Интересное интервью:
Корпорации Олега Дерипаски "Русские машины" до сих пор 70% выручки приносит группа ГАЗ. Однако в ближайшие три года компания намерена диверсифицировать свой бизнес и половину выручки получать от вагоностроительного и военного дивизиона. Каким образом будут достигнуты эти результаты, "Ъ" рассказал генеральный директор ОАО "Русские машины" Александр Филатов.
Корпорации Олега Дерипаски "Русские машины" до сих пор 70% выручки приносит группа ГАЗ. Однако в ближайшие три года компания намерена диверсифицировать свой бизнес и половину выручки получать от вагоностроительного и военного дивизиона. Каким образом будут достигнуты эти результаты, "Ъ" рассказал генеральный директор ОАО "Русские машины" Александр Филатов.
— Как на "Русские машины" повлиял кризис и какие шаги вы предприняли с точки зрения управления финансами?
— Мы начали синхронизировать окупаемость инвестиционных проектов со сроками, на которые заимствуем денежные средства. Длина денег должна превышать срок окупаемости проектов. В связи с этим мы очень серьезно пошли в проектное финансирование. В том числе по двум строящимся предприятиям: там длинные сроки заимствования, они превышают окупаемость и привязаны к успеху проекта.
— О каких предприятиях идет речь?
— Первый наш стратегический проект — строительство нового завода в Ярославле (ЯМЗ), который будет производить два новых семейства двигателей. Это первый в постсоветский период двигательный завод в России. Одно семейство двигателей производится по лицензии Renault Trucks, а второе — совместно с австрийской компанией AVL. 650-е семейство — это Renault Trucks, двигатели в диапазоне 300-400 лошадиных сил. А 530-е семейство — двигатели 130-300 лошадиных сил — это в партнерстве с AVL. Фактически ярославское производство покрывает всю потребность легкого и среднего коммерческого транспорта. Суммарные инвестиции в проект составили около $300 млн.
— 530-е двигатели — это разработка "Русских машин" или AVL?
— Собственно разработка, интеллектуальная собственность — полностью наша, принадлежит группе ГАЗ. Это очень важно для продуктов двойного назначения, которые мы будем производить в Ярославле. AVL была инжиниринговым партнером в рамках разработки, в альянсе с нашими ярославскими конструкторами.
— Вы упомянули о продуктах двойного назначения. Что имеется в виду?
— Сейчас в российском оборонно-промышленном комплексе назрела системная проблема в компонентной отрасли. Поэтому возникла необходимость выпуска так называемых продуктов двойного назначения — гражданских двигателей, мостов и коробок, которые будут модифицированы для военной техники. Мы первые пошли по пути, когда "продукт двойного назначения" базируется на гражданских продуктах, выпускаемых в больших объемах. Фактически речь идет о создании пока единственного в России центра дизельного двигателестроения двойного назначения в Ярославле на основе тех компетенций и производственных конструкций, которые мы создали. "Русские машины" будут производить двигатели для всей линейки российской легкой бронированной, а возможно, даже и тяжелой техники.
— Вы стали разрабатывать эти продукты по заказу Минобороны?
— Нет, это инициировали "Русские машины", но в Минобороны идею поддержали.
— Продукция будет производиться в рамках гособронзаказа?
— Да. Большинство машин, для которых мы будем производить двигатели, находятся в государственной программе вооружения до 2020 года. Сейчас все понимают, что опираться на серийный гражданский продукт — это единственный способ делать конкурентоспособную продукцию военного назначения.
— Инвестиции со стороны Минобороны будут?
— Да, в модификации. Продукция данного назначения всегда адаптирована к военным нуждам. Если говорить про двигатели — это форсировка, потому что на военную продукцию нужна большая мощность. Но в основе такой же 530-й двигатель.
— На какие машины встанут эти двигатели?
— Большинство моделей назвать не могу, они засекречены. Но, конечно же, на наш "Тигр-М". А также на машину, которую мы разрабатываем для МВД,— "Медведь". Это наша новая машина, достаточно симпатичная.
— Какие еще проекты вы реализуете в сегменте спецтехники?
— У нас сейчас шесть новых продуктов, но мы можем раскрыть только два. "Тигр-М" — это глубокая модификация "Тигра" с двумя типами двигателя: один наш, производства ЯМЗ, а второй с импортным двигателем, не могу уточнить, с каким именно, по причине конфиденциальности, он нужен для экспортных поставок. Второй продукт — это "Медведь" СПМ-3 по заказу МВД, который пойдет и в другие ведомства, а также активно на экспорт. Экспорт является важным стратегическим приоритетом для ВПК, и уже в 2011 году мы достигли доли экспорта в выручке около 50%.
— Вероятно, для производства шести продуктов вам потребуется модернизировать существующие мощности?
— Да, мы уже приступили к комплексной модернизации Арзамасского машиностроительного завода. Потому что пять из шести новых продуктов будут производиться на этом модернизированном заводе в Арзамасе.
— Сколько будете вкладывать в модернизацию?
— За полный цикл, который займет около пяти лет,— около $350 млн. Пытаемся эту цифру оптимизировать, но пока она такова.
— Кто будет инвестировать в модернизацию Арзамасского завода?
— Не готов пока говорить. Частично из собственного денежного потока. У нас рентабельный бизнес. В целом 30-40% в любом проекте мы стараемся вкладывать самостоятельно. Мы финансируем разработки, доводим этот продукт до состояния, когда банк уже видит, что потребитель хочет его получить. И тогда либо коммерческий банк, либо государственный участвует в его дофинансировании. Так, и 530-й проект на ЯМЗ сделали, и другие инновационные разработки.
— Как я понимаю, сейчас военное производство станет ключевой точкой роста для "Русских машин"?
— У нас сейчас две важные точки роста — военный бизнес и вагоностроение. Ведь сейчас группа ГАЗ все же самая толстая "ножка" у "Русских машин". А теперь появятся еще две крепкие "ножки" у нашей стратегической табуретки, для того чтобы диверсифицировать бизнес.
http://www.kommersant.ru/doc/1752950?isSearch=True
Отредактировано cromeshnic (2011-08-18 22:48:56)