Гособоронзаказ позволит руководству «Победита» провести модернизацию предприятия (на фото — цех восстановления вольфрама)
Владикавказский завод «Победит» станет партнёром Рособоронэкспорта по производству танковых снарядов для Индии. Это позволило предприятию в прошлом году резко нарастить выручку и впервые войти в число крупнейших компаний СКФО
Некогда высокоразвитая промышленность Северной Осетии в нашем рейтинге крупнейших компаний Северного Кавказа традиционно была представлена всего одним игроком — владикавказским заводом «Электроцинк». Остальные предприятия республики далеко не дотягивали до нижней границы рейтинга, но в прошлом году в число крупнейших вошёл ещё один осетинский промышленный тяжеловес — завод «Победит» (кстати, расположенный практически стена к стене с «Электроцинком»), чья выручка за год увеличилась почти вдвое.
Переход «Победита» в «высшую лигу» северокавказского бизнеса стал логичным результатом роста внимания государства к оборонной отрасли. Владикавказский завод, один из крупнейших отечественных производителей тугоплавких металлов и твёрдых сплавов, будет участвовать в реализации контракта Рособоронэкспорта с Министерством обороны Индии о поставке в эту страну 66 тысяч российских 125-миллиметровых снарядов ЗУБК20 «Манго». В развитие предприятия было вложено порядка 2 млрд рублей, что позволило «Победиту» в прошлом году увеличить объёмы выпуска продукции и в 15 раз нарастить годовую прибыль. В нынешнем году на развитие производства будет направлено порядка 100 млн рублей.
К снаряду
Минобороны Индии давно жаловалось на низкое качество выпускаемых в стране бронебойных оперённых подкалиберных снарядов (БОПС), которые серьёзно уступают по своим характеристикам аналогичным по тактико-техническим данным российским «близнецам». В то же время сухопутные войска Индии оснащены российскими танками Т-90С «Бишма», которые, собственно, и должны были использовать БОПСы калибра 125 мм.
Череда аварий, повлёкшая за собой порчу техники индийской армии, привела к разрыву контракта и включению в «чёрный список» израильской государственной корпорации IMI (Israeli Military Industry), производящей боеприпасы и ракеты как для армии обороны Израиля, так и на экспорт. При этом командующий индийскими сухопутными войсками генерал Бикрам Сингх в письме, ставшем достоянием местных СМИ, предупреждал премьер-министра страны Манмохана Сингха, что танковых снарядов в армии хватит разве что на три-четыре дня активных боёв.
Это и стало причиной, побудившей руководство индийских вооружённых сил подписать контракт с Рособоронэкспортом не только на поставку из России новых снарядов, но и на организацию в Индии лицензионного производства БОПСов. Согласно этому документу, в России будет закуплено 66 тысяч снарядов ЗУБК20 «Манго» для танков Т-90С с пушками 2А46М. Лицензионное же производство будет налажено на предприятии государственного Управления оружейных заводов (OFB — Ordnance Factory Board). Общая стоимость контракта составляет 420 млн долларов (26 млрд рупий). Как пояснили «Эксперту ЮГ» в руководстве Рособоронэкспорта, это первый контракт на организацию зарубежного лицензионного производства Научно-исследовательского машиностроительного института (НИМИ, входит в концерн «Техмаш» — структурное подразделение госкорпорации «Ростех») за последнюю четверть века.
Снаряд «Манго» был создан и появился на вооружении отечественной армии ещё в середине 80-х годов прошлого века. Зачастую он применялся в конструкции с обеднённым ураном, имеющей большую бронепробиваемость. Но для экспортных поставок «урановые» снаряды не годились, поэтому в конструкции «Манго» были применены вольфрамовые сердечники, неопасные для окружающей среды. К тому же на сегодняшний день снаряды «Манго» (длиной 574 мм и весом 4,9 кг) позволяют беспрепятственно поражать всю бронетехнику, стоящую на вооружении армий в странах-соседях Индии (Китае, Пакистане, Бангладеш, Непале и Бутане).
Вольфрамовую начинку для «Манго» как раз и производит владикавказский завод «Победит», основанный ещё в 1948 году. Его профильным товаром являются сплавы из вольфрама и молибдена в виде штабиков, порошков, прутков, проволоки. Основный же заказчик завода — «снарядный» институт НИМИ. Помимо ОПК, потребителями вольфрама и молибдена выступают нефтегазовая, горная и металлообрабатывающая промышленность.
Кавказский фрукт
По запасам триоксида вольфрама и его горному производству Россия стабильно занимает второе место в мире, уступая только Китаю. Но на долю Поднебесной приходится 85% мирового производства вольфрамовой продукции, а России — всего лишь порядка 4%.
Одним из крупнейших отечественных производителей вольфрама и молибдена является холдинг SMR (входит в состав En+ Group), которому принадлежат Сорский (Хакасия) и Жирекенский (Забайкальский край) ферромолибденовые заводы.
