СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Наше время » Современная тактика


Современная тактика

Сообщений 961 страница 990 из 997

1

Хочу предложить выкладывать здесь информацию о современной тактике , в частности общевойскового боя, которая претерпела изменения в результате опыта последних конфликтов и отличается от устоявшихся традиций.
В частности, интересно, сейчас все также существует боевой порядок ( танки- БТР/бмп - пехота в цепи )? Или придумали что-то новое?
Неужели сейчас, так же как и 40 лет назад планируют спешиваться и разворачивается в цепь?
Тактике не при терпела изменение? Ничто не внесло коррективы, как в начале 20в "изделие Максима "?

Отредактировано Korban Dallas (2012-08-06 18:13:52)

0

961

профан написал(а):

не кучкующихся а передвигающихся цепью - это несколько разные вещи.

Т.е. всё так подразделение разворачиваем в цепь?

профан написал(а):

В уставе 59 года я этого не нашел.

Этот устав да же не видел.

профан написал(а):

опять вы додумываете. 1км - "как правило" а может и не так.

При чем тут "как правило"?
Вы написали:
"Хорошо напомню. Батальон прорывает фронт на 1км. У НАТО на 1км (+/-) усиленая рота. Если вы знаете их ОШС то знаете и соотношение сил".

При чем умудряетесь противопоставлять "у нас" и "у них". при этом совершенно забыв сравнить ОШС одноименных подразделений.

0

962

артём написал(а):

Т.е. всё так подразделение разворачиваем в цепь?

o.O  конечно. Либо одна цепь, либо две группы (для отделения). Что такое кучковаться я могу только догадываться.

артём написал(а):

Этот устав да же не видел.

http://eknigi.org/voennaja_istorija/172 … lenie.html

посмотрите.

артём написал(а):

Вы написали:

Да написал. А что тут непонятного. Что в уставе написано про батальон в наступлении? вам что батальон против роты - мало или много? что вас смущает. Может надо полком атаковать взвод да с поддержкой арт-полка? Есть средняя температура по больнице батальон атакующий роту - это и есть некий сфероконь вполне себе средненький и для нас и для них.

артём написал(а):

при этом совершенно забыв сравнить ОШС одноименных подразделений.

я могу их сравнить, но не хочу это здесь делать из вредности. Некоторым товарищам лень самим сравнить, они ждут этого от других. Всё есть в открытых источниках надо только взять и сопоставить, потратить немного своего драгоценного времени. Многие вопросы тогда отпадут, зато появятся новые.

Отредактировано профан (2014-01-16 17:12:25)

0

963

профан написал(а):

Либо одна цепь, либо две группы (для отделения)

:D

профан написал(а):

Да написал.

Продолжу несколько позже... не могу вас воспринимать помногу.  %-)

0

964

http://vk.bstu.ru/book11/page23.htm

Ранее советуемый материал:

http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopa … -pole-boya

0

965

Наука для пиджаков:

http://vk.bstu.ru

0

966

артём написал(а):

Наука для пиджаков:
http://vk.bstu.ru

давно пора наверное 70% закрыть ибо и матчасть поизносилась и в армии этого нема. да и нет надобности в недоучках

0

967

злодеище написал(а):

давно пора наверное 70% закрыть ибо и матчасть поизносилась и в армии этого нема. да и нет надобности в недоучках

Какие специальности например?

0

968

артём написал(а):

http://vk.bstu.ru/book11/page23.htm

То есть с вашей точки зрения передвижения отделения одной цепью окончательно устарело. И это можно забыть. Я вас правильно понял?

0

969

Comrade написал(а):

Какие специальности например?

уже точно не помню ВУСы эти. например на ЗРК, операторов НЕБА. да и командиров взводов мотострелков, как-то надёжнее в училище военном готовить нежели в гражданском.

Отредактировано злодеище (2014-01-16 18:12:04)

0

970

профан написал(а):

То есть с вашей точки зрения передвижения отделения одной цепью окончательно устарело.

Способ передвижения не может устареть. Или с появление авто все люди должны разучится ходить ножками?

профан написал(а):

Я вас правильно понял?

К сожалению, вы ни что что бы правильно, вы ни разу так меня и не поняли.

Ещё раз - растягивание подразделения по фронту (выстраивание цепи) это способ уменьшить вероятность поражения самого подразделения.

0

971

артём написал(а):

Способ передвижения не может устареть. Или с появление авто все люди должны разучится ходить ножками?

так а что вы хотите показать теми ссылками которые привели?

артём написал(а):

Ещё раз - растягивание подразделения по фронту (выстраивание цепи) это способ уменьшить вероятность поражения самого подразделения.

не всегда и не везде. Есть более общий термин рассредоточение. А что касается построения в цепь то причина основная не в уменьшении поражаемости боевого порядка в увеличении его огневой мощи.

Отредактировано профан (2014-01-16 19:28:04)

0

972

Интересный практический доклад
имхо актуален и сейчас

http://dr-guillotin.livejournal.com/122457.html#cutid1

0

973

lagr написал(а):

Интересный практический доклад
имхо актуален и сейчас

В принципе ни чего нового и особо интересного. Элементарщина. Если наступать дивизией на участке 1-4 километра и кидать в топку дивизии по-батальоно(!!!!), планировать армейскую оперцию 5 суток, наступать без боеприпасов, получать фотосхемы в день наступления, иметь на дивизию до 30(!!!!!) пулеметов, то сложно ожидать каких либо результатов и не надо быть военным гением чтобы это понять. А ведь это 43-44 год, опыт то должен был  появиться. Стыд и срам

0

974

Антипов написал(а):

А ведь это 43-44 год, опыт то должен был  появиться. Стыд и срам

мне стыдно это письмо читать.

