Рынок машин с броневой защитой
Подразделения вооруженных сил США, дислоцированные в Афганистане, базы снабжения войск и военные объекты разделены друг от друга большими расстояниями. Для обеспечения взаимодействия подразделений, патрулирования и других важных функций требуется выполнять интенсивное перемещение машин по дорогам.
Машины с бронезащитой
Однако казалось бы такая простая задача - добраться из одного пункта до другого, является самой опасной миссией в Афганистане и Ираке, что обусловлено применением повстанцами различных опасных для жизни средств вооружения, например самодельных взрывных устройств, снарядов с ударным ядром и фугасов, заложенных по обочинам дорог.
Обнаружение людей, осуществляющих минирование и подрыв, ликвидация сети повстанцев имеют важное значение для защиты персонала. Одним из важнейших средств защиты войск в такой ситуации явилось использование противоминных машин с защитой от внезапного нападения (MRAP).
В связи с постоянной угрозой нападения каждая машина, конвой и любое мероприятие должно иметь возможность самообороны и обладать определенным уровнем защиты.
Противоминные машины с защитой от внезапного нападения (MRAP) оказали существенную помощь в обеспечении превентивных мер защиты при перемещении людей и оборудования на оперативные базы и удаленные пункты.
В последнее время бронированный вариант Humvee наиболее широко использовались в качестве военных транспортных машин для сил США. Однако масштабные потери солдат в Ираке, обусловленные применением противником самодельных взрывных устройств, вынудили Пентагон организовать в срочном порядке изготовление и поставку машин MRAP c V-образным бронированным корпусом. Форма такого корпуса позволяет существенно ослабить воздействие на от взрыва и сохранить жизнь солдат, находящихся внутри.
Силы повстанцев в Ираке, а теперь и в Афганистане, меняют тактику своих действий практически ежедневно и изготавливают новые, более смертоносные мины. Это вынуждает проектировать машины MRAP с усиленной защитой. В первых образцах платформ машин это достигалось путем усиления брони, как правило, за счет ее толщины. Этот метод защиты использован в таких машинах, как Caiman производства фирмы BAE Systems и MaxxPro производства Navistar для защиты от самодельных взрывных устройств.
Однако утолщение брони на и без того тяжелых машинах MRAP снижает их мобильность и вызывает существенное увеличение массо-габаритных показателей. Последнее отрицательно сказывается для действий в условиях городской инфраструктуры. Наличие мостов с ограничениями по высоте и грузоподъемности не позволяет использовать такие машины на узких участках городских улиц. В сельской местности большой вес MRAP приводит в негодность качество дорожного покрытия. Тем не менее, использование таких машин оправдано для сохранения безопасности войск.
Как правило, преимущество MRAP заключается в возможности доставлять подразделения пехоты на достаточно близкое расстояние от намеченной цели с последующей высадкой десанта для действий в пешем порядке.
В операциях против повстанцев в беспокойной провинции Helmand (Афганистан) чаще всего использовались машины MRAP. Броневая защита их позволяла перевозить грузы и людей между пунктами назначения без существенных потерь. Большое значение для сохранения людских и материальных ценностей имеет сотрудничество военных подразделений с гражданским населением, которое заинтересовано в активной торговле. Они нередко являются достоверным источником информации о местах закладки фугасов. Для разминирования маршрутов следования транспорта часто использовались малогабаритные MRAP от категории I (CAT I) c колесной формулой 4х4 до крупногабаритных CAT III.
Штатный взвод по разминированию маршрута следования включает машины различного класса, в том числе - для обнаружения металлов и прокладки разминированных проходов, а также комбинации грузовых машин CAT I (например, MaxxPro или RG-31), CAT II (например, Cougar c колесной формулой 6х6) и более тяжелые платформы CAT III (Buffalo).
Отличительной особенностью машины MRAP Buffalo является наличие «зондирующего манипулятора», предназначенного для обезвреживания боеприпасов, которые могут уничтожаться членами экипажа не выходя из кабины. Однако при максимальном весе порядка 36 тонн машина Buffalo достаточно громоздка и не годится для следования по многих участкам дорог в Афганистане, где мало дорог с твердым покрытием и движение по ним вызывает значительные трудности.
