https://vz.ru/world/2020/9/28/1062592.html
Американские военные заявляют, что в их стране едва ли не завершается создание принципиально новой воздушной боевой машины. Предполагается, что «самолет шестого поколения» даст США невиданные доселе возможности по завоеванию господства в воздухе. На чем основаны подобные утверждения и что делать в таком случае нашей стране?
Помощник министра ВВС США по закупкам Уилл Ропер не так давно ошарашил военную общественность сообщением об американском боевом самолете будущего. Он заявил, что новый самолет, создаваемый по программе NGAD – Next Generation Air Domination (доминирование в воздухе следующего поколения), дошел до стадии летающего демонстратора технологий. Более того – машина не просто построена, а уже испытывается в полете.
Реалии шестого поколения
Так, с 2010-х годов любители дикой природы периодически делали съемки в небе над пустынными территориями США разных летательных аппаратов, которых на вооружении ВВС или ВМС США не было и нет. Анализ этих видеоматериалов, доступных в интернете, говорит о том, что часть этих видео – прототипы либо модели-демонстраторы, летавшие по программе создания нового бомбардировщика B-21 Raider. Но только часть. На других видео видно нечто, очень похожее на те картинки будущих дельтавидных стелс-истребителей, которые распространяли американские авиастроительные корпорации. То есть задел создавался давно.
Второй момент – сама программа. NGAD – это, как и говорил Ропер, не истребитель, это проект создания системы завоевания превосходства в воздухе, частью которой действительно должен являться новый самолет. Проект же самого самолета носил название PCA – Penetration Counter Air («средство прорыва обороны в воздухе и борьбы за господство в нем»). В общем, это самолет завоевания господства в воздухе.
Первым открытым документом, в котором был упомянут РСА, является так называемый Полетный план 2030, изданный ВВС США в 2016 году и описывающий направления развития ВВС к 2030 году. В «Полетном плане» было указано, что ВВС нужно создать РСА с заданными возможностями. То есть как минимум понимание того, что ВВС нужно, в том году уже было сформировано. В 2017 году американским репортерам удалось вытащить из тогдашнего замкомандующего ВВС США Алекса Гринкевича подробности о том, что такое РСА: это не истребитель, а «платформа» с датчиками и большим количеством оружия, имеющая большую дальность и обеспечивающая наведение на цель уже существующих истребителей.
Задача этой машины выглядит так. За счет высочайшей малозаметности РСА свободно проникает в воздушное пространство, которое контролирует противник. При этом его системы обнаружения целей (радиолокатор и другие) обеспечивают упреждающее обнаружение самолетов и наземных систем оружия противника и наведение на них обычных истребителей. Если РСА сам сталкивается с истребителями противника, то его летно-технические характеристики, количество и типаж оружия на борту и параметры радиоэлектронного оборудования позволяют ему уничтожить их самостоятельно. То же самое касается систем ПВО противника. Помимо этого, со слов Гринкевича, РСА обеспечит авиаразведку и получение точных координат наземных целей для различного управляемого оружия, применяемого извне зоны ПВО с большой дальности.
Чуть позже другой офицер ВВС, отвечающий за работы по концепции достижения превосходства в воздухе к 2030 году, полковник Том Коглитор обозначил задачи, стоящие перед РСА, таким образом: сопровождение других самолетов в воздухе (скорее всего, бомбардировщиков при их работе над территорией противника), уничтожение истребительной авиации противника, удары по системам ПВО противника и задачи перехватчика в обороне. Как сказал Коглитор, «это закроет тот разрыв в возможностях ВВС, который не могут закрыть ни F-22, ни F-35».
Еще один работающий над концепцией господства в воздухе аналитик Джефф Сэлинг заявил, что рассматривается использование на самолете оружия направленной энергии (то есть, видимо, лазерного).
Таким образом, РСА как идея – это «невидимый разведчик воздушного пространства», способный дать возможность американским истребителям прошлых поколений атаковать противника с такого расстояния, с которого они своими радиолокаторами ничего не увидят, и дающий такие же возможности при атаке наземных целей. При этом он и сам может и сбивать самолеты, и атаковать наземные объекты. Его дальность существенно выше, чем у других истребителей, и он может работать как дальний истребитель сопровождения бомбардировщиков.
РекламаВот что на самом деле испытывают американцы. Это действительно не истребитель. Это «доминирование в воздухе» как оно есть. Новая концепция, которая при ее реализации способна сделать классические истребители второстепенными машинами в борьбе за господство в воздухе.
Однако идеи, что такой самолет может оказаться дешевым, не проходят проверку фактами. В 2018 году стал доступен доклад Бюджетного офиса Конгресса США «Стоимость замены сегодняшнего воздушного флота ВВС». В этом коротком документе озвучена цена, которую Бюджетный офис Конгресса считает реалистичной за единицу РСА. Она составляет чудовищные 300 млн долларов. Это сильно портит радужную картинку, которую сегодня рисует всем улыбающийся замминистра ВВС Ропер.
