maik написал(а):В чем я понимаю. Это одно. Как интерпретируют то, что он предлагает - это другое. Ведь мы говорим о предсказаниях катастрофы а не о чем либо другом
А что тут интерпретировать?
Раз - читаем Жукова: "Кроме того, опасное оперативное положение флангов группы армий «Центр», в котором они очутились, не могло не влиять на ход событий. Дело в том, что захваченная врагом территория тянулась длинной косой линией от Ельни на Рогачев и Жлобин, где располагался наш недавно созданный Центральный фронт. Правда, как уже сказано выше, он был еще слабым, имел всего лишь две армии (13-ю и 21-ю), но своим южным флангом примыкал к войскам Юго-Западного фронта, оборонявшим район Киева и подступы к нему.
Занимая столь опасное для группы армий «Центр» положение, наш Центральный фронт мог быть использован для ударов во фланг и тыл этой вражеской группировки.
К югу от Киева противник всюду рвался к Днепру, но форсировать его пока не смог. Основная группировка противника стремилась овладеть районом Кременчуга.
Мы внимательно рассмотрели многие варианты возможных действий войск противника на данном участке фронта и пришли, на наш взгляд, к единственно правильному выводу. Суть его состояла в том, что гитлеровское командование, видимо, не решится оставить без внимания опасный для группы армий «Центр» участок — правое крыло фронта — и будет стремиться в ближайшее время разгромить наш Центральный фронт".
Обращаю ваше внимание, что Центральный фронт "он был еще слабым, имел всего лишь две армии (13-ю и 21-ю)".
Два - смотрим карты. Вот положение советских войск по состоянию на 20-е числа июля:

Вот карта с обозначением противника, правда уже на первые числа августа:

К моменту описываемого Жуковым доклада Сталину в построении войск ЮЗФ зияла огромная дыра, пробитая 1-й Танковой группой противника при прорыве УРов "линии Сталина". К концу июля командование фронта фактически полностью утратило связь с оторванными от него 6-й и 12-й Армиями, которые было решено передать под команду Южного фронта. При этом уже концу июля судьба этих двух армий была предрешена и вопрос был только в том, сколько именно они продержатся. Сдерживать прорвавшиеся танковые корпуса 1-й ТГр к концу июля тоже по большому счету было нечем - контрудары стрелковых дивизий уже себя исчерпали, и не добившись успеха под Киевом немцы сворачивали южнее, где советских войск не было. "К югу от Киева противник всюду рвался к Днепру, но форсировать его пока не смог. Основная группировка противника стремилась овладеть районом Кременчуга" - пишет Жуков после войны. "противник продолжает развивать свои действия на стыке фронтов, на участке Корсунь, Первомайск, протяжением 160 километров, наших войск нет. Сегодня к утру противник окончательно овладел районом Кировограда. Положение группы Понеделина Вам известно. К сегодняшнему дню оно стало еще хуже. Единственным средством борьбы с противником в районе Смела, Кировоград, Первомайск, Звенигородка является авиация" - писал Буденный во время войны.
Обратите внимание на карту начала августа: Днепр от Черкасс до Днепропетровск был полностью открытым для противника. Ничем не обороняемый Кременчуг вам ни о чем не говорит? А теперь посмотрите на количество советских войск северо-западнее Киева и перечитайте фразу Жукова: "Юго-Западный фронт уже сейчас необходимо целиком отвести за Днепр".
Сопоставьте все эти факты вместе: 1) советский Центральный фронт фактом своего существования представляет фланговую угрозу ГА "Центр" для дальнейшего ее продвижения на Москву; 2) огромный, ничем не прикрытый разрыв советских войск между Юго-Западным и Южным фронтами с "голым" Днепром; 3) возможность существенно усилить Центральный фронт и выстроить прочную оборону по Днепру силами ЮЗФ, сняв для этой цели войска с западного берега Днепра. Как еще по-вашему можно это интерпретировать?
maik написал(а):Вот что меня умиляет - это интерпретировать по новому то, что предлагал Г.Жуков. А теперь давайте ему дадим слово
А что меня умиляет - это выдергивание цитат "с мясом" из общего контекста.
