Доклад настолько интересен, что счел нужным создать для него отдельную тему.
http://vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/1659927
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА КОМАНДУЮЩЕГО БТ и MB ГСОВГ МАРШАЛА
БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК РОТМИСТРОВА «ТАНКИ СОВЕТСКОЙ И
ИНОСТРАННЫХ АРМИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ»24 марта 1947 г.
...
Общие выводы по танковой технике второй мировой войны и перспективы развития
1. В связи с увеличением толщины броневых листов и калибров вооружения, легкие танки имеют
тенденцию к уходу с поля боя: в тоже время количественно вырос класс средних и тяжелых танков.
2. Повышения надежности бронирования обеспечивается главным образом, увеличением
толщины броневых листов и углов наклона плоскостей. Броня в 200 мм в ближайшее время будет
весьма распространенной. Ограничениями дальнейшего роста толщины броневых листов являются
удельное давление на грунт, допускаемая по железнодорожным условиям ширина танка. Отсюда со
всей остротой для будущего встает вопрос о резком изменении качества брони. Арифметическое
наращивание толщины броневых листов заводит танкостроение в тупик. Повышать броневую
защиту надо не столько за счет увеличения брони, сколько путем улучшения ее качества и применения конструктивной брони.
3. Эффективность пушек растет по линии увеличения как калибра, так и длины канала ствола.
Пушки ставятся из расчета необходимости ведения огня прямой наводкой на дальних дистанциях (1 -
2,5 км), чем и определяются их калибры, начальная скорость и что предъявляет резко повышенные
требования к приборам наблюдения.
Пробивная способность танковых пушек до последнего времени повышается, в основном, путем повышения начальной скорости снаряда и увеличения калибра, причем скорость увеличивается, главным образом, за счет удлинения ствола пушки. Вполне очевидно, что дальнейшее повышение начальной скорости удлинением ствола мало реально. Возможности в этом отношении имеются в направлении улучшения качества взрывчатых веществ и самого снаряда (его механической прочности, а также в конструкции ствола пушки.
Так, например, в немецкой противотанковой артиллерии появились пушки с коническим каналом ствола 28/20, 42/28 и 75/55-мм и в результате начальная скорость подкалиберного снаряда возросла до 1200-1400 метров/сек.
Для уяснения значения начальной скорости и влияния механической прочности снаряда на его бронепробиваемость достаточно привести такой пример: снаряды к 90-мм пушке американского танка Т-26Е4, снабженные наконечном из карбида вольфрама, способны пробить броню толщиной в 355 мм с дистанции 275 метров.
Калибр также подходит к своему пределу, поскольку увеличение калибра резко повышает вес и габариты снаряда, т.е. затрудняет заряжение и снижает возимый боекомплект.
4. Моторная группа в смысле необходимого диапазона мощностей и надежности наименее отработана. Диапазон мощностей является узким местом, тормозящим своевременное совершенствование танков.
5. Приборы наблюдения, механизмы поворота башни и стабилизирующие устройства пушек требуют к себе большего внимания, чем это имеет место. Меткость и маневренность огня танкового вооружения зависят, в первую очередь, от совершенства этих агрегатов.Предельный вес тяжелого танка
Поскольку основными на поле боя являются танки с мощным бронированием и вооружением важно определить, какие же предельные возможности имеются по увеличению толщины броневых листов такого танка. Если исходить из того, что танк должен быть неразборным, а также должен перебрасываться по железным дорогам, не вызывая осложнений, то показателями, лимитирующими вес танка, являются допускаемая по габаритам железнодорожного транспорта ширина танка, а также удельное давление и отношение длины опорной поверхности гусениц к ширине колеи, ограничивающее поворотливость танка.
Если допустить, что переброска танков во всех случаях будет происходить на специальных автомобильных платформах, то габарит может быть увеличен по ширине, а вместе с ним и предельный вес танка. Чем толще броневые листы, тем меньше должны быть габариты моторно-трансмиссионной группы: они, в конечном счете, в конструктивном плане будут определять предельную толщину броневых листов. Чем толще броня, тем меньше полезный объем корпуса танка и тем меньший объем остается для моторно-трансмиссионной группы.
