СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Авиация » Будущее воздушного боя


Будущее воздушного боя

Сообщений 1 страница 30 из 65

1

https://vz.ru/world/2020/9/28/1062592.html

Американские военные заявляют, что в их стране едва ли не завершается создание принципиально новой воздушной боевой машины. Предполагается, что «самолет шестого поколения» даст США невиданные доселе возможности по завоеванию господства в воздухе. На чем основаны подобные утверждения и что делать в таком случае нашей стране?

Помощник министра ВВС США по закупкам Уилл Ропер не так давно ошарашил военную общественность сообщением об американском боевом самолете будущего. Он заявил, что новый самолет, создаваемый по программе NGAD – Next Generation Air Domination (доминирование в воздухе следующего поколения), дошел до стадии летающего демонстратора технологий. Более того – машина не просто построена, а уже испытывается в полете.

Реалии шестого поколения

Так, с 2010-х годов любители дикой природы периодически делали съемки в небе над пустынными территориями США разных летательных аппаратов, которых на вооружении ВВС или ВМС США не было и нет. Анализ этих видеоматериалов, доступных в интернете, говорит о том, что часть этих видео – прототипы либо модели-демонстраторы, летавшие по программе создания нового бомбардировщика B-21 Raider. Но только часть. На других видео видно нечто, очень похожее на те картинки будущих дельтавидных стелс-истребителей, которые распространяли американские авиастроительные корпорации. То есть задел создавался давно.

Второй момент – сама программа. NGAD – это, как и говорил Ропер, не истребитель, это проект создания системы завоевания превосходства в воздухе, частью которой действительно должен являться новый самолет. Проект же самого самолета носил название PCA – Penetration Counter Air («средство прорыва обороны в воздухе и борьбы за господство в нем»). В общем, это самолет завоевания господства в воздухе.

Первым открытым документом, в котором был упомянут РСА, является так называемый Полетный план 2030, изданный ВВС США в 2016 году и описывающий направления развития ВВС к 2030 году. В «Полетном плане» было указано, что ВВС нужно создать РСА с заданными возможностями. То есть как минимум понимание того, что ВВС нужно, в том году уже было сформировано. В 2017 году американским репортерам удалось вытащить из тогдашнего замкомандующего ВВС США Алекса Гринкевича подробности о том, что такое РСА: это не истребитель, а «платформа» с датчиками и большим количеством оружия, имеющая большую дальность и обеспечивающая наведение на цель уже существующих истребителей.

Задача этой машины выглядит так. За счет высочайшей малозаметности РСА свободно проникает в воздушное пространство, которое контролирует противник. При этом его системы обнаружения целей (радиолокатор и другие) обеспечивают упреждающее обнаружение самолетов и наземных систем оружия противника и наведение на них обычных истребителей. Если РСА сам сталкивается с истребителями противника, то его летно-технические характеристики, количество и типаж оружия на борту и параметры радиоэлектронного оборудования позволяют ему уничтожить их самостоятельно. То же самое касается систем ПВО противника. Помимо этого, со слов Гринкевича, РСА обеспечит авиаразведку и получение точных координат наземных целей для различного управляемого оружия, применяемого извне зоны ПВО с большой дальности.

Чуть позже другой офицер ВВС, отвечающий за работы по концепции достижения превосходства в воздухе к 2030 году, полковник Том Коглитор обозначил задачи, стоящие перед РСА, таким образом: сопровождение других самолетов в воздухе (скорее всего, бомбардировщиков при их работе над территорией противника), уничтожение истребительной авиации противника, удары по системам ПВО противника и задачи перехватчика в обороне. Как сказал Коглитор, «это закроет тот разрыв в возможностях ВВС, который не могут закрыть ни F-22, ни F-35».

Еще один работающий над концепцией господства в воздухе аналитик Джефф Сэлинг заявил, что рассматривается использование на самолете оружия направленной энергии (то есть, видимо, лазерного).

Таким образом, РСА как идея – это «невидимый разведчик воздушного пространства», способный дать возможность американским истребителям прошлых поколений атаковать противника с такого расстояния, с которого они своими радиолокаторами ничего не увидят, и дающий такие же возможности при атаке наземных целей. При этом он и сам может и сбивать самолеты, и атаковать наземные объекты. Его дальность существенно выше, чем у других истребителей, и он может работать как дальний истребитель сопровождения бомбардировщиков.
Реклама

Вот что на самом деле испытывают американцы. Это действительно не истребитель. Это «доминирование в воздухе» как оно есть. Новая концепция, которая при ее реализации способна сделать классические истребители второстепенными машинами в борьбе за господство в воздухе.

