"Ростех" передает концерну "Техмаш" предприятия "Уралвагонзавода" по производству артиллерийского вооружения, а сам УВЗ сосредоточится на танках. Такая передача внутри "Ростеха" объясняется тем, что так можно будет удовлетворить потребности спецоперации в артиллерии. То есть УВЗ теряет не только несколько заводов (екатеринбургские "Уралтрансмаш", "Завод №9" и нижегородское ЦНИИ "Буревестник"), но и упускает крупные госзаказы. Кому же они уплывают? Подробности — в материале Накануне.RU.
Все передаваемые производства УВЗ занимаются выпуском ствольных артиллерийских систем, а научно-производственный концерн "Техмаш" выпускает высокоточные артиллерийские и танковые боеприпасы различного назначения, реактивные системы залпового огня, неуправляемые авиационные ракеты, малокалиберные боеприпасы, авиационно-бомбовые средства поражения. Таким образом, "Ростех" планирует консолидировать предприятия артиллерийского вооружения, чтобы нарастить поставки современного оружия в войска в соответствии с потребностями СВО.
НПК "Техмаш" была учреждена "Ростехом" в 2011 году. В 2020 году дочернее предприятие АО "НПК "Технологии машиностроения" было продано "Технодинамике". В 2018 году группа компаний "Динамика" владельца НК Банка Виктора Григорьева в результате закрытого аукциона получила 75% минус одна акция холдинга "Технодинамика", входящего в авиакластер госкорпорации "Ростех", госкорпорация сохранила за собой блокирующий пакет в 25% плюс одна акция.
С одной стороны, может показаться, что все это просто перекладывание из одного кармана госкорпорации в другой. И все-таки речь идет о том, что крупнейшие предприятия ОПК уходят под частный контроль. Становится непонятно, как в наше спецоперационное время, когда оборонный заказ — история про выживание государства, происходит передача предприятий оборонного комплекса из рук государственных корпораций в руки частные, это чем-то оправдано?
"РИА Катюша" задается вопросом о новом владельце предприятий УВЗ Григорьеве: "Хотелось бы понять, как человек с экономическим образованием, заточенный на получение максимальной прибыли, а не производства качественного товара для нужд армии по приемлемой цене, должен понять, что производство пушек — это ни разу не бизнес, а часть оборонной доктрины страны?"
Кстати, вокруг финансово-промышленного конгломерата "Технодинамика" то и дело разгораются скандалы, например, по поводу затянувшейся реконструкции "Казанского авиационного завода", как пишет издание "Версия": "Стратегия концерна выглядит так, что проблемы одних предприятий он пытается решить за счет поглощения других?"
В условиях, когда министр обороны Сергей Шойгу и бывший премьер-министр Дмитрий Медведев ездят по стране и шерстят оборонные заводы — следят за выполнением гособоронзаказа, такие рокировки вызывают вопросы. Неужели корпорация УВЗ, которая начала проводить активную консолидацию активов еще при Олеге Сиенко, не справлялась? Одно пока радует: работники предприятий останутся на своих местах, а передача предприятий нужна для "достижения производственных и экономических эффектов". И все, что происходит, легко объясняется актуальной повесткой — консолидация производство нужна из-за резкого роста потребностей армии. Кстати, Медведев был на "Уралвагонзаводе" в Нижнем Тагиле осенью 2022 года и обсуждал вопросы ускорения поставок техники в войска РФ для использования в ходе специальной военной операции. И вот не прошло и полгода...
"Сейчас нужно все реанимировать, — поясняет ситуацию экс-начальник главного штаба Сухопутных войск ВС РФ генерал Сергей Скоков в беседе с Накануне.RU. — Все, что сейчас происходит, — правильно. "Технодинамика" — группа с хорошим потенциалом — и с административным, и с финансовым, сейчас нужна приличная оборонка, а не умирающая. Все, что сейчас делается, делается совершенно верно".
Видимо, в результате СВО были выявлены недочеты, которые сегодня усиленно решают.