Для танка с самым мощным бронированием неизбежна форма корпуса по типу танка Т-34. Принимая допустимый габарит по ширине до 4-х метров, т.е. исходя из возможности транспортировки на автоплатформах, допустимый вес можно увеличить более 100 тонн и толщину броневых листов до 350-450 мм.
Если же сверхмощные танки строить в расчете на железнодорожные перевозки, то при габаритах по ширине, допускаемых железнодорожным транспортом, предельный вес танков ограничивается весом 97 тонн.
Итак, при существующих методах компоновки танка предельная толщина брони не может быть выше 350-450 мм, если исходить из условия, что он будет транспортироваться по железной дороге. Очевидно, что даже в пределах существующих калибров танковых и противотанковых пушек (100-128 мм) за счет дальнейшего повышения начальной скорости снаряда можно обеспечить поражение, если не броневых листов (указанных сечений), то их соединений с дистанций 1,5-2 км. А дальше в качестве как брони, так и пушек должен произойти скачек.
Арифметическое наращивание толщины броневых листов, а также длинны канала ствола и калибра пушки в ближайшем будущем скажется невыполнимым. Количество должно перейти в качество. Пока же обеспечение в танке толщины броневых листов в 300-350 мм позволяет, в условиях сегодняшнего дня, создать первоклассный танк прорыва.О легких танках
Нужны ли легкие танки?
Из моего доклада явствует, что во всех больших государствах легкий танк сходит со сцены и, наоборот, парк тяжелых танков имеет тенденцию к еще большему увеличению, чем это имело место даже в минувшей войне. Основным же танком во всех больших государствах является средний танк.
Мое личное мнение, что легкий танк все же опять появится. Какая в нем необходимость?
Во-первых, с развитием авиадесантных войск нужда заставит включить в штат этих войск и танки. Естественно, как бы авиация ни развивалась, а все же она не будет в состоянии перевозить по воздуху даже средние танки, не говоря уже о тяжелых. Уже поэтому, мне думается, нам скоро придется строить специально авиадесантные легкие танки.
Американцы, придавая исключительно большое значение развитию авиадесантных войск, уже в 1944 г. построили танк Т-22 «Саранча», перевозимый на планерах. Основные его данные следующие: вес 7 тонн, вооружение: 37-мм пушка и пулемет, скорость — 64 км/час.
Во-вторых, нам, очевидно, придется строить легкие танки специально для действий на ближнем и среднем востоке. Такие танки нам будут нужны хотя бы потому, что там пропускная способность мостов даже на государственном шоссе не свыше 12 тонн, а большинство же мостов рассчитано только на 3 тонны.
Самое же главное на восточном театре наших вероятных противников — очень мало железных дорог и поэтому танкам придется преодолевать огромные пространства своим ходом. Естественно, легкая машина лучше приспособлена к преодолению больших пространств, чем средняя и тяжелая.
Вот почему, мне кажется, что нам придется опять вернуться к легким танкам. Вес такой машины должен быть, примерно, в пределах до 12 тонн.Заключение
Из всех возможных типов танков на сегодня полностью оправдывает себя тяжелый танк, как танк прорыва и танк борьбы с танками противника и средний танк.
Советская военно-техническая мысль, сделавшая упор на правильное сочетание основных боевых свойств танка, превзошла военно-техническую мысль западных государств, держит первенство и по настоящее время.
Влияние нашего танкостроения сказалось на всем мировом танковом парке. Как известно, в ходе войны немцы по типу наших машин начали строить танки «Пантера» и «Тигр-Б»; англичане — «Кромвель» и «Комета»; американцы — М4-А2 и Т-26.
