Российский путь
Обстановка в России после распада СССР не способствовала разработке новых машин, в том числе и легкой бронетехники. В ходе боевых действий в Чечне наша армия либо эксплуатировала главным образом классические ББМ холодной войны, либо прибегала к паллиативным решениям типа применения армейских грузовиков «Урал» с дополнительным бронированием. В качестве же универсальных машин «за все» по-прежнему использовались и используются вечные «Козлики», «Буханки» и «Шишиги».
Создание специализированных машин соответствующих классов началось позже, чем следовало бы, и шло в отсутствие единых внятных требований со стороны военных. Наиболее известная на сегодня российская легкая ББМ нового поколения – «Тигр» – появилась на свет благодаря иностранному заказчику: разработку автомобиля оплатили ОАЭ. Машина была создана, но контракт на поставку так и не подписали. В результате создатели «Тигра» вынуждены были искать заказчиков внутри страны.
Судьба «Тигра», несмотря на продуманную конструкцию и обширные возможности модернизации, сложилась нелегко. Основным его эксплуатантом стало Министерство внутренних дел. Министерство обороны, хотя и начало закупки, тем не менее явно ищет другие варианты. Причем этот поиск отнюдь не всегда обусловлен требованиями к самой машине – так, подавляющее большинство экспертов говорят о том, что в основе проекта по локализации в России итальянского автомобиля Iveco LMV лежат политические соображения – как внутренние, так и внешние.
Тем не менее развитие легкой бронетехники в России продолжается: производитель «Тигра» – Военно-промышленная компания разработала более совершенную ББМ «Волк» и более тяжелую машину «Медведь», относящуюся уже к классу MRAP. В последние годы на рынок начали выходить и новые игроки, не связанные с традиционными поставщиками вооружения и военной техники. Среди них можно выделить корпорацию «Защита», которая начала свою деятельность с конструирования и изготовления бронированных машин на базе стандартных гражданских автомобилей, а затем перешла к проектированию военных образцов. В данном случае интерес представляет новое изделие «Защиты» – автомобиль ЛТА, соответствующий всем требованиям концепции JLTV.
Интерес к этой машине обусловлен следующими причинами. Во-первых, «Защита» не имеет отношения ни к традиционным российским автопроизводителям, ни к основным изготовителям бронетехники. Конструкторы корпорации во многом куда свободнее в выборе решений и концепций развития. Во-вторых, ЛТА является целиком самостоятельной разработкой «Защиты» и с этой точки зрения обращает на себя внимание как на абсолютно новый самостоятельный инженерный продукт, чего в последние два десятилетия, к сожалению, в России было мало. Особенно интересно то, что разработчик стремится к 100 процентам локализации машины в РФ, самостоятельно производя большую часть узлов и агрегатов, включая броневую защиту, и комплектующие ходовой части. ЛТА оснащен импортным двигателем и АКПП, однако силовой агрегат по требованию заказчика может быть заменен на отечественный.
Если оценивать ЛТА с точки зрения соответствия концепции JLTV, то можно выделить следующее.
Он способен выдержать (и сохранить жизнь экипажа) воздействие взрывного устройства мощностью, эквивалентной 6 килограммам тротила (примерно такое количество взрывчатого вещества содержит стандартный самодельный фугас, изготовленный из 152-мм снаряда). С этой целью реализована особая каркасно-модульная конструкция кузова автомобиля, днище рациональной V-образной формы с применением энергопоглощающих элементов, разработана специальная конструкция крепления сидений, также спроектированы двери, имеющие четырехстороннюю фиксацию.
Бронирование машины соответствует классу защиты «6А» по ГОСТу (выдерживает воздействие бронебойной пули Б32, выпущенной из винтовки СВД) и может быть усилено с помощью навесных бронепанелей, позволяющих локально защитить автомобиль от воздействия крупнокалиберных пулеметов и тяжелых снайперских винтовок.
ЛТА выгодно отличается от итальянской машины Iveco LMV просторным салоном, позволяющим, как и на «Тигре», свободно перемещаться внутри машины. Среди прочего это дает возможность экипажу быстро меняться местами, не выходя наружу, например при необходимости заменить раненого водителя или стрелка турельной установки. В случае подрыва ЛТА каждый член экипажа может без помех добраться до любой двери и покинуть машину наиболее удобным и безопасным способом. Эта возможность также реализована на «Тигре», но отсутствует на «Ивеко», где водитель и передний пассажир могут выходить только через свои собственные двери и в случае их блокирования оказываются запертыми.
В отечественных условиях основным недостатком ЛТА является его цена, превышающая, по данным производителя, 6 миллионов рублей (в 1,5–2 раза дороже «Тигра» в зависимости от конфигурации и примерно сравнима с Iveco LMV). Однако стоимость может измениться при развертывании крупносерийного производства. Вообще же по поводу выпуска ЛТА, как и любого другого бронеавтомобиля, возникает ряд проблем, главная из них – в силовых ведомствах России, и прежде всего в Минобороны, нет единой концепции развития такой техники. Это обрекает армию в лучшем случае на эксплуатацию разношерстного парка малосовместимых машин, а в худшем – на их отсутствие как таковых.