятка субмарин. Правда, часть береговой инфраструктуры устарела и требует основательной реконструкции. Для ремонта кораблей есть судоверфь «Украина», судоремонтный завод в Ильичевске, а также мощнейшие кораблестроительные заводы Николаева. Кроме того, отдельные корабли и катера могут базироваться на Очаков.
Бывший начальник Одесского порта Николай Павлюк считает, что базировать боевые корабли можно, но с некоторыми оговорками: «Состояние их инфраструктуры – это засекреченная информация, но я со своей стороны могу сказать, что каналы для всех необходимых коммуникаций там есть. Думаю, что все это находится в загубленном состоянии, однако восстановить можно и даже нужно».
А вот чего в Одессе нет — так это крупных складов боезапаса для боевых кораблей, причем размещать их в центре миллионного города весьма проблематично. Однако и эта задача решаема. Как и остальные.
Огонек надежды теплится. Главное — не опускать руки.
Авторы — Александр Вельможко и Олег Константинов