Реальные ли это цифры? Да, вполне. Самолет предполагается априори больше, нежели F-35. Обеспечить и большую дальность, и большой перечень оружия на борту, и мощный набор средств обнаружения на маленьком однодвигательном самолете невозможно. Если верить тем рисункам, которые распространяют американские авиапроизводители, самолет лишен вертикального оперения. Маневренность такому самолету может обеспечить только куда более продвинутая система управления, нежели имеют «классические самолеты», то есть речь идет о более мощных компьютерах, лучшем программном обеспечении, более точных и быстродействующих сервоприводах и многом другом. Аналогично требуются более совершенные средства обнаружения и разведки, та же радиолокационная станция. Цена такой машины будет намного выше, нежели у существующих истребителей.
Принципиально новые двигатели
И здесь возникает очень важное уточнение. Чтобы небольшой, истребительного размера самолет мог бы иметь дальность, достаточную для длительного эскорта бомбардировщиков, у него должны быть двигатели, сочетающие в себе и большую тягу, и невероятную топливную экономичность.
И такие двигатели принципиально новой компоновки в США действительно создаются. «Пратт энд Уитни» и «Дженерал Электрик» ведут работы над так называемым адаптивным реактивным двигателем, который отечественные инженеры в шутку называют «трехконтурным». Смысл в том, что двигатель в зависимости от режима полета может перенаправлять поток воздуха в разные контуры, работая то как высокоэкономичный турбовентиляторный, то в режиме максимальной тяги. Программа, носящая сегодня название Adaptive Engine Transition Program (AETP) – «Программа перехода на адаптивные двигатели» – идет с начала 2010-х годов, и уже в 2016-м были испытаны почти готовые к установке на самолеты двигатели. В настоящее время достигнуто 200 кН тяги (в значительно большем по размерам АЛ-41Ф1, которыми оснащается Су-35, предел на короткое время – 142 кН) и снижение расхода топлива на 25% по сравнению с двигателями, которые используются на F-35.
Итак, каким видят шестое поколение истребителей в США?
Большой самолет с высокой максимальной скоростью и дальностью полета, с очень мощным БРЭО (сопоставимым с СДРЛО), малозаметный (если не включать РЛС на излучение), оснащенный не только наступательным, но и оборонительным вооружением (перехват вражеских ракет, помимо постановки им помех).
Типовая тактика - сближение с противником в малозметном режиме, включение РЛС и освещение воздушной обстановки, обстрел противника бортовым вооружением и целеуказание для менее совершенных самолетов. В случае интенсивного ответного огня противника - использование оборонительных систем (систем постановки помех и ракет-перехватчиков) и быстрый выход из боя за счет разгона до высокой сверхзвуковой скорости.
Что можно противопоставить такой тактике и такой технике, кроме симметричной создания подобных самолетов (либо модернизации Су-57)?
Думаю, одной из важнейших контрмер должно стать широкое использование РЛС метрового диапазона.
Если современные авиационные РЛС сантиметрового диапазона видят малозаметные цели на дистанции порядка 100 км, то в метровом диапазоне есть возможность обеспечить обнаружение на дальностях порядка 300-500 км. Но из-за низкой точности метровые РЛС не годятся для управления стрельбой по выявленным целям - для этого нужны более короткие волны. Но обнаружить противника на большой дистанции, вскрыть его группировку - это уже очень важно.
Необходимы не только наземные РЛС метрового диапазона, но и воздушные. Из-за больших габаритов антенн (минимум порядка десятков метров) они могут размещаться или на дирижаблях, или на больших дозвуковых самолетах.
Также необходимо наращивать возможности сантиметровых РЛС по обнаружению малозаметных целей - за счет накопления сигнала, увеличения мощности сигнала, применения антенн с большой апертурой и более узких лучей с более высокой плотностью энергии излучения.
Опять же, говоря про СДРЛО, можно создавать антенны бокового обзора в виде гребня над корпусом самолета или на бортах корпуса, высотой несколько метров и длиной десятки метров. Для метровых волн такие габариты антенны минимально приемлемые, а у сантиметровых - могут повысить возможности РЛС по обнаружению удаленных целей.
Есть еще один важный нюанс - распространение ракет с активными РЛ ГСН. Целеуказание для такой ракеты не обязательно должно быть очень точным - при дальности захвата цели ГСН порядка десятков км (или хотя бы 8-10 км по экстремально малозаметной цели) - неточность наведения в 2-3 км не критична, ракета все равно поразит цель.
Так что с такими ракетами можно и метровые РЛС применять для обстрела целей.
Итак, перспективный комплекс воздушного боя: СДРЛО с РЛС метрового диапазона, и носители ракет с ПВРД и мощными активными ГСН сантиметрового диапазона. Дальность ракет 400-500 км, причем двигатель должен работать на всей этой дистанции, обеспечивая ракете возможность парировать изменения курса цели (на максимальную дальность ракета будет лететь около 5 минут).
Отредактировано Шестопер (2021-11-17 13:31:56)