Интересные наблюдения.
Пишет Вячеслав Дубинин:
Сам организовывал процесс утилизации танков в различных регионах. Должен заметить, что стоимость утилизации бывших ГДРовских танков в ФРГ в 90-х годах составляла 30 тыс. марок. Такая стоимость объяснялась высокими экологическими требованиями на утилизацию жидкостей, пластика, резины, зачистки краски в районе реза. Вся резка осуществлялась у них вручную. У нас все было проще, т.к. никакие экологические и санитарные требования не соблюдались. Пунктов ликвидации танков было насколько. Везде резали кислородом вручную. Исключение составлял пункт ликвидации танков на Кузнецком металлургическом комбинате, где в 1995-97 гг. было ликвидировано около 1000 танком. Там резка осуществлялась промышленным способом на установке, которая резала слой металла более 1 метра. Танк без разборки устанавливался на площадке и разрезался на части по размерам достаточным для загрузки в электропечи. Установка резала с помощью кислородно-газового резака установленного на приспособлении типа кран-балки. НАТОвские контролеры однозначно сказали, что ни в одной стране Европы они такого не видели. Конечно дыма и копоти от сгорающей резины, масла и краски было страшное количество, но в те годы на это внимания не обращали.
В 1995 г. я проводил эксперименты по утилизации танков и легкобронных машин методом подрыва на полигоне Высших офицерских курсов "Выстрел" (г. Солнечногорск). Для полной раскладки корпуса танка Т-72 по сварным швам необходимо специальным образом заложить 72 кг взрывчатки. Башня взрывом не раскалывается. Корпуса БМП и БТР рассекались специальным кумулятивным шнуром. Метод оказался неудобным по нескольким причинам. Экономическим, в первую очередь. Необходимо было танки транспортировать на специальную площадку, где врыв 72 кг. тротила не очень бы донимал местное население. Да и радиус разлета осколков составлял до 500 метров. Не пошло. Резка оказалась экономичней.