СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Курская дуга

Сообщений 331 страница 360 из 890

331

DPD написал(а):

Это когда эвакуация пошла и танков стало мало - пришла идея, что можно делать самоходки, которые будут дешевле танков.

а как же СУ-122? он же не позиционировался как безбашенный танк. это уже с появлением "Тигров" стали думать, как их уничтожать и уже после КД САУ стали делать как безбашенный танк - т.н. истребители танков и даже когда мало было ИС-122 стали выпускать ИСУ-122

0

332

maik написал(а):

а как же СУ-122? он же не позиционировался как безбашенный танк.

Ну, танки никогда не рассматривались только как средство борьбы с танками. Су-122 появилась именно от нехватки танков, когда потребовалась поддержка танкам.

0

333

maik написал(а):

nikolaev написал(а):

Грабину

а вспомните, как развивалась работа над СУ-85

nikolaev написал(а):

а и другим руководителям

а что так без имени-фамилии?

nikolaev написал(а):

а на танки их поставить в это время возможности небыло.

я в другом форуме писал - что если б Морозов не увлекался Т-43, то Т-34-85 появилсябы намного раньше (да, пока в двузместной башне, но все таки)

maik если Вам нетрудно дайте информацию по су-85 и танкам, спасибо.

0

334

DPD написал(а):

Су-122 появилась именно от нехватки танков, когда потребовалась поддержка танкам.

а не поддержка пехоты? а когда появилась потребность в противотанковой функции то выяснилось, что это плохой танк

nikolaev написал(а):

дайте информацию

у меня только печатная продукция и мало электронной

0

335

maik написал(а):

а не поддержка пехоты? а когда появилась потребность в противотанковой функции то выяснилось, что это плохой танк

Как я помню, Су-122 создавалась для придания именно танковым частям. Для пехоты делали Су-76. Может и для пехоты Су-122 планировали, утверждать не берусь. Но в любом случае целью было именно борьба с пехотой и прочими целями, чтобы освободить от этого танки.

0

336

maik если Вас незатруднит дать и эту информацию.

0

337

DPD написал(а):

борьба с пехотой и прочими целями

да, но потом после появления "Тигра" решили не делать такие самоходы

0

338

nikolaev написал(а):

информацию.

я бы начал вот с этого
Свирин
Свирин 2
Свирин 3
Свирин САУ
может у Вас есть уже?

0

339

Курская битва. Хроника, факты, люди: В 2 кн. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003
Ссылка

0

340

maik написал(а):

да, но потом после появления "Тигра" решили не делать такие самоходы

Я так понимаю - по причине скудости ресурсов, все таки война.

0

341

DPD написал(а):

по причине скудости ресурсов, все таки война

с одной стороны соглашусь, но тут передо мной встает Морозов с его работами над Т-43 и сразу хочется сказать - кому то скудость ресурсов и кому то и их разбрасывание

0

342

maik, нашёл книги М. Свирина а также А. Исаева и одну книгу и В. Замулина. большое Вам спосибо.

Отредактировано nikolaev (2012-06-12 17:40:36)

0

343

еще можно почитать Лопуховского

0

344

maik, простите что долго не писал, но вот на сайте http://www.dogswar.ru/ на форуме врубрике к вопросу олюдских потерях СССР в Великой Отечественной есть интересные статьи не только о людских потерях,но и подругим темам.

0

345

Cегодня День военской славы России-День разгрома советскими войсками немецко-фашиских войск в Курской битве.

0

346

maik написал(а):

это вопрос к Грабину

Забавно, а веть у Гарбина еще в 1941 были как ЗиС-2, так и пара сотен Т-34 с 57 мм пушкой, кои сняли с производства из за !излишней мощности!?!? протыкали немецкие танки насквозь сквозняком.

Отредактировано Инквизитор (2012-10-07 19:44:42)

0

347

DPD написал(а):

maik написал(а):

а как же СУ-122? он же не позиционировался как безбашенный танк.

Ну, танки никогда не рассматривались только как средство борьбы с танками. Су-122 появилась именно от нехватки танков, когда потребовалась поддержка танкам.

СОВЕТСКАЯ ШТУРМОВАЯ ГАУБИЦА НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ.

Михаил Свирин.  ТанкоМастер № 2-1999.

