В начале октября украинские источники пафосно отрапортовали о якобы уничтоженной боевой машине поддержки танков (БМПТ) в районе Кременной. Впоследствии оказалось, что машина была повреждена, однако ей удалось уйти с поля боя своим ходом, несмотря на миномётный обстрел и четыре попадания FPV-дронов. Экипаж не пострадал.
Этот случай в очередной раз возвращает к вопросу эффективности применения FPV-дронов вообще и против тяжёлой техники в частности. Об этом в нашей колонке в "специально для RT" (https://t.me/c/1686844692/4977)
Эффективны ли FPV-дроны?
Опыт боевого применения такого рода аппаратов позволяет говорить в лучшем случае об ограниченной эффективности в узком коридоре условий, таких как отсутствие вражеского РЭБ, хорошая погода, светлое время суток и т. д.
По сути это вепонизированные коммерческие дроны со всеми вытекающими наборами ограничений в виде незащищённых каналов управления и компонентов, не приспособленных для применения в боевых условиях.
На данный момент они неплохо зарекомендовали себя против неукрытой пехоты, небронированного или легкобронированного транспорта, а также стационарных позиций и полевых укреплений противника. Небесполезными оказались FPV-дроны и для добивания обездвиженной вражеской техники.
Однако очень многое по-прежнему зависит от квалификации операторов, которая далеко не однородна.
Разумеется, никакого «влетания в форточку» в 100% случаев нет и в помине — напротив, такие случаи крайне редки.
Одним из основных аргументов в пользу FPV-дронов были их якобы простота и дешевизна.
Однако полной картины по данному вопросу до сих пор нет: фэпевисты с обеих сторон не делятся статистикой в разрезе того, сколько дронов было потрачено вообще, а сколько из них успешно поразило цель. Нет уверенности и насчёт успешности поражений. Подтверждения ударов средствами объективного контроля публикуются нечасто.
А что с танками?
Успешные поражения тяжелобронированной техники, включая танки и БМПТ, исчезающе редки. И даже удачное попадание с проломом брони не гарантирует, что боевая машина будет уничтожена или хотя бы выведена из строя.
Чаще всего страдает от FPV внешнее оборудование танков, реже — пушка или элементы ходовой части. И то при условии, что оператор сможет довести дрон до цели и поразить нужное место. Движение бронеобъекта, пыль, дым, ветер и множество других условий осложняют эту задачу. В случае с БМПТ противник бил в корму и заднюю часть боевого отделения. Машина получила повреждения, но не была уничтожена.
Что в итоге?
Серьёзной угрозой бронетехнике вепонизированные коммерческие дроны не стали, хотя работа в этом направлении, конечно, идёт. Появляются и развиваются новые меры противодействия, усиливается защита бронетехники. А в районе, серьёзно прикрытом средствами войсковой РЭБ, применение коммерческих дронов практически невозможно.
Любая эволюция неизбежно приведёт к усложнению конструкции, а значит, и к удорожанию серийного изделия. А вот появление изделий с таким же набором функций, но прошедших через серьёзное тестирование и государственные испытания, неизбежно.
Случай с БМПТ стал очередным подтверждением того факта, что FPV-дроны далеки от идеала и их часто наделяют возможностями, которых у них нет.
Пока FPV ещё можно использовать в качестве нишевого оружия для ограниченного спектра задач, но, по большому счёту, время кустарных FPV-дронов уходит. Каким будет следующее поколение дронов, представить несложно. Основная работа будет сосредоточена на всепогодности и круглосуточности применения, но, сколько времени займёт разработка таких дронов, предсказать сложно.