0

975

Антипов написал(а):

В принципе ни чего нового и особо интересного. Элементарщина.

Так в общем то 90% вещей имхо это вроде элементарный уровень но в итоге все познается на практике.
ЗЫ: думаю тут вопрос наглядности имеет место быть. Просто заученные правила не откладываются в голове без практического осознания что их породило.

В свое время читал воспоминания добровольцев в Сербии: вроде куча бывших военнослужащих и тп в том числе и пехотные офицеры, но почему не надо располагать пулемет на холме осознали лишь на практике.

Интересно еще на мой взгляд то что уже в то время отметили
" нашей практике боевого применения артиллерии существует вредная и неграмотная тенденции — считать плотность артиллерийских средств по количеству орудий (стволов) на километр фронта, а не по количеству предназначенных для расхода боеприпасов."

Просто часто в описании операций натыкался

Отредактировано lagr (2014-02-21 13:40:14)

0

976

Ааа-абалденно интересный пост (на мой взгляд) в блоге Ростислава Марченко
особенно во второй его части

предлагаю обсудить...

http://rostislavddd.livejournal.com/214353.html

Часть первая - вводная

На протяжении всей истории у нас наблюдается повальное увлечение немецкими тактическими доктринами, немецкими книгами по тактике, а также вследствие эмоционального переноса и самими немецкими полководцами и политиками. В то же время какие-либо попытки копировать немецкие подходы в отсутствие самих немцев выглядят глупо, приводят к позорным, зачастую кроваво-позорным результатам. Похожие вещи, в несколько более слабой форме, можно наблюдать и к Западу от Сана или Рейна. Определённого успеха в этом вопросе достигли только американцы, которые, впрочем, по происхождению (или хотя бы по фамилиям) сами в значительной степени немцы. Но даже у них периодически можно наблюдать, когда офицер с восторгом повторяет (пытаясь разъяснить) какой-либо немецкий термин, а его товарищи тупят и не могут врубиться, что имеется в виду.

  Это связано с тем, что в отличие от англо-британского подхода, немецкий подход принципиально ориентируется на невозможность письменной передачи. Немцы категорически против того, чтобы записывать и даже рассказывать некоторые вещи («при пересказе смысл искажается») и научиться, по их мнению, можно только на совместных тренировках или, хотя бы, наблюдая за таковыми. Помню, как будучи ещё, пусть опытным, но всё ещё наивным мальчиком, увидел массового выброшенного на книжные развалы с распадом СССР Кохенгаузена (Кохенхаузена в современной транскрипции). Его книжка – изложение, читаемого до сих пор «Труппенфюрунга» тридцать третьего года, была, судя по всему, издана в Советском Союзе гигантским тиражом. На каждом развале с военной тематикой было по несколько экземпляров. Стоило посильно. Но каждый раз, открывая эту книгу, буквально потрясался, насколько ложное впечатление она давала. Не зная немцев, можно было сделать выводы, что советские генералы делают всё правильно, только каждый раз что-то идёт не так.

  Читая «с нуля», читатель видел в книге, которая формально ничего не искажала, совершенно иные, далёкие от реальности, акценты. И все немецкие книжки по тактике написаны так. Очевидно, это не от желания что-то скрыть, а принципиальный подход. Американские учебники в этом плане несколько лучше. Фактически в них делается попытка пересказать немецкие, но дополнив отдельные моменты разъяснениями по пунктам и короткими мнемоническим правилами. Всё же для нас, советских людей, намного ближе, английские и французские учебники, где всё разъясняется в логической последовательности, даются однозначные алгоритмы действий. Беда тут не только в том, что англичане и французы норовят свои учебные пособия секретить, а не секретные просто скрывать и не давать. Жизнь намного многообразнее того, что можно вместить в книгу, и чтобы научится правильно распознавать ситуации, в которых какой алгоритм применять, нужно много работать. Немецкие и американские книги, казалось бы, не входя в подробности, дают советы на все случаи жизни.

  При этом, когда оказываешься посредине этих «случаев» ничего вспомнить не можешь и чувствуешь себя совершенно беспомощным, понимая, что к реальности приложимы только какие-то отдельные фразы. С английскими и французскими проще – если ситуация точно совпадает с описанной в книге, достаточно следовать инструкции. Советские это те же англо-французские, просто в них игнорируются некоторые жизненно важные вещи. Поэтому даже при попадании в полностью «книжную» ситуацию можно сильно обломаться.
Попробую разъяснить, в чём сущность немецкого подхода. Заодно станет понятно, откуда берётся немецкое очарование и как с ним бороться. Как и всё в военном деле это очень просто, но требует усилий: преодоления страха перед оценкой собственных эмоций и привязанностей. Плюс проверка на практике и трезвая её оценка.

