СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Мобилизация и резерв.

Сообщений 1 страница 30 из 152

1

Поскольку эти вопросы много раз всплывали в различных темах, создаю отдельную - для обсуждения роли мобилизации в будущих конфликтах. Какого размера нужен резерв (резерв личного состава, вооружений и боеприпасов, продовольствия и стратегических материалов, промышленного оборудования - на случай восстановления разрушенного бомбежками), как поддерживать боеспособность резервистов, как проводить мобилизацию.

0

2

https://paul-atrydes.livejournal.com/169610.html

Мобилизация в атомный век
Генерал в резерве М. ВЕРНУ

О СИСТЕМЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

Журнал НАТО «Ревю милитэр женераль» № 9. ноябрь 1958 года

(Général Marcel Vernoux «Pour un systeme de mobilisation horizontale», «Revue Militaire Générale» № 9, novembre 1958, рр. 477—489)

Последнее время иностранная военная пресса уделяет большое внимание вопросам мобилизации. Это объясняется прежде всего наличием ядерного оружия, на использовании которого западные страны, и в первую очередь американо-английские империалисты, строят расчеты по осуществлению своих агрессивных замыслов. По мнению иностранных военных специалистов, в современных условиях мобилизация людских и экономических ресурсов является одной из самых главных и основных проблем, от правильного решения которой зависит успех в будущей войне. При этом они учитывают, что применение ядерного оружия против стран социалистического лагеря вызовет немедленно ответные удары с его стороны, что может привести к срыву мероприятий по мобилизации в западных странах.

Поэтому наряду с содержанием в мирное время многочисленных регулярных вооруженных сил и расчетов на скрытое их развертывание значительное место в американской и западноевропейской печати отводится быстроте мобилизации как одному из условий успешного ее проведения

Автор публикуемого ниже сокращенного перевода статьи, основываясь на опыте французской армии, рассматривает вопрос о том, каким образом можно было бы в короткие сроки осуществить мобилизацию и обеспечить высокую боеспособность частей и соединений, сформированных с началом войны. Для достижения этой цели предлагается ввести во Франции так называемую «горизонтальную» систему мобилизации, которая предусматривает призыв, подготовку и формирование воинских частей по территориальному принципу, т. е. из военнообязанных, проживающих в районе радиусом не более 100 км. Такая система мобилизации, в противоположность экстерриториальной, позволит, по мнению автора, отмобилизовать войска в течение 1—2 суток, поскольку даже нарушение линий коммуникаций, неизбежное в условиях ядерной войны, не может воспрепятствовать быстрому сбору резервистов, проживающих в одном небольшом по размеру районе.

Заслуживает внимания тот факт, что автор, рассматривая проблему мобилизации с позиций реакционных правящих кругов Франции, неоднократно указывает на необходимость учитывать возможность срыва мобилизационных мероприятий вследствие выступлений революционных сил страны, которые он злобно именует подрывными действиями. Этот факт лишний раз говорит о слабости тыла империалистических государств.

* * *

Прогресс в развитии вооружений и изменения в тактике в настоящее время настолько велики, что люди поневоле пренебрегают вопросами личного состава и организации, без которых, однако, нельзя добиться успеха как в военной, так и в экономической областях.

Ни один из вопросов никогда не был настолько важным, как вопрос о мобилизации. Достаточно напомнить, что Франция проиграла войну 1870 года вследствие недостатков и неупорядоченности своей мобилизационной системы; она смогла оказать сопротивление в 1914 году потому, что закон о трехгодичном сроке действительной службы, облегчив мобилизацию, обеспечил своевременное создание необходимых соединений; французская армия в 1936—1939 годах развивалась в трудных условиях, так как ее система мобилизации противоречила здравому смыслу; наконец, в 1956 году понадобилось провести без предварительной подготовки частичную мобилизацию для того, чтобы усилить войска в Алжире.

