Во время заседания на конгрессе "ОргЗдрав —2023" прошло заседание на самую животрепещущую тему — откуда брать деньги на медицину? Известно, что финансирование здравоохранения не раз подвергалось изменениям, особо большой прилив средств в социально важную сферу произошел в 2020 году. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло — пандемия ковид-19 показала, насколько важно выделять достаточно средств и на больницы, и на зарплаты. Только кардинально ситуация все равно не изменилась. Хватает ли нам финансирования в 4% ВВП — разбирались эксперты "ОргЗдрава".
Финансирование здравоохранения выросло до 4% ВВП, тогда как до 2020 года было около 3%, но и нынешний уровень все равно подвергается сомнению, так как в развитых странах объем средств составляет 7-8% ВВП.
На "ОргЗдраве" член комитета Государственной думы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева выступила с докладом, в котором подробно объяснила, как при и без того небольшом уровне финансирования в системе здравоохранения теряются деньги. В России создалась очень запутанная система финансирования. Вначале федеральный бюджет направляет деньги ФОМС, а потом ФОМС напрямую финансирует то, что должен финансировать федеральный бюджет. Так и происходит кругооборот средств в системе здравоохранения. Возникают и постоянные противоречия между регионами-донорами и регионами-реципиентами.
"Судя по структуре финансирования здравоохранения по уровням бюджетной системы, как специалист в области бюджета скажу, что такого количества финансовых противотоков, как в здравоохранении, нигде нет. Трансфер от федерального бюджета к ФОМС и обратно, из федерального бюджета в бюджет субъекта, из бюджета субъекта обратно в федеральный, взносы на неработающее население. Естественно, когда считают общий объем, то двойной счет не все вычитают", — говорит Оксана Дмитриева.
Двойная бухгалтерия в северной столице, например, маскировала 30 млрд руб. разницы между тем, что платят наверх и сколько возвращают назад, заявляет депутат Госдумы. Межбюджетные трансферты маскируют недофинансированность здравоохранения.
Есть вопросы и к тому, как распределяются деньги и по федеральному бюджету, на каждое направление — 200-300 млн, и это на всю страну, рассказывает Дмитриева, по 1-1,5 млн на регион. Многие строчки расходов дублируются. Что касается страховых взносов государства за неработающее население — еще одна болезненная тема в нездоровой системе. Из бюджета региона нужно заплатить за неработающее население в федеральный бюджет, Оксана Дмитриева задается вопросом — какой смысл от региона забирать эти деньги, если региону потом все равно дают дотации? Негативно сказалась и коммерциализация медучреждений, чего стоило ожидать.
"У нас при таких возможностях высокая смертность, потому что у нас нет доступности. В крупных городах пациенты могут получить определенную помощь, число долгожителей у нас увеличилось. Только теперь они не на Кавказе, а в Москве и Санкт-Петербурге. Потому что там есть доступность медицинской помощи. В провинции люди прощаются с жизнью, потому что фельдшера не было", — сетует Оксана Дмитриева.
Наиболее тревожный момент сегодня в сфере медицинской науки, которая входит в общую — здравоохранение. Никаких закупок за рубежом сейчас нет и в грядущем не будет, значит, вкладывать в разработку своих технологий (в том числе и биотехнологий) нужно в разы больше. Каково же финансирование медицинской науки? Доля от общих расходов на здравоохранение должна быть достаточной, ведь это инновационная сфера, где развитие технологий может обеспечить очень многое. Дмитриева констатирует — доля на науку здесь меньше 1%.
При этом расходы на администрирование медицинских фондов, в том числе ОМС, по приблизительным расчетам экспертов, обходятся в 50-60 млрд руб.
"Что сейчас мешает в два раза увеличить финансирование здравоохранения? Тут же будет усложнена организационная схема, потому что у нас чиновничество борется с безработицей среди себя, а перекладывать бумажки значительно комфортнее, чем выслушивать пациентов", — констатирует экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин на встрече.
Он согласен с тем, что нас ждет катастрофа, если не развивать собственные технологии, на которые сегодня выделяется трагически мало средств. Распад современных рынков будет приводить и уже приводит к утрате сверхсложных технологий. Мы не сможем закупить следующее поколение МРТ-аппаратов, потому что их не будет или нам их не продадут, считает он.
"В 2021 году у нас сокращение населения превысило 1 млн человек, в 2022 году — на 600 тыс. человек превысило. Кто-то за это был наказан? Нет. Если за что-то не наказывают, значит, все правильно. И можно сколько угодно обсуждать конкретные проблемы медицины и ее организации, террор, который устроили ФОМСы по всей стране и устраивают уже лет десять", — говорит Михаил Делягин.
Заместитель председателя подкомиссии РСПП по государственно-частному партнерству в здравоохранении Анна Ярвиц подтверждает, что сегодня вопрос, где взять деньги, звучит практически на всех медицинских площадках. Например, на модернизацию амбулаторного звена в бюджете заложено 560 млрд руб., но, по мнению эксперта, нужно еще 650 млрд.
"То есть только на амбулаторное звено нужно больше триллиона. Вопрос о том, где взять деньги, встает очень остро. Мы посчитали, что попросить деньги у федеральных органов власти, у нашего Министерства здравоохранения или обратиться в ФОМС является тупиковым путем, поскольку уже были сказаны все слова по поводу ограниченности бюджета. А для инвестиций нет никаких льгот", — говорит Ярвиц.
Нет льгот для тех, кто готов вкладывать инвестиции в здравоохранение. При этом в России есть льготы в системе образования (это известная ПроШкола), есть поддержка внутреннего туризма, инвестируют в строительство дорог, но не в строительство здравоохранения. Все потому, что органы власти неспособны на долгосрочное планирование с горизонтом хотя бы в 20 лет в отношении развития здравоохранения, считает эксперт.
Руководитель Института океанологии РАН, академик, доктор физико-математических наук, экс-кандидат в президенты РАН Роберт Нигматулин, подводя итог дискуссии, сказал о том, что, несмотря на колоссальные успехи в современной медицине, смертность сегодня на 200 тыс. в год выше, чем была в советские годы.
"Смертность в трудоспособном возрасте — колоссальная экономическая проблема. У нас во многих сферах не хватает людей", — добавил Нигматулин.
Коренным образом должна измениться система финансирования здравоохранения и его доля в бюджете должна составлять 7-8%.
"7-8% — это исходя из кривой я прикинул, нужно для того, чтобы нам достичь уровня смертности, какой был в СССР и какой есть в новых стран Европы, нам нужно ежегодно, в течение пяти лет 400-500 млрд добавлять. А если столько же добавлять еще пять лет, то получим уровень смертности, как в Европе", — пришел к выводу эксперт.
https://www.nakanune.ru/articles/120971/