Уже почти год Россия участвует в полноценной СВО. За это время изменилось наше общество, часть которого начала активно заниматься поддержкой армии. Изменились законы… вот только правила игры в финансовой сфере остались прежними. И это — большая проблема.
Российское законодательство, регулирующее коммерческую деятельность, вопрос инвестиций в области взаимодействия с международными корпорациями, а также дилемма национализации и конфискации имущества и активов стран и лиц, являющихся недружественными по отношению к нашей стране — требуют если не кардинальных изменений, то основательной актуализации. Связано это в первую очередь с тем, что большинство людей в обществе до сих пор не прошло фазу отрицания происходящего. Многие живут в параллельной реальности, в которой не было никакого 24 февраля. К сожалению, среди этих людей и те, кто принимает стратегически важные решения. На данный момент важно помочь обществу перестроиться, задать ему правильный курс, прежде всего актуализируя правила в соответствии с новой реальностью. Но сейчас мы бы хотели заострить внимание на одной важной проблеме, которая напрямую связана и с законами, и с российским обществом, и с СВО.
Давно известно, что волонтерская деятельность, особенно для юрлиц, в нашей стране находится в «серой правовой зоне». Если бизнес хочет помочь Родине, если компания хочет купить и привезти коптеры, она гарантированно столкнется с проблемами. Причем дело не в санкциях, американском SDN или других подобных историях — все проще. Почти наверняка больше всего проблем организациям, занимающимся волонтерской деятельностью, доставит российское финансовое регулирование. Оно само по себе подталкивает к использованию банковских счетов вместо наличных денег. Вот только в наше время именно кэш является основным способом обхода ограничений. Простите, о каких транзакциях из России в зарубежные банки вообще может идти речь, если у нас половина банковской системы под блокирующими санкциями?! Может нам предложить волонтерам еще и через SWIFT поработать?
Волонтеры-физлица свои проблемы решили. А вот у юрлиц сейчас много сложностей. А ведь зачастую именно они ввозят в Россию очень важное и нужное для СВО снаряжение.
В чем конкретно проблема? Представим себе простую и привычную картину времен СВО — вот у нас есть юрлицо, которое хочет купить что-нибудь полезное для фронта. Аптечки, шлемы, пластины для бронежилетов, беспилотники или что-то иное — этот список практически бесконечен. Для многих будет открытием, но большинство этих вещей покупается… за наличку. Более того, часть вообще приобретается на «Авито». И вот так выходит, что с точки зрения банков и регулятора такие люди действительно получают большое количество переводов «непонятного» происхождения, а потом выводят их в наличку. Или, наоборот, к ним приходят сотни тысяч, а то и миллионы рублей сомнительных доходов, или даже государственных денег, которые они тут же кому-то сами переводят, или снова снимают со счетов.
«Да это же типичный обнал!» – скажут налоговая, Росфинмониторинг и ЦБ. И создадут такому юрлицу множество проблем. Нет, это не обнал — это наши новые реалии.
С точки зрения банка, с точки зрения Росфинмониторинга, с точки зрения ЦБ это выглядит как противозаконные действия. И в любое другое время такие счета необходимо немедленно блокировать… Вот только на дворе 2023 год, экономика перестраивается, меняются законы в соответствии с новыми внешними вызовами. При этом 115-ФЗ до сих пор не учитывает наличие огромного количества организаций, которые вместе с обычными волонтерами помогают нашим бойцам, участвующим в СВО.
Пора понять, что финансовое регулирование «мирного времени» немного устарело, и его надо приводить в согласие с текущими реалиями. Более того, когда возникла необходимость, ЦБ действовал очень быстро — извините, у нас с февраля 2022 года внесли огромное количество изменений, вспомните хотя бы то, как ЦБ «разгрузил» капитал банков — держателей санкционных активов. Что мешает принять еще несколько таких нужных решений?
Как только компании начинают собирать деньги и, важное уточнение, тратить их, в дело вступают Росфинмониторинг, ЦБ и знаменитый 115-ФЗ — закон о борьбе с отмыванием доходов. «Объясните, откуда у вас эти средства? Что значит "собрал на нужды армии"? А куда потратили? А чеки на каждый рубль есть?» — и это вполне реальные вопросы, с которыми сталкиваются люди, взявшие на себя и без того большую ответственность в организации помощи фронту.
С точки зрения банковских транзакций среднестатистический волонтер практически не отличается от криптообменника, который мало того что находится в правовой «серой зоне», так еще и регулярно используется для отмывания денег. И получается замкнутый круг — вроде бы все понимают проблематику, но банки прямо говорят, что без создания нормативной базы они обязаны блокировать такие карты и счета.
Скоро пойдет второй год СВО, и такая ситуация как минимум очень странная. Надо ее менять! Повторимся, в первую очередь сейчас сложности с юрлицами.
