Контрнаступление ВСУ обнажило брешь в обороне, и не только на армейском фронте, но в информационном. Оказалось, что своевременно и исчерпывающе ответить на такие непредвиденные действия мало кто может, даже Минобороны только спустя несколько дней дало хоть какую-то информацию, но и она была крайне скупой и вызывала больше вопросов, чем давала какие-то ответы. Как считают эксперты, в военном плане РФ выигрывает, но сильно проигрывает в информационном, и на то есть несколько причин. А вот решение, судя по всему, может быть только одним, подробнее — в материале Накануне.RU.
"Для достижения заявленных целей специальной военной операции по освобождению Донбасса принято решение перегруппировать российские войска, находящиеся в районах Балаклеи и Изюма для наращивания усилий на Донецком направлении. С этой целью в течение трёх суток проведена операция по свертыванию и организованной переброске изюмско-балаклейской группировки войск на территорию Донецкой Народной Республики", — сообщили в оборонном ведомстве спустя несколько дней молчания о ситуации на этом направлении.
Конечно, такое запоздалое объяснение было воспринято негативно в обществе, и речь даже не о самом факте, по сути, отступления, а о слишком долгой реакции, которая выглядит как попытка выдать желаемое за действительное. Как уверены эксперты, основная причина такой ситуации — отсутствие какого-то коллективного органа, который мог бы оперативно принимать решения с точки зрения агитации и пропаганды. Пока все основные решения принимает, и пока это распространяется в том числе и на медийную политику, уверен политолог Павел Салин:
"Поскольку в России система власти персоналистская, то стратегические решения, в том числе и по медийной стратегии, принимает один человек. А он в свои планы и представления о развитии ситуации такой сценарий не закладывал. Нижестоящие уровни власти — что военные, что политический блок, который за информационное пространство отвечает, — они на себя такую ответственность не берут".
Но какой будет реакция на те или иные события, спрогнозировать сложно, уверен эксперт, потому что на предыдущих этапах не только информационной политики, но и когда принимались какие-то решения и просчитывались их последствия, если исходить из обычной логики, нужно было действовать совсем по-другому, но высшая власть логикой руководствуется все меньше — больше какими-то своими представлениями.
А пока власти "выпадают" из информационного пространства, вся тяжесть объяснений, что же происходит, ложится на плечи военкоров или простых экспертов, несвязанных с министерствами и ведомствами. Тут же открывается окно и для пропаганды противника, который может вбрасывать и фейки, и дискредитирующую информацию, воспринимая тишину как панику и слабость, даже если на фронте ситуация не критична. И это касается не только украинские силы, но и западные.
"В военном плане мы выигрываем, но сильно проигрываем в информационном, агитационно-пропагандистском плане. И здесь наше руководство должно озаботиться этим обстоятельством, начиная от каких-то "пиар-акций" на фронте, которые часто устраивают представители противника, до эффективного взаимодействия с гражданским обществом. Потому что в некоторых случаях власть не должна зависать и выпадать из информационного пространства, а должна оперативно реагировать на ситуацию, даже если она развивается в каком-то алармистском ключе", — уверен декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета Александр Шатилов.
Эксперт подчеркивает — необходим диалог с обществом, объяснение, и оставление Изюма и Балаклеи это четко проявили. Но пока весь диалог власти и граждан остается в формате "Прямых линий", обращений президента (хотя это уже, скорее, монолог) и других менее массовых и частых форматов выхода президента "в народ".
Как отмечает политолог Максим Жаров, нижестоящие чины и ведомства не собираются брать на себя такую ответственность. Единственное, что пока можно отметить из принятых решений "по делу" — это отмена праздничных мероприятий и салютов в нескольких регионах. Но и тут, как отмечает политический деятель Дарья Митина, могло быть указание сверху.
"Если это действительно инициатива самих глав, то это означает, что в регионах существует адекватное понимание того, что [происходит], и фейерверки нужно засунуть в известное место. Те, кто понимает, как устроена российская власть, знают — подобные флэш-мобы (если это не единичная, а массовая инициатива) чаще всего проходят с подачи профильных подразделений и руководителей АП. Если это так, то и в АП есть такое адекватное понимание", — пишет эксперт в своем телеграм-канале.
Но тем не менее, объяснения как такового нет и ни за кем не закреплено. Как считает Максим Жаров, разные ветви власти — "гражданская" и "военная" — считают, что они не должны заниматься информированием общественности, а должны это делать какие-то иные лица. И вот эту "горячую картофелину" они между собой перебрасывают эти полгода — получается то, что получается. А чтобы "картофелина", наконец, остыла и упала в нужные руки, необходимо создать отдельный координационный орган, который специально реагировал и пояснял, давал комментарии для населения и был открыт с точки зрения формулировок, описывающих происходящее. И это должен быть не пресс-секретарь президента или начальники пресс-службы Минобороны.
"Я поддерживаю точку зрения коллег, которые все чаще высказываются в пользу формирования ставки верховного главнокомандования, как это было во время Великой Отечественной войны, и все члены этой ставки должны быть представлены публике и комментировать ситуацию на фронтах", — уверен Жаров.
Эту идею поддерживает и Александр Шатилов, который напоминает, что подобный орган должен создаваться с упором и на будущее, так как внешних вызовов после Украины меньше не станет. К слову, конфликты Азербайджана и Армении, Киргизии и Таджикистана это лишний раз доказывают.
"До тех пор, пока не будет создан такой публичный — подчеркну, именно публичный — координационный центр по проведению спецоперации, к сожалению, доверия к поступающей официальной информации о ситуации на фронте не будет", — подытожил Жаров в беседе с Накануне.RU.
Пока же мы слышим, что Владимир Путин готов "подробно разъяснить позицию по этому вопросу [украинскому кризису]" китайскому лидеру Си Цзиньпину, и многих поддерживающих СВО это оставляет в изумлении.
https://www.nakanune.ru/articles/119553/