Здравствуйте!
Думаю, имеет смысл привести здесь основные положения Закона СССР от 03.04.1990 "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".
Статья 2.
Абзац 1: Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Абзац 3: Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР.
Абзац 4: В референдуме участвуют граждане СССР, постоянно проживающие на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Статья 3. В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно.
Статья 6.
Абзац 1: Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Статья 7.
Абзац 2: Если будет установлено, что референдум проведен в соответствии с законом, Верховный Совет СССР вносит вопрос на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
Абзац 3: В случае нарушения закона при проведении референдума Верховный Совет СССР назначает в трехмесячный срок повторный референдум по республике, либо по ее части, либо по автономному образованию, либо по месту компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона.
Статья 9. Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти союзных, автономных республик, органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу рассматривает Съезд народных депутатов СССР. По представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом выходящей республики, Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР.
В переходный период на территории выходящей республики сохраняют свое действие Конституция СССР и законы СССР.
Статья 10. В случае, если по итогам референдума не принято решение о выходе союзной республики из СССР, новый референдум по этому вопросу может быть проведен не ранее чем через десять лет с момента проведения предыдущего референдума.
Статья 12. В переходный период Совет Министров СССР с участием правительства выходящей республики готовит предложения по вопросам, касающимся Государственной границы СССР, а также военных объектов и частей Вооруженных Сил СССР, находящихся на территории выходящей республики, и вносит их на рассмотрение Президента СССР и Верховного Совета СССР, которые затем передаются на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
Статья 19. В последний год переходного периода по инициативе высшего органа государственной власти выходящей республики один раз может быть проведен повторный референдум по вопросу подтверждения решения о выходе союзной республики из СССР. Проведение повторного референдума является обязательным, если этого требует одна десятая часть граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
В случае, если за подтверждение решения о выходе союзной республики из СССР проголосовало менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о проведении повторного референдума и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР, решение о выходе союзной республики из СССР считается отмененным и процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются.
Статья 20. По окончании переходного периода или при досрочном урегулировании вопросов, предусмотренных настоящим Законом, Верховный Совет СССР созывает Съезд народных депутатов СССР для принятия решения, подтверждающего завершение процесса по согласованию интересов и удовлетворению претензий выходящей республики, с одной стороны, и Союза ССР, союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны.
С момента принятия такого решения Съездом народных депутатов СССР выход союзной республики из СССР считается состоявшимся, а народные депутаты СССР от вышедшей республики утрачивают свои полномочия.
Съезд народных депутатов СССР вносит соответствующие изменения в Конституцию СССР.
ТЕПЕРЬ О ТОМ, КАК ВСЕ ПРОИСХОДИЛО.
В феврале 1991 года Верховный Совет Армении принял процедуру организации референдума по вопросу о независимости республики. Референдум должен был состояться через 6 месяцев.
21 сентября 1991 был проведён референдум о выходе из состава СССР и установлении независимой государственности c вопросом: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?». 95 % избирателей приняли участие в голосовании и 99 % проголосовавших высказались за выход Армении из состава Советского Союза.
Властями Грузинской ССР на 31 марта 1991 назначен республиканский референдум о «восстановлении государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости от 26 мая 1918 года». В республиканском референдуме приняло участие 90,79 % избирателей, 99,08 % из которых проголосовали за восстановление государственного суверенитета Грузии.
При этом на территории Юго-Осетинской АО референдум о выходе из СССР не проводился. Двумя неделями ранее (17 марта 1991) жители этой автономии проголосовали на всесоюзном референдуме о сохранении СССР (явка 96,3%, "за" 99,9%). В Абхазской АССР 17 марта 1991 на всесоюзном референдуме о сохранении СССР явка составила 52%, "за" - 98,6%. Референдум 31 марта 1991 о выходе Грузии из СССР на территории Абхазии состоялся лишь частично.
В Эстонии 3 марта 1991 состоялся референдум по вопросу о восстановлении независимости Эстонской Республики, в котором могли принять участие лишь «правопреемные граждане Эстонской республики» (в основном эстонцы по национальности), а также лица, получившие так называемые «зелёные карточки» Конгресса Эстонии (условием получения карточки было устное заявление о поддержке независимости Эстонской Республики). 77,8 % проголосовавших поддержали идею национальной независимости. При этом 40% граждан СССР, проживавших в Эстонии, были лишены права участвовать в референдуме. Таким образом, ЗА независимость Эстонии проголосовали не более 48% постоянно проживающих там граждан, имевших право голоса (по Закону от 03.04.1990 требовалось 2/3).
Параллельно было организовано голосование с вопросом «Хотите ли вы, чтобы суверенная Эстония осталась в составе СССР?» На этот вопрос большинство проголосовавших тоже ответили положительно.
Референдум на Украине, прошедший 1 декабря 1991 года, был объявлен 24 августа 1991 года вместе с Актом провозглашения независимости Украины и утверждён 11 октября того же года постановлением Верховной Рады Украины. На референдум был вынесен один вопрос — «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?».
В голосовании приняли участие 84,18% имеющих право голоса граждан, 90,32% из них поддержали Акт провозглашения независимости Украины.
При этом в Крымской АССР, по которой результаты должны определяться отдельно, Акт провозглашения независимости Украины поддержали 54% голосовавших.
В остальных республиках референдум по вопросу о независимости/выходе из состава СССР не проводился.
ИТОГИ
Таким образом, в точном соответствии с Законом действовали власти Армении. При этом процесс выхода Армении из СССР только начался - не успели установить даже переходный период.
В Эстонии, Грузии и Украине было нарушение срока проведения референдума (референдумы назначены соответственно в январе, феврале и октябре 1991, проведены 03 марта, 31 марта и 01 декабря 1991). Кроме того, в Эстонии не было предоставлено право голоса около 40% граждан, имевшим такое право по Закону.
Напомним, что в соответствии со статьей 7 Закона СССР от 03.04.1990, "в случае нарушения закона при проведении референдума Верховный Совет СССР назначает в трехмесячный срок повторный референдум по республике, либо по ее части, либо по автономному образованию, либо по месту компактного проживания национальных групп".
Кроме того, согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета СССР от 03.04.1990 "О введении в действие Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР": "любые действия, связанные с постановкой вопроса о выходе союзной республики из СССР и противоречащие Закону СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", предпринятые как до, так и после введения его в действие, не порождают никаких юридических последствий как для Союза ССР, так и для союзных республик".
В Грузии, Армении и на Украине было получено требуемое большинство для выхода из Союза ССР (за исключением голосования в Абхазской АССР, Крымской АССР и Юго-Осетинской АО).
В Эстонии требуемое большинство голосов для выхода из Союза ССР не было получено.