   Немцы ещё со времён споров с Антоном Генриховичем Жомини настаивают на том, что военное дело (да и управление в целом) это "искусство", а не "наука". Искусство принципиально отличается от науки, тем, что оно передаёт мысли, опираясь на эмоции. Поэтому немцы всячески против всяких ясных алгоритмов и чётко прописанных таблиц, но зато за "многа букав" – обсасывывание до самых мелких деталей. «Обсасывание» очень точное слово, передающее чувственность. Эти мельчайшие детали, которые совершенно не держаться в голове обучаемого, нужны не для того, чтобы он усвоил факты, а чтобы перенял чувства. Поговорки и "волшебные" слова, который засаживаются в голову после совместных тренировок с немцами, это общепринятый способ передать эмоции. Эти слова – для них родные, немецкие, вызывающие характерные сантименты – переживания, то есть как раз эмоции. Запись, рационализация (упорядочивание) даёт возможность внеэмоционального восприятия – то есть выбора обучаемым иных эмоций (за счёт возможности дистанцирования от неявного антуража), поэтому оне очень сильно ей противятся. Даже приказы у них предпочтительнее было записывать адьютантами (не самому!) и передавать устно через посыльных, именно с целью передачи эмоций. А у французов даже комод в ПМВ писал записки! Всё это невозможно не связать с мечтательным немецким характером и общей немецкой интровертной "мирностью" – чтобы воевать им нужно культивировать воинственные чувства. Над немецкой сентиментальностью, интровертностью всегда потешались, пока они не научились её использовать в военных целях. Сначало (франко-прусская война) не особо поверили, но в ПМВ и сиквеле – ВМВ, они всех убедили и очаровали. У французов наоборот – задача поставить льющиеся через край наружу чувства в какие-то рамки. В том числе тягу к "подойти и врезать", которая у французов может быть больше азарта выигрыша и знаменитой жадности – точно как у шотландцев и ирландцев, за что французов в девятнадцатом веке честили кельтами. Британцы на самом деле очень похожи на французов, просто чувства у них изливаются наружу в виде всяких, с обывательской точки зрения «гадостей», которые, они естественным образом, насобачились скрывать. По, крайней мере, такое впечатление на уровне взвода-роты. Поэтому у франко-британцев и централизация, а у немцев всяческое поощрение инициативы – "лучше чтобы ты хорошенько разошёлся и раздухарился, если в деталях ошибся, не так важно", "стесняться не надо".

   Отсюда и особенность немецкого поведения под огнём, удивляющая даже американцев. В отличие от других, условно говоря, европейцев, немцы учат не молчать под огнём, а разговаривать. У других, принято только в одном специальном случае кричать «ура» (или заменяющее его слово), и то это выходит из моды. Потому как современному солдату с его слабыми нервишками этот случай выделить трудно, начинают кричать к месту и не к месту, перемежают матюками и иными выражениями переживаний, в результате теряют и так дефицитное в опасности соображение. Немцы наоборот заранее готовятся осмысленно разговаривать во время шума, ужаса и беспорядка боя. Поэтому в бою они оказываются, уже с заготовками правильных чувств и, что, наверное, даже важнее, у них уже есть чем занять рот – вместо выплёскивания переживаний, они худо-бедно общаются по делу. Сходным способом немцы воздействуют на чересчур рациональных, ищущих во всём логику обучаемых. Заставляют вести бесконечные, подробные конспекты, «забалтывают до полного обалдения» пока обучаемый не утратит вообще всякую логическую нить, критическое восприятие и не начнёт брать засаживаемые чувства прямо в голову. Отрицательный результат обучения в таком случае довольно не редок – многие сильные, рационально мыслящие личности не хотят становится немцами по чувству или даже только любить всё немецкое (а без этого чувства не усваиваются).

  Разоблачение немецкой магии планирую сделать обычным способом. Разобрать логический смысл тех поговорок и слов, которые, насколько мне известно, считаются стержневыми для немецкого подхода. Характерно, что до самого недавнего времени, немцы эти слова всячески противились записывать. При том, что они широко употреблялись, и разносились по миру восторженными американцами, в Уставах их не было. Список ниже далеко не полный, это только то, что отпечаталось у меня. В то же время, любой подготовленный боец, не боящийся обдумывать происходящее на поле боя, в том числе и с ним самим, сможет при помощи них дополнить имеющуюся у него картину и понять секреты былых немецких тактических «чудес».

Начнём с поговорок.

Часть вторая - практическая

1. «Воевать значит нападать, нападать значит двигать вперёд огни». Пассивного бьют. Потому как он не ищет постоянно цели, он не знает, откуда прилетит в следующий раз. Если на противника всё время нападать, то он будет занят отражением атак и у него не будет времени придумать, что нам сделать. «Двигать вперёд огни» это вечная идея (обоснованная математически в семидесятые годы, в том числе и в советском Генштабе), что надо делать упор на самое точное оружие. За счёт могущества боеприпаса можно повысить эффективность оружия в разы, а за счёт точности в десятки раз. «Штык молодец» (был) потому, что он точнее тогдашней пули. Средний современный солдат, который дрожащей ручкой штыком никуда не попадёт, должен надеяться на пулю, которая намного точнее решит вопрос на большем расстоянии (на котором он не успеет испугаться). Другое выражение той же идеи в слове «хаупткампфентфернунг».