Однако идеи, что такой самолет может оказаться дешевым, не проходят проверку фактами. В 2018 году стал доступен доклад Бюджетного офиса Конгресса США «Стоимость замены сегодняшнего воздушного флота ВВС». В этом коротком документе озвучена цена, которую Бюджетный офис Конгресса считает реалистичной за единицу РСА. Она составляет чудовищные 300 млн долларов. Это сильно портит радужную картинку, которую сегодня рисует всем улыбающийся замминистра ВВС Ропер.

Реальные ли это цифры? Да, вполне. Самолет предполагается априори больше, нежели F-35. Обеспечить и большую дальность, и большой перечень оружия на борту, и мощный набор средств обнаружения на маленьком однодвигательном самолете невозможно. Если верить тем рисункам, которые распространяют американские авиапроизводители, самолет лишен вертикального оперения. Маневренность такому самолету может обеспечить только куда более продвинутая система управления, нежели имеют «классические самолеты», то есть речь идет о более мощных компьютерах, лучшем программном обеспечении, более точных и быстродействующих сервоприводах и многом другом. Аналогично требуются более совершенные средства обнаружения и разведки, та же радиолокационная станция. Цена такой машины будет намного выше, нежели у существующих истребителей.

Принципиально новые двигатели

И здесь возникает очень важное уточнение. Чтобы небольшой, истребительного размера самолет мог бы иметь дальность, достаточную для длительного эскорта бомбардировщиков, у него должны быть двигатели, сочетающие в себе и большую тягу, и невероятную топливную экономичность.

И такие двигатели принципиально новой компоновки в США действительно создаются. «Пратт энд Уитни» и «Дженерал Электрик» ведут работы над так называемым адаптивным реактивным двигателем, который отечественные инженеры в шутку называют «трехконтурным». Смысл в том, что двигатель в зависимости от режима полета может перенаправлять поток воздуха в разные контуры, работая то как высокоэкономичный турбовентиляторный, то в режиме максимальной тяги. Программа, носящая сегодня название Adaptive Engine Transition Program (AETP) – «Программа перехода на адаптивные двигатели» – идет с начала 2010-х годов, и уже в 2016-м были испытаны почти готовые к установке на самолеты двигатели. В настоящее время достигнуто 200 кН тяги (в значительно большем по размерам АЛ-41Ф1, которыми оснащается Су-35, предел на короткое время – 142 кН) и снижение расхода топлива на 25% по сравнению с двигателями, которые используются на F-35.

Итак, каким видят шестое поколение истребителей в США?
Большой самолет с высокой максимальной скоростью и дальностью полета, с очень мощным БРЭО (сопоставимым с СДРЛО), малозаметный (если не включать РЛС на излучение), оснащенный не только наступательным, но и оборонительным вооружением (перехват вражеских ракет, помимо постановки им помех).
Типовая тактика - сближение с противником в малозметном режиме, включение РЛС и освещение воздушной обстановки, обстрел противника бортовым вооружением и целеуказание для менее совершенных самолетов. В случае интенсивного ответного огня противника - использование оборонительных систем (систем постановки помех и ракет-перехватчиков) и быстрый выход из боя за счет разгона до высокой сверхзвуковой скорости.

Что можно противопоставить такой тактике и такой технике, кроме симметричной создания подобных самолетов (либо модернизации Су-57)?

Думаю, одной из важнейших контрмер должно стать широкое использование РЛС метрового диапазона.
Если  современные авиационные РЛС сантиметрового диапазона видят малозаметные цели на дистанции порядка 100 км, то в метровом диапазоне есть возможность обеспечить обнаружение на дальностях порядка 300-500 км. Но из-за низкой точности метровые РЛС не годятся для управления стрельбой по выявленным целям - для этого нужны более короткие волны. Но обнаружить противника на большой дистанции, вскрыть его группировку - это уже очень важно.
Необходимы не только наземные РЛС метрового диапазона, но и воздушные. Из-за больших габаритов антенн (минимум порядка десятков метров) они могут размещаться или на дирижаблях, или на больших дозвуковых самолетах.

Также необходимо наращивать возможности сантиметровых РЛС по обнаружению малозаметных целей - за счет накопления сигнала, увеличения мощности сигнала, применения антенн с большой апертурой и более  узких лучей с более высокой плотностью энергии излучения.
Опять же, говоря про СДРЛО, можно создавать антенны бокового обзора  в виде гребня над корпусом самолета или на бортах корпуса, высотой несколько метров и длиной десятки метров. Для метровых волн такие габариты антенны минимально приемлемые, а у сантиметровых - могут повысить возможности РЛС по обнаружению удаленных целей.

Есть еще один важный нюанс - распространение ракет с активными РЛ ГСН. Целеуказание для такой ракеты не обязательно должно быть очень точным - при дальности захвата цели ГСН порядка десятков км (или хотя бы 8-10 км по экстремально малозаметной цели) - неточность наведения в 2-3 км не критична, ракета все равно поразит цель.
Так что с такими ракетами можно и метровые РЛС применять для обстрела целей.

