Старая статья:Мировой кризис ударил не только по «гражданским» секторам экономики, но и по программам закупки военной техники и вооружений. Однако существует один рыночный сегмент, который если и пострадал, то понес не слишком значительные потери. Это бронированные автомобили для армии и других силовых структур.
Такая ситуация достаточно логична. В самом деле: в кризисные времена растет социальная напряженность, активизируются повстанческие движения разного толка и «идейной платформы», и даже инертные в периоды стабильности слои общества начинает лихорадить.
Противопоставить этому (если, конечно, не затрагивать усилия государств по укреплению шатающихся экономик) можно только силу. Подготовка даже обычного армейского пехотинца стоит недешево, а уж о квалифицированном бойце специальных силовых структур и говорить нечего. Следовательно, живая сила в локальных конфликтах должна быть хорошо защищена.
Именно поэтому закупками бронированных автомобилей озабочены и Соединенные Штаты, не слишком уютно чувствующие себя на оккупированных территориях Ирака и Афганистана, и страны Африки, которые если и не воюют сами, то имеют воюющих соседей, и Россия, имеющая постоянный очаг напряженности на Северном Кавказе.
Армия США в настоящее время широко использует MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), бронированный автомобиль с противоминной защитой. Более полутора тысяч таких машин задействованы в Афганистане, и почти десять тысяч – в Ираке. Пока еще остаются в силе планы Пентагона по закупке еще двух тысяч бронеавтомобилей MRAP.
Однако MRAP не вполне удовлетворяет требованиям американских военных. Этот бронированный грузовик, весящий 28 тыс. фунтов (12,7 т) обладает достаточно высоким уровнем баллистической и противоминной защиты, однако его маневренность и проходимость оставляют желать лучшего. Бронированная версия многоцелевого колесного транспортера HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), который ошибочно называют «Хаммером», более маневренна, однако американцев не устраивает уровень ее защищенности.
Особенно это относится к Афганистану, где отмечается постоянный рост количества «придорожных» фугасов. Согласно отчетам армии, в 2008 году там зафиксировано применение 3276 самодельных взрывных устройств (СВУ). В результате этого погиб 161 и ранены 722 военнослужащих коалиции. А уходить из Афганистана, в отличие от Ирака, американцы пока не планируют.
Вследствие этого армия США заказала новый бронированный автомобиль. По заявлениям военных, он должен сочетать маневренность HMMWV и уровень защищенности MRAP. Предполагается, что вначале армия получит так называемую «противоминную машину повышенной проходимости» (MRAP-ATV или M-ATV, All Terrain Vehicle). Затем будет развернуто серийное производство унифицированной легкой тактической машины JLTV (Joint Light Tactical Vehicle). По некоторым данным, в планах Пентагона значится закупка примерно десяти тысяч новых бронированных транспортных средств.
От воинственных американцев не отстают и миролюбивые европейцы. Например, весьма популярным в Европе является бронированный автомобиль LMV (Light Multirole Vehicle), разработанный Iveco Defence Vehicles – военным подразделением известной компании, производящей грузовики.
Он состоит на вооружении армии и гражданской гвардии Италии, что неудивительно. А вот то, что итальянские машины приняла на вооружение армия Великобритании – страны, имеющей давние традиции производства «простых» и бронированных внедорожников, следует признать успехом Iveco. LMV оказался единственным легким (максимальный вес – 7 т, грузоподъемность – 2,3 т) бронеавтомобилем, который прошел строгие испытания проходимости, эффективности и надежности, проводимые британским министерством обороны. Помимо двух упомянутых стран, LMV в значительных количествах закупают Бельгия, Хорватия и Испания. Он также будет поставляться в Норвегию и Чехию.
Германия в январе закупила у фирмы Krauss-Maffei бронированные грузовики Mungo. Броневиками Aravis (они сделаны на базе шасси Unimog U5000) оснащает армию французское правительство. Список этот можно продолжить.
Приятно осознавать, что и российские специалисты сумели в непростое для «оборонки» время создать вполне конкурентоспособные бронированные автомобили. Речь идет о продукции Арзамасского машиностроительного завода – специальных бронированных автомобилях «Медведь» и «Тигр».
Информация о «Тигре» появилась уже достаточно давно, а вот СПМ-3 «Медведь» был впервые показан журналистам «Военно-промышленной компанией» (ВПК) и «Арзамасским машиностроительным заводом» (АМЗ) только весной этого года.