Один из первых проектов советской безбашенной боевой машины военного времени (фактически – САУ) на шасси Т-34 был выполнен конструкторами ЧКЗ и Уралмашзавода Н.Куриным и Г.Ксюниным при участии Н.Сидоренко в марте-мае 1942 г. Машина получила индекс У-34 и была примечательна тем, что отвечала главному требованию военного времени и эвакуации, а именно – была очень дешевой при сравнительно высоких боевых характеристиках. У-34 сохранила от среднего танка ходовую часть, основные корпусные элементы и вооружение из 76-мм танковой пушки, но отличалась отсутствием вращающейся башни, несколько увеличенной толщиной брони (до 60 мм в некоторых деталях лобовой и бортовой части) и отсутствием курсового пулемета (в У-34 для удешевления предусматривалось использование только пулемета, спаренного с орудием). Конструкция новой боевой машины позволяла наладить ее выпуск по кооперации практически на любом машиностроительном предприятии, имеющем опыт станочного и вагонного производства. При изготовлении У-34 можно было экономить большое количество броневой стали (особенно – фасонного проката, идущего в конструкцию башни), высокоточных стальных шаров, электромоторов, механических шестерен и цветных металлов, изготовление которых в военное время обходилось чрезмерно дорого и сложно.
Проект У-34 был одобрен руководством НКТП (Наркомата танковой промышленности), как основной вариант боевой машины – истребителя танков и огневой поддержки для массового серийного производства на эвакуированных площадях. Первые два опытных образца должны были быть изготовлены и поданы на испытания к 1 октября 1942 г. Однако уже к концу августа, ввиду скорой потери СТЗ (Сталинградского тракторного завода), доводочные работы над У-34 были остановлены, а УЗТМ начал спешно готовить выпуск танков Т-34.
Однако работы над созданием отечественных САУ на этом не прекратились, а лишь были отложены. Уже осенью 1942 г. командование Красной Армии планировало провести целый ряд масштабных наступательных операций на различных участках Советско-Германского фронта, с применением подвижных артиллерийских подразделений. При разработке наступлений впервые широко учитывались уроки зимнего наступления 1941-42 гг. под Москвой, когда артиллерия среднего и крупного калибра (столь необходимая для сокрушения вражеских укреплений) постоянно отставала от наступавших танковых (и пехотных) подразделений. Поэтому впервые штабом начальника артиллерии при отработке будущих операций было принято решение о широком применении самоходно-артиллерийских установок среднего (от 76-мм до 122-мм) и крупного (более 122-мм) калибров, которые требовалось спешно создать.
19 октября 1942 г. в развитие планов перехода к наступательным действиям по ходатайству ГАУ Государственный Комитет Обороны (ГоКО) принял решение № 2429сс о начале широкомасштабных работ над созданием «артиллерийских самоходов» всех необходимых калибров.
Наиболее интересным в то время для Красной Армии была организация производства 122-мм САУ поддержки, так как гаубица М-30 серийно производилась на заводе № 9 и ее применение сдерживало отсутствие «тягловой силы».
Эскизный проект средней 122-мм самоходной гаубицы к тому времени уже был разработан конструкторской группой А.Каштанова на шасси трофейного штурмового орудия StuG III и отечественного среднего танка Т-34. Однако поскольку конструкторская группа уже занималась изготовлением такой установки на трофейном шасси, для реализации САУ на шасси танка Т-34, НКТП принял решение о спешной организации на Уралмашзаводе (УЗТМ) ОКГ (Особой Конструкторской Группы) Самоходной Артиллерии под руководством Л.Горлицкого. В группу вошли конструкторы Н.Курин, Г.Ксюнин, А.Неклюдов, К.Ильин, И.Сазанов и И.Эммануилов, впоследствии составившие ядро КБ САУ.
Группа творчески подошла к полученным проектам У-34 и СУ Каштанова и вскоре реализовала свой вариант боевой машины, вооруженной 122-мм самоходной гаубицей М-30 на шасси Т-34. 1-4 ноября 1942 г. проект такой машины, получивший индекс У-35, был утвержден межведомственной комиссией представителей ГАУ и НКТП.
Помимо У-35, комиссия рассмотрела также проект установки орудия М-30 на шасси Т-34, выполненный в КБ завода № 9 (Ф.Петров) и эскизную схему безбашенного танка типа КВ-2 (152-мм короткая гаубица). После обсуждения предложенных решений, в качестве эталона для серийного производства комиссия выбрала за основу У-35. Это решение не требовало больших доработок в плане ходовой части и артиллерийской системы, являясь наиболее дешевым из имеющихся. 30 ноября начались заводские испытания первого опытного образца, построенного по временному техпроцессу. Интересно отметить, что в первый день испытаний У-35 прошла пробегом без дорог более 50 км и выполнила стрельбу из 20 выстрелов прямой наводкой на заводском полигоне в Красном.
Однако испытания выявили у машины следующие недостатки:
1. Непрочность крепления механизированного досылателя, который часто выходил из строя.
2. Углы наведения (особенно – по вертикали) не соответствовали ТТТ.
3. Плохая вентиляция рубки способствовала скоплению пороховых газов во время стрельбы.
4. Устройство крепления орудия по-походному не обеспечивало надежности его работы во время движения по пересеченной местности.
