Разгоовр об S11 поднял такую проблему как мобильность танка. Он понимается как способность бронированного объекта достигать поле боя и передвигаться по нему. В показатель мобильности входит удельная мощность, маневренность, тип подвески, запас хода, надежность танка.
Выделяют три вида мобильности. Первая – стратегическая. Это ско-рость, с какой танк может достичь района боевых действий (максимальная скорость движения танка по шоссе). Оперативная – скорость, с какой танк может перемещаться по району боевых действий (максимальная скорость движения танка по пересеченной местности). Тактическая или боевая мо-бильность – скорость, с какой танк способен занять огневую позицию или уйти из-под огня противника. Главный фактор тактической мобильности заключается в долговечности танка. Под долговечностью понимается сочетание двух характеристик: запас хода (емкость топливных баков и расход топлива) и средняя величина между поломками.
Долговечность танка зависит от прочности узлов силовой установки и ходовой части: двигателя, трансмиссии, гусениц, опорных катков, ведущих и направляющих колес.
Емкость топливных баков ограничивается пространством под броней, так как топливо занимает слишком большой объем, так необходимый для других целей. Более того, большой запас топлива опасен в бою, так как грозит пожаром. Выход можно найти из этого положения, ограничив емкость топливных баков и, во-вторых, наладив бесперебойным снабжением топливом танковые войска, и, в-третьих, поставив дополнительные, внешние топливные баки.
При расчете подвижности танка на поле боя, помимо удельной мощности, которая была выше на Т-34, необходимо выделять показатель маневренности танка, который определяется способностью механика-водителя к управлению танком, и способностью к быстрой смене передач в боевых условиях. На Т-34 часто выходила из строя коробка передач. На конструкторов Харьковского завода сильное впечатление произвело качество отделки коробки передач Pz.III. На этом танке использовали многие новшества: индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, управление с помощью сервоприводов и планетарных механизмов поворота и прочее. Все это привело к тому, что танк получал некоторые преимущества на поле боя.
Низкая удельная мощность на немецких средних танках может быть компенсирована технологическими преимуществами, такими как хорошая подвеска, обеспечивающая плавность хода, качество коробки передач и легкость в управление танком. В результате чего подвижность немецких танков равна на поле боя танку Т-34.
Надежность танка. При массовом выпуске Т-34 в 1942 году был снижен межремонтный моторесурс, который и так был очень низкий, что также отрицательно сказывалось на боевых качествах Т-34.
Запас хода на Т-34 был выше немецких танков. Эта характеристика всегда в упрек ставилась немецким танкам. Однако это не помешала танковым группам Вермахта в 1939-42 годах осуществлять наступательные операции. При этом не учитываются другие характеристики, такие как наличие топливозаправщиков, бронетранспортеров, передвижных ремонтных мастерских. Можно отметить, что успех Красной Армии в 1943/44 годах Ф.Мелентин объясняет наличием в войсках большого количества грузовиков американского производства.
Осенью 1942 года во время встречи с танковыми конструкторами И.Сталин отметил, что немецкие танки свободно перебрасываются на большое расстояние, а наши танки, пройдя 50 или 80 км необходимо чинить.
Удельное давление на грунт. У Pz.III было больше чем на Т-34, а удельное давление Pz.IV было примерно равным. Но нужно учитывать, что во время наступления идеальным считается вариант, когда танк используют во время боя, на так называемой «танкодоступной» местности. Поэтому такой показатель как «высокое удельное давление на грунт» может не использоваться во внимание.