2. «Главная дистанция применения» оружия – на которой лучше всего поражаются цели в конкретных условиях конкретного текущего конфликта. Она может колебаться в зависимости от обученности войск и желания воевать. «Хаупткампфентфернунг» для автомата 150-200 м (для АКМ 100-150 м), следовательно командир рассчитывает применять автоматчиков на этом расстоянии и двигает их соответствующем образом. Единый пулемёт с сошек уверенно посылает очередь из восьми-девяти (если с трассерами через два, то из пяти-шести) на 400-500 м, соответственным образом это влияет на боевой порядок.
«Ведут, находясь впереди». Обычно народ задаёт уточняющий вопрос, записывает, что командир, руководящий операцией, должен находится в подразделении, выполняющим наиболее важную в данный момент задачу (на две ступени ниже). И очень удивляется, когда его начинают гонять по этой теме особенно пристрастно. Дело не в том, что надо заучить, что место командира (как и артиллерии) отдельно действующей части или подразделения, например, авангарда не в голове колонны, как мы привыкли, а в центре («враги же, могут с любой стороны напасть»). Как раз заучить шаблонное решение не является ответом на отлично. Хотя из-за того, что в результате немецкого обучения все приучаются одинаково чувствовать, действия тоже получаются похожими. Надо понять, что командир должен постоянно разделять чувства и переживания солдат. В первую очередь, чувство опасности, чувство голода, чувство усталости. Командир фактически пропускает через себя все переживания и уже отдаёт их подчинённым в готовом виде. Если он боится, они тоже будут бояться, если, наоборот, от опасности впадает в азарт, они также будут впадать в азарт. По этой же причине, у немцев чтобы стать унтером, надо обязательно послужить солдатом, а чтобы стать офицером – и солдатом, и унтером. При этом нет панибратства – подчинённым чувства передаются лучше, когда они чувствуют дистанцию между собой и командиром, ощущают, что он как бы снисходит к ним, с высоты своих заслуг. Стать унтером или офицером это в понимании немцев должна быть именно заслуга. Заслуживают, прокладывая дорогу впереди, а не обучаясь в тылу. То же самое, инструктор, преподаватель – всё, что он говорит должно выполняться тотально, полностью обдумываться, не оставаться ни одного умолченного вопроса. Он заслужил это своим опытом. Не только (или не столько) заучить, как он показывает внешние приёмы, а душу его вынуть и перенять себе. Точное копирование движений не само по себе, а чтобы через копирование движений скопировать душу.

3. «Нет движения без прикрытия». Это выражается и более коротко в объяснении боевого порядка словом «кетте» – «цепь». «Цепь» это не порядок в виде линии. «Шютценрудель» или «кайль» (соответственно «стайка» пехоты или «клин» бронетехники) тоже можно называть цепью. «Цепь» это идея непрерывной взаимной поддержки. Все постоянно смотрят на соседей, проверяют, как можно помочь. В обороне тяжёлое оружие пристреливается не только по ориентирам, но и по досягаемым позициям других расчётов. У других это тоже так, но здесь нужно именно прочувствовать идею «скованности», что подразделение существует, пока его личный состав думает друг о друге. Осознание того, что твоему товарищу придётся стрелять близко, так чтобы не дать тебя забросать гранатами или забрать в плен, лучше, чем любые проявления «камерадшафта» в быту скрепляет подразделение. Это подводит к основе всей системы – доверию, о котором ещё придётся сказать отдельно.

4. «Двигайся, как вода идёт». Это относится не только к тому, что надо применяться к местности и избегать рисоваться на возвышенностях или на фоне неба. Это также и то, что надо избегать сильных мест (там, откуда тебя ждут) и бить по слабым (там, откуда тебя не ждут). «Вода дырочку найдёт». Или, если угодно немецкой романтики, то волк, который на предельной скорости проскакивает мимо жертвы, а потом разворачивается, чтобы прыгнуть с 300 угла на спину. Из этого тяга к двусторонним охватам, к тому, что охват или просачивание не может делаться одной колонной (кто-то должен прикрывать фланг). Из этого, также как и из «нет движения без прикрытия» вырастают веерообразные развёртывания после прорывов вражеского боевого порядка. «Ауфроллен» – слово, которым обозначают открывание раздвижных дверей, в тактическом значении является совершенно непонятным для не-немцев. Чтобы его объяснить, например, американцам (хотя возможно и современным немцам тоже) можно говорить часами. На самом деле, достаточно понять, что безопаснее не жаться к друг другу, а растекаться по местности, и что охрана фланга лучше делается не попыткой отследить все подходы к полосе, по которой выдвигается охраняемое подразделение, а путём создания угрозы для фланга и тыла тех, кто может попытаться зайти во фланг и тыл охраняемому подразделению. Это и есть «ауфроллен». «Как вода» это ещё и «аусденунг» – «рассредоточение». Тоже магическое слово, засевшее в голове, потому, что долго не мог в него врубиться. На самом деле оно подразумевает, что подразделения (начиная от пар-троек-расчётов и выше), чтобы лучше прикрывать друг друга должны рассредоточиваться по местности, чтобы всякий, кто попытается напасть на часть боевого порядка, оказывался под угрозой с как можно большего числа углов (а лучше ракурсов). Поэтому боевой порядок чаще имеет бОльшую глубину, чем ширину по фронту (угроза с фланга опасней). Конечно, причиной рассредоточения является и угроза сверху (закрытые огневые позиции и авиация), но эта причина рассредоточения и так понятна. Уяснив это, уже не удивляешься, что идеальный взводный «брайткайль» – «широкий клин» (по-нашему «углом назад») у педантичных немцев, вовсе не выглядит, как три идеальные клина-шютценруделя отделений построенные в виде латинской буквы «V» с управлением взвода в середине, одним отделением сзади и двумя впереди, или тем более в форме «трилистника». На деле будет верно только – управление в середине. И то очень условно. Главное – взаимное прикрытие и готовность охватить сразу двумя отделениями противника с любой стороны подразделения. Важна и возможность обойти третьим отделением или ударить им между двумя уже задействованными. Только это и имеется в виду во фразе «брайткайль – лучший боевой порядок». На местности идеальный немецкий «угол назад»/«трилистник» может выглядеть самым неожиданным образом. «Формы боевых порядков учат только для того, чтобы усвоить на местности взаимные дистанции между подразделениями и безопасные дистанции применения оружия при поддержке и прикрытии».

