В коментах у Мурза случился содержательный разговор с https://leon-spb67.livejournal.com/
Бойцом из семерки воевавшем в Рубежном в марте-апреле.
Но для начала пару последних комментариев Вейна на лосте:
Это Вы просто не слышали мнение НМ о ВС РФ, СВО нанесло очень сильный удар по репутации последних. В первую очередь из-за похуистичного отношения их командования к людям и технике.
Можно, но двумя нюансами. Во-первых те же бои за Авдеевку и Марьинку очень сильно отличались по уровню организации от ВС РФ. Про Марьинку не знаю, моих там не было, а в Авдеевке не было ни одной атаки без предварительной войсковой и инженерной разведки, более того, время атаки выбиралось так, чтобы позиции противника были максимально удобно освещены. Это позволило с потерями, но пробить оборону противника до самой Авдеевки, до очередной рокировочки. А во-вторых в НМ опытные боевые офицеры из торговцев и и охранников это уровень батальона и ниже. Выше - советники из ВС РФ.
Количество потерь, которое мне сообщили я озвучивать не буду, потому что не верю в него, без применения ОМП это невозможно, думаю, что это обычное для раненого преувеличение. Но как боевой единицы ее уже нет. Месяц набирали и слаживали краткосрочников и угробили в первой же атаке.
...
Я про мартовские попытки и говорю. 1-я бригада принимала в них самое непосредственное участие и то это было организовано лучше. А потом наших перекинули в Любимовку и там за три дня было больше потерь, чем за месяц под Авдеевкой. Так что россияне конечно разные и успех без них был бы невозможен, но в целом бытует мнение, что от их командиров лучше держаться подальше. Это одна из основных проблем СВО, катастрофическое падение авторитета старшего комсостава, причем в самих ВС РФ тоже.
15 200 и 50 300 это и значит сейчас "размотать БТГ", потому что к этому числу еще нужно будет прибавить пару сотен отказников, которые вышли из этого говна живыми и больше не хотят. Основные потери это 500. Пока все выглядит так, что корпуса уроки Дебальцево учли, а ВС наоборот, заболели всеми болезнями.
А далее разговор не про РА, а про семерку в боях за Рубежное:
https://kenigtiger.livejournal.com/2159 … #t59348653
Кстати. Во время вашего участия в боях за Рубежное — видели ли вы на передке артиллерийских командиров и вообще НП артиллерии?
Поясню смысл вопроса: по букварям в наступлении командиры приданного дивизиона и батарей должны находится вместе с командиром батальона и рот и с передка, в тесной связке с поддерживаемой пехотой, управлять огнем своих дивизиона и батарей.
И еще:
- были ли перед вашими позициями спланированные участки артогня или иначе сказать пронумерованные или иначе обозначенные цели, по которым огонь артиллерии вызывался просто по номеру цели, без дополнительного целеуказания?
- отводили ли вас на безопасное удаление при работе нашей артиллерии?
- какова была примерная скорость реакции от вызова огня артиллерии до первых прилетов?
Ну и вообще, если возможно, расскажите пожалуйста как строилось взаимодействие с артиллерией?
Так же интересно и организация взаимодействия с бронетехникой...
- были ли попытки наступления совместных групп пехоты и брони вдоль улиц?
- если были, то какие возможности на практике имела пехота по наблюдению и поражению таанкоопасных целей и прикрытия брони?
- и если были, то как строилось целеуказание от пехоты броне?
По порядку.
видели ли вы на передке артиллерийских командиров и вообще НП артиллерии?
Лично я — нет.
пронумерованные или иначе обозначенные цели
В нашей группе я подобного не слышал. Возможно, у разведосов было, они постоянно на передке "тусили".
отводили ли вас на безопасное удаление
Арта там работала с обеих сторон с раннего утра до позднего вечера. Нет, не отводили. Нас с укропами разделяли два деревенских квартала, за которые и шла война.
какова была примерная скорость реакции
Не знаю. Вот укропы очень быстро реагировали. Прилетает птичка, минут через 5-7 начинают отрабатывать минометы.
были ли попытки наступления совместных групп пехоты и брони вдоль улиц?
Да, были. Сразу крыли минометами.
если были, то какие возможности на практике имела пехота по наблюдению и поражению таанкоопасных целей и прикрытия брони?
У нас были гранатометы, но против ДОТа это так себе. В целом, работа танков заключалась в разрушении сооружений. Если вылезали на простреливаемые улицы, то был большой риск уничтожения. Одному нашему танку сперва повредили ходовую из гранатомета, а когда он потерял ход, добили ПТУром. Экипаж вовремя свалил. За пару дней, кроме танка, сожгли три или четыре бэхи. Тоже пытались вдоль улиц пострелять.
и если были, то как строилось целеуказание от пехоты броне?