Чуть ли не половину главы Жуков расписывает какова была обстановка и как он пришел к таким выводам, а вы процитировали только конец разговора и задаете вопросики "с чего это он решил?". Предшествующих абзацев вы "почему-то" не заметили...
maik написал(а):На Московском направлении немцы не пойдут. Это на основании чего он такое предположил то?
Вообще-то у него прямо написано: "На московском стратегическом направлении немцы в ближайшее время, видимо, не смогут вести крупную наступательную операцию, так как они понесли слишком большие потери. Сейчас у них здесь нет крупных резервов, чтобы пополнить свои армии и обеспечить правый и левый фланги группы армий «Центр».".
И перед этим еще более развернуто: "Обсудив сложившуюся на фронтах обстановку с начальником оперативного управления Генштаба генералом В. М. Злобиным, его заместителем генералом А. М. Василевским и другими руководящими работниками, мы пришли к общему выводу, что противник, пожалуй, не рискнет в ближайшее время наступать на Москву. Он не был готов к этой операции, так как не располагал ни необходимым количеством ударных войск, ни их должным качеством.
Кроме того, опасное оперативное положение флангов группы армий «Центр», в котором они очутились, не могло не влиять на ход событий. Дело в том, что захваченная врагом территория тянулась длинной косой линией от Ельни на Рогачев и Жлобин, где располагался наш недавно созданный Центральный фронт. Правда, как уже сказано выше, он был еще слабым, имел всего лишь две армии (13-ю и 21-ю), но своим южным флангом примыкал к войскам Юго-Западного фронта, оборонявшим район Киева и подступы к нему.
Занимая столь опасное для группы армий «Центр» положение, наш Центральный фронт мог быть использован для ударов во фланг и тыл этой вражеской группировки.
К югу от Киева противник всюду рвался к Днепру, но форсировать его пока не смог. Основная группировка противника стремилась овладеть районом Кременчуга.
Мы внимательно рассмотрели многие варианты возможных действий войск противника на данном участке фронта и пришли, на наш взгляд, к единственно правильному выводу. Суть его состояла в том, что гитлеровское командование, видимо, не решится оставить без внимания опасный для группы армий «Центр» участок — правое крыло фронта — и будет стремиться в ближайшее время разгромить наш Центральный фронт.
Если это произойдет, то немецкие войска получат возможность выйти во фланг и тыл нашему Юго-Западному фронту, разгромят его и, захватив Киев, обретут свободу действий на Левобережной Украине. Поэтому только после того, как будет ликвидирована угроза для них на фланге центральной группировки со стороны юго-западного направления, гитлеровцы смогут начать наступление на Москву"
При этом, в отличие от вашей интерпретации его слов, у Жукова имеется очень важное уточнение: "в ближайшее время". Что позволяет ему предложить следующий ход и еще раз опровергнуть ваши иронические вопросики о якобы отсутствии угрозы Москве: "противник, по нашему мнению, здесь пока вперед не двинется, а через 12—15 дней мы можем перебросить с Дальнего Востока не менее восьми вполне боеспособных дивизий, в том числе одну танковую. Такая группа войск не ослабит, а усилит московское направление"
maik написал(а):Любое решение надо обосновывать. А он что?— Если вы считаете, что я как начальник Генерального штаба способен только чепуху молоть, тогда мне здесь делать нечего. Я прошу освободить меня от обязанностей начальника Генерального штаба и послать на фронт. Там я, видимо, принесу больше пользы Родине
maik написал(а):Но так, как обосновывал Г.Жуков - это.... Мне трудно сказать, что это такое. — Если вы считаете, что я как начальник Генерального штаба способен только чепуху молоть, тогда мне здесь делать нечего. Я прошу освободить меня от обязанностей начальника Генерального штаба и послать на фронт. Там я, видимо, принесу больше пользы Родине
Я же говорю: не надо вырывать цитаты с мясом из контекста и всё сразу встанет на свои места: "Разложив на столе свои карты, я подробно доложил обстановку, начиная с северо-западного и кончая юго-западным направлением. Привел цифры основных потерь по нашим фронтам и ход формирования резервов. Подробно показал расположение войск противника, рассказал о группировках немецких войск и изложил предположительный характер их ближайших действий".
