ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УР КЛАССА «ВОЗДУХ - ЗЕМЛЯ» БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ НАТО
Майор А. КИРИЛЛОВ
В ведущих странах НАТО активно проводятся работы по совершенствованию управляемых ракет (УР) класса «воздух - земля» большой (свыше 100 км) дальности, применяемых самолетами тактической авиации для поражения высоко-защищенных стационарных и мобильных целей без захода в зону действия активных средств ПВО. К ним относятся прежде всего УР AGM-158 (США), ASMP-A (Франция), NSM (Норвегия), «Сторм Шэдоу»/«Скалп EG» (Великобритания, Франция), K.EPD 350 (Германия). На основе этих ракет до
2015 года планируется разработать и принять на вооружение новые крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) с дальностью стрельбы не менее 1 000 км.
Из содержания статей 32 и 33 приложения к договору по СНВ следует, что к категории КРВБ большой дальности относятся УР, способные выполнять полностью автономный полет на дальность свыше 600 км, а также изменять собственные высоту и направление движения согласно заданной программе с использованием только аэродинамических сил. Большинство современных КРВБ оснащаются турбореактивными двигателями и совершают полет с дозвуковой скоростью и пассивным следованием рельефу местности на малых высотах. Перспективные образцы таких ракет планируется оборудовать комбинированными силовыми установками, позволяющими выполнять полет на сверхзвуковой крейсерской скорости при минимальных значениях подлетного времени.
В частности, командование ВВС США для дальнейшего наращивания возможностей стратегической и тактической авиации по поражению приоритетных наземных и надводных целей, а также ключевых элементов промышленной и военной инфраструктуры противника проводит ряд мероприятий по дальнейшему совершенствованию УР большой дальности AGM-158, разработанной
фирмой «Локхид-Мартин» по программе JASSM (Joint Air-to-Surface Stand-off Missile). Серийный выпуск данной ракеты, который был приостановлен из-за ряда неудачных пусков в 2004-2007 годах в ходе войсковых испытаний, планируется возобновить с 2008-го после устранения технологических недоработок и проведения серии дополнительных испытаний, результаты которых призваны подтвердить соответствие надежности бортовых систем УР заданным требованиям.
Базовая модификация ракеты AGM-158A, имеющая стартовую массу 1 025 кг, предназначена для поражения стационарных защищенных наземных целей на максимальной дальности до 500 км с точностью (КВО) не хуже 3 м. Она оснащается турбореактивным двигателем J402 и проникающей боевой частью (БЧ) массой 432 кг. В системе наведения УР применяется инерциальная система управления (ИСУ) с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR и тепловизионная головка самонаведения (ГСН), программно-аппаратные средства которой позволяют распознавать атакуемую цель и выбирать оптимальную точку прицеливания. Для объективной оценки факта выхода УР в район расположения цели используется бортовой передатчик, по данным которого отслеживаются ее текущие координаты вплоть до момента попадания ракеты.
В рамках программы модернизации предусматривается проведение работ по повышению экономичности силовой установки и совершенствованию бортового оборудования. Планируется повысить надежность и помехоустойчивость аппаратуры наведения, а также обеспечить в реальном масштабе времени автоматизированное целеуказание при взаимодействии между носителем УР и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения (система AWACS), а также разведки и управления нанесением ударов («Джистарс»). Это позволит поражать мобильные наземные и надводные цели. Рассматривается возможность оснащения УР активной (радиолокационной или лазерной) ГСН и перспективными боевыми частями, прежде всего термобарической и СВЧ. По расчетам западных экспертов, первые серийные образцы модернизированных УР могут поступить в ВВС к 2009 году.
Кроме того, активно реализуется программа JASSM-ER (Extended Range), предусматривающая создание на основе базовой модификации ракеты новой КРВБ AGM-158B с ядерной или обычной БЧ для замены крылатых ракет AGM-86 и -129.
