Хорт мохнатый написал(а):Ну, для перевозки хватит и миасского Тайфуна - 15-тонника. Вряд-ли ему необходима защита от ОБПС, хватит противотандемной ДЗ и КАЗ.
Если бы всё было так просто.
Задача нейтрализация остаточной пробиваемости мощных кумулятивных БЧ после воздействия ДЗ и КАЗ - это очень сложная задача при наличии жестких массогабаритных ограничений для защиты. Даже при штатном срабатывании КАЗ и ДЗ остаточная пробиваемость может составлять от сотен до десятков мм (например когда при воздействии КАЗ детонирует на расстоянии нескольких метров от бронемашины кумулятивная БЧ - а дать гарантию разрушения БЧ без детонации нельзя).
Ну и потом, некоторые средства противодействия ДЗ и КАЗ настолько просты и незамысловаты, что могут быть реализованы и при кустарном изготовлении - например спарка из двух РПГ, один из которых выстреливается на долю секунды раньше второго - для прорыва КАЗ. Такую схемку любой радиолюбитель за 5 минут сделает из бытовой электроники.
Самым надежным средством погасить остаточную пробиваемость являются полуактивные и пасиивные преграды с бронестойкостью порядка сотен мм. Причем даже полуактивные должны включать чисто пассивный компонент толщиной порядка десятков мм.
Всё это реализовать в рамках 15 тонн крайне сложно. Один комплект ДЗ для БМП-3 весит 4 тонны. А ведь он не закрывает крышу. И декларируется защита от кумулятивных средств с пробиваемостью 500-600 мм. Нетандемных. Тандемная ДЗ будет тяжелее.
Плюс базовая броня должна обеспечивать защиту от пуль, осколков, выдерживать взрывы ДЗ (даже с демпферами это не мёд) - она не может быть тонкой. Базовая броня должна выдеживать хотя бы пули 12,7 мм. БТР-90 весит 22 тонны без ДЗ. Тандемная ДЗ добавит ещё несколько тонн.
Я считаю, что реально обеспечить более-менее приемлемую защиту 10-12 человек (десант + экипаж) на машинах начиная примерно от 25 тонн.
И то защита от БЧ с пробиваемостью порядка 1000 мм будет под очень большим вопросом (даже при использовании последовательно КАЗ, ДЗ и футуристичной электрической брони).
К тому же нужно учитывать возможность появления подкалиберных боеприпасов для крупнокалиберных пулеметов. Например 15-мм винтовка Штайр пробивает с дистанции 1000 метров 40 мм стали. http://ru.wikipedia.org/wiki/Steyr_AMR_/_IWS_2000
20 квадратных метров для защиты бортов обитаемой капсулы при толщине 50 мм уже будут весить 8 тонн. Это без ДЗ, бронирования крыши и днища, бронирования МТО. Добавляем все это - и общая масса защиты меньше чем в 15 тонн не поместится, а вся машина будет весить 25-30 тонн. То есть скорее средняя весовая категория, чем легкая, и это при сравнительно скромной защите.
Массу защиты от подкалиберных пуль можно существенно снизить, применяя керамическую броню. Но встает вопрос её стоимости. А также живучести при множественных попаданиях пулеметной очереди.
К тому же достаточно толстая стальная (или алюминимевая) броня все равно нужна для обеспечения целостности корпуса при взрывах фугасов.
КАЗ - это хорошо. Но он дорогой. А в условиях установки управляемых мин сравнительно просто преодолевается. Нет жесткого ограничения на размеры мины, это не боевой РПГ, который солдат должен носить в бою. Поэтому можно применить 2 и более последовательно срабатывающих боеприпаса для прорыва КАЗ. В качестве основы годятся даже древние РПГ, плюс несложная схема.
Конечно далеко не всегда и не везде солдаты должны ездить в подвижных бункерах.
Где-то и обычного грузовика достаточно, где-то легкого противопульного бронирования.
Но я хочу показать, что если нужно снизить потери от применения противником мин, специально рассчитанных на поражение бронетехники - машинами легкой весовой категории ограничиться не получится. В лучшем случае вылазим в среднюю, в район 30 тонн.
Конечно уничтожить можно любой бункер на колесах, если сильно постараться. Например заложить фугас массой несколько центнеров. Но такая закладка - занятие трудоемкое, её сложно произвести незаметно. Да и расход ВВ огромный. Можно начинить взрывчаткой грузовик, но чтобы даже такой мощный взрыв уничтожил тяжелобронированную машину, он должен произойти на дистанции порядка нескольких метров, не больше.
Для примера можно рассмотреть покушение на Евкурова - там взрыв 70 кг сдул с дороги легкобронированный Мерседес, его пассажиры погибли или получили тяжелые ранения.
http://www.peoples.ru/state/king/russia … em_s.shtml
Но если бы машина была на порядок тяжелее и "толстокожей" - для такого результата нужна была бы примерно тонна взрывчатки.
Вот тут рассмотрены последствия подрыва примерно 100 кг ВВ под Меркавой:
http://www.waronline.org/analysis/merkava.htm
Последствия тяжелые, но взрыв был под танком, что намного опаснее, чем взрыв на поверхности в нескольких метрах сбоку. Чтобы незаметно заложить такой заряд, палестинцам пришлось рыть из соседнего дома целый тоннель - очень трудоемкая работа, не для массового минирования.
А вот создание кумулятивного противотанкового боеприпаса при наличии выстрелов РПГ (их сейчас в горячих точках обращается огромное количество) - это для компетентного человека не запредельно сложна работа, готовый боеприпас будет весить не более нескольких десятков кг даже при использовании в его составе нескольких выстрелов. Установить можно в 50-100 метрах от дороги, так что обнаружить такой заряд саперам непросто.
Вопрос - насколько затратнее будет использовать не унифицированные с армейскими грузовиками легкобронированные MRAP с ДЗ, а таскаемый тягачом полуприцеп массой порядка 50-60 тонн, на котором ДЗ будет установлена поверх толстой-толстой "чугуниевой" (то есть дешевой) брони. Тягачи и прицепы в качестве основы можно брать вполне стандартные, например используемые в горной промышленности для перевозки тяжелой техники по плохим дорогам. Их серийность может и невелика на общем фоне обычных грузовиков, но по меркам военной техники серийность вполне приличная. Да и не так много "бронепоездов" понадобится, они не для стандартных покатушек, а в условиях повышенной опасности.
P. S. Если кому-то мои слова покажутся слишком экстравагантными - вспомните, что не так давно и MRAP были сугубой бронеэкзотикой, а сейчас вполне общепризнанный и респектабельный класс бронетехники.
Отредактировано Шестопер (2012-03-06 19:04:26)