Подробно для литературы соответствующего жанра и объема (всё-таки это мемуары, а не полный отчет о деятельности ГШ в годы войны) основы своих выводов описал выше (см. "Обсудив сложившуюся на фронтах обстановку с начальником оперативного управления Генштаба генералом В. М. Злобиным, его заместителем генералом А. М. Василевским и другими руководящими работниками, мы пришли к общему выводу, что ..."), после чего повторять те же слова, описывая доклад Сталину художественного смысла не было и Жуков перешел к последующему за докладом разговору
maik написал(а):Но в итоге Вы предлагаете дискуссию перевести из плоскости предсказания в плоскость предложения оптимального оборонительного рубежа. А это совсем иное
Во-первых, я не предлагаю переводить разговоры в какую-то иную плоскость. В рамках общей дискуссии о том, что Жуков был а) "тупым мясником", б) "не хуже и не лучше других" и т.п. я обратил внимание всех интересующихся на вполне документально подтвержденный факт (относительно воспоминаний о разговоре со Сталиным 29 июня) того, что угрозу окружения войск под Киевом Жуков увидел раньше других (тем более, что кто-то ранее высказывался, что вот, де, Буденный увидел, а Жуков нет). Во-вторых, предсказывают цыганки на базаре. А ГШ делает оценку возможных действий противника, предполагает и т.д. В-третьих, Жуков что 29 июля, что 19 августа не только обращал внимание вышестоящего руководства на возможную угрозу, но и предлагал конкретные меры для противодействия ей. Предложения мер противодействия у Жукова неразрывно связно с выявлением угрозы. В этом отношении для меня ваше желание разделить "предсказания" и "новый рубеж" является более, чем непонятным.
Теперь по поводу ваших сомнений "предсказаний" Жукова относительно поворота на юг, связанных с тем, что сами немцы еще не видели в этом необходимости, а он уже "предсказал". Цитирую по исаевскому "ОДДР":
Планы немецкого командования. Директива № 33. Основным результатом борьбы советских войск в течение первого месяца войны стала смена стратегии «Барбароссы». Вместо продвижения на Москву военное и политическое руководство Третьего рейха приняло решение о переключении внимания на фланги советско-германского фронта. Результатом этого решения была директива ОКВ № 33 от 19 июля 1941 г. В директиве были неоднократно упомянуты армии Юго-Западного фронта:
«Активные действия и свобода маневрирования северного фланга группы армий «Юг» скованы укреплениями города Киева и действиями в нашем тылу войск 5-й советской армии.
2. Цель дальнейших операций должна заключаться в том, чтобы не допустить отхода крупных частей противника в глубину русской территории и уничтожить их. Для этого провести следующие мероприятия.
а) Юго-Восточный фронт.
Важнейшая задача — концентрическим наступлением западнее Днепра уничтожить 12-ю и 6-ю армии противника, не допуская их отхода за реку.
Главным румынским силам обеспечить прикрытие этой операции с юга.
Полный разгром 5-й армии противника может быть быстрее всего осуществлен посредством наступления в тесном взаимодействии войск южного фланга группы армий «Центр» и северного фланга группы армий «Юг».
Одновременно с поворотом пехотных дивизий группы армий «Центр» на юг в сражение вступят новые, прежде всего подвижные силы, после того как они выполнят стоящие сейчас перед ними задачи и после того как будет обеспечено их снабжение, а также прикрытие с московского направления. Эти силы будут иметь задачей не допустить дальнейшего отхода на восток русских частей, переправившихся на восточный берег р. Днепр, и уничтожить их.
б) Центральный участок Восточного фронта.
После уничтожения многочисленных окруженных частей противника и разрешения проблемы снабжения задача войск группы армий «Центр» будет заключаться в том, чтобы, осуществляя дальнейшее наступление на Москву силами пехотных соединений, подвижными соединениями, которые не будут участвовать в наступлении на юго-восток за линию Днепра, перерезать коммуникационную линию Москва — Ленинград и тем самым прикрыть правый фланг группы армий «Север», наступающей на Ленинград».