Специалисты «Военно-инженерного центра» (это проектно-конструкторское подразделение ВПК, оно находится в Нижнем Новгороде) и кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Баумана разрабатывали «Медведя» в рамках ОКР под шифром БТР-ВВ – бронетранспортер для Внутренних Войск (МВД). Уровню защищенности «Медведя» было уделено особое внимание. Баллистическая защита выполнена по 6-му классу. На практике это означает способность выдержать попадание бронебойной пули Б-32, выпущенной из снайперской винтовки СВД с дистанции всего в 100 метров. Собственно, первый образец «Медведя» и был построен в основном для того, чтобы проверить конструктивно-компоновочные решения, обеспечивающие высокий уровень защищенности. Автомобиль имеет разнесенную броню (два слоя металла с воздушным зазором), плюс внутреннее противоосколочное покрытие.
Удар «Медведь» держит хорошо. При тестовых обстрелах ни одного сквозного пробития не отмечено – даже в критичных зонах (ими, в частности, являются стыки дверей) и в бронестеклах.
При этом, как сказали заводчане, ходовая часть имеет запас по грузоподъемности, что позволяет повысить уровень защиты за счет специального наполнителя между двумя слоями брони. По неофициальной информации, эта доработка позволит СПМ-3 выдерживать попадание пули калибра 12,7 мм.
Противоминная защита «Медведя» также выполнена на высоком уровне. Капотная компоновка, «корытообразная» форма нижней части кузова и большой клиренс (500 мм) позволяют выдерживать подрыв под колесом или под днищем фугаса массой до 6 кг в тротиловом эквиваленте. По словам заводских специалистов, некоторые доработки, включая сиденья с улучшенной амортизацией, позволят без радикальных переделок увеличить этот показатель до восьми (по другим данным – до десяти) килограммов.
Правда, пока это всего лишь расчетные и «лабораторные» данные – подрыв «автомобиля в сборе» еще не проводился. Первый (и пока единственный) «Медведь» как раз и должен пройти испытания на подрыв.
Оснащение СПМ-3 осуществляется по желанию заказчика. В комплексе имеются как «полицейские», так и «армейские» образцы оборудования и вооружения. Наиболее интересной для армии представляется дистанционно- управляемая турель, на которую может быть установлен пулемет «Корд» калибра 12,7 мм, либо ПКТМ (7,62 мм) или 30-миллиметровый автоматический гранатомет. СУО (система управления оружием) дистанционно управляемой турели построена на основе ТВ-камеры, работающей при низком уровне освещенности (НУТ), и лазерного дальномера. В нее также входят цифровой вычислитель и цветной жидкокристаллический монитор.
Существуют еще два варианта размещения пулемета «Корд». Он может быть установлен в башне от БТР-80 (БПУ-1М), что дает повышенную защиту стрелка, либо на турели без дистанционного управления (этот вариант – самый дешевый).
В перечне образцов специального оборудования СПМ-3 есть «Пелена» (система блокировки радиоуправления взрывных устройств), модули постановки дымовых завес БТД, система нелетальной защиты периметра «Рулет ВВ», ксеноновый управляемый прожектор ОУ-5М (при работе «на улице» он может работать в стробоскопическом режиме – специалисты говорят, что это весьма эффективно). Перечень длинный, можно упомянуть еще, например, фильтровентиляционную установку ФВУ-100 и систему пожаротушения колес «Допинг».
В целях удешевления производства в конструкции «Медведя» применяются серийные узлы и агрегаты автомобилей «Урал». Серийным является и двигатель – ЯМЗ-7601 (330 л.с.). Высокая удельная мощность (27,5 л.с. на тонну) обеспечивает на шоссе скорость до 100 км/ч, запас хода – 1400 км.
Интересно сравнить показатели «Медведя» и его отечественного конкурента – блиндированного автомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел». Из таблицы видно, что бронеавтомобиль из Арзамаса проигрывает только по одному показателю – ресурсу (250 и 350 тыс. км соответственно). Однако сейчас специалисты «Военно-инженерного центра» активно работают над существенным увеличением гарантийного пробега.
Заявленный ресурс двигателя СПМ-3 составляет 800 тыс. км. Независимая торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами «позаимствована» у БТР-90. Ход колеса составляет 300 мм, что обеспечивает «Медведю» хорошие внедорожные возможности (на трассах средней сложности рекомендуемая скорость – до 50 км/ч).
Помимо базового варианта, «Медведь» может использоваться в качестве командно-штабной (КШМ) и разведывательной машины, носителя средств огневой поддержки (ПТРК или миномет), машины радиационной, химической и бактериологической разведки (РХБР) и медицинской машины.