"Я не вижу никаких проблем в том, что предприятия перейдут в частные руки, лишь бы они работали. Из чего, собственно, следует, что частники будут работать хуже? Главное, чтобы продукция выдавалась — больше ничего не нужно. Сейчас другая проблема — не хватает людей, которые будут производить эту продукцию", — говорит военный эксперт Александр Храмчихин.
Военный эксперт Владимир Орлов также не видит странностей в том, что в наше спецоперационное время государство готово как будто терять контроль над оборонкой, а в этот мега-прибыльный бизнес все больше включаются дельцы из частного сектора. Неужели все это — слияния и поглощения в режиме ручного госуправления?
"СВО немного перестроила политику нашего государственного управления, высветила проблемы — многие проекты оказались не реализованы, хотя нам говорили, что они реализованы, по факту они оказались существующими лишь в опытных экземплярах, либо вообще на бумаге. Естественно, руководство государства начало спрашивать — куда ушли все деньги? Теперь мы видим, что идут достаточно серьезные кадровые чистки, в том числе в промышленности, в региональном управлении. СВО помогла выявить уязвимые места, выявить проблемы, которые не решались десятилетиями, подсветить эти проблемы, сейчас высшая государственная власть в ручном режиме занимается исправлением этой ситуации", — говорит военный эксперт Владимир Орлов.
Если же говорить о передаче оборонных предприятий из собственности "Ростеха" в руки других коммерческих организаций, то на самом деле здесь нет ничего необычного. "Ростех" — это такая же коммерческая организация, только с государственным участием, напоминает эксперт, и если эти частные руки заинтересованы в развитии предприятия, то почему бы и нет?
Все-таки это не как в 90-е, когда заводы пилили на иголки, напоминает Орлов. И с такой постановкой вопроса легко было бы согласиться до 2022 года, а сейчас, когда Запад вводит персональные санкции против отдельных бизнесменов, становится очень волнительно, когда от таких частников зависит оборонная доктрина страны. А где тонко — там и рвется? Но эксперт уверен, что последние события показывают: бизнес показал себя достаточно патриотичным. И многие бизнесмены осознали, что уводить деньги из страны — все равно что отдавать их другим государствам, лучше вкладываться в работу внутри России.
"Естественно, будут американцы оказывать давление на любых физических, юридических лиц, которых они считают своими противниками — это вне всякого сомнения будет происходить. Можно посмотреть на того же Дерипаску, перипетии его взаимоотношений с американским правосудием, — говорит Орлов. — Но даже его предприятия, которые входят в его холдинг, достаточно эффективно работают, усиливают свое производство и за счет санкций вынуждены развивать дополнительные направления производства, дополнительные направления бизнеса, чтобы решить те проблемы".
Что же касается истории про 90-ые, когда заводы продавали на иголки, то не слишком ли она затянулась? Из-за халатного в прошлом отношения государства к промышленным гигантам мы потеряли огромный потенциал, и как его восполнить? Частными руками? Потери, произошедшие уже в современную эпоху, перечисляет политический деятель, экс-спикер парламента Новороссии Олег Царев:
"В 2011-2012 мы потеряли "Сибсельмаш", который взяла под крыло известная госкорпорация, кредитовала предприятие, а потом его обанкротила, как непрофильный актив — землю отдали под строительство жилого комплекса и технопарка. "НПП "Темп" — руководство противостояло рейдерскому захвату, в итоге — условные сроки и уничтожение оборонного предприятия. Сегодня под угрозой ПАО "Мотовилихинские заводы". Завод им. М.И. Калинина, выпускавший еще в блокадном Ленинграде ракетные установки "Катюши", распродает имущество [в Санкт-Петербурге]. Возможность арендовать 1,5 га территории предприятия выставлена на торги: земельный участок завода можно использовать "под строительство жилья или апартаментов.
Сегодня "невидимую руку рынка" взяли под "ручное управление" и сделали более видимой, но хорошо, если эта ловкость рук будет на пользу обороне страны, а не как обычно — фокус и "никакого мошенничества". Все ли под контролем у государства с такими сделками, и если да, то как долго этот контроль продлится?
https://www.nakanune.ru/articles/120717/