Мастерство водителя является важным фактором для безопасного передвижения и маневрирования по такой местности. Для повышения мастерства и опыта водителя организованы специальные курсы подготовки.
На техническое состояние некоторых грузовых машин с карданными передачами поврежденная подвеска оказывает решающее воздействие и требует немедленного ремонта. На первом этапе в ходе реализации программы MRAP количество запасных частей было ограничено. Такое состояние объясняется срочностью поставок платформ MRAP в зоны боевых действий. Теперь многие вопросы уже решены. Полученный опыт и знания позволили проявить все достоинства этих машин.
Поступающие в настоящее время машины MRAP CAT I и СAT II модернизированы и оснащены независимыми подвесками для передвижения по местности в условиях бездорожья.
Новая машина MRAP повышенной проходимости (M-ATV) представляет собой грузовой автомобиль с колесной формулой 4х4. Машина обладает повышенной маневренностью и сохраняет такой же уровень защиты от взрывов. Одним из недостатков таких бронированных машин, поставляемых в Афганистан, является большие габаритные размеры, что создает трудности при движении по пересеченной местности.
В основном такие машины предназначены для движения по дорогам, а не по гористой местности Афганистана. Они плохо приспособлены для движения по местности со сложным рельефом, особенно в восточных районах Афганистана.
Для подразделений, действующих в городских условиях, одним из больших ограничений помимо потери мобильности является наличие мертвых зон при стрельбе, обусловленных высотой машины, особенно платформ, подобных машине MaxxPro Plus. При увеличении дорожного просвета обеспечивается лучшая защита от фугасов, заложенных по обочинам дороги, но одновременно с этим при появлении противника в непосредственной близости от машины заметить его становится существенно труднее. Кроме того, башня с вооружением, обслуживаемая экипажем, часто не может обеспечить необходимый угол наклона для ответного огня. Еще одним недостатком является опасность выхода десанта из машины для преследования противника, когда он находится рядом. Причина — медленное открывание бронированных дверей, препятствующее оперативному выходу десанта из машины.
Оборонительные возможности машин MRAP в основном определяются башенным вооружением, которое обслуживает экипаж, поскольку бронированные грузовые машины не являются традиционными боевыми машинами, а предназначены для перевозки солдат на поле боя для выполнения своей боевой миссии.
Фугасы, заложенные по обочинам дорог, остаются самым главным средством нападения на коалиционные силы и машины MRAP на данный момент.
Хотя машины MRAP имеют недостаточную огневую мощь и уступают боевым машинам в возможности обозревать поле боя, вооружение, обслуживаемое экипажем, способно защитить их против комбинированных атак повстанцев. Тем не менее, их нельзя отнести к боевым мобильным машинам.
В будущем относительно громоздкие и малоподвижные машины MRAP будут по-прежнему занимать достойное место в армейском арсенале.
Действующие программы
В 2006 г. МО США приступило к реализации программы по созданию машин MRAP, что было вызвано частыми нападениями противника, использующего самодельные взрывные устройства.
Спустя три года было заказано в общей сумме более чем 20000 машин. США выделили 15 миллиардов долларов на их производство. Этот срок послужил практически точкой отсчета для внедрения машин с противоминной защитой.
Обеспечение машинами MRAP в США прошло в два этапа: начальная реакция на угрозы в Ираке, а совсем недавно была принята программа реализации противоминной машины-вездехода (M-ATV), целью которой является создание мобильной машины более высокого класса для использования в Афганистане.
С февраля 2007г в соответствии с первым этапом поставлено семейство из шести различных платформ. Общее число таких машин составило 16062 шт.
Начиная с 2007г. самой распространенной из поставляемых машин является MaxxPro, выпускаемая фирмой Navistar International. Общее количество заказов по линии армии, КМП (корпуса морской пехоты) и ВВС США на эти машины составило 6444шт.
