25 декабря 1979 года: мифы и историческая правда
12:08 | 21.12.2009
Анатолий КОСТЫРЯ (Фото: bbc.co.uk)
Об авторе: Анатолий Арсентьевич Костыря - доктор исторических наук, профессор.
30 лет назад началась военно-политическая спецоперация СССР в Афганистане 1979−1989 гг. Не пройдя важнейший этап научного академического изучения и освещения, чему помешала дезинтеграция СССР, ее понимание «зависло» на обыденном (донаучном) уровне. Как следствие донаучная история спецоперации изобилует неточностями, мифами, фальсификациями. Не стала исключением и тема ввода Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан.
После слов «25 декабря 1979 года Советский Союз ввел свои войска на территорию Демократической Республики Афганистан» начинаются оценки этого события, определение причин, целей, задач, итогов, цены, последствий, уроков. В постсоветский период под влиянием зарубежной историографии сформировалась схема, якобы, объясняющая мотивы, причины, механизм ввода ОКСВ. Суть ее основных элементов 1) решение о вводе войск приняла «четверка членов Политбюро (ПБ) ЦК КПСС − Л. Брежнев, Ю. Андропов, А. Громыко, Д. Устинов − даже без ведома всех членов ПБ; 2) при этом не учтены особенности Афганистана и последствия; 3) II съезд народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.) признал ввод ОКСВ политической ошибкой». С исторической правдой схема имеет мало общего, так как многие ее элементы научно опровергаются.
1. «Решение о вводе ОКСВ принято четверкой геронтов (старейшин) Политбюро ЦК КПСС». В 1994 г. в научный оборот вошло постановление ЦК КПСС от 12 декабря 1979 г. «К положению в А»[фганистане], на тексте которого стоят подписи всех членов ПБ ЦК КПСС, проголосовавших «за» ввод ОКСВ в Афганистан.
2. «Решение принято без учета особенностей Афганистана и негативных последствий для СССР». Документально доказано, что особенности учитывались, последствия просчитывались (ввод войск может привести: 1) к падению авторитета СССР в мире; 2) к войне с афганским народом и мн. др.). Именно ими Политбюро ЦК КПСС до ноября 1979 г. аргументировало отказы предоставить ДРА помощь войсками.
3. «ОКСВ введен 27 декабря 1979 г.». Эта дата фигурирует во многих книгах и статьях. Но директива министра обороны СССР от 25 декабря 1979 г. определила дату и время пересечения советско-афганской границы – 25 декабря 1979 г. 15:00 по Москве. 27 декабря спецподразделения КГБ, ГРУ и ВДВ успешно провели операцию «Шторм-333» по захвату дворца «Тадж-Бек» и замене Х. Амина на нового лидера − Б. Кармаля.
4. «В Афганистан вошли десятки дивизий, 5 тыс. танков». В советской танковой дивизии по штату было 333 танка, в мотострелковой − 214. Получается, что в Афганистане должно было находиться 15 танковых или 24 мотострелковых дивизий. На самом деле к середине января 1980 г. в Афганистан вошли 3 дивизии, бригада, 2 отдельных полка, несколько частей и авиаподразделений 40-й армии. В первой половине года добавились одна дивизия и 2 отдельных полка. Общая численность составила 81,8 тыс. чел., в т. ч. 61,8 тыс. в боевых частях. К 1985 г. сформировался окончательный состав 40-й армии: дивизий-4, бригад-5, отдельных полков-4, отдельных батальонов-6, авиаполков-4, вертолетных полков-3, тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части. Всего − 108,8 тыс. чел., в т. ч. 73 тыс. в боевых частях.
5. «Миллионы советских людей прошли через Афганистан». С 25.12. 1979 по 15.02. 1989 гг. в составе ОКСВ прошли службу 641 тыс. чел. Военнослужащих 620 тыс. чел.: в 40-й армии 525,2 тыс. чел., в т.ч. 62,9 тыс. офицеров, в пограничных, других подразделениях КГБ 90 тыс. чел., МВД СССР 5 тыс. Гражданский персонал - 21 тыс. чел.
