Как рассказал министр здравоохранения Михаил Мурашко на заседании Совета студентов медицинских и фармацевтических вузов, в российских медвузах обучаются студенты примерно из 100 стран мира, и более того, количество иностранных студентов там превысило допандемийные показатели, что считается очень хорошим результатом.
Но прежде чем объявлять такую статистику как положительную, следует решить множество проблем как в сфере здравоохранения, так и в сфере медицинского образования, не говоря о том, что в медицине уже происходит частичное замещение иностранцами российского персонала.
Еще в 2019 году в Минтруде пришли к тому, что для снижения дефицита кадров в здравоохранении необходимо привлечь мигрантов "из числа бывших соотечественников", а именно из бывших советских республик: Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Армения, Азербайджан, Киргизия, Молдавия, Белоруссия. По статистике Минздрава, одним только поликлиникам не хватает более 25 тысяч врачей и около 130 тысяч медсестер и других представителей среднего звена.
Точной статистики того, сколько сейчас в лечебных учреждениях работает бывших соотечественников, нет, но вероятно, что теперь "гастарбайтеров в медицине" может стать еще больше. Своим мнением об этом с Накануне.RU поделилась заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, профессор департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Александрова.
— Количество иностранных студентов в медвузах превысило допандемийные показатели, и появляются опасения, что количество работников из других стран в медицине будет возрастать — такие опасения справедливы?
— В том, что российское медицинское образование привлекает иностранных студентов, нет ничего плохого, в советский период у нас тоже училось много студентов, прежде всего, из развивающихся стран, не говоря о том, что вообще студенческий научный обмен — это полезно, потому что потом эти люди, вернувшись на родину, могут стать известными врачами, сделать какое-то открытие.
Опасность увеличения "медицинских гастарбайтеров" вообще есть, опасностей много в нашем здравоохранении, но это напрямую не связано с иностранными студентами. Дело в том, что у нас и так в разных секторах экономики — а здравоохранение это теперь отрасль экономики в буквальном смысле слова — видно, что уже происходит определенное замещение.
Вот пример: несколько лет назад в поликлинике, которая раньше относилась к системе РАН, моим участковым терапевтом был врач из Шри-Ланки. Я как исследователь здравоохранения с ним разговорилась, и там, кажется, не все было урегулировано даже с гражданством с его стороны. Но в рамках "оптимизации" понятно, что многие врачи ушли или были выдавлены из системы здравоохранения, и вот такое замещение проходило.
— То есть все проблемы опять сводятся к "оптимизации"?
— На самом деле, все проблемы нашего здравоохранения лежат в другой плоскости. Дело в том, что даже если немного повысили зарплаты медицинским работникам, они все равно остаются совершенно несоразмерны той нагрузке, которая ложится на врачей после проведенной "оптимизации". То время, которое врачи городских медицинских государственных учреждений могут уделять пациенту, совершенно не соответствует необходимому времени, чтобы внимательно осмотреть, предположить диагноз и так далее. Те 10-15 минут, которые выделяются по нормам — это абсолютное несоответствие.
Еще одна проблема лежит в области медицинского образования — во-первых, контингент, который приходит на учебу. С учетом того, как у нас работают школы и как работает ЕГЭ, в медицинских вузах приходится доучивать на первых курсах химии, биологии, то есть тому, что недодала школа. Очень много проблем у целевиков, когда, невзирая на уровень входных знаний, принимают абитуриентов, а это влияет на средний уровень обучающихся. Во-вторых, те преобразования, которые произведены в медицинском образовании, связаны с тем, что теперь студенты мало взаимодействуют с пациентами под руководством преподавателей. Предполагается, что они должны отрабатывать навыки на симуляторах, но многие симуляторы очень дорогие, в значительной степени они импортные, а сегодня это еще больше усложняет ситуацию обеспеченности такими симуляторами. Поэтому даже на симуляторах далеко не всегда удается отрабатывать необходимые навыки.
— А финансирование в сфере медицинского образования достаточное?
— Это еще одна проблема — организация образовательного процесса, это тянется еще с 2010-х годов, когда существенно увеличились группы студентов. То есть увеличилось количество студентов, приходящихся на одного преподавателя, а когда у вас большая группа, это совершенно другая возможность донести материал до каждого студента. Это связано с подушевым финансированием, где нормативы финансирования абсолютно не соответствуют потребностям. Это все — "оптимизация", "оптимизация" и снова "оптимизация".
Следующая проблема медицинского образования — подведение итоговой оценки. Очень много нареканий вызывает тестовая система. Очень непросто сделать тесты адекватными с точки зрения возможности оценки выходных знаний.
— Получается, что все минусы перекрывают тот плюс, что иностранных студентов стало больше?
— Да, и есть еще очень важный момент, это проблема двусторонняя — и я с этим сталкиваюсь, и мои коллеги сталкиваются с тем, что в России понижена планка знания языка для иностранных студентов. Так важно было привлечь иностранцев, особенно до самого последнего момента, когда наши университеты пытались войти в эти зарубежные рейтинги, и была эта программа "5-100", а там одна из позиций — количество иностранных студентов. И приезжали, например, китайцы, которые понимают только китайский язык, и преподаватели мучились. И если вы в хороший зарубежный вуз попробуете поступать, вы замучаетесь сдавать эти экзамены. Но у нас с целью привлечь иностранных студентов и тем самым иметь позицию в рейтинге и привлечь внебюджетных денег, снижают этот уровень языкового знания. Это тоже сказывается.
— Если подводить итог, то все-таки риски появления большего числа иностранных граждан в медицине велики?
— Риски замещения россиян гастарбайтерами есть, но они появились не сегодня и не со студентами связаны. Основные наши проблемы связаны не с тем, что к нам приедет много студентов из Юго-Восточной Азии или из Африки, насколько они захотят у нас тут работать — еще большой вопрос. А вот что касается бывших стран СНГ, то они и так давно присутствуют на нашем рынке труда. Но главный фокус внимания должен быть на другом: во-первых, на том, чтобы устранить те факторы, которые снижают эффективность медицинского образования; во-вторых, необходимо создать нормальные условия труда для врачей, чтобы была адекватная зарплата и не чрезмерная нагрузка.
https://www.nakanune.ru/articles/120739/