5. При поворотах орудия по горизонтали в крайние углы между бронировкой маски и корпусом образовывались большие щели.
6. Пользоваться наблюдательной башенкой и вести наведение орудия по вертикали оказалось практически невозможно.
После окончания заводских испытаний в САУ был исключен досылатель выстрела, установлен вытяжной башенный вентилятор, немного увеличен угол наведения гаубицы по вертикали, а также изменены сидения, места расположения которых были дополнительно уточнены.
Государственные испытания У-35 проводились на Гороховецком полигоне в период с 5 по 19 декабря 1942 г. совместно с СГ-122 завода № 592, выполненной на трофейном шасси. По скорострельности и углу возвышения орудия уральский самоход проиграл конкуренту, но по толщине брони, высоте корпуса, подвижности и проходимости оставил его позади. Госкомиссия пришла к выводу о целесообразности принятия САУ У-35 на вооружение под индексом СУ-122, но при этом составила обширный список необходимых доработок.
Но уже 2 декабря 1942 г. ГоКО, не дожидаясь результатов испытаний, вынес постановление о немедленной подготовке серийного производства СУ-122 на Уралмашзаводе.
Для скорейшей отправки артсамоходов на фронт заводу разрешили начать отгрузку первой партии СУ-122 (125 штук) без устранения отмеченных в ходе предварительных испытаний недостатков. Однако заводу удалось устранить большинство из них уже в машинах первой отгрузки.
В САУ первой серии были внесены следующие изменения по сравнению с прототипом:
– введен сплошной лобовой лист рубки (вместо ломаного), что увеличивало объем боевого отделения и улучшало условия работы экипажа;
– устранены щели в бронезащите гаубицы при углах ее наведения более 8 град, по горизонтали;
– изменено расположение боеукладки (особенно в плане зарядов);
– изменено расположение рабочих мест членов экипажа (особенно – наводчика и командира САУ), а также некоторых прицельных и смотровых приборов, приборов освещения, люков и др.
Кроме того, во всех серийных машинах ввиду бесполезности была удалена командирская башенка, но с января 1943 г. начали устанавливать цилиндрические топливные баки.
28 декабря 1942 г. на заводском полигоне состоялись испытания контрольной машины установочной декабрьской программы, в объеме 50 км пробегом и в 40 выстрелов (из них половина усиленным зарядом). Испытания закончились успешно и вся установочная партия СУ-122 в количестве 25 штук была признана годной для приема в Красную Армию и отправлена в учебный центр самоходной артиллерии.
Тогда же (в конце декабря 1942 г.) начали формироваться первые два самоходно-артиллерийских полка (1433-й и 1434-й) для действия на Волховском фронте. В них имелось по две четырехорудийные батареи СУ-122, помимо которых полки имели также 17 шт. СУ-76, два легких танка (или бронемашины), грузовые, легковые автомобили и два трактора.
Первый бой новые полки приняли 14-15 февраля 1943 г. в частной операции 54-й армии в районе Смердыни. В ходе боев (продолжавшихся 4-6 дней) полки разрушили 47 дзотов, подавили 5 минометных батарей, уничтожили 14 противотанковых орудий и от 19 до 28 автомобилей, сожгли 4 склада боеприпасов. Полностью оправдалась в первых боях и рекомендованная ОГК НКТП тактика применения самоходных орудий, состоявшая в том, что они, двигаясь на удалении 400-600 м позади атакующих танков, должны были уничтожать обнаруженные огневые точки, преимущественно огнем с места, при необходимости отражая контратаки врага, подобно обычной гаубичной артиллерии.
В первых фронтовых испытаниях СУ-122 приняла участие бригада Уралмашзавода во главе с Л.Горлицким. Руководил испытаниями новых боевых машин начальник ОГК НКТП С.Гинзбург. За образцовое выполнение заданий командования, Уралмашзаводу и бригаде специалистов НКТП была объявлена благодарность в приказе. Водитель-испытатель завода Болдырев, участвовавший в боевых операциях, был награжден медалью «За боевые заслуги».
За работу по созданию СУ-122 заместитель главного конструктора «Уралмашзавода» (начальник Особой Конструкторской Группы САУ) Л. Горлицкий и ведущий инженер Н. Курин были награждены орденами Красной Звезды. Кроме того, оба были удостоены Сталинской премии за создание новых видов вооружения в 1942 г.
Официально считается, что производство СУ-122 началось 1 декабря 1942 г. и все машины первой серии были доработаны по результатам предварительных испытаний, но это не обязательно так. Например, известно, что первые 8 САУ, поступившие в Учебный Центр Самоходной артиллерии вентиляторов боевой рубки не имели (также не имели даже креплений для вентиляторов), кроме того, все поступившие в первые месяцы СУ-122 были спешно приспособлены силами Центра к установке радиостанций самолетного типа, переданных из Наркомата Авиапромышленности. Всего из 55 САУ первой серии в войска было отправлено 24 шт.
Учебный Центр Самоходной артиллерии характеризовал первые СУ-122 как чрезмерно тяжелые (свыше 31,5 т.), сложные в освоении и склонные к поломкам ходовой части.
В ходе производства отношение к СУ-122 немного изменилось.