Хотя большая часть этих машин представляет собой базовый вариант с колесной формулой 4х4, 2222 машины выполнены в модификации MaxxPro Plus. Такой вариант обладает усиленной защитой против снарядов с ударным ядром.
Дополнительно в армию США поставлены 1817 более малогабаритных, легких и более маневренных машин MaxxPro Dash.
В соответствии с указанной программой были выпущены и машины Cougar с колесной формулой 4х4 и 6х6, изготовитель - фирма Force Protection. Общее количество машин составило 3107 шт. До принятия программы MRAP эти машины были самыми распространенными объектами поставки в классе машин с противоминной защитой.
Впервые в октябре 2003 г. эти машины были применены корпусом морской пехоты США. До 2007г в соответствии с намеченной программой было заказано порядка 400 машин.
На первом этапе поставка машин MRAP происходила весьма интенсивно. Однако в 2008г. количество заказов резко упало. Стало очевидным, что фирма Force Protection больше не получит крупных заказов на производство MRAP.
Однако фирма Force Protection по-прежнему получает заказы на производство бронированных машин Buffalo, предназначенных для разминирования и проделывания проходов в минных заграждениях. Buffalo является единственной машиной, которая выпускается серийно и отвечает требованиям к MRAP Категории III. Машина поступает на вооружение по отдельной программе армии США.
Заказано более 240 платформ Buffalo, причем последний контракт был заключен в июле 2009г. Этот заказ на 48 машин стоит порядка 52,8 миллиона долларов США.
Фирма BAE Systems производит три из шести существующих платформ MRAP: RG-33, Caiman и RG-31.
Выступая в качестве субподрядчика для фирмы General Dynamics Land Systems — Canada ( GDLS-C), фирма BAE Systems выпустила машину RG-31 Mk5E.
Подобно Cougar, машина RG-31 уже прошла полевые испытания в Ираке до реализации программы MRAP и поступила на вооружение армии США в 2003г. Фирма GDLS-C выступала в качестве генерального подрядчика по всем северо-американским контрактам на RG-31 в соответствии с соглашением, заключенным между фирмами GM Defense и Alvis OMC.
В июле 2008г. фирма BAE Systems Land Systems OMC заключила крупнейший контракт на боевые машины, изготавливаемые за рубежом. Дополнительный заключенный контракт на сумму 199 миллионов долларов США предусматривал изготовление 440 машин RG-31 Mk 5E для корпуса морской пехоты США.
Такой объем работы составлял часть контракта от общей суммы 552 миллиона долларов США, предусматривающей изготовление 773 машин RG-31.
C 2003г. армия и корпус морской пехоты США заказали в общей сложности 1963 машины RG-31, причем доля фирмы BAE Systems Land Systems OMC из этого общего количества составляла 1311 машин. Остальная часть машин изготовлена фирмой GLDS в США.
Машины Caiman, изготовленные на фирме BAE Systems Tactical Vehicle Systems (ранее Armor Holdings), предназначались исключительно для армии США. Первые полевые испытания семейства средних боевых машин (FMTV) проведены в армии в 1996г.
Базируясь на платформе средней боевой машины A1R с целью унификации, Caiman сохранил базовое шасси и автомобильную конструкцию, причем V-образный бронированный корпус обеспечивает защиту от взрывов. По программе MRAP общее число изготовленных машин Caiman составляет 2868 единиц.
Фирма BAE Systems US Combat Systems разработала новую машину RG-33 по программе MRAP. Машина была разработана за 7 месяцев и в ней был использован опыт США и ЮАР. RG-33 в варианте с колесной формулой 6х6 получила название RG-33L.
Машина выпускается в двух вариантах - с колесной формулой 4х4 и 6х6. На сегодняшний день уже изготовлено в общей сложности 2204 платформ RG-33.
Необходимость использования MRAP в Афганистане потребовала от машин более высокого уровня мобильности. С целью его обеспечения на машины Cougar в соответствии с главной программой модернизации установлены независимые системы подвески TAK-4, выпускаемые фирмой Oshkosh.
