Малому бизнесу, собирающемуся закрываться после наезда налогового катка, дали официальный рецепт выживания. Мол, посмотрите, как выживает известная пекарня "Машенька" после жалоб ее владельца на прямой линии с президентом. После этой линии, правда, владелец "Машеньки" сначала не увидел для себя выхода и собрался закрываться, но тут включился аппарат, и решение было найдено. И вот уже в пекарне "Машенька" заявили о планах расширяться и открыть 5-6 новых филиалов!
Но как выживают после повышения НДС другие предприятия малого бизнеса? Видимо, им пора становиться филиалами "Машеньки", чтобы тоже остаться наплаву. Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин.
— Какому бизнесу стало труднее после повышения НДС — гигантам или МСП?
— Естественно, что у крупного бизнеса больше резервов прочности, больше возможностей для использования юридических лазеек. В конце концов, просто крупный бизнес имеет юристов, чтобы исследовать возможности, которые предоставляет государство. Понятно, что малый бизнес не имеет возможности разбираться в хитросплетениях даже предоставленных ему льгот, просто потому, что у него другое дело — ему нужно хлеб печь, условно говоря. Но самое главное, что у нас достаточно давно сложилась тенденция выжигания малого-среднего бизнеса при помощи именно административных ограничений, в том числе оформляемых законодательно.
Вот налоговые льготы убирают для фермеров, достаточно давно запретили использовать навоз от своих животных, его теперь надо перерабатывать, как будто фермеры выращивают животных индустриальным способом, а не обычным. Для того, чтобы убить курочку и продать ее соседу, теперь нужно делать маркировку курочки, везти неизвестно куда на бойню, где ее забьют по цене, которая будет дороже самой этой курочки, и уж только потом что-то можно сделать.
По мере ухудшения конъюнктуры крупный бизнес, особенно олигархический, увидел в малом и среднем бизнесе реального конкурента, подлежащего уничтожению. Если 15-20 лет назад малый-средний бизнес был просто "мелочевка" какая-то, пыль под ногами, которая не мешает, то по мере ухудшения конъюнктуры, особенно после присоединения России к ВТО на колониальных условиях, малый средний бизнес стал опасным конкурентом в понимании олигархического крупного бизнеса.
— Поговаривают даже, что закон о НДС был пролоббирован гигантами — что думаете об этом?
— Учитывая, что господин Силуанов только что бросился защищать и пытаться замарать президента попыткой легализации онлайн-казино, можно предположить, что к деятельности Минфина может оказаться причастен кто угодно? Если игорная мафия продвигает свои интересы, то чем, к примеру, наркомафия хуже, чем все остальные хуже? Я уже ничему не удивлюсь после этих заявлений господина Силуанова.
— Компании заложили в бизнес-планы двукратную официальную инфляцию. О чем это говорит?
— Это говорит о крайне консервативной позиции крупных корпораций и о крайне высоком доверии крупных корпораций государству, потому что закладывать в расчеты двукратную официальную инфляцию, то есть думать, что реальный рост цен будет в два раза выше официально объявляемого, это очень высокий уровень доверия к либералам, которые нами управляют.
Честно говоря, люди, которые испытывают такое доверие к официальным документам, они, скорее всего, будут жестоко наказаны. В реальности официальная инфляция отстает от реальной примерно в 2-3 раза. Вот, скажем, бюджет этого года 2026 строится, исходя из того, что у нас годовая инфляция составит 4%. То есть названные вами фирмы исходят из того, что годовая инфляция составит 8%.
— Прогнозируют рост числа уходов малых предприятий в тень и в наличные деньги — насколько это состоятельно?
— Я не стал бы валить все на НДС, потому что базовая проблема — это экономическая конъюнктура. Когда экономическая конъюнктура ухудшается, когда у людей становится меньше денег, тогда и сохранение НДС на прежнем уровне 20% было бы крайне болезненным для экономики.
Да, повышение НДС, повышение налогового давления в целом — это не только НДС — усилило удар по экономике, но это не главное. Главное — это целенаправленное ухудшение экономической конъюнктуры при помощи выполнения правил ВТО, хотя никто в мире с 2016 года не обращает внимания на эту организацию, фактически она и не работает с 2016 года. Также у нас запретительно дорогой кредит — это фактически запрет банкам кредитовать реальный сектор, иначе как под головоломный залог. Также у нас абсолютный произвол монополий, который поощряется государством, — вот это уничтожает экономику.
