Авиация и Время 2012 05 https://coollib.net/b/250096/read
На руинах Великого и Могучего
Из советского авиационного наследия России досталась авиация восьми воздушных армий, четырех отдельных армий ПВО, Московского округа ПВО. С 1987 г. начался вывод на территорию РСФСР авиации из Монголии, затем из стран Варшавского договора, и до начала 1992 г. вывели 10 авиационных (вертолетных) полков и 4 эскадрильи (около 380 ЛА). В 1989 г. в Россию стали перебрасывать авиачасти из советских республик, и первым перебазировали 144-й отдельный авиаполк ДРЛО из Литвы.
По состоянию на середину 1990 г. на территории РСФСР находились 223 авиационных и вертолетных полка, а также 117 отдельных эскадрилий. В том числе, в них входили 58% летательных аппаратов советской истребительной авиации, по 47% истребительно-бомбардировочной и военно-транспортной, 42% дальней, 33% разведывательной, 31 % фронтовой бомбардировочной и 30% штурмовой, а также 65% противолодочной и 52% морской разведывательной. После вывода в 1990-94 гг. на территорию России авиации из бывших стран Варшавского договора и СНГ эти цифры еще больше возросли. Так, доля самолетов дальней авиации выросла к 1994 г. до 76%. В конечном итоге России досталось около 16900 ЛА из 23800, имевшихся в авиации силовых ведомств СССР (71 %).
В России остались обе военные авиационные академии, 14 из 17 военных летных училищ, 8 из 14 инженерных и авиационно-технических училищ, 12 из 20 учебных авиационных центров и центров боевого применения. Также на необъятных российских просторах находились 9 из 10 советских авиационных ОКБ, 49 из 55 авиазаводов, 35 из 59 АРЗ.
На 1 января 1992 г. численность только ВВС России составляла 485000 человек (в том числе 367000 военнослужащих), в них имелось более 11000 ЛА и свыше 20000 летчиков.