Итак, перспективный комплекс воздушного боя: СДРЛО с РЛС метрового диапазона, и носители ракет с ПВРД и мощными активными ГСН сантиметрового диапазона. Дальность ракет 400-500 км, причем двигатель должен работать на всей этой дистанции, обеспечивая ракете возможность парировать изменения курса цели (на максимальную дальность ракета будет лететь около 5 минут).

Отредактировано Шестопер (2021-11-17 13:31:56)

0

2

Шестопер написал(а):

За счет высочайшей малозаметности РСА свободно проникает в воздушное пространство,

Очень похоже, что лидары и фотонные системы поставят крест на стелсе уже в скором времени. Американцы довольно опрометчиво вложились в столь ненадёжную технологию.

0

3

Eвгeний написал(а):

Очень похоже, что лидары и фотонные системы поставят крест на стелсе уже в скором времени.

Скором времени, это сколько десятилетий?
Даже АФАР сегодня стоит не на всех современных самолетах, ЦАР только испытывают где то в Европе в качестве БРЛС, фотон и прочее больше в экспериментах.Даже если условно изобретут к 2025 году,внедрение ,испытания и в лучшем случае выходит к 2035-2040 году .
И это у передовых держав и только начало,а в массе 2050-2060 -х  у развитых,а у бедных еще позже.
До сих пор основа ПВО и авиаций в 3- х странах, это с-75,С-125,МиГ-21,МиГ-23,Тайгер или б/у F-16,МиГ-29,Су-27.
Для многих С-300ПТ/ПС или Пэтриот первых серии не сбыточная мечта до сих пор.

Eвгeний написал(а):

Американцы довольно опрометчиво вложились в столь ненадёжную технологию.

Мы ,Китай,турки ,корейцы тоже ошиблись ?
Технологии малой заметности в авиаций ,дают не только снижение ЭПР, плюсом сюда идет и размещение оружия внутри,а оно влияет на расход топлива,динамику и накладывает ограничение на маневр,если висит снаружи.

0

4

Ростех разработал стелс-материал для обеспечения «невидимости» самолетов https://armstrade.org/includes/periodic … tail.shtml

0

5

Иван Кольцо написал(а):

Скором времени, это сколько десятилетий?

Одно, два. Почитайте про лидары. Их уже даже в айфоны толкают. Вполне вероятно, они весьма скоро заменят ОЛС на истребителях, а позже и сами радары.

0

6

Eвгeний написал(а):

Одно, два. Почитайте про лидары. Их уже даже в айфоны толкают. Вполне вероятно, они весьма скоро заменят ОЛС на истребителях, а позже и сами радары.

Чтоб что то заменить через 10 -20 лет, это что должно быть уже сейчас на испытаниях.
А этого нет.
И не кем не заявляется.

0

7

https://www.thedrive.com/the-war-zone/b … ance-plans
Переводчик

Бюджетные документы указывают на центральную цель службы - иметь возможность "доминировать" в будущем воздушном пространстве, определяемом со всех сторон такими вещами, как инфракрасные системы поиска и слежения и ракеты с многорежимными искателями, а также усовершенствованные радары и системы радиоэлектронной борьбы. Это уже оказывает влияние на дизайн будущего боевого самолета-невидимки шестого поколения с экипажем и современных беспилотных летательных аппаратов, называемых совместными боевыми самолетами, которые разрабатываются в рамках NGAD.

0

8

Иван Кольцо написал(а):

Чтоб что то заменить через 10 -20 лет, это что должно быть уже сейчас на испытаниях.
А этого нет.
И не кем не заявляется.

Судить только на основе заявлений - сомнительное мероприятие. Факт в том, что лазерные технологии развиваются очень быстро, а сами лидары ещё быстрее. Так что результаты не заставят себя ждать.

0

9

Eвгeний написал(а):

Судить только на основе заявлений - сомнительное мероприятие. Факт в том, что лазерные технологии развиваются очень быстро, а сами лидары ещё быстрее. Так что результаты не заставят себя ждать.

Ну к примеру АФАР использовались еще в Дарьял больше 50 лет назад, а на самолеты у нас до сих пор еще не пришли(только Су-57).
ЦАР в Воронеже уже лет 20 ,,а на самолет только пару лет назад Европейцы показали и то когда  дойдет до серии.

0

10

Eвгeний написал(а):

Факт в том, что лазерные технологии развиваются очень быстро, а сами лидары ещё быстрее.

Лидары превосходят РЛС в разрешающей способности, но уступают им в ширине луча (и поэтому - в частоте обзора горизонта на 360 градусов), оптические и инфракрасные лучи сильнее сантиметровых радиоволн поглощаются облаками.
Поэтому лазеры РЛС не вытеснят, а дополнят.

