Про Петра Первого.
Выдающиеся ученые 17-го века: Галилей, Гюйгенс, Кеплер, Бернулли, Декарт, Лейбниц, Паскаль, Ньютон, Торичелли, Ферма, Гильберт. ничего не замечаете? Ни одного русского имени. Ученым в России 17-го века просто неоткуда было взяться. Системы образования не было.
Да, Славяно-греко-латинская академия образована до Петра. Но именно он расширил число обучающихся со 150 до 600 и изменил программу так, из академии стали выпускать не только богословов. Погуглите "Петр и образование". Да за одно это его можно считать великим деятелем.
Про "участь Китая". Вы верно троллите. Это сейчас Китай - вторая экономика. А когда-то он пропустил модернизацию и был поделен и съеден. В дележе поучаствовали даже японцы (эти ребята модернизацию не проспали). Заслуга Петра в том, что он сдвинул Россию с мертвой точки, пустил ее по пути модерна. Можно конечно говорить о том, что с философской точки зрения модерн хуже т.н. традиции, но если бы не Петр, Россию точно также поделили бы и съели, благо она ближе Китая.
Про администрацию. Увеличение управленцев в разы говорит о том, что до Петра государства как организации по сути и не было.
ЗЫ. Навигацкая школа - "Учебный цикл включал три ступени: арифметику, высшую математику и практическую навигацию. Для дальнейшей специализации выпускников отправляли для практики в морском деле на флот, на геодезические и архитектурно-строительные работы. Указом 1714 выпускники Н.ш. направлялись также учителями в цифирные школы. Специально для Н.ш. были подготовлены печатные учебные пособия: "Арифметика" Магницкого (1703), "Таблицы логарифмов и синусов" Фарварсона, Гвина и Магницкого (1704). С 10-х гг. 18 в. Н.ш. постепенно приобрела черты закрытого сословного учебного заведения (специальные указы устанавливали процент для дворян)".
Славяно-греко-латинская академия - "Весь академический курс продолжался около 15 лет. Начинался он с подготовительного класса, который назывался «школой словенского книжного писания», где обучали русской грамоте. После него ученики переходили в «школу греческого книжного писания», где изучали славянскую и греческую грамматику и латынь. Успешно окончившие этот курс приступали к высшей ступени обучения, на которой преподавание шло только на греческом языке. Здесь изучали пиитику, риторику, логику, диалектику, богословие и физику".