В перспективе «Медведь» получит БИУС (боевую информационно-управляющую систему), спутниковую навигацию и цифровые средства связи. В планах конструкторов – снижение тепловой, акустической и радиолокационной заметности. На автомобиль будет установлен двигатель ЯМЗ-536, что должно понизить линию капота и улучшить обзорность, доработке подвергнутся также трансмиссия и тормозная система, которая получит ABS.
Будет развиваться дальше и «Тигр». В перспективе его гарантийный ресурс увеличится на 50% (до 45 тыс. км). Автомобиль получит электронные системы управления и диагностики, а также двигатель ЯМЗ-534. Уровень защищенности будет повышен до класса «6а», то есть по этому показателю «Тигр» приблизится к «Медведю». Примечательно, что при проведении этих доработок конструкторы рассчитывают получить снижение снаряженной массы на 550 кг. Для автомобиля такой размерности это много.
Для «Тигра» разрабатывается система сменных модулей: медицинского, грузового, под вооружение, КШМ. Кроме того, он получит возможность буксировать прицеп массой до 2,5 т.
Для российской армии и других силовых структур «Тигр» будет предлагаться в вариантах машины управления, КШМ, штурмовой, разведывательно-боевой, патрульной машины, а также в качестве специального транспортного средства. В экспортный лист добавлен вариант носителя ПТРК.
В настоящее время заказчики из различных структур уже получили около пятисот «Тигров». Правда, реализация их экспортных поставок не всегда проходит гладко. В частности, возникли проблемы при поставках СПМ «Тигр» в Китай.
Заказав большую партию «Тигров» и получив небольшое количество машин, китайцы прекратили оплату (контрактом она предусматривалась по факту отгрузки). Можно с высокой степенью уверенности предположить, что наши соседи вознамерились использовать свою обычную практику нелицензированного копирования (в частности, китайцы выпускают «клон» американского HMMWV, являющегося отдаленным аналогом «Тигра»).
Неизвестно, то ли российские технологии оказались китайцам не по зубам, то ли возникли еще какие-то проблемы – но они заговорили о возобновлении контракта. Однако теперь российский экспортер настаивает на предоплате за всю заказанную партию «Тигров».
Тем не менее, состояние Арзамасского механического завода можно считать устойчивым. Объем заказов АМЗ на 2009 год практически в полтора раза превышает показатели прошлого года. Если говорить о «физическом» выпуске, то в 2008 году было изготовлено 596 единиц спецтехники. В 2009 году эта цифра должна вырасти до 850 единиц (+42%, еще ряд контрактов находится «в работе»).
Из общего объема заказанной продукции, согласно информации с «Завода корпусов» в Выксе, не менее пятисот единиц составляют бронетранспортеры БТР-80 в разных версиях (сегодня это семейство – основной «кормилец» завода). Надо отметить, что сегмент бронетранспортеров отличают, с одной стороны, высокий уровень конкуренции, а с другой, определенная «кризисоустойчивость».
Например, весной Чехия подписала с General Dynamics контракт на поставку ста семи бронетранспортеров Pandur-2 (колесная формула 8х8). До этого Хорватия закупила у компании Patria Vehicles Oy БТР типа AMV XC-360P (42 единицы). Испания проводит тендер на закупку трехсот восьмиколесных бронетранспортеров, контракт по которому будет подписан следующим летом.
На этом фоне позиции АМЗ выглядят вполне достойно, и количество заказчиков БТР-80 постоянно увеличивается. В прошлом году был впервые заключен контракт с Йеменом (по косвенным данным, на 60 машин). Кроме того, как сообщил управляющий директор АМЗ Василий Шупранов, заключен еще ряд контрактов на поставки в страны Африки и Ближнего Востока.
По словам главного конструктора Александра Масягина, в текущем году будет продолжена программа модернизации БТР-80 в различных его вариантах. Это позволит известнейшему бронетранспортеру еще несколько лет пользоваться популярностью у заказчиков. Более ранние модели завода обретают новую жизнь с использованием узлов и агрегатов БТР-80 (например, БТР-70М и БРДМ-2А, которые поставляются ВВ МВД РФ).
К сожалению, производство БТР на заводе не всегда идет ритмично. Средства на оплату гособоронзаказа поступают несвоевременно (в этом году они пришли только в марте). Кроме того, у АМЗ есть еще и традиционные для любого российского «сборщика» проблемы взаимоотношений с поставщиками комплектующих. В производстве АМЗ используются сложные компоненты – например, средства связи и системы вооружения (пулеметы калибров 14,5 и 7,62 мм, а также 30-мм пушки). С ними бывают задержки.
Однако основной головной болью службы комплектации, по словам одного из сборщиков, являются... шины. У БТР-80 они уникальны – бескамерные размером 13.00-18 (марка КИ-80 или КИ-126). Их производит единственный завод – «Амтел-Поволжье» (город Киров).