Не знаю. Я взаимодействие один раз наблюдал, но с кем там была связь — известно командиру группы. Я таковым не был и переговоров с танкистами не слыхал.
А насколько точно открывала огонь наша и укропская арта? И как долго они пристреливались по цели?
И вообще как это происходило: вы упирались в сопротивление противника, откатывались и потом начинала работать наша арта или она по своей программе работала, вы по своей?
Еще такой вопрос: а саперы с вами были? Как проделывались проходы в заборах при наступлении? Прикрывали ли минами свое расположение?
И вы говорили про огневые мешки — а на каком фронте наступал взвод и рота?
По идее соседние штурмовые группы должны были помогать ведь с этим.
И еще — можно по подробнее про снайперов наших и противника? Применялась ли звукомаскировка их работы стрелкотней? Насколько заметны снайперы на таких коротких дистанциях боя?
И как отметите работу АГС с вашей стороны и противника? На кадрах АГС ведут огонь в основном навесом с закрытой позиции по внешнему целеуказанию. У вас была какая-то связь с расчетами АГС — могли их огонь вызвать?
А насколько точно открывала огонь наша и укропская арта?
Криво-косо. Гаражи не могли накрыть очень долго. Укропские позиции были известны, но они в низине на обратном скате и накрыть их артой было сложно. Впрочем, по словам пленного офицера, основные потери укропы несли таки от арты — минометов, ствольной арты и РСЗО. От стрелковки — мало.
или она по своей программе работала, вы по своей?
По своей.
а саперы с вами были?
Не было. Заборы пробивали подручными средствами, добытыми в сараях и гаражах — кувалды, ломы.
а на каком фронте наступал взвод и рота?
Затрудняюсь с ответом. Наша рота занимала рубежи и поддерживала штурмовые действия где-то в правой трети поселка (если видели спутниковые снимки). Но рубежи постоянно менялись по фронту — меняли и другие роты. Но рота — понятие по тем временам, ничего не говорящее. На передке от роты было 12-16 человек. Регулярно встречались парни из других рот, но они по своим задачам работали.
И еще — можно по подробнее про снайперов наших и противника?
Наши снайперские группы видел пару раз в тылу. У нас никакого взаимодействия не было. Укропских слышал, но сам, слава богу, не видел. Потери от снайперов были регулярные.
И как отметите работу АГС с вашей стороны и противника?
Со стороны укропов АГС не помню — в основном минометы жизнь портили. У нас в бате был отдельный гранатометный взвод (ГРВ), но во взаимодействии с ротой я видел только одного АГСника. По своим задачам что-то накидывал, а когда ночью нас давили укропы, стрельнул две гранаты и больше не отсвечивал. Он работал с девятиэтажки. Один гранатомет ему разбил танк, засадив в квартиру.
Благодарю за ответы — картина маслом, что называется.
И еще такой вопрос: как заряжались рации?
Командиры групп периодически выходили в тыл на совещания к комбату. Вот там и заряжали. Помню случай, как к нам в девятиэтажку пришел взводный и попросил пару добровольцев, чтобы сходить с ним на передок и пересчитать людей для доклада комбату. Переться по простреливаемым улицам взад-назад только потому, что у групп батарейки сели.
Связь там — самый больной вопрос.
Тогда еще по ночным действиям, хотя вобщем-то все уже понятно.
- какие-нибудь ночники рабочие были?
- велось ли освещение артой или минометами осветительными?
- как действовал ночью противник?
- был ли какой-то дополнительный переход от дневных к ночным действиям: выставление секретов, мин?
Заносили к нам советский армейский ночной прицел, но чтоб с ним кто-то работал — не видел. Ночники были в штучных количествах. Редкость.
Люстры подвешивали, бывало, если ночью какая-то активность начиналась. Но чаще, с закатом, все на отдых уходили.
У нашей группы был один ночной бой, когда фланги у нас отошли, а мы остались. Укропы выдвинулись забирать своих двухсотых, думая, что ушли все. Ну а тут мы. Всю ночь с ними бодались. Но чаще было тихо.
Ночью штурмовые группы отходили на вторую линию на отдых. На рубежах второй линии ставили ночные наряды по паре человек. Задача — смотреть и периодически постреливать, предупреждать укропов, что не спим. Мин не ставили — некому, да и не было их у нас.
Только не надо это проецировать на все подразделения НМ ЛНР. По-разному бывает. Ну и следует понимать, что я много не видел и знать не мог.
А как в динамике менялась картина с организацией БД, тактикой, взаимодействием и обеспечением после вашего выхода — у вас есть сведения? И какие части корпусов, а может быть и не только корпусов, по отзывам показывают хороший уровень действий?