В апреле 2009 года фирма Force Protection получила заказ на модернизацию комплектов подвески для 1500 машин Cougar. Стоимость заказа составила порядка 158 миллионов долларов.
Затем фирма Oshkosh заключила дополнительный контракт на сумму 122 миллиона долларов для обеспечения комплектами подвесок TAK-4. Дополнительные 500 комплектов были заказаны в июле, фирма Force Protection получила заказ на 56,3 миллионов долларов.
Командование специальными операциями США также предпочитает модернизировать свои машины с целью повышения их мобильности.
В июле фирма BAE Systems Land and Armaments заключила три контракта на общую сумму 96,6 миллионов долларов США для оснащения системой подвески TAK-4 294 машин RG-33 c колесной формулой 4х4 подразделения командования специальными операциями США.
Армия США также повысит мобильность машин за счет модернизации подвески. Согласно информации, полученной от фирмы Force Protection, каждая ее машина, эксплуатируемая в Афганистане, будет оснащена системой подвески TAK-4. В этом же направлении работает фирма Navistar, которая изучает варианты внедрения независимой системы подвески с целью соответствия потенциальным требованиям армии по модернизации платформ MaxxPro.
Одновременно с выполнением модернизации существующих машин MRAP ведутся работы по созданию новой, более легкой платформы для условий Афганистана. Этим инициируется второй этап программы MRAP — создание противоминной машины-вездехода.
Техническое задание по созданию легкой машины MRAP официально утверждено в августе 2008г. и ставит своей задачей достижение мобильности и маневренности, сопоставимых с показателями бронированного варианта машины Humvee.
В тендерном предложении для заключения контракта на M-ATV, опубликованном в декабре 2008г, заявлено требование на производство до 10000 машин, причем 2080 машин заявлено как наиболее вероятная цифра. Эта цифра резко возросла к июню 2009г. и составила 5244 шт, что свидетельствует об увеличении контингента вооруженных сил США, задействованного в Афганистане.
Фирмами, которые конкурируют за право участвовать в программе по созданию M-ATV, являются: Force Dynamics (совместное предприятие фирм Force Protection и General Dynamics), Navistar, Oshkosh, BAE Systems Global Tactical Systems и BAE Systems US Combat System. Каждая из них изготовила по две экспериментальные испытательные машины. После этого каждая из фирм должна была представить по три образца машин (неопределенные контракты на поставку/контракты с неопределенным количеством).
Фирма Oshkosh, представившая вариант средней боевой машины (MTVR), была объявлена победителем тендера. Она заключила контракт стоимостью 0,5 миллиарда долларов США на производство 2244 машин. На данный момент фирма Oshkosh заключила еще два контракта, доведя общее число заказанных платформ M-ATV до 4296 штук. При этом фирма получила 2,3 миллиарда долларов США.
Как ожидается, фирма Oshkosh получит еще несколько заказов, чтобы в кратчайшие сроки полностью удовлетворить спрос на 5244 машины, причем все машины будут поставлены к марту 2010г. К производству машин уже приступили и запланировано выпускать порядка 1000 машин в месяц, начиная с декабря с тем, чтобы уложиться в календарный срок.
Такой темп выпуска является весьма высоким, учитывая, что даже в самое напряженное время объем выпуска машин MaxxPro при реализации программы MRAP достигал лишь 500 единиц в месяц.
В результате анализа реализации программы M-ATV становится ясно, что произошли сдвиги от первоначальных пяти платформ категории I и категории II. Варианты машин RG-33, RG-31 и Caiman были включены в данную программу. При этом фирма BAE Systems оказалась не в состоянии обеспечить выполнение контракта на производство M-ATV, а фирма General Dynamics Land Systems (Канада) не готова к процессу испытаний машины RG-31.
Фирмы Force Protection и Navistar предпочли поставлять машины ( Cheetah и MXT), которые не связаны непосредственно с их же платформами MRAP. И только фирма Oshkosh сделала упор на повышение мобильности семейства машин MTVR.
