Сергей написал(а):5 мая 1941 г. на совместном заседании СНК СССР и ЦК ВКП(б) принято постановление №1216-502сс " О производстве танков Т-34 в 1941г."
Пункт 2 :
а) ... броня лба 60 мм...
б)... торсионная подвеска
в) ...погон 1600мм
Хорошо. 5 мая принято постановление, КБ и техбюро начали работу над его реализацией. Я нарочно оставил три пункта, по которым могу пояснить подробнее.
1. Увеличение толщины ВЛД с 45 до 60 мм.
Во-первых, это означает увеличение выпуска бронелиста толщиной 60 мм. Но это не самая серьезная проблема, проблема в другом. Как хорошо видно на чертежах ранних бронекорпусов Т-34, ВЛД и НЛД корпуса представляли собой одну деталь, согнутую из листа 45 мм. Постановление потребовало превратить ее в две детали - ВЛД толщиной 60 мм и НЛД толщиной 45 мм, причем обеспечить ОЧЕНЬ прочное и надежное соединение этих деталей. То есть - нужна серьезная конструкторская и технологическая переработка конструкции корпуса, отстрел на полигоне и т.д. Задача для мирного времени не на один месяц.
2. Торсионная подвеска.
Требования к стали для торсионов (пружин кручения) заметно выше, чем к стали для обычных пружин. Сталь для современных торсионов выплавляют в электропечах и дополнительно облагораживают электрошлаковым переплавом, а поверхность самих торсионов подвергают специальной обработке для снятия напряжений. Конечно, торсион можно изготовить и без всех этих сложностей - только проживет он недолго. Так что - перед технологами (в первую очередь металлургами) поставлена весьма незаурядная задача, и быстро ее не решить.
Но и конструкторам есть чем заняться в это время. Если пружинная подвеска "сконцентрирована" по бокам танка, то торсионы пересекают все его днище. Значит, надо перекомпоновать внутреннее оборудование танка, что-то приподнять, что-то сместить вперед или назад. Плюс к этому - надо нарушить симметрию танка, сместить катки одной стороны вперед, а другой назад, чтобы развести торсионы правой и левой стороны.
А потом собрать танк на торсионной подвеске и вдоволь погонять на нем по полигону, чтобы убедиться, что все работает как надо.
3. Погон диаметром 1600 мм.
Казалось бы, ничего сложного, всего три новых детали. Обечайка, которая варится на бронекорпус. Обечайка башни. И зубчатый венец механизма поворота башни.
Но проблема в том, что карусельных и зуборезных станков, способных обрабатывать детали такого диаметра, в стране очень мало. На диаметр до 1500 мм станки есть, а вот свыше 1500 мм ЕМНИП всего 3 штуки на 1941 год. А большие обечайки и зубчатые венцы нужны не только танкистам, но и военным морякам - им тоже надо башни вращать.
Вот и представьте себе ситуацию на совещании 23 июня 1941 года в Наркомсредмаше: либо разворачивать массовый выпуск танков Т-34 по имеющейся КД и ТД, то есть без предписанных постановлением №1216-502сс усовершенствований, либо выполнять постановление и остаться без танков на ближайшие два-три месяца.
Отредактировано Сергей_ (2012-04-04 11:04:41)