С обеспечением никак не менялась. Я вот занимаюсь, как могу, но я не МО ЛНР
Позиции укропов в Рубежном в итоге штурманули чеченцы. Рано утром, быстрым броском. Молодцы. Что там и как сейчас, у меня представление очень мутное. Наша рота к тому времени закончилась полностью — моя группа выбыла на следующий день. За день шесть двухсотых, остальные 300. Когда только ехали в Рубежное, я слышал, что в наш бат набиралось пополнение в Луганске. Фактически, "второе с половиной" или третье формирование. Что там сейчас у них, не знаю. Возможно, скоро удастся поговорить с участниками.
Напомню пост о боях за Рубежное: https://leon-spb67.livejournal.com/1457295.html
Про упоминавшийся тут ночьной бой: https://leon-spb67.livejournal.com/1460013.html
Про чеченцев в Рубежном: https://leon-spb67.livejournal.com/1457426.html
Выскажу свое мнение: основным препятствием наступлению, помимо неорганизованности и не беспеченности наступления, являлись минометты противника.
Задача подавления минометов противника действующих таким образом Война ZZOZZOZZ - тактика и анализ хода операций.
- рассредоточенно поорудийно прям из застройки вблизи от погребов и подвалов, где пережидают артогонь - задача их подавления была достаточно сложной.
Требовался коптер или другой бпла с теплаком в связке с собственной артой или минометкой.
Или связка бпла и АЗК-7 так же скомплексированных с артой или минометкой.
То, что без подавления арт/мин огня противника наступление не возможно, у командования, видимо, понимания не было, и как решить задачу тоже понимания не было.
На кадрах Дубового из Камышевахи по нашим так же работает артиллерия (скорее всего миномет) противника, но его быстро подавляют, что в связке с навыком танков приученных жизнью быстро давать задний ход и пехотой ныкающейся по укрытиям не позволяло на долго задерживать наступление. Но это подразделение "Ахмат" - обеспеченное и связью и коптерами, действовавшее в составе более крупного сводного отряда, где видимо так же были бпла и увязка их с артой в РОК, позволявшей оперативно давить арт/мин огонь противника.
Отсутсвие связи из-за севших аккумов и пешие посыльные - подтверждают отзывы из Мариуполя о том же.
https://www.youtube.com/watch?v=xG1xir4N1Pg
Вопрос решается или переносным генератором или доставкой на передок уже заряженных аккумов и оборот аккумуляторов между передком и тылом, где они заряжаются.
В остальном управление и организация боем в Рубежном были такого уровня, что можно сказать отсутствовали, взаимодействия как такового не было, соседи о отходе друг друга узнавали постфактум, связи друг с другом не имели. Фактически описанную ситуацию можно и нужно охарактеризовать как потерю управления войсками.
Остается только повторить Вейна:
15 200 и 50 300 это и значит сейчас "размотать БТГ", потому что к этому числу еще нужно будет прибавить пару сотен отказников, которые вышли из этого говна живыми и больше не хотят. Основные потери это 500.
Или говоря научным языком, отсутствие профессиональной работы командиров и штабов приводит к психологическому поражению собственных войск, изначально имевших высокую мотивацию воевать (добровольцы).
И еще немного отзывов от Вейна:
У меня сейчас есть подозрения, что под Харьковом было так же, как под Северодонецком-Рубежным. Заходит БТГ северян, пару дней пытается штурмовать, неудачно. Потом садится на жопу ровно и начитает имитировать боевую деятельность ведением артогня. Но поскольку разведка не ведется, снаряды и РСы летят куда бог пошлет, в основном на головы мирняка. Свои разведывательные подразделения используются для затыкания дырок, если прислали спецназ - заебись, будет кого на штурм послать. Этим все и ограничивается. Все взаимодействующие подразделения уже знают, что россияне обстановкой не владеют, представления о противнике не имеют. В самом лучшем случае честно скажут, что ничего не знают. А обычно врут, причем всем. Врут НМ, врут РГ, врут частникам и врут даже своим солдатам. Несколько колонн, пытавшихся проехать за ЛБС, потому что "там никого нет" уже остановили ополчуги. Те самые, которые 8 лет считали, что нужно день простоять и ночь продержаться, потом прискачет Красная армия и всех спасет. А теперь видят, что саму Красную армию надо спасать, в первую очередь от своих командиров. При этом со стороны НМ там воюют 2-я и 7-я бригады. Не самые боеспособные части, мягко говоря. Но даже от их штурмовых групп, особенно если им придан корректировщик Краснополей, толку больше, чем от такой БТГ. Потом заходят нормальные россияне с других направлений, охуевают и начинают это все разгребать. Так что про рассказы неудачников не надо, в низах медленно, но уверенно растет недоверие к собственным командирам. Даже начинает снова звучать казалось бы давно забытое слово "шакалы". Причем именно по отношению к старшим офицерам, с которыми рядовые контактируют мало. При этом нормальные старшие офицеры гибнут и получают ранения, а мудаки остаются
Обобщая отзывы на лосте: "большая часть потерь это едьте вперед там никого нет" (с).