5. «Охотничий дух». Через эту фразу (по-немецки одно слово) от поговорок, переходим к отдельным волшебным словам. Обучая тактике, нужно научить не приёмам на все случаи жизни (это очевидно невозможно) и не групповому применению оружия во всех мыслимых ситуациях (это менее очевидно, но подумав, можно понять, что в предсказать состав группы, в которой будут обучаемые во всех случаях жизни тоже невозможно). Нужно научить «охотничьему настроению», которое подчинит все действия обучаемых одной цели – уничтожению противника и само подскажет оптимальные решения во всех жизненных ситуациях. Конкретным приёмам тактики и обращения с оружием учат только для того, чтобы дать это настроение почувствовать. Как удачливые любители охоты говорят «я же могу попасть в любую дичь, которую вижу». Хорошую иллюстрацию даёт и американская поговорка «когда в руках молоток, то всё кажется гвоздём». Тактика обученного подразделения должна стать таким молотком. Тактико-огневые занятия с неожиданными вводными и физическими испытаниями и лишениями не для того, чтобы заучить конкретные приёмы, а чтобы научиться сохранять «охотничье настроение» в условиях неожиданностей и внешних ограничений. Неожиданности будут всегда и они всегда будут непредсказуемы, потому, что они называются неожиданностями. «Охотничий дух», «охотничье настроение» это чувство, которое похоже на чувство, охватывающее подростка попробовавшего женщину и ищущего подходы к новой подруге. Он боится, что его как-то отошьют, но желание «попробовать ещё» преодолевает страх. Он не знает как, но знает, что своего добъётся. Или более страшный пример, в более немецком духе, чувство родителя потерявшего ребёнка в лесу – и кропотливо осматривающего каждый куст вопреки опасностям и переживаниям. Ребёнка НАДО найти и все чувства подчиняются этому. Непосредственно азарт охоты, конечно, тоже передаёт ощущение «охотничьего духа» которое нужно выработать у обучаемых, но мало кто имеет реальное представление об охоте на животных, способных одновременно охотиться на охотника. А война это именно такая охота.

6. «Ауфтрагстактик». В современном бундесовском уставе написано, что «ауфтрагстактик» основанна на доверии, и рядом ещё куча слов ничуть не облегчающих понимания этого волшебного термина. В старых уставах это слово не употреблялось, но дотошные американцы проинтервьюировав тысячи немецких офицеров это слово подцепили и попугаят его к месту и не к месту. В результате немцам стало неудобно не иметь его в боевом уставе сухопутных войск, и оно там появилось. Если задавать конкретные вопросы, то можно узнать, что на практике «ауфтрагстактик» выглядит следующим образом: «ауфтраг» приказ (распоряжение) должен содержать только указание, чего надо добиться в результате и чёткие границы чего делать категорически нельзя. Эти два параметра связываются вместе через понятие «шверпункта», но об этом чуть позже, отдельно. Детализация всего этого не должна превышать двух ступеней командования ниже отдающей приказ инстанции. То есть вроде как ротный говорит только о взводах и отделениях (лучше обращаясь прямо к их командирам). Что конкретно делать звеньям, расчётам и отдельным бойцам он принципиально не определяет. При этом средняя инстанция (в нашем примере – командир взвода), должна минимально вмешиваться в работу своих непосредственных подчинённых, а только следить за тем, чтобы они правильно выполняли приказ и помогать им в этом. Имея даже самое общее представление о том, как влияют на интеллект и память личного состава близкие разрывы гаубичных снарядов и ракет, без всякого сомнения, поймёшь, что описанное просто невозможно представить без «доверия». Точнее даже без ДОВЕРИЯ. Что это за доверие и как оно формируется? На этот вопрос немцы включают такой поток слов про слаживание частей и подразделений (сейчас бригады, в былые времена дивизии), которое как бы и не слаживание (можно назвать слаживанием готовность подразделений выполнять несвойственные им функции в неожиданном и неполном составе?), а нечто другое, что ничего понять совершенно невозможно. Постоянно звучащее слово «интерфюрунг» – «внутренние управление», «самоуправление психикой» формально вообще к слаживанию отношения не имеет, а является типа этическим понятием. Оно, однако, в основе этого доверия. Если предельно кратко, то «интерфюрунг» это необходимость уяснить, что удар с фланга и тыла (вообще любой, которого не видишь) опаснее, чем тот который направлен с фронта. На затылке глаз нет. А даже если и есть, они всего не видят, так как внимание поглощено фронтом. Поэтому нужно полагаться на своих товарищей, которые заметят и прикроют. Твои товарищи это все в твоём соединении – кто из них будет рядом с тобой заранее предсказать невозможно (опасности разные бывают). Но это точно будет кто-то из них. Для того, чтобы ты мог полагаться на своих товарищей, ты должен также внимательно смотреть за ними, как хочешь чтобы они внимательно смотрели за тобой. Проверить их ты не можешь, поэтому ты должен это делать, не рассчитывая на проверку. Только ты сам можешь заставить себя смотреть за своими товарищами. При чём, ты должен считать это более важным, чем смотреть за собой – самую главную свою опасность ты всё равно не сможешь увидеть, это может сделать только твой товарищ. Без «интерфюрунга» нельзя въехать и в понятие «шверпункта». «Шверпункт» обуславливается результатом который командир хочет получить вследствие выполнения ауфтрага (приказа,
распоряжения).