Финансовое состояние шинопроизводителя таково, что временами у него нет средств даже на закупку сырья. К тому же заказы арзамасцев для «Амтела» не настолько уж важны в экономическом плане – это максимум несколько тысяч шин в год, даже притом, что цена шины составляет около 20 тыс. рублей. Вся надежда только на то, что продукция АМЗ выпускается по гособоронзаказу, а это накладывает определенные требования и на поставщиков комплектующих.
Иногда перебои бывали даже с поставками бронекорпусов. Правда, эта проблема решается легче. Производитель бронекорпусов в Выксе – традиционный партнер арзамасцев. Кроме того, «Завод корпусов», как и АМЗ, входит в состав ВПК, а 91,7% его акций принадлежит АМЗ.
Тем не менее, завод пока выдерживает графики, согласно которым за этот год со сборочной линии должно уйти более пятисот «восьмидесяток». Примечательно, что ВВ МВД РФ заказывает эти машины как в версии 80А (с 30-мм пушкой), так и в обычной. Совместное применение БТР с различными вариантами вооружения оказалось наиболее эффективным, например, для сопровождения транспортных колонн. Аналогичную схему закупок, как сообщили на заводе, применяют и некоторые зарубежные заказчики.
Еще примерно 350 единиц бронетехники, намеченной к выпуску на 2009 год, составят «Тигры». СПМ-3 «Медведь» пока к выпуску не планируется – он должен завершить цикл испытаний. Второй опытный экземпляр машины планируется собрать в этом году (в цехах завода собирают уже и третий).
Что касается БТР-90, то в этом году он будет выпущен в штучном количестве, поскольку освоение его серийного производства только предстоит. «На поток» эта машина встанет в 2011 году. Теоретически на планы и сроки выпуска БТР-90 может повлиять благоприятный исход весьма значительного по объему поставок тендера в одной из азиатских стран, в котором участвует арзамасский завод. Однако для этого тендер надо выиграть, а соперники весьма опытны, и представили на конкурс серийно выпускаемые машины.
«Девяностый» получил новый комплекс вооружения – «Бережок». Его основное отличие от демонстрировавшегося ранее БТР-90 «Росток» – противотанковый комплекс «Корнет-Э», причем с четырьмя ПУ (предыдущая версия имела ПТРК «Конкурс» с четырьмя ракетами, но одной пусковой, что требовало перезарядки). Обновилась и бортовая электроника.
Успехи производственные порождают успехи экономические. В 2008 году средняя заработная плата по заводу (сейчас здесь работает 4400 человек) выросла на 22% и составила 11,3 тыс. рублей. С учетом льгот (скажем, обед в заводской столовой стоит примерно тридцать рублей) такой уровень следует признать приличным. При этом зарплата росла быстрее, чем выработка на одного сотрудника: последняя увеличилась на 11,7% и составила 920 тыс. рублей.
Объем реализации в текущем году планируется в размере более 6 млрд. рублей, что превышает фактическую реализацию 2008 года на 49%.
Инвестиции в производство в 2007-08 годах составили 300 млн рублей. В текущем году сумма составит еще двести миллионов. Основные затраты пойдут на освоение производства БТР-90. Еще одно направление вложений – расширение производства специального автомобиля «Тигр», в том числе его гражданской версии.
Продолжается программа создания армейского автомобиля по НИР «Каратель», начатая в свое время по инициативе тогдашнего начальника ГАБТУ Сергея Маева. По словам Александра Масягина, в основу этого многоцелевого транспортного средства будет положен принцип модульности. Автомобиль должен быть легче и маневреннее, более массовым и простым, а главное – более технологичным, чем «Тигр». Из-за этого приходится идти на максимальное использование уже существующих узлов и агрегатов, что должно способствовать удешевлению изделия. Кроме того, конструкторы не останавливаются на традиционных схемах и наработках и разрабатывают новые компоновки перспективных БТР (в том числе – с десантным отсеком и выходом, расположенными в корме). Впервые информация о новых схемах появилась летом позапрошлого года. Сейчас конструкторы подтверждают, что эта работа продолжается, несмотря на кризис.
Что касается производственных и экономических перспектив ближайшего будущего АМЗ, то ряд контрактов, как сообщил Василий Шупранов, не только полностью «закрывает» текущий период, но и переходит на 2010-й год. Так что российский производитель колесной бронетехники чувствует себя вполне уверенно и смотрит вперед с оптимизмом, несмотря на кризис.
Константин Прохорцев
http://rusarm.com/arhiv/n1_2009/bronya_ … z_krizisa/