Развитие вот этого разговора: БМП и БТР 9
Нужна ли специальная машина для прорыва обороны (в первую очередь в населенных пунктах)?
Моё мнение - если и нужна, то её специализация должна заключаться в особом вооружении. А требование всеракурсной защиты от ПТС (в первую очередь кумулятивных), важное для боев в городе, должно стать общим для всех бронемашин тяжелого семейства. Потому что переспективные ПТС будут атаковать бронетехнику в любые проекции не только в городе в условиях тесного контакта с противником, но и на любой местности и на любой дистанции до наземных войск противника.
Защита от ПТС должна осоновываться преимущественно на активных средствах защиты (системы постановки помех, КАЗ, ДЗ) для легкой бронетехники. Для тяжелой - сочетание активной и пассивной защиты.
Активные средства защиты особенно эффективны против кумулятивных ПТС. Против фугасов, ударных ядер, бронебойных кингетических ПТС их эффективность значительно ниже. Да и против кумулятивных средств ОБТ, оснащенные ДЗ, в лобовой проекции защищены надежнее, чем легкая бронетехника с ДЗ. Несколько сотен мм дополнительной бронестойкости лобовой брони в сочетании с ДЗ затрудняют поражение ОБТ в лоб по сравнению с легкими машинами.
Чтобы броня давала существенную добавку к ДЗ и КАЗ, её эквивалент должен измеряться в сотнях мм RHA. Также бронекорпус машины должен обладать достаточной механической прочностью и жесткостью - для противостояния ударной волне, ударному импульсу ПТС, для обеспечения целостности танка при движении по пересеченной местности, в конце концов. Также металлический корпус должен обеспечивать размещение и штатное срабатывание наполнителя комбинированной брони. Исходя из этого, суммарная толщина стальных листов бронекорпуса (включая съемные бронемодули) будет минимально порядка 100 мм (больше в случае алюминиевого корпуса). Чтобы наполнитель давал существенный вклад в бронестойкость (сотни мм), поверхностная плотность бронирования с учетом бронекорпуса должна быть порядка 1,5 тонн на м2 (что соответствует по массе примерно 200 мм стали) и выше.
Итак, чтобы бронестойкость бронемашины в данной проекции существенно отличалась от оснащенной ДЗ и КАЗ легкой бронетехники, толщина брони этой проекции по массе должна быть эквивалентна 200 и более мм стали.
Близкий уровень бронирования бортов корпуса и башни (приведенная толщина 160-330 мм) имели советские послевоенные тяжелые танки ИС-4, ИС-7, Объект 279. Их масса составляла 60-68 тонн при довольно плотной компоновке и сравнительно небольшом забронированном объеме. Но эти танки имели гораздо более тонкую крышу, порядка 30-40 мм, что в современных условиях совершенно недостаточно.
Вывод: если мы хотим иметь машину с всеракурсной броней, существенно превосходящую по защите легкую бронетехнику с ДЗ и КАЗ, при самой плотной компоновке вряд ли удастся обеспечить её массу менее 70 тонн, а скорее всего значительно больше (особенно если потребуется обеспечить большой боекомплект крупнокалиберных снарядов, или размещение десанта).
Такая масса для облегчения эксплуатации и транспортировки бронетехники потребует нетрадиционных компоновочных и конструктивных решений (например обеспечение возможности быстрой разборки и сборки машины силами экипажа, с использованием встроенного кранового оборудования). Нужно учитывать, что комбинированная броня и ДЗ требуют не только массы, но и больших габаритов бронепреграды - так что даже сравнительно небольшой 70-тонный слоник в боевом положении будет более габаритным, чем например ИС-7 (по крайней мере в плане ширины). И без уменьшения массогабаритов его будет затруднительно транспортировать существующими транспортными средствами.
Отредактировано Шестопер (2013-01-25 18:44:53)