Аналитики полагают, что именно такая мобильность, достигнутая благодаря использованию независимой подвески TAK-4, позволила сделать MTVR лучшей машиной в своем классе.
Для фирм Navistar и BAE Systems основным направлением является разработка и выпуск машин JLTV. Обе фирмы создали совместное предприятие Team Valanx и заключили контракт на сумму 40,5 миллионов долларов США. Контракт предусматривает разработку технологии в течение 27 месяцев.
Эти фирмы будут стремится развить свой успех также в области машин MRAP, которые будут относиться к семейству легких машин и сочетать в себе маневренность, повышенную полезную нагрузку и высокий уровень защиты. Конкурентом Team Valanx на заключение контракта являются объединенная группа, возглавляемая фирмой Lockheed Martin (включая BAE Systems Global Tactical Systems) и партнерское объединение на базе фирм AM General и General Dynamics (General Tactical Vehicles).
При падении производства машин MRAP фирмы-производители обращают свой взор на рынок экспорта и успех программы MRAP в США подтолкнул другие страны к приобретению этого типа машин. В первую очередь это касается стран с войсками, развернутыми в Ираке и Афганистане. Фирмы Force Protection и BAE Systems получили выгоды от экспортных продаж платформ MRAP. Одновременно с этим фирма Navistar продала в Великобританию машины MXT, занесенные в программу для выпуска M-ATV.
Наибольшего успеха в экспортных поставках добилась фирма Force Protection. Она поставляет машины Cougar в Канаду, Венгрию, Италию и Великобританию. Машины Buffalo заказаны Канадой, Францией, Италией и Великобританией. Польша также заказала 40 машин Cougar.
Великобритания остается самым крупным импортером платформ производства фирмы Force Protection. 14 машин Buffalo было заказано в ноябре 2008г. Они которые должны сыграть ключевую роль в создании системы разминирования дорог. 24 машины Cougar Mastiff с колесной формулой 6х6 также были заказаны по программе «Талисман». Остальные машины, заказанные Великобританией, стали частью программ Ridgback и Mastiff.
Mastiff базируется на платформе Cougar с колесной формулой 6х6. Платформа была модернизирована в соответствии с требованиями Великобритании. В 2006 г. 109 машин Mastiff было заказано для Ирака.
Успехи, продемонстрированные машиной на театре военных действий, послужили толчком для заказа последующих 174 машин на сумму 115 миллионов долларов США. Фирма NP Aerospace, которая завершила работу по сборке платформ Mastiff заключила контракт на сумму 98 млн долларов США на приведение этих новейших машин к стандарту Mastiff 2. Эти машины отличаются рядом эргономических, автомобильных и защитных усовершенствований и успешно используются в Афганистане.
Программа Ridgback была объявлена в декабре 2007г. Заключены контракты с фирмой Force Protection на изготовление 157 машин Cougar с колесной формулой 4х4.
В последующем фирма NP Aerospace заключила контракт на сумму 133 миллиона долларов США на выполнение работ, связанных с проведением модернизации и интеграции. Первые собранные Ridgback поставлены в марте и в мае 2009 года. Они уже использовались в Афганистане.
Великобритания также проявила интерес к продукции фирм Force Protection и Navistar, которые занимались выпуском тяжелых и средних машин боевого обеспечения и поддержки.
Машины боевого обеспечения и поддержки (TSV) будут обеспечивать непосредственную материально-техническую поддержку подразделениям, действующих внутри машин Mastiff и Ridgback, когда обычные платформы снабжения уязвимы для огня противника. Тяжелая машина материально-технического обеспечения Wolfhound производства фирмы Force Protection базируется на платформе Cougar и выполняет функцию поддержки. Уже заказано 97 Wolfhounds в соответствии с заключенным контрактом на сумму $ 122,6 миллионов с фирмами Force Protection и NP Aerospace, которые образовали совместное предприятие под названием Integrated Survivability Technologies.
Машина MXT производства фирмы Navistar продолжает экспортироваться в Великобританию под названием Husky Medium TSV. Размещен заказ на 262 машины на сумму $ 180 миллионов.