Победа достигается не только мобилизацией: вооружение и моральный фактор, несомненно, играют в этом свою роль; однако моральный фактор (и это мы сейчас увидим) тесно связан с мобилизацией, а вооружение остается бесполезным, если оно не распределено между теми, кто его должен использовать.

Мы не думаем, что настало такое время, когда будущая война может вестись двумя лицами путем нажатия кнопок, что могло бы ликвидировать всякую необходимость в мобилизации. Достаточно сослаться на тот факт, что люди придают огромное значение потере нескольких литров бензина(1), чтобы понять, что мы еще далеки от тотальной кнопочной войны. Переход от мира к войне называется мобилизацией. Мобилизация будет необходима так же (если не больше) в атомный век, как она была необходимой в эпоху луков и копий.
_______________
1. Имеются в виду национализация Суэцкого канала египетским правительством в 1956 году и последовавшая вслед за нею англо-франко-израильская агрессия против Египта. — Ред.

Некоторые современные теоретики утверждают даже, что наличие мощных огневых средств не только не избавит от необходимости иметь многочисленные армии, а, наоборот, потребует еще большего количества классических соединений. Мы также уверены в этом, хотя и не будем подробно излагать свои взгляды. Достаточно сказать, что было бы бесполезно иметь мощные огневые средства, если бы они в течение нескольких часов попали бы в руки противника.

Необходимо, следовательно, чтобы территория, которой мы владеем и на которой построены наши жилища и заводы, с первого же дня возможного конфликта была защищена на всех ее границах, включая, естественно, и воздушные границы.

Мы не решаем вопрос о количестве вооруженных сил, необходимых для выполнения этой задачи; к тому же оно будет изменяться в зависимости от технических средств вооруженной борьбы и политической обстановки. Мы можем только утверждать, что содержание в постоянной готовности в мирное время многочисленных вооруженных сил хотя и является важным, но вместе с тем весьма обременительным. Необходимо, следовательно, предусматривать их мобилизацию. Она должна быть всеобъемлющей, быстродействующей и обладать большой гибкостью, так как современные средства нападения и возможность подрывных действий могут задержать и спутать ее.

В конечном счете проблема мобилизации в современных условиях, как никогда, является основной.

Но можем ли мы заранее утверждать, каким образом начнется будущая война? Вчера мы отмобилизовывались против Германии; с 1950 года встал вопрос о мобилизации против России; война постепенно принимает формы открытых проявлений, называемых некоторыми революционной войной, и этот новый аспект потребует проведения более или менее значительных частичных мобилизаций. Однако нельзя представить себе какой-то один вид мобилизации, пригодный для каждого возможного конфликта. Необходимо, чтобы мы имели единую, но в то же время гибкую систему мобилизации, т. е. такую систему, которая обеспечила бы нам готовность ко всем вероятным формам войны: к тем, которые можно предвидеть, и даже к тем (мы берем на себя смелость сказать это), которые предвидеть нельзя. Наконец, желательно, чтобы в ходе мобилизации ее можно было при необходимости перестраивать без значительных затруднений в соответствии с возникновением новых условий.

Немного из истории вопроса. Автор статьи начал заниматься вопросами мобилизации с 1930 года. В качестве командира части он участвовал тогда в сборах резервистов, впервые проведенных с 1918 года. Мобилизация преследовала цель — в течение 20 дней сформировать полностью боеспособное соединение из резервистов и кадрового командного состава, не знающих друг друга. Она была осуществлена по тому же способу, по которому проводилась мобилизация во Франции со времени принятия закона об одногодичном сроке действительной службы(2). Несмотря на большие усилия, результат оказался посредственным, а в некоторых случаях даже плохим. Вывод был совершенно ясный: для того чтобы создать боеспособное соединение при существовавшей тогда системе мобилизации требовалось не 20 дней, а по меньшей мере 3 месяца.
_______________
2. В 1914 году при трехгодичном сроке действительной службы мобилизация осуществлялась за счет кадровых частей, которые из 40 проц. пополнялись резервистами. Другие резервные части составляли лишь одну треть обшей численности отмобилизованной армии, причем они были хорошо укомплектованы командным составом В 1930 году в кадровых частях, подлежащих мобилизации, было 25, а зачастую — 10 проц. их общей численности; недостающее количество войск пополнялось за счет резервистов, которые отбирались главным образом на основании общих учетных данных.

