Алсо написал(а):МЕК и ДДЛ банально повезло, что 2ТГ занималась не ими а Брянским фронтом, иначе 3 танковых дивизии и 2 мпд стрели бы наших героев в кетчуп Хайн(с) и мокрого места бы не осталось.
11 октября части корпуса решительными контратаками выбили фашистов из Мценска. В борьбе за город они уничтожили до 60 танков, около 30 орудий и до полка пехоты /Военно-исторический журнал, 1960, № 12, с. 44/. Здесь особенно отличились танкисты 4-й танковой бригады полковника М. Е. Катукова и 11-й танковой бригады подполковника В. А. Бондаря, а также воины прибывшей из-под Ленинграда 6-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора К. И. Петрова. Вечером 11 октября 4-я танковая бригада была выведена во 2-й эшелон 50-й армии, а 16 октября получила приказ о переброске своим ходом в Кубинку.
Только за 7 дней армия Гудериана потеряла 133 танка, 49 орудий, 8 самолетов, 15 тягачей с боеприпасами, много другой техники /Катуков М. Е., "На острие главного удара, Москва, 1974, с. 55/. Темпы её продвижения заметно падали. В громких реляциях о ходе наступления на Москву зазвучали первые ноты уныния. "Особенно неутешительными были полученные нами донесения о действиях русских танков, а главное, об их новой тактике, - вспоминал Гудериан. - ... Тяжесть боев постепенно оказывала свое влияние на наших офицеров и солдат... Чувствовалось, что это не физическая усталость, а душевное потрясение". /Гудериан Г., "Воспоминания солдата", Москва, 1954, с. 224-225/.
Бои в районе Мценска оставили тягостное впечатление у Гудериана: "11 октября в районе действий 24-го танкового корпуса у Мценска, северо-восточнее Орла, развернулись ожесточенные бои местного значения, в которые втянулась 4-я танковая дивизия. Однако из-за распутицы она не могла получить достаточной поддержки. В бой было брошено большое количество русских танков Т-34, причинивших большие потери нашим танкам. Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и теперь перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрый и непрерывный успех" /Гудериан Г., "Воспоминания солдата", Москва, 1954, с. 227-228/.
К исходу 3-й недели из-за глубокого прорыва вражеских войск к Москве и Харькову на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов образовался значительных размеров вытянутый к западу Льговский выступ. Чтобы избежать надвигавшегося окружения наших войск в районе Курска, спрямить фронт и создать за счет этого фронтовые резервы, Ставка разрешила командованию Брянского фронта отвести вышедшие из окружения армии на линию Богучарово, Ефремов, Верховье, Тим. На этой линии армии должны были организовывать оборону и в недельный срок восстановить соединения. Отвод армий решено было производить под прикрытием войск боевых участков, гвардейского корпуса и бывшей группы Ермакова.
22 октября 4-я танковая дивизия противника пыталась пробиться из Мценска на Тульское шоссе. Но гвардейцы опять отразили нападение вражеских частей и отбросили их за реку Зуша. Утром 23 октября из района Мценска Гудериан повел наступление всеми дивизиями 24-го моторизованного корпуса. Наступление поддерживалось большим числом самолётов армейской авиации и авиацией группы армий "Центр". Главный удар наносила сосредоточенная северо-западнее Мценска 3-я танковая дивизия. Ей были переданы, как указывает Гудериан, и сохранившиеся в небольшом числе танки 4-й танковой дивизии.
К середине дня генерал Ермаков, вступивший ранее в командование 50-й армией, донес в штаб фронта о тяжелых боях гвардейского корпуса в районе Мценска и об опасном положении, создавшемся для армии и Тулы. В этот день противник, обнаружив начавшийся отвод войск фронта, неожиданным штурмом овладел на правом крыле фронта городом Белев, а на левом - город Фатеж. Тяжесть удара противника легла в основном на плечи 6-й гвардейской стрелковой дивизии и 11-й танковой бригады. Главным образом они в течение двух суток сдерживали натиск в несколько раз превосходящих их сил противника. Нанесли им значительный урон в людях и боевой технике, особенно в танках. Но и сами понесли большие потери. 24 октября в бою погиб командир 11-й танковой бригады подполковник В. А. Бондарь.
Утром 25 октября противнику ударом во фланг с северо - запада удалось прорвать оборону наших войск за реку Зуша и выбросить по шоссе на Тулу танки и моторизованные части. К сожалению, войска 50-й армии ещё только вышли за реку Плава в районе Плавска и не успели как следует организовать оборону. К этому времени гвардейский корпус прекратил свое существование. Генерал Лелюшенко уже командовал 5-й армией под Москвой. Комиссар корпуса К. Л. Сорокин получил назначение членом Военного совета 50-й армии. Некоторые части были отведены на переформирование. 6-ю гвардейскую стрелковую дивизию с 11-й танковой бригадой было приказано включить в 50-ю армию.