Фирма BAE Systems вступила в партнерские отношения с фирмой General Dynamics и получала экспортные заказы на машины RG-31 – Канада (75 шт.) и Испания (100 шт.) соответственно.
В обоих случаях фирма General Dynamics выступает в качестве генерального подрядчика, а платформы изготовляются в ЮАР фирмой BAE Global Tactical Systems.
Программа MRAP основана на том, чтобы отвечать конкретным требованиям войск США в Ираке, общее требование - обеспечить мобильность и защиту. Машины, которые предлагают различные степени защиты от взрыва мин, поставлялись как до, так и после появления термина MRAP. Войска действовали, либо действуют в таких странах как Афганистан, Балканы, Чад и Ливан.
Особенности выполнения различных боевых задач, окружающей местности и угроз привели к оснащению войск машинами широкого назначения. Большая часть европейских армий оснащена легкими, более маневренными машинами с усиленной защитой, например серия машин Dingo (KMW), легкие машины многоцелевого назначения — LMV (IVECO), серия машин Eagle (Mowag) и RG-32.
Все из этих машин продолжают совершенствоваться и в настоящее время обеспечивают более высокие уровни защиты. Для легких машин предусмотрены уровни защиты по стандарту STANAG 4568: уровень 2а и уровень 2б. Для средних и тяжелых машин и выше предусмотрены уровни защиты STANAG 4569: уровень 3а и уровень 3б. Требования к уровню защиты со стороны заказчиков постоянно растут, так как угрозы от взрыва мин и самодельных взрывных устройств становится все более опасными. Требование к уровням защиты, которые близки или равны тем, которые обеспечивают машины США, привели к создания ряда новых машин класса MRAP.
В апреле Франция получила 15 платформ Aravis от фирмы Nexter в соответствии с контрактом на сумму $ 29 миллионов США. Эта машина массой 12,5 тонны базируется на шасси вездехода UNIMOG U5000 с колесной формулой 4х4 производства фирмы Mercedes-Benz. Уровень противоминной защиты соответствует STANAG 4569, уровень 4.
Aravis будет использоваться в инженерных войсках для разминирования маршрутов следования и выполнения разведывательных боевых задач, причем первая партия машин будет поставлена в конце 2009 г.
Кроме того, фирма Рено (Франция) разработала серию машин с усиленной защитой на базе шасси машины Sherpa. Наиболее тяжелая из этих машин - 15-22 тонная платформа MRAP выпущена фирмой Рено. Предложены высокие уровни защиты против мин и самодельных взрывных устройств.
Более легкие машины Sherpa 2, Sherpa 3 и Sherpa 3A предлагают уровни защиты по стандарту STANAG 4569 от уровня 2а до уровня 3а.
Ранее в 2009г. Турция заключила контракт с местной фирмой BMC для изготовления 468 противоминных машин с колесной формулой 4х4. Машина разработана в сотрудничестве с израильской фирмой Hatehof. Турецкая фирма Otokar недавно также рассекретила противоминный бронетранспортер, известный под названием Kaya.
Южно-африканские фирмы, которые поставляют машины Casspir и RG-31, продолжают добиваться успеха на рынке противоминных машин.
Фирма Paramount разработала машину Matador и платформы Marauder, причем 25 машин и платформ были изготовлены в Азербайджане.
Планируется организовать производство в Иордании совместно с КБ им. Короля Абдуллы II. Фирма IVEMA разработала 12-тонную машину MRAP GILA с колесной формулой 4х4.
Платформы MRAP, разработанные до реализации программы США MRAP, также имели успех и, в частности, это касается машины Bushmaster.
Аналоги машины Bushmaster были впервые использованы в Восточном Тиморе в 1999г. Затем фирма ADI заключила контракт на сумму $118 миллионов долларов для производства 370 машин для австралийской армии. События в Ираке показали, что с началом реализации программы MRAP количество заказанных Австралией Bushmaster увеличилось до 737.