На наш взгляд, есть только один способ решить проблему без реформы действующего законодательства — вывести часть счетов и карт из-под действия 115-ФЗ. Делать это нужно аккуратно, но решительно — чтобы и волонтерам не мешать, и «прачечным» жизнь не упрощать.
Итак, «Суверенная экономика» предлагает сделать следующее:
1. Вводим понятие «белого списка» волонтеров. Туда могут попасть и физлица, и юрлица. Это могут быть два отдельных списка, но главное — получить понятный для банков перечень людей и компаний, которые с точки зрения государства являются «волонтерами».
2. Создаем простой и понятный механизм включения в «белые списки». Это может быть уже осуществляемая волонтерская деятельность, участие в различных благотворительных акциях, что угодно.
Важно — сделать механизм максимально простым и понятным. То есть без предоставления десятков документов и выписок, и для его формирования нужны не ЦБ и Налоговая, а участие Администрации Президента и иных государственных структур. Все мы прекрасно знаем, кто собирает деньги для фронта и как за них отчитываются. Необходимо в кратчайшие сроки запустить и отработать сам процесс включения в списки и работу всех заинтересованных ведомств. Просто помните, что каждый день промедления, каждая блокировка счета — это недоехавшее до фронта снаряжение.
Следует понимать, что все волонтеры разные. Загнать под один шаблон покупку бронежилетов на «Авито», завоз обогревателей в Мариуполь и покупку коптеров на благо Родины в Эмиратах — нереально.
В любом случае механизм должен быть внятным, и, что не менее важно, он должен быть адекватным ситуации. Например, требовать выписки и чеки — это безумие, волонтеры очень много всего нужного для армии покупают за наличку. А вот отчеты о сборах надо правильно оценивать, и здесь для принятия решения о включении «в список» необходимо будет создание межведомственной комиссии с участием представителей ЦБ, Росфинмониторинга и компетентных органов, способных оценить волонтерскую деятельность. Возможно, это будет представитель парламентской координационной группы по вопросам специальной военной операции.
Только, пожалуйста, не превратите происходящее в праздник бюрократии — механизм должен быть действительно рабочим! Максимум неделя — и запрос или одобряется, или отклоняется с понятной формулировкой отказа.
3. Большое значение имеет создание и такого же понятного механизма исключения из «белых списков». Мы понимаем, что злоупотребления могут быть, и «карта волонтера» — это инструмент помощи, а не способ сомнительного заработка. Держатель «карты волонтера» или владелец счета должен отвечать на вопросы надзорных органов при их возникновении — только в другом режиме. Никаких внезапных блокировок, как это происходит сейчас, никаких выписок на каждую операцию. Но если мы понимаем, что по карте идут обороты на десятки миллионов рублей, а подтвердить «покупки» (пусть даже и фотографиями) может от силы на пару сотен тысяч… что ж, возможно, пришло время кого-то исключить из списка. Любые жалобы на мошеннические действия — аналогично.
4. Теперь самое главное — нам нужен новый продукт, «карта волонтера» или «счет волонтера». Важно: он может быть использован только для сборов и только для покупки объектов волонтерской деятельности. Или для снятия налички (да, уважаемые коллеги из ЦБ, именно так). И вот эти счета необходимо вывести из-под действия 115-ФЗ. То есть чтобы с ними не происходило, сколько бы денег по ним не проходило — они не блокируются. Хотите, поставьте лимит на пару десятков миллионов рублей в месяц для физлиц. Даже если карта работает только на сбор средств и вывод их в кэш, то она все равно не блокируется. Она вообще блокируется только в одном случае — если владелец карты или счета исключается из списка, то есть связывается с обналом, мошенничеством или криптой.
5. А дальше — мы начинаем выпускать эти карты. Для этого нет смысла привлекать все банки, или даже все системно значимые банки — достаточно условного «Сбера» или ПСБ. Да, им придется создать новый пакет документов для дистанционного банковского обслуживания, но, поверьте, они сделают это быстрее, чем ЦБ примет положение о «карте волонтера».
6. Первыми владельцами карт и счетов должны стать уже существующие и активно действующие волонтерские организации — как мы уже писали, можно считать это пилотным проектом.
В итоге получается разумный компромисс. С одной стороны, волонтерская деятельность выходит из «серой зоны», армия продолжает получать нужные ей вещи, люди продолжают помогать близким и далеким людям, приближая нашу общую победу. С другой — здравый и разумный контроль позволяет пресекать сомнительную деятельность людей, которые под видом помощи Родине занимаются незаконным бизнесом.
Мы все прекрасно понимаем, что решение вывести часть счетов из-под 115-ФЗ — это временное, сложное, но очень-очень нужное решение. И финансовым властям стоит его принять. В конце концов, чем лучше будут работать поставки, тем быстрее экономика России вернется на круги своя.
https://readovka.biz/broken-wings