7.«Шверпункт» – «центр масс», это не только точка, отрезок, объект на местности от захвата (удержания) которого зависит выполнение задачи.  «Метрика по которой можно понять, что задача выполнена». Это ещё и подразделение и лично командир, который это осуществляет. Соответственно, если ротный назначает «шверпунктом» первое отделение второго взвода, все должны в первую очередь думать, как помочь командиру первого отделения второго взвода, а потом уже о собственной безопасности. Точнее обеспечение собственной безопасности должно осуществляться в интересах помощи командиру первого отделения второго взвода. «Шверпункт» в ходе действий может меняться, а результат, который хочет получить командир, меняться не может (пока не будет отменён или заменён «ауфтраг»). Из сказанного понятно, что «шверпунктов» может быть и больше одного одновременно. Кроме того, нельзя не сказать, что как бы формально командир пехотного подразделения не отдавал приказания, он всё равно представляет ситуацию в виде действий пар, троек и отдельных расчётов. Иначе просто невозможно. Можно также отметить, что словом «ауфтраг» называется только содержание приказа (распоряжения) при чём именно только описанного типа. Сам документ, если он отдаётся письменно, или аудиозапись приказа называются другим словом. По крайней мере, так было раньше – до девяностых годов.

8. «Кессельшлахт». «Котлосражение», «котлобой», слово, раньше употреблявшееся в одной компании с «Каннами» и «клещами». Из-за того, что «Канны» и особенно «клещи» стали понимать превратно, вся эта группа слов превратилась в совершенную магию, непонятную без учений и многолетнего изучения. Значение на самом деле вполне познаваемое. Суть в том, что подразумевается одновременное применение нескольких правил:
- слабые подразделения (части боевого порядка) должны уступать противнику и заводить его в район удобный для поражения основными силами, одновременно они выступают как направляющие, ориентир, ось, для всех, более сложно маневрирующих остальных,
- основные силы должны нанести удар с наименее ожидаемого направления (направлений),
- не надо гнаться за скоростью или одновременностью ударов как самоцелью, главное чтобы противник был занят и не успевал реагировать,
- средства поражения противника должны быть максимально разнообразными (чтобы упредить его способы приспособиться к чему-либо одному).

Там есть ещё, но на вскидку логическому расчленению легче всего поддаются эти. Много слов, но достаточно понятных на эту тему написано немецкими военными историками непосредственно по теме сражения при Каннах. Начиная с Дельбрюка и Шлиффена. На местности всё это вовсе необязательно должно принимать вид «клещей», понимаемых как двусторонний охват. Тем более, что и собственно клещами могли называть, и даже предпочитали называть, сочетание ударов по флангу и тылу. То есть, грубо говоря, охвата и глубокого охвата. Для большей ясности, скажу, что перечисленные принципы должны соблюдаться подразделениями (частями) вне зависимости от того ведут ли они бой на окружение или находятся в окружении сами. Окружение здесь не является самоцелью.

Глубина всех этих вклинений, охватов и обходов – размеры «котлов» регулируются исключительно рассредоточением и прикрытием. Грубо говоря, части боевого порядка могут удаляться друг от друга не дальше расстояния на котором они могут влиять на действия противника в отношении друг друга огнём или манёвром. Разумеется, что огонь и манёвр должны обеспечиваться тылом. Тыл, работающий непосредственно под огнём, это минимальный уровень готовности подразделения участвовать в бою. Из того, что всё мной рассказанное у них усваивается не по каналу логических объяснений (как у французов), а на уровне «делай так», «повторяй, получится» (по каналу эмоций) вырастает пресловутый «немецкий авантюризм». Пока хотя бы одно орудие достаёт до маршрута обходящего отряда немец чувствует, что всё в порядке. Разубедить его может только непосредственно пережитое поражение. Поэтому, например, в начале ВМВ они, говорят, высылали авангарды усиленные единичными противотанковыми орудиями и парами гаубиц. Пока практически не убедились в опасности таких действий. Но без практики до них не доходило – «художник так не чувствует», «оружие разное, снарядов много – всё правильно».

9. «Денкшрифт». «Записка-размышление» – этого слова или не знал или не помнил. Но оно мне кажется очень иллюстрирующим весь предыдущий рассказ. Чтобы обмениваться чувствами в определённом формате, надо постоянно общаться. Чтобы думать на определённую тему определённым порядком, надо постоянно и тему порядок повторять. У немцев для этого был прекрасный обычай, который позволял вывести их привычку собираться и галдеть по каждому вопросу на более высокий организационный уровень. Каждый офицер (а думаю, что и унтер и даже солдат) мог написать «записку-размышление» по абсолютно любому вопросу затрагивающему службу. При этом все равные ему по должности, а также на две ступени ниже и две ступени выше, обязаны по обычаю эту записку прочитать. Единственным требованием к этой записке было наличие в ней какой-либо идеи и её обоснования. При чём обоснование может быть чисто немецким – много деталей, примеров или вариантов. Каждый записку прочитавший должен высказать или минимум показать своё мнение. Естественно, если записка дельная или кажется умной, её распространяют существенно шире исходного круга. Она может попасть в архив или в дело заинтересованной организации. В результате обсуждений переработаться в книгу и тому подобное. Нам здесь, однако, интересно не это, а то, что таким образом в масштабе штатных единиц воспроизводится тоже самое указание немецкого унтера обучаемому отделению «Разговаривайте! Подсказывайте куда попал!» и очевидно с той же целью.