0

11

Шестопер написал(а):

оптические и инфракрасные лучи сильнее сантиметровых радиоволн поглощаются облаками.

Зато ультрафиолетовое излучение проходит сквозь облака вполне неплохо.

Иван Кольцо написал(а):

Ну к примеру АФАР использовались еще в Дарьял больше 50 лет назад, а на самолеты у нас до сих пор еще не пришли(только Су-57).

Не настолько важная технология, вполне неплохо и без АФАР может самолёт обходиться. А вот в свете противостояния стелс истребителям - лидары очень даже критичная технология. Россия и Китай должны ухватиться за эту возможность. За десяток лет вполне возможно сделать специализированный обнаружитель стелс самолётов и впихнуть под РЛС, как ОЛС на F-35.

Отредактировано Eвгeний (2023-04-02 13:10:24)

0

12

Eвгeний написал(а):

Не настолько важная технология, вполне неплохо и без АФАР может самолёт обходиться.

Ну кто не может делать,тот и может обходится.

Eвгeний написал(а):

Россия и Китай должны ухватиться за эту возможность. За десяток лет вполне возможно сделать специализированный обнаружитель стелс самолётов и впихнуть под РЛС, как ОЛС на F-35.

Нужно что не будь техническое подтверждающие сроки, пока это только ваши предположения что можно.

0

13

Иван Кольцо написал(а):

Ну кто не может делать,тот и может обходится.

Иван Кольцо написал(а):

Ну к примеру АФАР использовались еще в Дарьял больше 50 лет назад, а на самолеты у нас до сих пор еще не пришли(только Су-57)

Потому и не приходят, что не обладают какими-то критическими преимуществами за свою цену.

Иван Кольцо написал(а):

Нужно что не будь техническое подтверждающие сроки, пока это только ваши предположения что можно.

Ключевые элементы лидара - излучатель (лазер) и приёмник. Что бы убедиться в возможностях лазеров, достаточно зайти на алиэкспресс и посмотреть самые мощные. Стоит ли говорить о специальных военных разработках? Современные приёмники улавливают один фотон.
Лидару истребителя не придётся заниматься подробным сканированием обширной области, луч будет "прощупывать" зону пространства до момента приёма отраженного излучения и только после этого концентрироваться на маленькой зоне, откуда пришёл отражённый сигнал.

Шестопер написал(а):

но уступают им в ширине луча

Лучу можно придать разную форму, в т.ч. плоскую, как у сканера. Она не подойдёт для построения точного изображения, но отлично подойдёт для предварительного обнаружения.

Если в сферу разработки лидаров привлечь серьезное финансирование и поставить конкретные цели, то результаты однозначно не заставят себя долго ждать.

Отредактировано Eвгeний (2023-04-03 08:35:12)

0

14

Eвгeний написал(а):

Потому и не приходят, что не обладают какими-то критическими преимуществами за свою цену.

У США ,Китая прошли, а у нас нет.
Проблема не в цене получается.

Eвгeний написал(а):

Что бы убедиться в возможностях лазеров, достаточно зайти на алиэкспресс и посмотреть самые мощные.

Мне как то давно один человек доказывал , что раз видео камеры на телефонах есть, то совсем пустяк поставить в качестве ГСН на ракету .
Но на самом деле не все так просто.

Eвгeний написал(а):

Если в сферу разработки лидаров привлечь серьезное финансирование и поставить конкретные цели, то результаты однозначно не заставят себя долго ждать.

А что думаете военные всех стран дураки и не интересовались этой темой?Раз нет до сих пор у военных ,при широком распространение в граждаке, то значит есть какие то технические проблемы.

0

15

Иван Кольцо написал(а):

У США ,Китая прошли, а у нас нет.
Проблема не в цене получается.

У американцев и истребителей пятого поколения есть в количестве, а у нас вот совсем немного. Как ни удивительно, вопрос именно в цене.

Иван Кольцо написал(а):

Мне как то давно один человек доказывал , что раз видео камеры на телефонах есть, то совсем пустяк поставить в качестве ГСН на ракету .
Но на самом деле не все так просто.

Не так просто, но вскоре после широкого распространения различного рода камер начали и всякие ГСН на их основе делать.

Иван Кольцо написал(а):

А что думаете военные всех стран дураки и не интересовались этой темой?Раз нет до сих пор у военных ,при широком распространение в граждаке, то значит есть какие то технические проблемы.

Я и говорю, что сложились условия, для того что бы обратить на них внимание.

Отредактировано Eвгeний (2023-04-04 08:31:09)

0

16

Eвгeний написал(а):

У американцев и истребителей пятого поколения есть в количестве, а у нас вот совсем немного. Как ни удивительно, вопрос именно в цене.

У них и 4-ки идут с АФАР.
И у нас мало 5-го не из за денег, а потому что ВПК разгромили в свое время.
Тоже самое с Арматой.

