БПМ-97 «Выстрел»
Российские войска воюют в «горячих точках» не первое десятилетие. Но единственным транспортом, более-менее выдерживающим подрыв, до сих пор оставались бэтээры — очень дорогие, с небольшим ресурсом (всего 50 тысяч километров) и громоздкие: их габариты не позволяют двигаться по обычным дорогам без сопровождения ГИБДД.
«Но ведь у КАМАЗа существует бронеавтомобиль Выстрел, он же БПМ-97, созданный на базе серийного грузовика!» — наверняка вспомнят знатоки. Действительно, существует: его аббревиатура расшифровывается как «бронированная пограничная машина».
В 1997 году совместно КамАЗом и МВТУ им. Баумана с использованием узлов и агрегатов серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326 был создан ходовой макет автомобиля «Выстрел» со стальным корпусом, позднее получивший обозначение «бронированная пограничная машина БПМ-97». БТР имеет обычные для гражданских машин данного класса габариты и может эксплуатироваться как в условиях бездорожья, так и на дорогах общего пользования без каких либо ограничений. При этом бронетранспортер сохраняет скорость и маневренность грузовика.
Основным назначением автомобиля является обеспечение действий личного состава пограничных войск при выполнении широкого круга задач по охране государственной границы. Дополнительно разработчики предусмотрели возможность использования машины в вариантах штабного или патрульного автомобиля. Броневик может перевозить раненых, служить в разведке, при необходимости возить арестантов или ценности.
Сварной корпус от Курганмашзавода — несущий. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета НСВ с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; бронировано и днище. Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего автомобиля.
На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.
Применение унифицированных узлов и агрегатов позволяет обеспечивать пробег до капитального ремонта 270 тыс. километров. Серийные узлы и агрегаты позволяют упростить процессы производства и ремонта автомобиля. Компоновка позволяет производить технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства ОАО КамАЗ. Применение агрегатов серийного производства позволило существенно снизить стоимость автомобиля.
Вот только судьба Выстрела оказалась несчастливой: за одиннадцать лет его не приняли на вооружение ни МВД, ни пограничники. Лишь недавно Выстрелом заинтересовалась ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) — для сопровождения заключенных в неспокойных регионах.
Сами камазовцы уверяют, что все дело в политике, но у нас есть свои догадки... Настоящие беды Выстрела — качество и эргономика! Фотографии водительского места и входа смотрим внизу.
Весь кузов новенькой машины, которая недавно появилась в Москве у специального отряда ФСИН Сатурн, — в потеках ржавчины. По неофициальной информации, в прошлом году 16 Выстрелов купил Казахстан, и едва ли не все они вышли из строя по самым разным причинам: обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах (причем не по швам!). В итоге, по нашим данным, от второй партии в 18 броневиков казахи попросту отказались.
Да и экземпляр, только что показанный на московской выставке спецслужб Interpolitex, разочаровал — и не только ржавой ходовой частью, крайне грубыми сваркой и сборкой. Посидев в салоне, констатируем: условия работы водителя поистине ужасны и бойцам тесно. А пока, скорчившись, будешь вылезать из крохотного бокового люка, тебя десять раз успеют застрелить.
Хочу отметить, что Казахи таки закупили весьма не мало БПМ-97, гдет у Пилота была фота, там их целая поляна стояла.
И зачем, скажите на милость, броневику дорогой и сложный электропневматический «джойстик» переключения передач?! А главное — при создании машины никто не думал о ее защите от подрыва.
ТТХ
Колесная формула 4х4
Масса, кг 12.000
Экипаж / десант, чел. 2+8
(вариант с башней 3+8)
Двигатель КамАЗ-740.11-240
Макс. мощность, кВт (л.с.) 176 (240)
Макс. крутящий момент, Нм (кГм) 834 (84)
Шины 425/85R21 (425-533Р)
Макс. скорость по шоссе, км/ч 100
Угол преодолеваемого подъема, % 60
Уровень защиты от огнестрельного оружия по ГОСТ Р 50963 5а
Основные размерения:
– Длина наибольшая 6820
– Ширина наибольшая 2500
– Высота по крышу корпуса 22
– база Х колея 3385 Х 2010
– Клиренс 37
Почитать http://ru.wikipedia.org/wiki/КАМАЗ_БПМ-97 и http://worldweaponry.by.ru/btr/bpm_97.html
Фотографии http://www.otvaga2004.narod.ru/xlopotov … 09kmz4.htm и http://www.otvaga2004.narod.ru/xlopotov … 09kmz1.htm