Интересное Трамп выложил на Стелс машинах:
Вот почему сегодня с учетом возможности активного радиопротиводействия эффективность традиционной системы GPS находится под большим вопросом. Как отмечается в работе [2], рано или поздно не только военные, но и гражданские пользователи навигационных приемников почувствуют действие "глушилок". Мощность излучения первого передатчика активных помех массой менее 3 кг, созданного ООО "Авиаконверсия" и продемонстрированного в 1997 году на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском, составляла около 2–3 Вт в каждом частотном диапазоне. Его дальность действия достигала 50 км в пределах прямой видимости. В 1999 году в ООО "Авиаконверсия" был освоен серийный выпуск постановщика помех GPS следующего поколения массой 10 кг с мощностью излучения 20 Вт в каждом частотном диапазоне. Дальность действия передатчика достигала 150 км.
Для решения проблемы помехозащиты в США планируется модернизировать системы GPS за счет увеличения мощности передатчиков на спутниках до 800 Вт (сейчас она составляет 50 Вт) и расширения рабочего диапазона частот. Однако, по-видимому, эти меры будут недостаточно эффективными, поскольку одноваттный передатчик по-прежнему сможет подавлять сигналы GPS в радиусе 20 км. Для этого потребуется всего лишь больше элементарных средств радиоэлектронной борьбы. Так, для защиты территории размером 1000×500 км необходимо 1000 постановщиков помех (jammers) стоимостью порядка 200–300 долл. каждый.
Более эффективным представляется применение в приемниках GPS-сигналов малогабаритных адаптивных цифровых антенных решеток (ЦАР) [3, 4]. В числе основных достоинств такого решения специалисты отмечают:
* увеличение отношения сигнал-шум за счет когерентного накопления сигналов по полотну решетки и ориентации максимумов лучей диаграммы направленности приемника GPS непосредственно на спутники созвездия;
* формирование "нулей" диаграммы направленности в направлениях постановщиков помех (рис.1);
* эффективное подавление помех, возникающих за счет многолучевого распространения радиоволн и переотражений от подстилающей поверхности (рис.2);
* измерение параметров спутниковых сигналов с высокой точностью.
Пример такого подхода – GPS-приемник на основе ЦАР, разработанный американской компанией NAVSYS в рамках проекта HAGR (High Gain Advanced GPS Receiver – перспективный GPS-приемник с высоким усилением) [5]. На первом этапе проекта предполагалось создать семиэлементную [6] и 16-элементную цифровые антенные решетки, обслуживаемые цифровой приемной системой на основе шинного интерфейса стандарта CompactPCI (cPCI). Такое число каналов позволяет одновременно работать по созвездию из 12 спутников. При модульной концепции аппаратной реализации алгоритмов обработки сигналов ЦАР [7] с выходов плат многоканальной оцифровки сигналов цифровые отсчеты напряжений поступают на модуль корреляционного акселератора и дальше – на плату хост-процессора. Конечная цель проекта – отработка многоканальной GPS-системы на основе 109-элементной ЦАР (рис.3) [8]. При этом за счет когерентного сложения сигналов при цифровом диаграммообразовании обеспечивается дополнительное увеличение отношения сигнал-шум ЦАР на 20 дБ. В общем случае для N антенных элементов это увеличение теоретически определяется выражением 10·log10N [9].
Несмотря на большое число антенных элементов, диаметр 109-канальной решетки L1-диапазона (1592–1610 МГц) составляет 1,218 м [10], что позволяет размещать ее на транспортных средствах, в том числе и на самолетах. Специалисты компании NAVSYS в 2005 году провели успешные испытания усеченной версии такой ЦАР с 96 приемными элементами, размещенной на борту самолета [10]. При этом использовались до 14 cPCI-плат формата 6U, которые обеспечивали оцифровку сигналов с выходов восьми антенных элементов с частотой дискретизации до 65 МГц каждый.
Менее громоздким решением является совместно разработанный компаниями NAVSYS и Microcosm прототип бортовой аппаратуры ЦАР, выполненный на основе шинного интерфейса стандарта PC/104-Plus. В нем информация, поступающая от спутникового созвездия и принимаемая восьмиэлементной антенной решеткой, обновляется с частотой 10 Гц [11].
Согласно данным шведского агенства оборонных исследований [12], применение ЦАР в системе GPS позволило довести уровень подавления одиночных помех до 90–100 дБ, в то время как существующие средства GPS-навигации теряют работоспособность при воздействии одиночного источника помех мощностью всего 4 Вт с расстояния 145 км [13]. При этом уровень подавления помех за счет адаптивного формирования "нулей" в диаграмме направленности ЦАР составляет 40 дБ и более – в зависимости от числа антенных элементов, остальное подавление обеспечивается кодированием сигналов. Аналогичные значения получают и при подавлении переотражений от окружающих предметов [14]. Максимальное число помех, которые могут быть подавлены в ЦАР, равно N-1, где N – число антенных элементов ЦАР [9].
http://www.electronics.ru/issue/2009/1/11