Так машины второй серии (февраль-март 1943 г.) получили упрощенную маску орудия и ряд крупных изменений в интерьере САУ. Для них повсеместно ввели цилиндрические дополнительные топливные и маслобаки, вместо сварных призматических, устанавливаемых на машинах первой серии. Однако до лета 1943 г. эти баки не были унифицированы с топливными баками Т-34.
Боевая рубка машин третьей серии (с апреля 1943 г.) согласно документам, перекочевала далее на СУ-85. Кроме того, некоторые САУ перед летней жарой получили дополнительный вентилятор боевого отделения, установленный на кормовом листе боевой рубки.
Весной-летом 1943 г. для увеличения боекомплекта СУ-122 из экипажей некоторых машин удалили второго заряжающего (экипаж уменьшен с 6 до 5 человек), что, несомненно, отрицательно сказалось на скорострельности.
Перед Курской Битвой в боекомплект СУ-122 был введен кумулятивный 122-мм снаряд, позволявший пробить броню практически любого немецкого танка. Однако дальность прямого выстрела этим снарядом была очень малой (не свыше 400 м), а в условиях малой скорострельности применение этого боеприпаса не сделало самоходные гаубицы надежным оружием против немецких танков.
Еще весной 1943 г. КБ Уралмашзавода, выполняя предписание ОГК НКТП по совершенствованию конструкции серийных машин, предприняло ряд попыток радикально улучшить характеристики СУ-122.
Главным недостатком 122-мм артсистемы считалась ее вооружение пехотной гаубицей М-30, особенностью которой было осуществление раздельной наводки ее по горизонтали и вертикали, а также применение раздельного выстрела и поршневого затвора, не позволявшие значительно уменьшить расчет орудия и его массогабаритные характеристики.
Артиллерийское производство Уралмашзавода в конце 1941 г. осуществило разработку и изготовление опытного образца 122-мм танковой гаубицы У-11, применение которой в боевом отделении танка (или САУ) давало определенные преимущества.
Так наведением гаубицы У-11 занимался один номер расчета; клиновой затвор давал значительный выигрыш в скорострельности, а уменьшенная длина отката оказывала преимущества в эксплуатационном плане.
В 1942 г. орудие У-11 прошло предварительные испытания в башне танка КВ-9, а весной 1943 г. для него была разработана и отлажена рамочная установка с креплением к лобовой броне.
В апреле 1943 г. изготовление опытной машины, получившей индекс СУ-122М, было закончено. Конструкция новой машины имела ряд преимуществ по сравнению с серийной СУ-122. Боевое отделение СУ-122М подверглось значительному увеличению за счет расширения стенок до габаритов гусениц и повышения боевого отделения на 50 мм.
Гаубица У-11 (новое обозначение Д-11) в рамке была уравновешена в цапфах и устанавливалась со смещением назад, что улучшало условия работы передних опорных катков ходовой части. По рекомендации ГАУ РККА для более эффективной стрельбы прямой наводкой, в САУ был введен телескопический прицел прямой наводки.
Государственные испытания СУ-122М стрельбой проводились с 7 по 11, а затем с 18 по 23 июня 1943 г. на полигоне около Нижнего Тагила. Всего было выполнено 329 выстрелов нормальным и усиленным зарядом.
Ходовые испытания проводились на трассах Свердловск – Нижний Тагил и Свердловск – Челябинск, на которых было пройдено 858 км. Принято считать, что испытания новая машина выдержала в полном объеме, но это не так, ибо в выводе госкомиссии под руководством генерал-майора танковых войск Огурцова по результатам испытаний значилось, что САУ может быть введена на вооружение самоходных частей Красной Армии «только после устранения отмеченных в ходе испытаний недостатков». Главными недостатками СУ-122М были отмечены чрезмерная масса (модернизированная САУ оказалась почти на две тонны тяжелее, чем то допускалось в техзадании), а также слишком малый боекомплект (не свыше 34 выстрелов).
Летом 1943 г. работы над совершенствованием гаубичной САУ продолжились.
Теперь КБ УЗТМ унифицировало конструкцию новой 122-мм самоходной гаубицы Д-6 с конструкцией 85-мм самоходной противотанковой пушки Д-5. В конце июля -начале августа 1943 г. эта САУ вместе с тремя опытными СУ-85, проходила испытания на Гороховецком полигоне.
Ничто, казалось, не предвещало неудачи, но с первых минут испытаний машину начал преследовать злой рок. На первых же километрах пробега у двигателя оторвало топливопровод, затем сорвались со своих гнезд несколько снарядов. И наконец, испытания стрельбой привели к отказу накатника орудия. Несмотря на проведенный ремонт нормально работать орудие так и не смогло и самоходка была снята с испытаний.
Эта неудача, видимо, долго вспоминалась руководством самых разных рангов, так как несмотря на неоднократные предложения КБ УЗТМ по созданию самоходных гаубиц калибра 122 мм и 152 мм, эти предложения отвергались, а на поле боя во все больших количествах шли всевозможные истребители танков.
Однако гаубичные СУ-122 еще оставались на вооружении Самоходно-артиллерийских полков. Все-таки мощность 85-мм осколочных снарядов была недостаточной для взламывания полос обороны противника. Например, бронетанковое управление 4-й гв. танковой армии уже в апреле 1944 г. настойчиво просило вышестоящие организации отыскать хотя бы 20 СУ-122, так как СУ-85 были непригодны для борьбы с укрепленными пулеметными точками.