0

977

maxim написал(а):

предлагаю обсудить...

уже после первой же строки первой части читать желания нет и обсуждать тоже.

0

978

maxim написал(а):

Ааа-абалденно интересный пост (на мой взгляд) в блоге Ростислава Марченко
особенно во второй его части

Интересно, но странно.

0

979

_77_ написал(а):

Интересно, но странно.

Что именно странно?

0

980

maxim написал(а):

Это связано с тем, что в отличие от англо-британского подхода, немецкий подход принципиально ориентируется на невозможность письменной передачи. Немцы категорически против того, чтобы записывать и даже рассказывать некоторые вещи («при пересказе смысл искажается»)

Тем не менее, немцы уставы и учебники издают. Преднамеренно дезинформируют?

0

981

_77_ написал(а):

Тем не менее, немцы уставы и учебники издают. Преднамеренно дезинформируют?

Не владею немецким, сложно что-то сказать по этому.
Но автор статьи, как я его понял, делает упор на том, что военная традиция передается устно/лично, учебники и уставы ее отражают отчасти, не в полноте, причем ключевые положения доктрины как раз обходят молчанием.
Впрочем, это он все вроде писал про вермахт, сейчас может быть все поменялось...

0

982

maxim написал(а):

делает упор на том, что военная традиция передается устно/лично, учебники и уставы ее отражают отчасти, не в полноте, причем ключевые положения доктрины как раз обходят молчанием.
Впрочем, это он все вроде писал про вермахт, сейчас может быть все поменялось

Вот поэтому и отношусь с осторожностью. Тем более автор блога не раскрывает имени автора статьи.

А устные забытые традиции и ключевые (жутко эффективные и посему секретные, ясен пень) методики снайперов, егерей, жандармов и СМЕРШа эксплуатировал некто Потапов.

Отредактировано _77_ (2016-03-22 19:03:58)

0

983

_77_ написал(а):

А устные забытые традиции и ключевые (жутко эффективные и посему секретные, ясен пень) методики снайперов, егерей, жандармов и СМЕРШа эксплуатировал некто Потапов.

Можно попытаться обсудить некоторые принципы из статьи в отрыве от остальных абстрактных рассуждений...

«Главная дистанция применения» оружия – на которой лучше всего поражаются цели в конкретных условиях конкретного текущего конфликта. Она может колебаться в зависимости от обученности войск и желания воевать. «Хаупткампфентфернунг» для автомата 150-200 м (для АКМ 100-150 м), следовательно командир рассчитывает применять автоматчиков на этом расстоянии и двигает их соответствующем образом. Единый пулемёт с сошек уверенно посылает очередь из восьми-девяти (если с трассерами через два, то из пяти-шести) на 400-500 м, соответственным образом это влияет на боевой порядок.

Исходя из этого принципа, например, схему атаки хочется переделать.
При приближении к рубежу безопасного удаления от своих снарядов спешивается не все, а только расчеты пулеметов и снайперы,
ведя огонь по позициям противника, обеспечивают выдвижение второй волны атаки на рубеж 200-150 м и спешивание там основных сил.
После их спешивания, первая волна, спешившаяся на 400 м, огонь вынуждена будет прекратить.
Соответственно, рассадка по боевым машинам не по отделениям, а по боевым группам (ну или вспоминаем не комплексные отделения гуманитариуса :-)

Минусы такой тактики:
- отсутствие маневра первой волны увеличивает риск накрытия ее артиллерией/минометами/агс.
- преодоление мвз придется осуществлять без огня пулеметчика.

0

984

maxim написал(а):

Исходя из этого принципа, например, схему атаки хочется переделать

А как вы думаете, немцы переделывали так схему атаки?

0

985

_77_ написал(а):

А как вы думаете, немцы переделывали так схему атаки?

Ну, для начала, раз у нас речь идет о спешивании с боевых машин, то я не знаю типичную схему атаки панцергренадеров на ганомагах.
Но таким образом схему атаки они конечно не переделывали :-)

Я погуглил немного, нагуглил описание боевого порядка клином:

Во время боевых действий на Восточном фронте немецкими танковыми войсками было разработано одно из наиболее важных боевых построений,  так называемый «пулк» (pulk: panzer und lastkraftwagen – танк и грузовик) – построение из танков и транспортных средств.  Это был наступающий танковый клин, внутри которого двигалась мотопехота (панцергренадеры).  На острие клина находились лучшие танки, по сторонам располагались самоходные орудия и другие танки.  По мере продвижения «пулка» вглубь, брешь в обороне противника расширялась.  Мотопехота при этом атаковала очаги сопротивления врага, которые обошли танки.  Иногда, чтобы найти слабую точку в обороне противника, пулк при наступлении мог иметь форму тупого четырехугольника.  Когда в каком-либо месте обороны противника удавалось пробить брешь, эта часть «пулка» становилась острием атаки.