Фирма Thales Australia также получила несколько экспортных заказов на производство машин Bushmaster, причем Голландия заказала 86 шт, а Великобритания — 24 шт. В июне 2009 г. Таиланд проявил интерес к закупке некоторого количества машин Bushmaster для проведения операций против повстанцев на юге страны.
Суммарный рыночный спрос на патрульные бронированные машины за пределами США имеет тенденцию к увеличению за счет того, что такие страны, как Хорватия, Индия, Польша и Румыния собираются впервые закупить противоминные машины.
Такие страны как Австралия, Австрия, Чехия, Франция, Германия и Италия также планируют увеличить парк своих машин с учетом возросших требований.
Однако эти возможности относительно невелики по сравнению с деловой активностью, инициированной США, которые постоянно поддерживают программы MRAP и JTLV.
С появлением всего большого числа конкурентов-производителей и машин на рынке, потенциальные возможности экспорта MRAP становятся все меньше.
Общий взгляд
Поскольку запросы Пентагона на поставку MRAP в войска практически выполнены и парк таких машин уже составляет свыше 20000 изделий, усилия местных фирм направлены на рынки других стран.
Однако США остается главной движущей силой увеличения их количества и, поскольку подрядчики стремятся разработать новые технические решения и получить преимущества на открывшемся рынке технического обслуживания машин, остается огромное поле деятельности для наращивания сектора наземных систем.
Фирмы США находятся в поиске новых путей для усиления деловой активности как на своей территории, так и за рубежом, путем внедрения новых решений при одновременном обеспечении запасными частями, логистикой и деятельностью в сфере материально-технического обслуживания и поставки изделий.
Как заявила фирма Force Protection, она непрерывно ищет заказы за пределами внутреннего рынка на поставку MRAP, в частности Buffalo и Cougar. Последние хорошо зарекомендовали в Афганистане.
Европа отдает предпочтение облегченным и более маневренным бронированным машинам, и фирма Force Protection быстро отреагировала на такие тенденции.
Недавно образованная фирма Force Protection Europe Ltd продемонстрировала новый класс легких патрульных машин с броневой защитой (LPPV), известных под названием Ocelot. В сентябре машина была представлена на выставке DSEi в Лондоне. Она была разработана в порядке частной инициативы менее, чем за шесть месяцев совместными усилиями фирм Force Protection Europe Ltd и Ricardo. Ocelot намечался для поставки Великобританию. Объем поставки - 400 LPPV (машины должны заменить Snatch фирмы Land Rover, начиная с 2010г.)
Помимо машин Cougar производства фирмы Force Protection на вооружении армии Великобритании находятся другие варианты ее исполнения: Mastiff, Ridgeback и Wolfhounds, а также группа машин разминирования Buffalo, которые в совокупности образуют большой парк машин.
Фирма Force Protection постоянно наращивает свой потенциал, приобретая хозяйственные объекты, которые могут обеспечить производство ее разработок, направленных на повышение живучести и поддержание логистики на должном уровне.
Что касается подхода объединенной группы Oshkosh, она следует политике фирмы Force Protection. Задача заключается не только в поставке грузовых машин, но и в предоставлении услуг в течение всего жизненного цикла объекта.
В настоящее время фирма Oshkosh (США) занимается выполнением военной программы машины MRAP повышенной проходимости (M-ATV). Сумма проекта оценивается порядка 3,3 миллиарда долларов США, он быть выполнен в сжатые сроки.
Фирма имеет надежный портфель заказов. Она является исключительным поставщиком средних грузовых машин общего назначения и пробует свои силы в выпуске легких машин.
Кроме того, группа выполняет несколько программ в Великобритании. Среди них - тягачи MTVR для венгерских полуприцепов, отвечающих требованиям МО Великобритании к колесным автоцистернам. Группа также работает с МО с целью обеспечения системой подвески TAK-4 для машин в Афганистане.
Дополнительно к Великобритании группа имеет крепкие связи с Египтом и Ираком. Проводится работа и на других международных стратегических направлениях.