В соответствии с тактико-техническим заданием дальность пуска этой КРВБ с сохранением размеров и стартовой массы базовой модификации должна составить не менее 1 300 км. Для этого предусматривается оптимизировать компоновку планера, увеличить запас топлива, снизить массу боевой части, а также заменить двигатель более экономичным турбореактивным двухконтурным (ТРДД) FT 07 фирмы «Уильяме». Одновременно в рамках программы JASSM-XR (eXtreme Range) подтверждена техническая реализуемость КРВБ с увеличенной до 2 000 км дальностью пуска. По мнению разработчиков, это может быть достигнуто путем установки дополнительных топливных баков с соответствующим увеличением длины ракеты с 4,3 до 6,3 м и стартовой массы до 1 500 кг. Для сохранения балансировки и повышения управляемости такой КРВБ ее планируется выполнить по аэродинамической схеме «утка» с использованием переднего горизонтального оперения. Ракету намечено оснащать новой проникающей БЧ массой 540 кг, которая комплектуется твердотопливным ускорителем.
К полномасштабной разработке крылатых ракет по программам JASSM-ER/XR с общим объемом финансирования свыше 700 млн долларов намечено приступить с 2008 года, а принятие их на вооружение ожидается после 2010-го. Всего до 2020 года для ВВС предусматривается закупить более 3 500 AGM-158A и около 2 500 КРВБ AGM-158B при стоимости серийного образца не более 400 тыс. и 650 тыс. долларов соответственно.
Французская ракета ASMP-A (разрабатывается компанией «Аэроспасьяль») выполнена по бескрылой аэродинамической схеме и оснащена крестообразным цельноповоротным оперением, выполняющим функции управления и стабилизации УР в полете. В силовой установке используется прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) на жидком топливе и твердотопливный стартовый ускоритель, размещенный в камере сгорания. Такой двигатель отличается повышенными тягово-экономическими характеристиками, позволяющими осуществлять полет на крейсерском режиме с высокой сверхзвуковой скоростью.
В составе бортового оборудования ракеты используется ИСУ с коррекцией по контуру рельефа местности. Предполетная подготовка ракеты производится на земле с использованием компьютерного моделирования, в ходе которого вычисляются основные параметры траектории ее полета, вводятся цифровые карты рельефа по предполагаемым маршрутам следования (выбор конкретного маршрута производится случайным образом системой управления УР после пуска).
При боевом применении ракета осуществляет набор высоты до 20 км с одновременным разгоном до скорости, соответствующей числам М = 3-4. На конечном этапе она выполняет снижение по крутой траектории до высоты 50-100 м с соответствующим снижением скорости (число М = 2). При подлете к очередному промежуточному пункту маршрута производится коррекция данных ИСУ по контуру рельефа местности. После выхода в район цели для преодоления УР активных средств ПВО программой полета предусматривается выполнение ею различных маневров, в том числе с выходом на критические углы атаки.
Ожидается, что ракеты ASMP-A поступят на вооружение истребителей «Мираж-2000N» и «Рафаль» ВВС и ВМС Франции после 2011 года. Общие затраты на разработку и серийное производство составляют 1 млрд долларов.
Норвежская фирма «Конгсберг» в рамках контракта, заключенного с министерством обороны, совместно с европейским концерном MBDA осуществляет полномасштабную разработку авиационного варианта противокорабельной ракеты NSM, которую планируется использовать для поражения на дальности до 200 км надводных целей как в открытом море, так и в проливных зонах, фьордах, шхерных районах, а также наземных мобильных и стационарных целей со средней степенью защиты. В качестве основных носителей предполагается задействовать тактические истребители F-16 и вертолеты NH-90.
Особенностью аэродинамической компоновки является профилированный корпус, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с использованием композиционных и радиопоглощающих материалов. Ракета комплектуется складывающимся крылом, крестообразным рулевым оперением и проникающей фугасной БЧ.