0

348

Инквизитор написал(а):

а на поле боя во все больших количествах шли всевозможные истребители танков.

о чем я и писал выше, ведь в первуюочередь рассматривали именно противотанковые функции (как пример - ИС-122)

Инквизитор написал(а):

и пара сотен Т-34 с 57 мм пушкой, кои сняли с производства из за !излишней мощности!?!?

там другая проблема стояли - слабый ОФС

0

349

maik написал(а):

Инквизитор написал(а):

    а на поле боя во все больших количествах шли всевозможные истребители танков.

о чем я и писал выше, ведь в первуюочередь рассматривали именно противотанковые функции (как пример - ИС-122)
Инквизитор написал(а):

    и пара сотен Т-34 с 57 мм пушкой, кои сняли с производства из за !излишней мощности!?!?

там другая проблема стояли - слабый ОФС

1. ИС-122 машина можно сказать случайная. Телега готовилась под 152 мм. Шасси изготавливали больше чем 152 мм пушек и чтоб добру не пропадать стали устанавливать 122 мм.

2. Ни каких проблем. Пушка изначально изготавливалась как противотанковая. С производства ЗиС-2 сняли из-за избыточной мощности (было предложение укоротить ствол, но Гарбин предпочел пушку законсервировать), итоги курской битвы, позволили вернуть ЗиС-2 на канвеер.

0

350

Инквизитор написал(а):

Ни каких проблем.

как это? сравните ОФС у Т-34-76 и Т-4-57

Инквизитор написал(а):

итоги курской битвы, позволили вернуть ЗиС-2 на канвеер.

итоги обстрела захваченного "Тигра" а ЗиС-2 попала на 2-ю фазу КД, а как ее не хватало в оборонительных боях

Инквизитор написал(а):

ИС-122 машина

об этом давайте в другой теме поговорим

0

351

maik написал(а):

как это? сравните ОФС у Т-34-76 и Т-4-57

Ещё раз. ЗиС-2 пушка ИЗНОЧАЛЬНО ПРОТИВОТАНКОВАЯ, На Т-34 её ставили по итогам финской компании для стрельбы по амбразурам дотов. Танк фактически узкозаточеный. И право странно требовать от ферарри езды по картофельному полю. Для общей подержки была создана кувалда КВ-2.