6. Ввод ОКСВ − «агрессия», «интервенция», «вторжение», а пребывание в Афганистане − «оккупация». Достаточно заглянуть в любой словарь, вникнуть в содержание приведенных понятий-оценок и убедиться, что формой и содержанием ввод и пребывание ОКСВ в Афганистане им не соответствуют. ОКСВ введен после 21 просьбы лидеров Афганистана и на основе договора между СССР и ДРА от 5.12. 1978 г., что не позволяет говорить об агрессии, интервенции и вторжении. Оккупация – это комплекс мер по ликвидации независимости, государственности, экономической эксплуатации захваченных земель, расовой дискриминации населения. Присутствие советских войск в Афганистане таких последствий не имело. Наоборот, афганская власть эксплуатировала экономику СССР, о чем свидетельствуют объемы гуманитарной помощи Афганистану. Однако провальное пропагандистское обеспечение спецоперации не позволило СССР убедить не только США, но и афганцев в отсутствии агрессивных, захватнических целей.
8. «II съезд народных депутатов СССР 24 декабря 1989 г. признал ввод войск политической ошибкой». В обиходе существует множество других оценок, приписываемых съезду. Иногда говорится, что съезд «осудил решение о вводе войск в Афганистан, признав его с юридической точки зрения противоправным, с нравственной − аморальным». Но текст постановления «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года» гласит: «Съезд народных депутатов СССР поддерживает политическую оценку, данную Комитетом Верховного Совета СССР по международным делам решению о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году, и считает, что это решение заслуживает морального и политического осуждения». Незавершенное действие − «заслуживает», не означает, что съезд «осудил», «признал» ввод войск «политической ошибкой» и т.д. и т.п.
8. Особые темы − причины ввода, цели и задачи ОКСВ. Выделяются 2 группы причин: идеологические и субъективные. За рубежом разработаны даже «теории» на тему кто и когда принял решение о вводе войск. Но важнее разобраться с тем, почему оно было принято. Ведь независимо от того, кто, где и когда принимает решения, необходимость их принятия диктуется изменившимся соотношением количественных и качественных характеристик ситуации. Поэтому объективно не разобраться в причинах, целях и задачах, если абстрагироваться от эпохи «холодной войны». Именно «холодная война» (с противоборством сверхдержав за расширение своего сегмента в мировом кондоминате) стала главной причиной ввода ОКСВ и специфики спецоперации в Афганистане по сравнению с другими аналогичными акциями СССР. Анализировать изменения геополитической ситуации в мире и вокруг Афганистана к моменту принятия решения о вводе ОКСВ не в чести у большинства зарубежных и методологически (идеологически) ориентированных на них постсоветских авторов. Ведь научный анализ раскрывает истинную роль США в разжигании конфликта в Афганистане и вокруг него не только до ввода, но и после вывода ОКСВ из Афганистана. Сегодняшняя антитеррористическая операция США и НАТО в Афганистане-это пример действия закона о непреднамеренных последствиях афганской политики США в 70-80-х гг. ХХ века.
Начиная с 25 декабря 1979 г. не стихают споры как по поводу ввода ОКСВ, так и почти десятилетней военно − политической вовлеченности СССР в события в Афганистане и вокруг него. Но если внимательно присмотреться к различным точкам зрения, то вырисовывается единый знаменатель − идеологический, но не научный. Афганская эпопея не прошла через академическую стадию изучения с безусловным поклонением фактам и исторически объективной их интерпретации. Спустя и 30 лет с момента ввода ОКСВ продолжают существовать суесловие, сумятица мнений и понятийный хаос, вместо научного осмысления афганской эпопеи − этого исторического феномена, сыгравшего огромную роль в геополитических трансформациях конца ХХ века. Абсолютной истины не существует, но морально здоровое общество всегда стремится к правде − исторической, философской. К ней ведет наука, но не мифы и фальсификации.
Источник: Афганистан.Ру
http://www.afghanistan.ru/doc/16256.html