0

17

ОВТ в воздушном бою

Снова про Лаос.
Все последние модели истребителей у нас пилятся с отклоняемым вектором тяги.
Это позволяет самолётам выполнять маневрирование на закритических углах атаки, что в свою очередь помогает быстрее направить, или довернуть "изпоследнихсил" ось оружия на цель.
Ну и конечно это позволяет выполнять фантастические фигуры пилотажа, коим можно дать какое-нибудь громкое и звучное название. "Чакра", "Бросок пьяной обезьяны", "Укус богомола".
Это красиво короче. И дорого. Шоу в котором учавствуют самолёты с ОВТ, кроме всеобщего "ВАУ!!!" никаких других эмоций не вызывают.
Я никогда не эксплуатировал технику с ОВТ, поэтому мог судить о ней, только из общения с истребителями которым в конце концов разрешили использовать тумблер "Маневр" на РУС. И отзывы истребителей были осторожные, но по большей части положительные.

В честь этого, я не придал особого значения любопытному экспертменту, заключавшегося в том, что двух лётчиков одного уровня подготовки посадили в однотипные самолёты и разрешили им крутить воздушный бой практически без ограничений.
Один крутил с включённым ОВТ, второй крутил по старинке, воевал как завещал великий Покрышкин по завету "Маневр. Скорость. Высота. Огонь."  Т.е. вёл аэродинамический бой.

Все воздушные бои, на всех высотах выиграл второй летчик. И боев они открутили много.

х*й с ними, подумал я, наебалово какое-то. В первом самолёте сидел какой-то лошара, самолёт был никакой, поломанный и все это происки врагов. Неможет такого быть, потому что неможет быть никогда, потому что "Кобра" и "Чакра" наше все. Не может быть такого, чтоб сикстилиарды народных денег были потрачены на бесполезную хуйню для шоу.

Но тут начались события, в которых все самолёты смогли показать на что способны.
Сотни воздушных боев. И было куча моментов когда сходились самолёты и разных поколений и самолёты с вертолетами и с беспилотниками и с хрен его знает чем и разумеется с ОВТ и без ОВТ.
Десятки, а может сотни уничтоженных воздушных целей.
Как вы думаете, сколько воздушных целей из этих сотен было сбито с применением ОВТ на замегатурбокритических режимах полёта? Сколько боев выиграно с использованием ОВТ?
Вы правильно думаете. 😏

Маневрирование - гасит скорость. Скорость это жизнь.

Я не говорю,  что надо срочно выпиливать ОВТ, ибо, в теории, неподкоепленной практикой можно придумать аргументы в защиту ОВТ, но я снова не понимаю, как можно было без проверки на практике, выкинуть столько денег, которые можно было (да и сейчас можно) потратить более эффективно?

Разумеется я не про наши самолёты,  у нас ОВТ работает на иных, не имеющих аналогов в мире принципах, у нас все ок.

0

18

Все это было известно, и сразу бы стало заметно. будь у нас своя эскадрилья "агрессор" и свой ежегодный "рэжфлаг".  Но эскадрильи SEAD были бы еще лучше всяких пилотажных групп с ОВТ,

Отредактировано Wotan (2023-04-05 21:56:15)

0

19

Один крутил с включённым ОВТ, второй крутил по старинке, воевал как завещал великий Покрышкин по завету "Маневр. Скорость. Высота. Огонь."  Т.е. вёл аэродинамический бой.

А разве ОВТ не даёт преимущество "при прочих равных"? Т.е. одинаковый манёвр, в ряде случаев, с ОВТ можно выполнить на большей скорости или с меньшим радиусом. Американцы бы не реализовали эту функцию на F-22, если бы она была бесполезна.
Посыл про "сотни воздушных боёв" вообще странный.

Отредактировано Eвгeний (2023-04-06 06:32:34)

0

20

Eвгeний написал(а):

А разве ОВТ не даёт преимущество "при прочих равных"? Т.е. одинаковый манёвр, в ряде случаев, с ОВТ можно выполнить на большей скорости или с меньшим радиусом.

Некоторым комментаторам лучше повторно среднее образование получить. Физику в особенности. Если конкретнее, то про перегрузки почитай, может дойдёт, хотя не уверен.

0

21

Eвгeний написал(а):

Американцы бы не реализовали эту функцию на F-22, если бы она была бесполезна.

ОВТ позволяет прощать ошибки, если летчик допустил при пилотирование .
В воздушном бою от него проку нет.
Так фича не лишняя, но не для воздушного боя.

0

22

Иван Кольцо написал(а):

В воздушном бою от него проку нет.

- Время и радиус виража? Не, не слышал!

0

23

Шестопер написал(а):

Иван Кольцо написал(а):
В воздушном бою от него проку нет.