Итак, войны ведутся не людьми вообще, а организованными и сколоченными воинскими частями. Поскольку нельзя допустить, чтобы призыв резервистов осуществлялся в течение 3 месяцев, решение состоит в том, чтобы воинские соединения и части, по крайней мере их основной боевой состав, формировались, организовывались и обучались в период действительной службы.

Единственной страной, где мобилизация подчинена этому принципу, является Швейцария. В этой стране части резерва (их называют «милиционными», других войск там нет) формируются из десяти призывных возрастов. Замена лиц старшего предельного возраста молодыми рекрутами, что ежегодно составляет 10 проц. всего личного состава армии, продолжается в течение одного месяца и не сказывается отрицательно на боевой сколоченности войск.

Швейцария, безусловно, является страной, где проблема мобилизации решена наилучшим образом при меньшей затрате средств, поскольку ей достаточно 500 кадровых офицеров для того, чтобы отмобилизовать, организовать управление и даже частично укомплектовать армию в составе 10 дивизий.

Не может быть речи о применении подобной системы во Франции, которая требует от офицеров милиции активной деятельности и самопожертвования, на что наши офицеры резерва не способны. Но мы располагаем кадровыми частями мирного времени (чего не имеет Швейцария) и в 80 раз большим количеством кадрового командного состава, в то время как численность населения нашей страны превосходит численность населения Швейцарии только в 10 раз.

Таким образом, мы имеем в виду такую систему, которая, подготавливая и мобилизуя не людей вообще, а воинские части, не нарушала бы наших традиций; речь идет о том, чтобы в период действительной службы создать на базе имеющихся в настоящее время контингентов определенное количество воинских соединений и частей, боеспособность которых к моменту увольнения рядового состава в резерв была бы отличной; увольнять эти части целиком в резерв; призывать их время от времен» (например, каждые два года) из резерва на краткосрочные сборы (на 8 дней, включая проведение мобилизации и учение), чтобы в случае всеобщей или частичной мобилизации призыв резервистов одного возраста сам по себе обеспечил бы создание известного количества компактных и полноценных, или, как их называют, заблаговременно подготовленных частей.

Для того чтобы можно было провести подобную мобилизацию в течение 24 или 48 часов, необходимо, чтобы наборы были региональными в радиусе не более 100 км, что обеспечивало бы прибытие мобилизованных в часть с помощью собственных средств передвижения даже в случае разрушения коммуникаций.

В 1932 году предложение по этому вопросу было представлено на рассмотрение главного военного совета через генерала Морэн; оно было изучено, но его осуществление отложено.

В 1936 году, когда Германия оккупировала Прирейнскую область, правительство Сарро с самого начала хотело ответить на эту акцию контрнаступлением наших войск, и, как теперь стало известно, немецкие войска в этом случае получили бы приказ отойти за Рейн. Возможно, что тогда гитлеровская экспансия, а следовательно, и война 1939 года, не имели бы места.

Однако Сарро отошел от своего решения, что обусловливалось главным образом невозможностью проведения частичной мобилизации французской армии; для его осуществления нужно было бы объявить всеобщую мобилизацию — эффективный жест, на который правительство не решилось.

Когда в 1932 году мы предлагали ввести систему подготовки и мобилизации через горизонтальные части (сформированный из резервистов одного призывного возраста), мы прежде всего думали о необходимости подготовки сколоченных частей. События 1936 года подтвердили, что такая система представляет существенные преимущества: мобилизуя только один призывной возраст, Франция в течение двух — трех дней могла бы располагать значительным количеством батальонов, и Рейнская операция могла бы быть начата.