0

352

Инквизитор написал(а):

ЗиС-2 пушка ИЗНОЧАЛЬНО ПРОТИВОТАНКОВАЯ

а наши танки уже в 1942 году не затачивались как чисто противотанковые

0

353

Инквизитор написал(а):

Ещё раз. ЗиС-2 пушка ИЗНОЧАЛЬНО ПРОТИВОТАНКОВАЯ, На Т-34 её ставили по итогам финской компании для стрельбы по амбразурам дотов. Танк фактически узкозаточеный. И право странно требовать от ферарри езды по картофельному полю. Для общей подержки была создана кувалда КВ-2.

А зачем для стрельбы по дотам именно 57 мм? Дорогая и сложная в производстве без нормального ОФ снаряда? Когда есть Ф-32 и Ф-34. ЗиС-2 это действительно чисто противотанковая пушка, и Т-34 с ней это чисто истребители танков.

0

354

Сережа написал(а):

и Т-34 с ней это чисто истребители танков.

но быть истребителем танков ему нельзя

0

355

maik написал(а):

но быть истребителем танков ему нельзя

Не совсем понял. В качестве узкоспециализированной машины почему бы нет. Но тогдашняя концепция предусматривала большую универсальность и простоту оружия (а ЗиС-2 с ее стволом далеко не простая вещь), а танк без ОФ действительно никому не сдался.

0

356

Сережа написал(а):

Не совсем понял. В качестве узкоспециализированной машины почему бы нет.

а в 1942 г. пересмотрели функцию танков приказом НКО и признали ошибочной тенденцию борьбы танков против танков - для этого существует ПТА

0

357

Теперь понятно, вот только в той же Курской дуге мы танков думаю потеряли больше от танков противника, чем от его ПТА. Но это понятно, не всегда возможно подставить свои пушки под танки противника.

0

358

Сережа написал(а):

вот только в той же Курской дуге мы танков думаю потеряли больше от танков противника

так у немцев танки стали выполнять противотанковые функции

Сережа написал(а):

не всегда возможно подставить свои пушки под танки противника.

так и слабенькие ПТА были на КД,к примеру, некоторые ИПТАПы были укомплектованы 45-мм пушками

0

359

Можно ли затронуть некоторые вопросы по оборонительной фазе боёв на Северном фасе? Конкретно период 8-11 июля, и особенно 10- го, в р-не Ольховатка - Молотычи. Здесь были остановлены три танковые дивизии (2, 4, 20) , 505 sPz Abt (Т-6), и по некоторым данным полк Фердинандов, поддерживавших Тигров. Это бои на Тепловских высотах, где происходили настоящие артиллерийские дуэли между занимавшими возвышенности немецкой техникой и зарытыми в землю машинами 19 Т.корпуса. 9 Т.к., 11 Гв.Т.бр., а также отдельных танковых полков. Наиболее интересно 10 июля, прорыв в районе выс. 274,5 - это фактически 3-я полоса обороны, и развивая 11 июля свой удар на Фатеж, добавив успех вдоль железной дороги (район Поныри) - немцы могли выйти на оперативный прстор...  В основном почему-то активную часть оборонительного сражения на Северном фасе заканчивают 8-9 июля, а дальше мол немец выдохся... Давыдков В.И. (автор "Анализ Курской битвы") собирает материалы для продолжения этой книги на новых наших и немецких документах открыть секрет успеха Рокоссовского, именно 10-11 июля под Ольховаткой и Понырями были остановлены танковые клинья Моделя, и Жуков сообщил дату начала наступления Сталину -12 июля. До сих пор поисковики поднимают там гвардейцев с намертво зажатыми в костях рук гранатами, и до сих пор оставшейся в стеклянных фляжках воды 43 года... Это они отвоевали нам право знать свою историю - без утаек и забвения.

0

360

maik написал(а):

так и слабенькие ПТА были на КД,к примеру, некоторые ИПТАПы были укомплектованы 45-мм пушками

45 мм это главное оружие вплоть до 45 года. ЗиС-2 сделали где-то 10 тысяч штук, а 76 мм в качестве ПТО тоже не айс - дульный тормоз однако.

0