- Время и радиус виража? Не, не слышал!

Су-27 имеет скорость эффективного виража ~600 км/ч (эта скорость для примера), на этой скорости достигается угловая скорость разворота в 22 градуса в секунду. Т.е. ~16,3 секунды полный вираж.

с форума обсуждение:

- Есть такой документальный сериал от "Discovery Channel" кажется -- "Wings" -- и часть серий посвящена советским самолётам. В серии, посвящённой Су-27, в частности выступает английский лётчик-испытатель Джон Фарли, который рассказывает о том, что лично наблюдал, как Виктор Пугачёв выполнил вираж на Су-27 за 10 секунд, т.е. со СРЕДНЕЙ угловой скоростью 36 град./сек, и как это поразило его и его коллег ("мы-то надеялись, что наш новейший истребитель достигнет угловой скорости в 25 град./сек"). Потом эта фраза перекочевала в какие-то мутные статейки и интервью, но в небольшом числе, т.ч. поиск в интернете по фразе "вираж на Су-27 за 10 секунд" ничего содержательного не даёт. Нечего и говорить, что видео-доказательств такого манёвра тоже найти не удалось.
Понятно, что речь может идти лишь о неустановившемся (форсированном) вираже, но всё равно довольно удивительно.
Что же это за история? Действительно ли Су-27 способен на такое, и если да, то кто ещё это может подтвердить? Может, всё-таки существует и видео-фиксация этого факта, а я просто плохо искал? Если же ничего этого нет, то не является ли эта история мифом из разряда приснопамятных "учебных боёв с американцами в Лэнгли"?

- Вообще, вопрос был порождён просмотром выступления на МАКСе-11 Т-50, его виражом за 23-24 секунды (суда по ролику на ю-тьюбе) и тем обстоятельством, что что-то я не припомню 10-секундной прыти от Су-27 и производных на других показах. Хотя, если он это делает -- почему бы и не повторять? Это же эффектно.

- Максимальная угловая скорость установившегося виража для массы 23 тонны, на высоте 500м для Су-27, составляет 22-24 градуса в секунду, измените условия и получите за 30 градусов в секунду гарантированно. Я вираж за 10с не видел, а форсированный разворот на 270 за 10с видел. Пугачев и не то мог, да и самолет ему готовили не в строевой ТЭЧ.
https://www.forumavia.ru/t/178468/

Время виража 19 сек. Максимальная высота 16 000 м.
wiki.warthunder.ru МиГ-29 — War Thunder Wiki

про Су-57/Т-50 ===>
- Сколько не смотрел видео никак у меня не получалось 13-14 секунд на полный вираж. Если смотреть на проекцию (положение) самолета на видео с которой начинать отсчет времени и заканчивать отсчет когда самолет займет такое же положение, то у меня выходило примерно 18-19 секунд на полный вираж. Начало виража примерно 3.19, конец виража 3.37. Может я неправильно отсчитываю. Видел старое видео на ютубе, где су-27 (в Фарнборо или Бурже) делал полный вираж за 13-14сек. Чтобы реактивные истребители делали вираж быстрее 27-го - ещё не видел.
- 14 секунд 4:48-5:02 . Четырнадцать с гаком секунд.
https://www.youtube.com/watch?v=5WBnjk43y-4
- Спасибо за ссылку и указанный хронометраж, не видел это видео. Искренне порадовался что суховцы марку держат. Особенно, что после виража почти сразу ушел на полную петлю. Тут наверное много еще от летчика зависит.
- Конечно, попробуй связку маневров, в числе которых 9g 14-15 секунд держать, это экстрим.
- Не думаю что это предельная цифра, т.к. перегрузка максимум 8 была . Совсем недавно мне говорили , "на уровне стола для домино у парадной", что круг у него 10 секунд. Вот тут , если эти слова можно воспринимать серьёзно, всё действительно зависит от лётчика.
- Те, что крутят пилотаж на шоу, это планеры первого этапа, с конструктивными ограничениями по предельным перегрузкам. Лично я не припомню выступлений крайних прототипов, с новой КСС. Тем не менее, тот же Богдан утверждает, что Су-57 в пилотажке лучше предшественников, и намного. Не думаю, что ему есть смысл врать. Те элементы высшего пилотажа, которые демонстрирует даже прототипы Су-57 с обрезанными перегрузками, впечатляют. У меня сложилось впечатление, что понятие "эволютивная скорость" для него вообще неприменимо.
Он не сваливается даже на нулевых скоростях. Просто падает плашмя, как кленовый лист, в управляемом плоском штопоре... или даже без штопора плашмя.
https://paralay.iboards.ru/viewtopic.ph … tart=15480

F-22 – ответы на вопросы
https://topwar.ru/33122-f-22-otvety-na-voprosy.html

еще обсуждалка:

- Правильно, правильно! Клюгеле! Молодец! Только самолеты перепутаны (Полный разворот самолета F-35 (вираж) выполняется с выходом на перегрузки до 7 g. В настоящее время маневренность F-35 с блоком программного обеспечения 3I ограничивается 7 g, с блоком 3F полностью функциональный самолет будет маневрировать с заявленными 9 g.)