Период 1936—1939 годов был использован во Франции для осуществления мероприятий по частичной мобилизации; но эти мероприятия, задуманные вне общего плана, были вызваны исключительно сложившейся обстановкой и соответствовали только предполагаемому немецкому наступлению; результаты их проведения не всегда были благоприятными для всеобщей мобилизации.

В 1939 году случилось то, что можно было предвидеть. Отмобилизованные части в большинстве своем оказались самыми разношерстными по своему составу формированиями, сколачивание частей было делом мучительным и долгим.

Поэтому автор статьи в 1945 году, т. е. в момент, когда все надо было восстанавливать, снова предложил свой план, осуществление которого в то время не потребовало бы особых усилий и расходов. Но тогда не было еще такой заинтересованности в вопросах мобилизации.

Разработка проблем мобилизации требует продолжительного времени; зачастую о ней думают под влиянием событий и допускают ошибки (пример 1936—1939 годов) или посмеиваются над теми, кто в мирное время говорит о необходимости подготовки к мобилизации.

В 1945 году по этому вопросу было опубликовано только несколько статей. В 1951 году вследствие изменения характера войны появились, наконец, более благоприятные условия. На основании большого количества статей и докладов было принято решение провести опытное учение по мобилизации, но спустя шесть месяцев это решение было отменено, возможно, потому, что такое мероприятие затрудняло комплектование командным составом войск в Индокитае.

В 1956 году Франция должна была увеличить свои войска в Алжире примерно до 300 тыс. человек; правительство решило тогда призвать на действительную службу один призывной возраст резервистов(3).
_______________
3. Вновь призванные резервисты составляли часть контингента запаса, состоящего в распоряжении министра национальной обороны.

Но этот призыв не давал укомплектованных частей: резервисты, подлежащие мобилизации, были разбросаны и перемешаны в списках воинских частей с резервистами более старших возрастов, которые не призывались. Из мобилизованных нужно было прежде всего сформировать части. На составление списков этих частей и сбор личного состава генеральному штабу потребовалось почти три месяца; кроме того, понадобилось по меньшей мере еще 2 — 3 месяца для того, чтобы переброшенные в Алжир части освоились с их боевым предназначением и стали боеспособными. Таким образом, если бы в то время была применена горизонтальная система мобилизации, то было бы сэкономлено минимум 5 месяцев.

Отрицательное обстоятельство: мобилизация, которой подверглись таким образом все части, прежде всего полностью нарушила общую мобилизацию, которую необходимо было затем привести в порядок.

В момент, когда ведущаяся полным ходом психологическая война может потребовать незамедлительного проведения частичных мобилизаций в любом районе, и таким образом, чтобы при этом не была нарушена общая мобилизация; когда неизвестны театр военных действий, на котором будет осуществлено вторжение, и особенно способ такого вторжения, весьма важно, чтобы система мобилизации была гибкой и быстродействующей.

К кому будет применяться эта система? Только к боевым (основным) частям, т. е. к тем частям, которые развертываются для ведения боя и требуют необходимого боевого сколачивания.

Мы охотно согласимся с тем, что некоторые тыловые службы (госпитали, транспортные, инженерные части и т. п.) являются просто отмобилизованными гражданскими организациями, а специальные воинские части (например, штабы) по-прежнему подчиняются особым правилам мобилизации.

Части пехоты, бронетанковых войск и артиллерии являются боевыми частями, отвечающими нашему определению. В отношении их возникает только один вопрос: должны ли они в течение срока действительной службы создаваться в полном составе, включая службы снабжения и администрации? По нашему мнению, достаточно, чтобы подготовленная боевая единица состояла из боевых (основных) подразделений и служб, необходимых для снабжения их средствами материально-технического обеспечения в течение двух недель.