В состав силовой установки намечено включить турбореактивный маршевый двигатель «Микротурбо» TRI-40 и твердотопливный стартовый ускоритель (при вертолетном базировании). Вывод ракеты в район местонахождения цели будет осуществляется ИСУ с коррекцией по контуру рельефа местности или по данным КРНС NAVSTAR. Цифровые карты местности по маршруту полета вводятся в бортовую ЭВМ в ходе наземной подготовки.
В отличие от состоящих на вооружении ВС Норвегии противокорабельных ракет AGM-119 «Пингвин», оснащенных инфракрасными ГСН, на новой ракете предусмотрена установка тепловизи-онной ГСН. Она имеет более высокую чувствительность и расширенный сектор обзора. По оценке зарубежных специалистов, исполвзование специальных алгоритмов отстройки помех ГСН ракеты позволит обнаруживать цель даже при искусственном снижении ее теплового поля с применением ИК-ловушек. Кроме того, алгоритмы наведения предусматривают возможность автоматического выбора оптимальной точки прицеливания.
Начало серийного производства ракеты ожидается после 2008 года, а достижение первоначальной боевой способности данной УР в составе комплекса вооружения авиационного базирования - к 2010-му.
Кроме того, ведутся исследования, направленные на повышение дальности стрельбы до 300 км в модификации NSM Block 2 и созданию на ее основе КРВБ, получившей обозначение JSM (Joint Strike Missile), с проникающей боевой частью и дальностью стрельбы не менее 1 000 км. В качестве основного носителя этой ракеты предложено использовать перспективный самолет F-35, начало поставок которого в Норвегию ожидается после 2012 года. Завершить разработку КРВБ JSM намечено на 2015 год.
Франко-британская фирма «Матра-Бритиш аэроспейс» приступила к полномасштабному производству ракеты, получившей обозначения «Сторм Шэдоу» (Великобритания) и «Скалп EG» (Франция) для применения с самолетов «Торнадо», «Тайфун», F-35 и «Рафаль», «Мираж-2000» соответственно.
Ракета «Сторм Шэдоу» предназначена для поражения на дальности до 650 км стационарных укрепленных целей, защищенных перекрытиями из железобетона толщиной до 6 м, что почти втрое превышает возможности современных бетонобойных боеприпасов со сходными массогабаритными характеристиками. Это достигается за счет применения в составе УР специализированной боевой части большой мощности BROACH, представляющей собой тандемно расположенные кумулятивный и проникающий заряды общей массой 450 кг. При разработке «Сторм Шэдоу» были использованы конструктивно-схемные решения, полученные в ходе создания состоящей на вооружении французских ВВС управляемой ракеты «Апаш» (дальность стрельбы 200 км).
Ракета, выполненная по нормальной двухкилевой аэродинамической схеме со складывающимся крылом, цельнопово-ротным дифференциально отклоняемым стабилизатором, оснащается турбореактивным двигателем. В конструкции УР широко применяются новые высокопрочные сплавы легких металлов и современные композиционные материалы. Срок хранения без регламентного обслуживания до 25 лет.
В составе системы наведения используется ИСУ, корректируемая по контуру рельефа местности (корреляционная система «Терпром») или по данным КРНС NAVSTAR, и тепловизионная ГСН, реализующая режимы автоматического распознавания цели и выбора оптимальной точки прицеливания.
Ракета в базовом варианте начала поступать малыми опытными партиями в ВВС Великобритании с 2003 года, и в том же году успешно применялась с самолетов «Торнадо» в боевых действиях в Ираке (около 30 боевых пусков). Полномасштабное ее производство началось в 2006 году. Ожидается, что общее количество изготовленных ракет данного типа составит минимум 2 000 единиц, в том числе не менее 500 для ВС Франции. Отдельная производственная линия построена для выполнения экспортных поставок в Италию и ОАЭ (во вторую страну УР поступают под условным обозначением «Блэк Шахин»).