Высказывая предположения о будущем мировом танковом парке, мы приведем некоторые цифровые данные, которые можно отнести к какой-либо из высоко индустриальных стран. Исходя из опыта второй мировой войны, можно предполагать, что средняя годовая продукция танков в период войны будет составлять не менее 100 тыс. танков при среднем весе 50 тонн. Логично допустить, что к моменту начала боевых действий общее количество танков мирного времени также будет, примерно, соответствовать указанной выше цифре. Экипаж танков будет колебаться от 4 до 5 человек; таким образом, только в танках будет находиться армия в 500 тыс. человек, а если иметь полуторный запас людей, то указанная цифра возрастет до 750 тыс. человек. Если учесть командный состав, ремонтные предприятия и проч., то в будущей войне примет участие миллионная армия только танкистов, не считая мотопехоты, артиллерии и других родов войск, входящих в состав ВТ и MB. С точки зрения экономики исходя из 100 тыс. танков, получим следующие цифры металла и горючего. Для изготовления годовой продукции танков потребуется ежегодный расход примерно в 6,5 млн. тонн высококачественной стали, годовая мощность выпускаемых моторов составит 70 млн. л/с и расход горючего (исходя из 250 грамм на силу/час, при 100 моточасах в среднем на каждый танк, до выхода его из строя) — 2 млн. тонн. Следовательно, основной трудностью военного времени будет не горючее, а сталь, легирующие присадки и цветные металлы.В заключение хочу сказать следующее.
Первая мировая война закончилась под грохот танков. Вторая мировая война началась, протекала и окончилась при огромном участии танковых масс. Что будет через 10-15 лет сказать трудно, но сейчас пока что ясно одно, что все большие государства всячески танкизируют свои сухопутные войска.
Как известно, и наши сухопутные войска резко танкизируются. Отсюда наша задача не только танкистов, но и всего офицерского и генеральского состава хорошо знать основные тактико-технические данные наших танков и танков наших вероятных противников и, несомненно, отлично знать тактику танкового боя.Командующий ВТ и MB ГСОВГ маршал бронетанковых войск П. Ротмистров
ЦАМО. Ф. 38. Оп. 416917. Д. 37. Л. 37-53.
И мнение железнодорожников:
СООБЩЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ НТК БТ и MB ВС О ПЕРЕВОЗКЕ ТАНКОВ
ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ№ 1630с 29 сентября 1948 г.
По Вашему письму № 892970-с от 22.09 с.г. сообщаем, что для перевозки танков железные дороги имеют только 60-тонные платформы.
Кроме них имеется лишь несколько трофейных 80-тонных платформ, которые, безусловно, не могут обеспечить перевозку танков весом по 70 тонн при их серийном изготовлении.
Для массовых перевозок таких танков необходимо разработать проект и заказать изготовление соответствующего количества 70-80-тонных платформ.
Проектирование танков, выходящих по своим размерам за габариты подвижного состава, нецелесообразно, так как продвижение таких танков по железным дорогам будет не допустимо медленным, и пропуск их вызовет задержки других поездов, находящихся на этих же участках.
За получением чертежей 60-тонных платформ можете обратиться в Министерство транспортного машиностроения. ОСТ/ВКС 6435 габаритов подвижного состава и приближения строения желдор. колеи 1524 мм также не можем Вам выслать. Ознакомиться с ОСТом можно у нас или в какой либо библиотеке.Зам. начальника главного вагонного хозяйства
Травин
Зам. начальника главного управления движения
ЗаглядимовЦАМО. Ф. 38. Оп. 122413. Д. 16. Л. 138.
Какие выводы можно сделать о докладе 64 года спустя?
Место легких танков указано совершенно верно - переброска по воздуху и действия на ТВД с неразвитой транспортной инфраструктурой.
Численность танковых армад периода Холодной войны спрогнозирована достаточно точно.
Подчеркивание важной роли тяжелых танков и необходимость развития моторных групп - можно рассматривать как протоидею ОБТ (не зря же в те годы ИС-7 разабатывали).
Мысль о необходимости качественного изменения конструкции снаряда и брони, помимо экстенсивного наращивания параметров, о развитии СУО - совершенно верная и впоследствии реализована.
С максимальной толщиной монолитной брони лучших послевоенных тяжелых танков - попадание очень точное. Кроме того, поверхностная плотность лба современных ОБТ очень близка к этим параметрам, только броня не монолитная.
В отношении массы - цифры взяты с запасом, при плотной компоновке и резко дифференцированной броне требуемую защищенность получили и при меньшей массе. Однако при переходе к всеракурсному бронированию оценки Ротмистрова могут стать более актуальными.
Отредактировано Шестопер (2011-01-26 12:32:40)