В связи с этими различиями общий план мобилизации должен состоять из нескольких частей; в настоящее время так оно и делается, и мы не думаем, что это вызывает большие трудности.

Принцип управления горизонтальными частями. Прежде всего горизонтальные части должны быть региональными (состоящими из резервистов, проживающих на удалении не более 100 км от места дислокации части); но это не значит, что они должны будут использоваться в течение действительной службы в районе их непосредственного мобилизационного развертывания. Обязательным является, однако, то, чтобы была предусмотрена их мобилизация.

Такие части должны быть созданы с самого начала из резервистов, составляющих единое целое. Первые шесть месяцев службы были бы использованы для одиночной подготовки, последующие месяцы — для - сколачивания подразделений (частей), в продолжении которых они могли бы быть уже пригодными к боевому использованию; При увольнении часть, заканчивающая действительную службу в полном боевом составе, сдавала бы боевую технику своему мобилизационному центру, откуда она могла бы получить ее в случае мобилизации.

Каждые два года проводилось бы непродолжительное (в общей сложности 8 дней) мобилизационное учение, завершаемое тактическим учением. Такие учения, несомненно, должны проводиться в продолжение 6—8 лет, в течение которых часть считается подлежащей мобилизации. Очевидно, было бы желательным, чтобы в течение этого времени (т. е. примерно до 28-летнего возраста резервиста) броня на специалистов, освобожденных от мобилизации, была бы сведена до минимума.

Орган подготовки и мобилизации. Необходимо, чтобы это был один и тот же орган, который успешно решил бы эти две задачи. Так как его цель состоит в том, чтобы поставлять при мобилизации полноценные части, ему следует предоставить ответственность за все связанные с этим действия.

Назовем таким органом полк. Мы охотно согласились бы с тем, чтобы он подготавливал один батальон из каждого полуконтингента призывников(4), что позволило бы в течение действительной службы продолжительностью в 18 месяцев создать и подготовить три батальона, из которых два можно было бы использовать далеко за пределами их района дислокации.
_______________
4. Здесь мы предположили зачисление в армию полуконтингента.

Командный состав. Отметим лишь основные положения. К концу 18 месяцев действительной службы военнообязанных унтер-офицерский состав резерва мог бы, несомненно, быть подготовлен в большом количестве за счет призывного контингента. Более сложным является вопрос о подготовке офицерского состава резерва: в каждой роте 2 офицера из 4 могли бы готовиться в течение последних 6 или 3 месяцев из числа младших лейтенантов, занимающих штатные должности в части. Для офицера в звании «капитан» — положение другое. Мы предлагаем, чтобы офицеры резерва этой категории находились в части в течение последних 5—6 недель на должностях командиров подразделений, которыми они должны будут командовать. Это является основой жизнеспособности части.

Укомплектованность кадровым командным составом обеспечивает с самого начала наилучшую боевую подготовку. Это обстоятельство требует, следовательно, максимального обеспечения формируемой части командным составом. В дальнейшем можно было бы сохранять только необходимое количество командного состава для покрытия временного некомплекта офицеров резерва. К концу действительной службы военнообязанных в воинской части имелось бы только ядро кадрового состава, который следил бы за ее мобилизацией (1 офицер и 5—6 унтер-офицеров на пехотную часть).

Трудности и возражения, естественно, существуют. Отметим два из них:

Прежде всего вопрос о перемещениях. Некоторые дошли до того, что пытаются утверждать, будто в год демобилизации 60 проц. контингента, подлежащего увольнению, меняет местожительство. Если бы это было верно, региональная мобилизация была бы практически невозможна. Мы убеждены, что отъезд из района призыва не превышает в целом 10 проц. Такой недостаток в личном составе не создает значительных трудностей; поступившие в часть вместо выбывших резервисты были бы подготовлены в первый период.