Наряду с серийным производством «Сторм Шэдоу» проводится ряд мероприятий по ее модернизации. В частности, ведутся работы по исследованию возможности создания к 2010 году на базе этой ракеты единой европейской КРВБ с дальностью стрельбы до 1 000 км. Этого предполагается достигнуть за счет применения высококалорийных топлив и повышения экономичности силовой установки. Разрабатываемую КРВБ намечено ком-
плектовать перспективными БЧ, в том числе термобарическими и СВЧ. Планируется также установить двухстороннюю линию связи для обеспечения возможности перенацеливания боеприпаса в полете и трансляции данных ГСН на командный пункт с целью объективной оценки процесса наведения УР на конечном участке.
В Германии с 2005 года фирма «Даймлер-Крайслер» осуществляет полномасштабное серийное производство УР KEPD 350 с максимальной дальностью стрельбы 500 км, предназначенной для поражения самолетами тактической авиации сильнозащищенных стационарных целей кумулятивно-проникающей боевой частью большой мощности. Наряду с этим проводится ряд исследовательских работ по модернизации ракеты и созданию на ее базе КРВБ.
Ракета, выполненная по нормальной двухкилевой аэродинамической схеме, оснащена складывающимся крылом и цельноповоротным дифференциально отклоняемым стабилизатором. В конструкции планера УР применены технологии, обеспечивающие снижение заметности. Детали корпуса и узлы ракеты изготовлены из высокопрочных мелкозернистых алюминиевых сплавов и современных композиционных материалов.
Согласно перспективным планам руководства ВВС Германии, в рамках программы развития наступательного вооружения принято решение разработать на базе УР KEPD 350 КРВБ с дальностью стрельбы не менее 1 000 км. Ее намечается укомплектовать комбинированной активно-пассивной ГСН (с радиолокационным миллиметрового диапазона и тепловизионным каналами), двухсторонней линией связи УР с самолетом-носителем, новым высокоэкономичным турбореактивным двигателем. Всего до 2010 года намечено выпустить около 700 ракет KEPD 350 стоимостью 700 тыс. долларов каждая. В зарубежных СМИ отмечается, что заключены контракты на поставку этих ракет в Грецию, Испанию, Канаду и Швецию.
Таким образом, увеличение темпов работ, а также большое количество планируемых к поставке авиационных УР большой дальности свидетельствуют о стремлении военного руководства ведущих стран к созданию нового поколения высокоточных средств поражения. При этом мероприятия по совершенствованию управляемого вооружения проводятся параллельно с наращиванием возможностей бортовых комплексов ударной авиации и самолетов обеспечения, что позволит широко использовать в конструкции УР относительно недорогую аппаратуру наведения и обмена данными, а также существенно повысить по-^ ки same ли боевой эффективности.
TTX YP NSM
Масса, кг:
стартовая...........................................450
боевой части.....................................120
двигателя без ускорителя..................44
Максимальная дальность
стрельбы, км........................................200
Крейсерская скорость
полета, число М...................................0,9
Высота полета, м:
на марше.....................................50-100
конечный участок................................5
Геометрические размеры, м: длина без ускорителя/
с ускорителем..............................3,5/4,2
диаметр..............................................0,7
размах крыла в раскрытом/ сложенном состоянии.................1,4/0,7
ТТХ УР «СТОРМ ШЭДОУ»
Масса, кг:
стартовая......................................1 300
боевой части....................................450
Максимальная дальность
стрельбы, км........................................650
Геометрические размеры, м:
длина.................................................5,1
высота.............................................0,48
ширина............................................0,63
размах крыла....................................3,0
TTX УP KEPD350
Масса, кг:
стартовая........................................1 400
боевой части.....................................520
Максимальная дальность
стрельбы, км........................................500
Точность наведения (КВО), м...............3
Эффективная площадь
рассеивания, м2.....................................0,1
Геометрические размеры, м:
длина...............................................5,06
высота .............................................0,78
ширина..............................................1,0
размах крыла....................................2,0
размах рулей...................................0,99
размах стабилизаторов..................0,97