Есть мнение, что изначально Наполеон хотел навязать быстрое и решительное генеральное сражение еще на приграничной территории (приблизительно от Варшавы до Смоленска), в своем обычном стиле. Поэтому отступление русских войск вглубь страны уже заставило его корректировать на ходу свой стратегический замысел. Поэтому генеральное сражение у Бородино и последующее взятие Москвы - это уже "план Б" После этого, по мнению Наполеона, был неизбежен мир по инициативе Александра I. Но все пошло иначе, спасибо Кутузову
Взятие Москвы - это стратегический замысел?
Это уже был даже не план "Б", а план "В", если не "Г".
План "А" - разгром русской армии в приграничном сражении под Вильно в надежде, что перед лицом императора Александра I русская армия даст генеральное сражение. Однако, Александр слинял, а русская армия спешно стала отходить на Витебск.
План "Б" - разгром русской армии под Витебском. Наполеон надеялся на генеральное сражение под Витебском. И вроде бы даже был план у русского командования дать сражение в надежде, что Багратион успеет подойти. Не успел. Барклай оставил небольшой аръергард и слинял до Смоленска, где соединился с Багратионом.
План "В" - разгром русской армии под Смоленском. Между прочим, на генеральном совещании в Витебске уже добрая половина маршалов отговаривала Наполеона продолжать преследование до Смоленска. Но Наполеон решился сделать еще одну попытку. Под Смоленском Наполеон применил свой излюбленный прием - "ловушку". Он намеренно разбил армию на части и вел их до Смоленско разными дорогами, чтобы показать русским, что можно атаковать их по частям. Суть ловушки заключалась в том, что все кусочки держались на расстоянии одного дневного перехода (50-60 км), армия специально была тренирована Наполеоном таким образом, чтобы собираться в кулак из разрозненного положения за считанные часы. Барклай почти купился, но как только разведка принесла тревожные донесения, он решил уходить. Ловушка не сработала. Между прочим, под Смоленском между Барклаем и Багратионом был очень неприятный разговор, летели тарелки, сверкали кулаки. Но командующий был Барклай, Багратиону пришлось подчиниться.
Кстати, к вопросу о приемчиках Наполеона: на обратном пути Кутузов, зная этот прием Бонапарта, никогда не давал молодым генералам себя спровоцировать атаковать отдельные части французов, так как он понимал - одна ошибка и он потеряет армию и из преследователя станет банкротом. Тем более, что гвардия у Наполеона совершенно не имела потерь и была готова дать сражение в любой момент. Кутузов предпочитал уклоняться добивать даже отколовшиеся части противника, но насылал на них армейских партизан. Армейские партизаны было гениальное изобретение Кутузова, которое нивелировало тактику Наполеона - по его прикажу было создано 10 партизанских бригад еще в Тарутино. Давыдов писал, что Grand Armee напоминало быка, осаждаемого роем слепней (партизан). Каждый бой с партизанами отнимал по десятку-другому французов, их армия таяла на глазах. Сам же Кутузов с основной армией предпочитал держаться в отдалении, какие бы любимые приемчики не применял Наполеон. На мой взгляд - идеальная тактика, которая учитывала военный гений Наполеона. Однако, в результате Кутузов снискал почти ненависть большинства молодых генералов и офицеров русской армии. Неприязненные мемуары о Кутузове оставили почти все крупные генералы - Ермолов, Багратион (в письмах к Императору до гибели), Раевский, Чичагов, Витгенштейн, Милорадович... Отсюда все слухи потом - Кутузов де дал уйти Наполеону, потому что они были оба масоны...
Наконец, в Смоленске Наполеон решился на план "Г". Суть его состояла в том, чтобы идти до Москвы. Бонапарт резонно предполагал, что русские не смогут не дать генерального сражения под Москвой. Не могут же они сдать древнюю столицу просто так? "Подлое бегство" русской армии под Смоленском его взбесило (всю ночь горели бивуачные костры, которых Барклай приказал разжечь раза в два более чем надо, но в это время русская армия ночью (!!!) уходила на восток). Этот выбор был поистине экзистенциональный, в духе Бонапарта. Заметим: на совете НИ ОДИН из маршалов не поддержал Императора - все были против. То есть предчувствие засасывание в чужую враждебную страну присутствовало. Любопытный аргумент (в свете сегодняшних дней) высказал кажется маршал Даву - до сих пор мы шли по "нерусским", присоединенным к России территориям с лояльным к нам населением (это было правдой, тем более французы были под впечатлением от предательства архимандрита в Могилеве, который приказал дать молебен в честь Наполеона во всех церквях губернии). Но теперь, в Смоленске, мы вступаем в "Черную Русь" - это земля московитов и здесь каждый камень будет против нас. Наполеон всех выслушал и приказал выступать в Москву.
Вот и вся история. Изначально никто и не собирался идти внутрь России.
Отредактировано Старшина ПВ (2015-07-17 13:49:59)