Продолжаю публикацию НИГДЕ не озвученных материалов круглого стола.
Соломонов Юрий Семёнович: "Следствие политики прежнего руководства Минобороны стало вымывание кадров, принципиальное изменение структуры «вооруженцев», в видах ВС и родах войск эти службы были практически уничтожены. Это самый главный вред, который был нанесён нашему общему делу. Обобщая сказанное, можно утверждать, что была создана антагонистическая среда между управленцами Министерства обороны и промышленностью... Пока есть проблема взаимодействия между департаментом по обеспечению Гособоронзаказа и видами и родами войск. Это больное место, его нужно «массировать и разминать» и сделать так, чтобы этот инструмент был более действенным".
Макаровец Николай Александрович: "В Великую Отечественную войну каждый третий выстрел «Катюши» у нас обеспечивался спецхимией [порохами и взрывчатыми веществами] из других стран. Поэтому после войны была поставленна и решена задача создания полного цикла производства боеприпасов.
Сейчас мы отмечаем стремление других стран войти в заветное число государств с полной независимостью в производстве боеприпасов, поскольку это важнейший аспект военной безопасности. Не секрет, что боеприпасная отрасль в острый период потребляет самое большое количество металла, химии и нам очень важно в этом плане ориентироваться на собственное производство".
Борисов Юрий Иванович: "Третье направление: воссоздание в войсках службы вооружений. Процессом формирования заказов ВВТ отныне будут заниматься не только департамент вооружений, департамент гособоронзаказа и другие управления, но и службы вооружений. Мы считаем, что потребитель техники и должен формировать к ней требования по всем направлениям: по параметрам перспективной техники, по серийным поставкам, по ремонту и модернизации. Сказанное касается и воссоздания служб материально-технического обеспечения.
Пятое направление касается военных институтов. Сегодня все военные институты переданы в виды и рода войск. Это очень важный аспект, потому что они являются ключевым инструментом главкомов и командующих в определении облика ВВТ, важным элементом взаимодействия с промышленностью. Исходные данные, которые формулирует минобороны как конечный потребитель, должны быть оформлены в виде заданий для промышленности. И диалог с промышленностью должен начинаться в военных институтах. Когда такой диалог входит в конструктивное русло, 46-й ЦНИИ Министерства обороны, как межвидовой институт, Генеральный штаб и я, как заместитель министра, отвечающий за реализацию заказов вооружения, ставим «последнюю точку», планируя мероприятия при формировании Гособоронзаказа. Я считаю это очень важным трендом, который мы практически сегодня реализовали.
Шестое: при реализации Гособоронзаказа 2013 года мы расширили практику заключения контрактов с единственными исполнителями – выдано 140 заданий на сумму 67,6 млрд рублей. Хотя здесь есть и «обратная сторона медали», заключающаяся в длительном согласовании, особенно по ценообразованию, на этапе подготовки контрактов. Мы также продолжили практику заключения долгосрочных контрактов. Это очень важно – промышленность должна видеть перспективу и панировать свои производственные силы на длительный период. В этом году долгосрочных контрактов заключено в 1,4 раза больше, чем в 2012 году. Практически это 48% всего гособоронзаказа.
Седьмое направление: совершенствование системы ценообразования. Мы высказали идею, и нас поддержал Верховный главнокомандующий, что Минобороны не должно, по крайней мере, в одиночку, заниматься проблемами ценообразования. Около 95% всех конфликтных ситуаций по ценообразованию связаны, как правило, с мероприятиями длительного цикла и наукоемкими, поэтому мы бы хотели, чтобы не только Минобороны, а и органы промышленного и финансово-экономического блока занимались бы ценообразованием. Имея в виду в первую очередь, предельные, максимальные цены наукоёмкой продукции с длительными циклами.
В качестве простого примера: кто сегодня может сказать, сколько может стоить современная подводная лодка? Министерство обороны может дать оценку только по аналогии, по опыту предыдущих работ. Мы не знаем реальной трудоёмкости, мы не знаем состояния основных фондов предприятий, которые опять же влияют на трудоёмкость. Это пример весьма показателен.
Минобороны не будет ни в коем случае устранятся от проблемы ценообразования, потому что в процессе заключения контракта мы одна из сторон. Но, с другой стороны, нам нужна согласованная методика с промышленностью, так называемые «правила игры»: что представляет собой себестоимость продукции, какие статьи и в каком объеме нужно принимать. При наличии такого документа, согласованного, я думаю, у нас проблем с ценообразованием будет на порядки меньше.
Кое-кто считает, что это грозит размыванием ответственности. Это не так. За цены все равно отвечать будем мы. Более того, военное ведомство должно иметь подразделения, которые следят за техническим перевооружением предприятий, которое влияет на цену...
Все причины – объективные и субъективные, не являются оправданием невыполнения Постановления правительства [о Гособоронзаказе]. В первую очередь я несу персональную ответственность за это вместе со своими коллегами из департаментов вооружения и обеспечения ГОЗ. Думаю. Что мы ещё должны много поработать в плане совершенствования этих процедур и одну из новаций мы готовы сегодня объявить. Мы долго думали о причинах срыва сроков, разбирали и причины технического порядка, и финансово-экономического порядка, и пришли к пониманию, что нам необходимо в этом году в конце мая – начале июня провести научно-практическую конференцию. Мы соберём на неё все наши органы управления, все службы, которые занимаются формированием Гособоронзаказа, безусловно департамент вооружений, департамент обеспечения ГОЗ, наши военные институты, 46-й ЦНИИ как межвидовый институт. Обязательно пригласим промышленность, в лице, в первую очередь, генеральных конструкторов по направлениям, руководителей крупных холдинговых структур, финансистов. Мы собираемся разобрать все спорные вопросы и наметить пути их решения, чтобы координировать действия и радикально улучшить ситуацию в 2014-2016 годах».
Надеюсь поучаствовать в заявленном мероприятиии.