- Ничего не перепутано, я имел в виду ровно то, что было сказано. То, что МиГ-29 не ограничен по перегрузке НИКОИМ образом не значит, что вираж, запечатлённый на видео был выполнен с выходом на 10g, когда пилот дёргает РУС на себя до упора. Верно и обратное - при большей начальной скорости самолёта при достижении той же перегрузки радиус разворота будет больше, а угловая скорость - меньше. Короче говоря, как бы апологеты сабжа к этому ни относились, сравнивать время полного разворота можно ТОЛЬКО при равных начальных скоростях и равных перегрузках, с которыми маневр выполняется. F-35, имеющий большую нагрузку на крыло и меньшую тяговооруженность, неизбежно проиграет. Это никакой не квасной патриотизм, это всего лишь медицинский факт

- Цитирую и прокомментирую иностранного товарища:
Цитата, Preussen сообщ. №154
- В настоящее время маневренность F-35 с блоком программного обеспечения 3I ограничивается 7 g, с блоком 3F полностью функциональный самолет будет маневрировать с заявленными 9 g.)
- Это, конечно , заблуждение. Ограничение на перегрузку ставится конструкторами не просто так. При известной удельной нагрузке на крыло, значительно большей чем у мигов и сушек, превышение перегрузки влечет за собой не только тряску и срыв в штопор, что можно было бы исправить ОВТ, но прежде всего остаточными деформациями элементов конструкции самолёта. Ведь не сложно понять, что разница в удельной нагрузке на крыло в 120-200 кг при 7-9 кратной перегрузке будет так же кратно увеличиваться. Т.е. на крутом вираже с перегрузкой 9ж , удельное давление на крыло у Су-30 будет 400*9=3600 кг/м2 , а у Ф-35Б 520*7,5=3900 кг/м2. Т.е. даже с меньшей перегрузкой конструкции Ф-35Б будут испытывать на 8,3% более высокую нагрузку, чем у Су-30. Другие модификации Ф-35 летают ещё хуже, т.к. у них выше удельная нагрузка на крыло.
Не сложно посчитать, что Если на Су-30 повесить нагрузку примерно на 6000 кг больше, чем на Ф-35, то скорее всего они будут летать одинаково.
Если Ф-35 всё-таки разрешат летать с перегрузкой 9ж, то это никоим образом не улучшит его управляемость. Он просто будет проскальзывать, а радиус скорее всего не уменьшится. Это как груженый камаз. Ему можно разрешить резко поворачивать руль, дрифтить, но от этого он не будет разворачиваться так же юрко, как более лёгкий конкурент.
Поэтому, сколько форумчане под еуропейскими флагами не стараются, не получается у них нести "свет просвещения и демократии". Против физики не попрешь.
https://vpk.name/news/184735_f35_sokrus … i.html?p=5

- Например, максимальная угловая скорость установившегося разворота в горизонтальной плоскости для истребителя F- 15 на высоте 3000 м составляет 16°/с (nу пред = 7,5) При этом время полного виража равняется 22 с. Наибольшая угловая скорость неустановившегося (форсированного) разворота достигается на малых высотах при скорости 680-700 км/ч и составляет 25°/с (nуэmax =8,5)

У F-16 эти параметры хуже. Скорость разворота российской боевой машины — 22,8°/с, а у F-16 она ниже — 21,5°/с. Российский истребитель набирает высоту со скоростью 334 м/с, а «американец» — 294 м/с

Как рассказывал летчик-испытатель В.Е. Меницкий, в то время шеф-пилот ОКБ, участник авиасалона «Фарнборо-1988», «когда пошли совместные тренировки, то все стало на свои места. Верхние точки петель у нас ниже метров на сто, чем у F-16 и «Рафаля». «Мираж» 2000 — даже сравнивать нельзя. По времени виража «Рафаль» явно уступает, еще больше «Мираж» 2000 и F-18, a F-16 очень близок, проигрывает всего 0,8—1,5 секунды. Радиусы фигур у нас поменьше, и специалисты это зафиксировали. Преимущества МиГ-29 были заметны и на взлете — наша машина взлетала быстрее и раньше переходила в набор высоты. «Рафаль» и «Мираж» 2000 демонстрировали несколько большие угловые скорости крена, но на больших углах атаки и на так называемых «спецбочках» этого преимущества у них не было».
Угловая скорость установившегося разворота F-16A = 12 град./с
https://techno-story.ru/books/101-mig29 … ye-analogi

0

24

Шестопер написал(а):

Время и радиус виража? Не, не слышал!