Кроме того, я не очень понимаю, почему речь о прогнозе, когда описывается то, что уже было в прошлом году. У нас в прошлом году случился резкий рост банкротств физлиц и предприятий, и закрытий. У нас в прошлом году почти резко замедлилось создание новых предприятий, потому что кто ж будет создавать новые предприятия и заниматься, открывать бизнес, когда вас уничтожают?
У нас в конце прошлого года произошел слом тенденции, до этого доля наличных снижалась, но в конце прошлого года доля наличных выросла, потому что мы видим блокирование технического прогресса, мы видим под предлогом борьбы с мошенничеством нас отбрасывают обратно в каменный век — целыми регионами отключается связь, точнее, перебои со связью.
На Камчатке дроновую опасность объявили. Ну, понятно, как долго будет дрон лететь из бандеровской Украины на Камчатку — надо отключить мобильную связь на Камчатке, это понятно. Вот в этих условиях, естественно, люди понимают: ну и что, что у вас есть деньги на счету в банке, а завтра связь отключат, или что похуже — вот реальный случай жизни: человек заплатил налог, ему заявили, что это мошеннический перевод.
Хотя, учитывая политику Минфина, в этой позиции есть определенная логика? Но человек заплатил налог, ему, соответственно, заморозили все счета. Жить-то как? Ну да, можно позвонить, но это как-то договоритесь, а то могут и не разблокировать, или разблокировать не сразу. Поэтому все, естественно, у кого есть деньги, конечно, стали обеспечивать себе запас наличных денег.
Ну а в дополнение ко всему, конечно, когда бизнесу сказано практически открыто: "мы вас убьем сейчас" — то, естественно, бизнес или закрывается или уходит в тень. Это же старая либеральная политика, которая у нас реализована в налоговой сфере — побороть бедность очень просто: нужно обложить бедных налогами дополнительными. Тогда быть бедным станет экономически невыгодно, и все сразу разбогатеют. Все так просто у нас реально, если вы бедный, то с фонда оплаты труда вы платите 39%, а если вы богатый, ну крутитесь через индивидуальное предприятие, платите 6%, теперь с НДС плюс проценты.
— Есть ли универсальная мера для МСП, после введения которой начнется бурный рост в МСП?
— Никаких проблем — освободить от налога на 5 лет, вообще от налогов освободить — все, пусть платит НДФЛ, никаких проблем. Но тогда запрещалкины и закрывашкины останутся без работы.
— А те меры, которые были предложены владельцу пекарни "Машенька" — помогут остальным?
— Нет, там все очень просто. Владелец пекарни "Машенька" дозвонился президенту. И бюрократы решили, как я понимаю, закрыть дозвонившегося полностью, чтобы не отсвечивал. После этого президент запомнил название и провел специальное совещание на эту тему 22 января. После этого, как честно сказал руководитель "Машеньки", "мне предоставили индивидуальные льготы, чтобы я смог не только существовать, но и развиваться". Но, по сути дела, ему дали индивидуальные льготы с его услуг, чтобы отчитаться, а не общие правила для того, чтобы кто-то ими мог воспользоваться.
— Тогда что делать всему МСП, чтобы выжить?
— Они смогут объявить себя филиалом "Машеньки", тогда все будет хорошо. Это хороший способ, есть административный ресурс благодаря вот этому прорыву, воспользуйтесь, обратитесь к человеку, скажите, вот я, у меня есть предприятие, я могу войти в ваш состав, пожалуйста. Потому что право на существование стоит того, чтобы отдать долю в капитале. Это, кстати говоря, не исламский банкинг, но, в общем-то, тоже сфера такого миграционной диаспоральной деятельности, просто это будет диаспора в России. Это единственный случай, когда можно создать диаспору собственно жителей России, правда, не будет у нее таких прав, как у реальной диаспоры, но хоть как-то можно будет крутиться.
https://www.nakanune.ru/articles/124317/