«Спекулянтов будем вешать»: в Госдуме обсудили госрегулирование цен.
Глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский рассказал депутатам Госдумы, как правительство собирается сдерживать рост цен буквально на всё. Ведомству нужны дополнительные полномочия, сказал он, и предостерег от стремления решить проблему тотальным жёстким государственным регулированием цен. В ходе дискуссии вспоминали опыт «недружественных» западных стран и цитировали Маршака.
Накануне Росстат сообщил пренеприятное известие: в годовом выражении инфляция в России на начало марта превысила 10%, выйдя на рекордный для последних 20 лет уровень. Какие-то меры, призванные несколько ограничить рост цен, доложил г-н Шаскольский, уже прописаны в первом антикризисном пакете. Сейчас на подходе второй пакет.
Что касается продуктов питания - проверки производителей мяса, гречихи, сахара и куриного яйца по поручению правительства проводятся, а цены растут в том числе и по объективным причинам. Дело в том, что степень импортозамещенности в российской пищевой промышленности и сельском хозяйстве не столь велика, как хотелось бы в нынешних условиях. Семена, в значительной степени сельскохозяйственная техника, племенной скот, ветеринарные препараты, добавки - всё это импортное, и потому сворачивание торговли и девальвация рубля оказывают свое негативное влияние.
С начала 2022 года, сказал г-н Шаскольский, сначала крупные общероссийские торговые сети, а потом и около 40 региональных сетей, продающих товары первой необходимости, взяли на себя добровольное обязательство ограничить пятью процентами наценки на подсолнечное масло, хлеб, сахар и овощи для т.н. борщевого набора (только овощи, без мяса). Средний совокупный уровень наценок в результате принятых мер удалось снизить с 22% до 10%. Но цены это сдерживает лишь отчасти…
Особая головная боль - лекарства. Государство регулирует лишь цены на те 808 препаратов, что включены в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). ФАС считает, что нужно пересмотреть правила, и включать в этот перечень лекарства не по инициативе производителей, как было раньше, а и по инициативе органов власти.
Перечень товаров, которые дорожают, был длинным. Бытовая техника, металлопродукция, древесина, сотовая связь…
Тут спикер Вячеслав Володин заметил, что буквально завтра парламент примет законы, которые позволят правительству, как и в 2020 году, в начале пандемии, вводить ограничения на рост цен на ряд товаров первой необходимости, и определять сам перечень товаров, цены на которые будут контролироваться.
Вице-спикер Борис Чернышов (ЛДПР) сказал, что молодые семьи страдают от «взрывного» роста цен на детское питание, одежду: подгузники стали дороже на 20-30%, каши - в два раза, и попросил рассказать о мерах, которые предпринимает ФАС, чтобы всё это остановить. Г-н Шаскольский признал, что обращения по этому поводу «зафиксированы», но проверка показала, что сейчас рост цен на детские товары вызван в первую очередь тем, что компании-производители отменили промоакции, а со скидками в данном сегменте продавалось до 50% всех товаров. Кроме того, «есть импортная составляющая». «Коррекция», сказал глава ФАС, и тут связана с нарушением логистических цепочек и трудностями с поставками новых объемов продукции.
Наладить логистические цепочки, обеспечить продавцов и производителей средствами для закупки всего необходимого за рубежом (там, где можно) - всё это не сфера полномочий ФАС. Многие депутаты признавали, что вообще-то о мерах по сдерживанию цен надо спрашивать скорее глав Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономразвития… И главу Центробанка.
«Торговые сети обещают 5% наценки, но посредники завышают на десятки и сотни процентов стоимость продукции. Чего не хватает ФАС, чтобы пресекать картельные сговоры?»- спросил Антон Гетта («ЕР»). Многие рынки являются конкурентными, и цены на них жестко государством не регулируются, напомнил г-н Шаскольский, к тому же на посредников антимонопольные запреты не распространяются. ФАС хочет и их сделать ответственными за разного рода ценовые сговоры.
«В конце 80-х - начале 90-х годов в СССР применялось жесткое госрегулирование цен, но что в итоге случилось? Крах и дефицит»,- заявил Антон Ткачев («Новые люди»), и предложил учитывать негативный исторический опыт. «Если ввести госрегулирование цен без поддержки бизнеса и снятия барьеров для его развития, за какой срок закончатся товары?»- спросил он.
«Действительно, сейчас нужно принимать разные жесткие и резкие меры, но они должны быть прагматичными и дальновидными»,- ответил глава ФАС. Дополнительные полномочия для контроля за ситуацией на товарных рынках могут понадобиться, но "сейчас идет коррекция цен, рынки ищут новые точки равновесия, и вмешиваться в эти процессы надо очень аккуратно, с оглядкой на тот самый опыт», повторил он. И заметил, что «в основном предприниматели - добросовестные и порядочные люди и ищут решение проблем».
Тут в дискуссию вмешался спикер. «Испания цены на все товары первой необходимости регулирует и контролирует. Франция - 20% от линейки. США от 5 до 10% цен аграрных производителей регулирует. Германия - 60%. А наш какой подход? А мы почему эти вопросы не обсуждаем?» - спросил он, не уточнив, впрочем, какими именно мерами регулируются цены на товары первой необходимости в этих странах, которые ранее в тот же день депутат Владимир Шаманов («ЕР») предложил, раз так, честно называть «врагами».
Но г-н Шаскольский опять повторил про «конкретные товарные рынки, на которых сейчас происходит ценовая коррекция». И процитировал стихотворение Самуила Маршака, написанное 100 лет назад: «Я пришел к жене своей И хотел ее утешить. Говорю ей: с этих дней: Спекулянтов будем вешать»… там стихотворение долгое, всех повесили, но нечего было купить в результате». Но «там, где будет спекуляция, будем принимать жесткие меры», пообещал глава ФАС.
Тут спикер попросил уточнить, «чем отличается коррекция цен от спекуляции». «Компаниям необходимо восполнить запас товаров, потому что потребителей беспокоят цены, но их также беспокоит и то, что они не найдут товаров, к которым привыкли»,- ответил г-н Шаскольский, дав понять, что неизбежный в таких условиях рост цен - «коррекция». Но «там, где идет скупка поддонами сахара и гречки, чтобы за углом их продавать, что мы видим иногда - это спекуляция, и это будем выявлять и наказывать»,- заверил он.
Позже сегодня на совещании Путина с правительством глава Минпромторга Денис Мантуров заверил, что госрегулирование цен на товары - недорогие и социально значимые - будет вводиться лишь в самом крайнем случае, если цены будут расти необоснованно.
https://www.mk.ru/economics/2022/03/10/ … e-cen.html