Сразу десять танкеров СПГ вышли на маршрут Ямал — Азия — Ямал через Северный морской путь. Со второй половины июля до середины августа газовозы доставят в Китай и Японию 1 млрд кубометров газа в виде СПГ. В Азии резко выросли спрос на газ и цены, которые превысили $ 550 за тысячу кубометров.
По данным навигационных порталов Marinetraffic и Vesselfinder, не менее шести танкеров СПГ сейчас находятся на Северном морском пути. Суда или направляются в Азию, или возвращаются обратно на Ямал.
Судя по информации АИС, всего на линии Ямал — Азия — Ямал находятся сейчас десять танкеров СПГ. Так, «Георгий Ушаков», «Яков Гаккель», «Федор Литке», «Борис Вилькицкий» и «Николай Урванцев» следуют сейчас на китайские терминалы СПГ в Тяньцзинь, Далянь, Цзянъинь и Фуцзянь. Танкеры находятся в разных частях маршрута и крайний срок прибытия последнего из них — 13 августа.
В свою очередь, газовозы «Эдуард Толль», «Николай Евгенов», «Николай Зубов», «Владимир Визе» и «Борис Давыдов» возвращаются из японских и китайских портов и находятся уже на разном расстоянии от порта Сабетта, где располагается «Ямал СПГ».
За месяц работы с середины августа танкеры доставят в Азию около 1 млрд кубометров ямальского газа. По данным навигационных порталов, еще четыре газовоза сейчас транспортируют российский СПГ на линии Европа — Азия, которая является более длинным маршрутом доставки топлива с Ямала в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По Северному морскому пути сроки доставки СПГ сокращаются с пяти недель до трех, и этот маршрут по времени более конкурентен, чем транспортировка американского СПГ из Мексиканского залива.
В этом году сезон навигации танкеров СПГ начали с почти месячной задержкой — в середине июня. Виной всему стала ледовая обстановка в Карском море, которая не позволила стартовать так же рано, как в прошлом году.
Тем временем жаркое лето привело к тому, что спрос на газ в Азии продолжает расти и регион отбирает топливо в том числе у Европы, устанавливая все новые сезонные рекорды стоимости спотового газа. На этой неделе она выросла до $ 570 за тысячу кубометров.
Ранее «Коммерсантъ» указывал, что в 2020 году объемы перевозки российского СПГ по СМП небольшие. В 2020 году по нему перевезли 2,4 млн тонн сжиженного газа (3,3 млрд кубометров) с «Ямала СПГ». В то же время общий объем вывоза СПГ из порта Сабетта составил 18 млн тонн (24,8 млрд кубометров). В этом году объемы могут увеличиться. Этому могут поспособствовать и транзитные мощности терминалов Японии, которые «Новатэк» начал использовать в этом году, чтобы сократить время в пути для танкеров ледового класса, которые ходят по Северному морскому пути.
Основным получателем ямальского газа в Азии является китайская CNPC, которая является участником «Ямала СПГ» и законтрактовала 3 млн тонн СПГ. Китайская госкомпания покупает российский СПГ по формуле с привязкой к нефтяному индексу JCC. «Коммерсантъ» оценивал, что при стоимости нефти в $ 70 за баррель ямальский газ будет обходиться китайской компании по $ 8 за MMBTU (около $ 290 за тысячу кубометров).
До конца 2022 года в эксплуатацию должны сдать два новых атомных ледокола типа ЛК-60. Как говорил глава «Новатэка» Леонид Михельсон, это позволит обеспечить круглогодичную поставку сжиженного газа с действующего проекта «Ямал СПГ» и будущего «Арктик СПГ 2» в Азию. Тем более что вместе с запуском проекта, первая очередь которого запланирована на начало 2023 года, флот газовозов арктического класса будет пополняться.
«По нашим совместным с „Новатэком“ планам, эффективная круглогодичная навигация по СМП должна начаться с зимы либо 2023−2024 годов либо 2024−2025 годов», — заявил на ПМЭФ глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов. Он добавил, что круглогодичная навигация при ледокольной поддержке может осуществляться уже сейчас: «Вопрос в экономической эффективности этой навигации».
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2021/08/04/sevmorput-zagruzili-za-mesyac-v-aziyu-dostavyat-1-mlrd-kubometrov-yamalskogo-gaza?utm_referrer=https://zen.yandex.com