Однако почти половина всей отечественной сырьевой базы вольфрама сосредоточена в Северо-Кавказской металлогенической провинции, крупнейшими месторождениями которой являются Тырныаузское в Кабардино-Балкарии (самое большое в стране, запасы оцениваются в 579,8 тысячи тонн) и Кти-Тебердинское в Карачаево-Черкесии (109,9 тысячи тонн). Именно с Тырныаузского месторождения «Победит» в советский период получал сырьё для производства твёрдых сплавов, выпуская в лучшие годы до 140 тонн продукции в месяц. Переработкой сырья с этого месторождения занимались и другие предприятия Северного Кавказа — нальчикский завод «Гидрометаллург» и Лермонтовский ГОК в Ставропольском крае.
Однако в 90-е годы прошлого века отсутствие заказов со стороны военных едва не привело к банкротству владикавказского предприятия, которое на протяжении почти двух десятилетий еле сводило концы с концами. К тому же несколько лет назад в связи с экономическим кризисом мировые цены на вольфрам упали ниже 200 долларов за 10 кг. Это привело к утрате российскими производителями своих рыночных позиций; их место заняли компании из КНР, Германии, Швеции. А сырьевая база в Кабардино-Балкарии фактически перестала использоваться с развалом Тырныаузского горно-обогатительного комбината.
Положение в вольфрамо-молибденовой отрасли изменилось в связи с началом реализации программы перевооружения российской армии. Если в 2010–2013 годах не менее 50% вольфрамового сырья поставлялось за пределы страны (в 2012 году объём вывоза вообще превысил 70%), то в прошлом году, после установления на один год ограничивающей экспорт вывозной таможенной пошлины, экспорт концентрата вольфрама снизился на 32%.
Это позволило обеспечить более масштабную загрузку мощностей переработчиков, которые показали высокие темпы роста. Например, нальчикский «Гидрометаллург» за прошлый год увеличил выручку более чем втрое и вернулся в число крупнейших компаний СКФО. А «Победит» на ближайшие два года получил внушительный заказ на участие в изготовлении БОПСов.
Рост с господдержкой
Как пояснили «Эксперту ЮГ» на владикавказском предприятии, для изготовления твёрдых сплавов «Победит» в рамках гособоронзаказа уже получил инвестиции в размере 1,9 млрд рублей, что позволило удвоить объёмы производства штабиков и порошков вольфрама и молибдена. Кроме того, положительным фактором для завода стало то, что подошёл срок обновления вольфрамовой доли «Победита» в Росрезерве, которая меняется раз в десять лет.
Если в 2012 году объём товарного производства на заводе составлял всего 860 млн рублей, то в прошлом году за счёт участия в проекте «Манго» он вырос до 1,8 млрд рублей, а в 2014 году его планируется довести до 2,5 млрд рублей. В результате, если в 2012 году чистая прибыль «Победита», по данным «СПАРК-Интерфакс», составляла всего 7,837 млн рублей, то по итогам 2013 года она выросла сразу в 15 раз — до 130,509 млн рублей. По итогам II квартала 2014 года чистая прибыль составила 42,109 млн рублей. Прогноз руководства завода на этот год — 130–135 млн рублей.
«Объём выпуска товарной продукции даёт нам возможность думать о перспективах предприятия и его модернизации, — заметил в беседе с “Экспертом ЮГ” генеральный директор “Победита” Феликс Бароев. — Если раньше мы едва зарабатывали семь-восемь миллионов рублей в год и думали лишь о том, как сохранить работоспособность завода, то в этом году планируем не менее 100 миллионов направить на развитие производства».
Всё это позволило менеджменту «Победита» приступить к выпуску продукции более глубокой переработки вольфрамовой руды: электродов из лантанированного вольфрама для сварки жаропрочных изделий (используются в ракетостроении, авиации, на подводном флоте), вольфрамовой и молибденовой нити для осветительных приборов и т.д. Вполне вероятен запуск производства крайне дефицитных электродов с оксидом иттрия и двуокисью тория. Как считает отраслевой аналитик Андрей Снесаренко, расширение ассортимента продукции и участие в индийском проекте позволит «Победиту» уже в ближайшие два года нарастить производство более чем в три раза по сравнению с 2012 годом.
«Сегодня мощности предприятия загружены всего на 25 процентов, — говорит Феликс Бароев. — Но у нас уже есть заказы от оборонки на 550 миллионов рублей с перспективой поставлять продукцию на экспорт. В этом году и в следующем у нас запланирован рост и по тяжёлым металлическим сплавам. Это даёт нам возможность рассчитывать на нормальные условия жизни и деятельности на 2014 и 2015 годы».
По прогнозам британской исследовательской компании Roskill, мировое горное производство вольфрама к 2016 году может возрасти с нынешних 72 до 100 тысяч тонн, а рост цен на него предсказывают с 200 (в 2011 году) до 475 долларов за 10 кг. Таким образом, у владикавказской компании появляется шанс не только неплохо заработать, но и хотя бы частично восстановить свои рыночные позиции.
А в долгосрочной перспективе могут возродиться и связи «Победита» с близлежащей сырьевой базой — вопрос о восстановлении Тырныаузского ГОКа, стратегического предприятия для российской оборонки, сегодня решается на федеральном уровне. Как сообщил в недавнем выступлении в парламенте Кабардино-Балкарии новый глава республики Юрий Коков, «этот важнейший для нас вопрос поддержан президентом Российской Федерации. Федеральным органам власти даны необходимые поручения. Важно теперь настойчиво продвигать это решение на всех уровнях». http://expert.ru/south/2014/44/volframovyij-revansh/