Кроме того, вот интересный пост с подборкой цитат из мемуаров по этому вопросу: http://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/archi … 870176.htm

Но в целом из этого не очень понятно: пулеметная рота, минометный взвод, минометные отделения взводов этих бронегренадеров как действовали в атаке?
Если принять за типичную схему, сказанное тут, что они старались спешиваться на нашу голову в 50-60 метрах от позиций, то наверняка расчеты тяжелого оружия спешивались ранее.
Но, я думаю, типичной схемы как таковой не было.

Вообще, главная цель пехоты тут не отрываться от танков, чтобы прикрывать их огнем.
Это вызвано построением обороны в глубину и задачей нанести удар на всю глубину обороны, вплоть до позиций артиллерии.
Если нет задачи способствовать глубокому продвижению первого эшелона танков, допустим, зачищаются обойденные узлы сопротивления, стоит задача атаковать позиции обороняющегося на окраине поселка, опушке леса - я допускаю, что нечто подобное могло быть. Естественно без разбиения отделений.

Я, кстати, нашел и заглянул в устав 40-го года, и обнаружил там следующее:
https://img-fotki.yandex.ru/get/51134/19264850.0/0_17c205_bbe17fd0_orig
То есть созвучие пункта 2 статьи - «Главная дистанция применения» и устава имеется...

Но мне кажется гораздо интересней обсудить: как это будет, если приложить принципы из этой статьи к нашей современной реальности.
Пусть вместо ганомагов будут бмп-2, а вместо фашистов наш мсв.
Что скажите в этом случае по поводу этого:

При приближении к рубежу безопасного удаления от своих снарядов спешивается не все, а только расчеты пулеметов и снайперы,
ведя огонь по позициям противника, обеспечивают выдвижение второй волны атаки на рубеж 200-150 м и спешивание там основных сил.
После их спешивания, первая волна, спешившаяся на 400 м, огонь вынуждена будет прекратить.

жизнеспособный способ или фантазии?

0

986

Кстати, наткнулся на замечательную статью о становлении немецких штурмовых групп и их тактике в первую мировую.
Мне кажется, если наложить статью из блога Ростислава на историю становления штурмовой тактики - там много перекликается, все эти идеи растут из опыта первой мировой.
http://www.imha.ru/1144535924-shturmovi … sf2qUCAZ8E
и более подробно тут:
http://smolbattle.ru/threads/Штурмовые-команды.27154/

0

987

Вобще, в довесок к этой статье, полезно прочитать главу "огневой бой пехоты" из германского пехотного устава.
Вот он, если кому нужно: https://yadi.sk/d/H4ID2BMaqUKgS

В наших букварях термины "огневой бой", "огневое превосходство" присутствуют, но не раскрыто: как правильно этот огневой бой вести и как это огневое превосходство завоевать - а тут в уставе из 110 страниц 18 посвящено именно этому.

0

988

maxim написал(а):

https://yadi.sk/d/H4ID2BMaqUKgS

Пытаюсь скачать, два варианта: загрузка обрывается на середине, либо на последних пяти процентах.

Хром, Опера, яндекс-браузер.

ЗЫ.

Скачал. Черт знает с какой попытки.

Отредактировано _77_ (2016-03-26 13:13:14)

0

989

_77_ написал(а):

Скачал

Вот еще немецкое наставление по вождению моторизированного батальона: https://yadi.sk/d/Trs5lXR0qUM9Z

Так, что скажите по поводу такой схемы атаки: несколькими волнами, спешивающимися на дистанции наибольшей эффективности огня своего оружия, и прикрывающими огнем выдвижение следующей волны?
Применительно к современной мотострелковой роте...

То есть этапы атаки:
- сопроводительный огонь артиллерии на время движения от рубежа перехода в атаку, до рубежа спешивания огневой группы (400-350 метров)
- огонь огневой группы (ПК, СВД РПГ), плюс навесной огонь агс с 1000 и более м., прикрывающий выдвижение и спешивание маневренной группы с автоматами и шмелями (180-150 метров от позиций противника)
- далее, по ситуации: либо атака перекатами ман.гр вплоть до дистанции броска гранаты, либо под прикрытием ее огня штурмовые команды на тбмп подъезжают и спешиваются на 20-30 метрах от траншеи, или вовсе переезжают ее и спешиваются позади - врываются в траншею и под прикрытием огня ман.гр и тбмп зачищают ее.

Идея в том, чтобы на каждом этапе подавлять возможность противника вести огонь.
Вторую траншею противника, если его оборона имеет глубину, атакует второй эшелон атаки.
Огневая и маневренные группы идут в атаку каждая на своей броне.
После спешивания маневренной группы, если нет больше возможности для огневой гр. вести огонь в промежутки - она прикрывает фланги атаки.

Под дистанцией наиболее эффективного огня, подразумевается дистанция на которой поражение целей (головных мишеней в данном случае) двумя одиночными или двумя короткими очередями возможно с вероятностью 50% и более - то есть, такая дистанция, на которой можно не давать противнику поднять головы...

0

990

maxim написал(а):

несколькими волнами, спешивающимися на дистанции наибольшей эффективности огня своего оружия, и прикрывающими огнем выдвижение следующей волны?

вы бы на ВИФе этот вопрос задали, там бы вам все разьяснили..

0


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Наше время » Современная тактика