Слышал, но  вот только при по помощи ОВТ крутят эти виражи на небольших скоростях.
На скорости 400-500 км/ч воздушный бой не ведут истребители.
А потеря скорости в воздушном бою ,считай самолет потерян.
Ну и ближний бой уходит в прошлое, много было БВБ в ходе СВО?
На память всплывает как наш Су-35 гонялся за Ми-14.
Все остальное ДВБ, при этом часто самолеты летают на задание даже без Р-73, а только с РВВ-СД и Р-37М.
У НАТО тоже самое/

0

25

Иван Кольцо написал(а):

Ну и ближний бой уходит в прошлое, много было БВБ в ходе СВО?
На память всплывает как наш Су-35 гонялся за Ми-14.
Все остальное ДВБ, при этом часто самолеты летают на задание даже без Р-73, а только с РВВ-СД и Р-37М.
У НАТО тоже самое/

Противоракетное маневрирование актуально для ДВБ.
Хоть в будущем значение маневренности  может снизиться на фоне развития оборонительных антиракетных систем и боеприпасов.

0

26

Шестопер написал(а):

Противоракетное маневрирование актуально для ДВБ.

Тут куда актуальнее уйти вниз на ПМВ, как делают сейчас в ходе СВО люфтваффе , отсюда у нас в сводках и сотни сбитых самолетов укроВВС.

Шестопер написал(а):

Хоть в будущем значение маневренности  может снизиться на фоне развития оборонительных антиракетных систем и боеприпасов.

Не только, снижение заметности самолетов 5 и 6 поколения во всех спектрах.
С какой дальности сможет захватить их ГСН?
Если сейчас пишут про 15-20 км по ЭПР в 3 м.
Если ЭПР не 0,.....,а 0,2-0,3 м ,то дальность нужно резать в 2 раза.
Прибавьте к этому РЭБ,ловушки и прочее.

0

27

Шестопер написал(а):

- Время и радиус виража? Не, не слышал!

Плюс зависимость от остатка топлива. Все пережевано в интернете лет так 10-15 назад.
Условия и моделирование перехода из ДВБ в БВБ по понятным причинам сильно не пообсуждаешь.

0

28

НКВД написал(а):

ОВТ в воздушном бою

НКВД написал(а):

Я никогда не эксплуатировал технику с ОВТ

Файтерша (она же Бомберша) в своей жизни эксплуатировала лишь смартфон. Но режим «поиск информации» не осилила. По этому она пишет то, что пишет:

НКВД написал(а):

Один крутил с включённым ОВТ, второй крутил по старинке, воевал как завещал великий Покрышкин по завету "Маневр. Скорость. Высота. Огонь."  Т.е. вёл аэродинамический бой.

Логика показывает, что по ф-ле Покрышкина самолет с ОВТ имеет преимущество над прочими, ибо ОВТ = преимущество в маневре. 
Иными словами, дура, критиковавшая ОВТ, ссылаясь на Покрышкина, опровергла сама себя, не поняв этого.

Отредактировано n0rm (2023-04-08 02:56:34)

0

29

НКВД написал(а):

Некоторым комментаторам лучше повторно среднее образование получить. Физику в особенности. Если конкретнее, то про перегрузки почитай, может дойдёт, хотя не уверен.

А Вы –то учили эту самую физику? Хотя бы первый з-н Ньютона.

0

30

n0rm написал(а):

А Вы –то учили эту самую физику? Хотя бы первый з-н Ньютона.

Я учил. А вас посылаю пешим туда ж, куда и Евгения - в школу. Хотя бы для того, чтоб понимать, где и какие законы применять можно.

Для вменяемых. Из диалогов лётчиков-испытателей: на Су-27 стандартных родных рулей высоты (горизонтального оперения - ГО) за глаза хватит, что бы за 2 (две) секунды создать перегрузку, которая просто разрушить самолёт, но такого ЭДСУ не даст сделать. Никакое ОВТ даже не потребуется. Для максимально допустимого изменения угла атаки на большой скорости ГО - за глаза. ОВТ? ну-ну... валяйте на пару с Евгением на скорости 900-1000 кульбиты делать. Я б на это посмотрел. А на относительно небольших скоростях вдруг, совершенно внезапно для всяких там Евгениев, n0rm  и т.д., рулят совсем другие факторы. Читайте про испытания МиГ-28F-5E в СССР в 1976 году. А ОВТ - для критических случаев. И для разных авиашоу конечно же, на которых Су-35 после очередного ОВТ-трюка для домохозяек становится похож на беременную корову: тяжело, плавно, вразвалку, набирает скорость и ещё хуже высоту. Мишень - лучше не придумаешь.

Отредактировано НКВД (2023-04-08 22:57:05)

0


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Авиация » Будущее воздушного боя