Благодаря приобретению самолетной платформы за 3,2 миллиарда долларов и фирмы-изготовителя прицепов JLG Industries Inc в декабре 2006г., Oshkosh овладела прочным положением на международной арене. Кроме того, это позволило снизить технологические затраты, так как обе фирмы используют аналогичные двигатели, трансмиссию и шины. Это была 15 покупка Oshkosh за последние десять лет.
Однако аппетит группы этим не ограничился, и она ищет все новые возможности поглощения других фирм не только в США, но и за рубежом, проявляя при этом осторожность при заключении сделок.
Фирмой-изготовителем бронированной машины MaxxPro является компания Navistar. Это была самая популярная MRAP, однако в мае 2009 года производство MRAP в соответствии с программой США было завершено. Одновременно с этим стало ухудшаться положение на рынке Navistar. Недавно она уступила в конкурентной борьбе фирме Oshkosh. Два контракта на выпуск машин M-ATV и MRAP, стоимостью 3,7 миллиарда долларов достались конкуренту. Тем не менее, значительная доля доходов поступала от продажи готовых гражданских машин машин для военного применения. Всего реализовано более 21000 таких машин. Из этого количества 26% составили заказы на MRAP, а остальное - коммерческие машины для военного применения. Как заявил председатель, президент и исполнительный директор фирмы Navistar International Corporation, он разочарован потерей контрактов на производство машин M-ATV и FMTV, но даже без них сохранены заказы на 2 миллиарда долларов США. Количество заказов на 4 квартал оценивается суммой в 600000 миллионов долларов.
В число таких заказов входят канадские коммерческие машины военного назначения (MilCOTS). В Великобритании фирма Navistar подписала свой первый заказ с МО на поставку 262 колесных машин, отвечающих требованиям Великобритании и известных под названием Husky Medium TSV. Оформлена сделка по реализации программы OUVS ( Машинный комплекс оперативного назначения). Кроме того, фирма Navistar может предложить иные варианты исполнения машины MaxxPro Dash.
Одновременно фирма Navistar обсуждала с Польшей и Румынией проблемы по продаже MRAP.
Важно отметить, что фирмы Navistar и BAE Systems объединили свои усилия для реализации выгодного предложения по созданию легкой тактической машины (JLTV). Стоимость контракта колеблется от $56 миллиардов до $64 миллиардов.
Фирма BAE Systems заявила, что настоятельная потребность США в MRAP оказала полезное влияние на дела фирмы. Однако перспектива ее филиала не зависит от реализации программы.
Данный филиал оказывает глобальное давление, фокусируя свое влияние на ЮАР, Швеции, Великобритании и США, а также осуществляя эффективное взаимодействие с многочисленным подрядчиками во всем мире.
Кроме того, хотя поставки MRAP прекратились к концу 2008г, другие поставки, например машин Bradley и FMTV составляют половину уровня продаж MRAP, выраженного в деньгах.
Хотя объединение уступило фирме Oshkosh в тендере, доходы в августе от деятельности, связанной с выпуском FMTV, оцениваются порядка $2 миллиардов как в 2009г, так и 2010г.
Комментируя неудачу фирмы BAE в тендере на производство M-ATV, представитель фирмы сказал, что победа не входила в их планы.
Тем не менее, объединение развивает бурную деятельность в области наземных систем, включая и разработку MRAP, предназначенной для Индии. Эта работа выполняется через совместное предприятие, ориентированное на выпуск наземных систем. Как результат, объединение недавно впервые показало две новые бронированные машины RG-35. Они разработаны фирмами BAE Systems Land Systems OMC и Global Tactical Vehicle.
BAE Systems Land Systems OMC планирует выйти на крупных потенциальных экспортных поставщиков семейства машин RG-35 c колесной формулой 6х6 и 4х4. Объединение также поддерживает материально-техническое обеспечение для MRAP Caiman, включая Ирак. В общем, главной проблемой, с которой сталкиваются изготовители и заказчики, а также промышленные объединения, остается размещение заказов на внутреннем рынке и за рубежом в условиях необходимости сокращения расходов.
wwwarmy-guide.com