Региональная система вызывает другое возражение: не позволит ли она антигосударственным организациям более легко разложить части и парализовать их? Может быть, но 1) в будущем, несомненно, исключается возможность длительного передвижения мобилизованных; мобилизация будет региональной или ее совершенно не будет; вопрос о разложении является только затруднением, против которого должно быть найдено средство, 2) моральное преимущество, о котором мы скажем ниже (моральная сплоченность в сочетании с боевой сколоченностью), является лучшим ответом на это возражение.

Преимущества. Каковы же преимущества предлагаемой системы мобилизации при наличии указанных трудностей? Кратко напомним два основных: возможность получить в течение двух суток с момента мобилизации полноценные и боеспособные части; способность (а при наличии материальной части можно было бы добавить: одновременно или последовательно) выстоять в любых условиях обстановки.

В системе мобилизации, которую мы выдвигаем, численность кадрового командного состава, необходимого для обучения, мобилизации и укомплектования частей (1 офицер и 5 унтер-офицеров на 100 человек), будет сведена до минимума. Общая численность командного состава сухопутных войск французской армии, включая штабы и различные службы, не превышала бы 20 тыс. офицеров и 100 тыс. унтер-офицеров.

Созданная по этой системе армия в мирное время имела бы необходимую численность для обеспечения наших обычных политических целей; для выполнения чрезвычайных задач потребуется мобилизация резервистов, то, что было сделано для Алжира без подготовки в 1956 году. В предлагаемой нами системе все будет предусмотрено заранее, что значительно облегчит проведение мобилизации.

В итоге можно было бы иметь армию с постоянными командным составом и организацией, гибкость которой позволила бы выстоять при любых условиях.

Мы говорили примерно о 20 тыс. кадровых офицеров, или об уменьшении существующей численности командного состава на 30—40 проц. Не будет ошибочным полагать, что такая система мобилизации привела бы к серьезной экономии.

И, наконец, самое существенное преимущество состоит в том, что мы обеспечили бы не только боевую сколоченность, но и моральную сплоченность войск, чего не могли иметь импровизированные части 1939 года.

Следует ли удивляться страху резервиста, который, не зная ничего о своих товарищах, начальниках и подчиненных, прибывает в день мобилизации в формируемую часть? И, наоборот, что можно сказать о состоянии уверенности, с которой тот же резервист прибывает в часть, в которой он прослужил 18 месяцев, командиров и сослуживцев которой он знает, и ему известна его задача?

Разве недостаточно этого сравнения, чтобы судить о предлагаемой системе мобилизации? Многие опрошенные офицеры резерва, разочарованные существующим в настоящее время порядком мобилизации, который не позволяет им вообще знать своих подчиненных и даже их задачи, «утверждают, что они, несомненно, хотели бы управлять частями, которые не являлись бы для них больше мифом.

Надежная, действенная, оперативная, заранее разработанная на основе взаимного понимания мобилизация — таковы, следовательно, характерные черты предлагаемой нами системы.

Между мероприятиями, которые мы изложили, необходимо, однако, различать мероприятия, выражающие сущность этой системы, и мероприятия, по которым можно дискутировать.

Среди последних мы отмечаем вопрос об организации полков, отвечающих одновременно за обучение и мобилизацию. Это, по нашему мнению, наилучшее решение вопроса, не исключающее, однако, поисков других решений. Важно не упустить следующие основные положения:

для того чтобы части были полноценными в кратчайший срок, они должны быть «заранее подготовленными»; для этого следует, и это единственно возможное решение вопроса, чтобы они были сформированы в течение действительной службы, а следовательно, были горизонтальными частями;

для того чтобы мобилизация была гибкой, надо, чтобы призыв одного возраста соответствовал частичной мобилизации, что также приводит к горизонтальной системе мобилизации.

Военный зарубежник. 1959. № 3.

От себя добавлю, что мне очень нравится идея максимально быстрой (за 1 сутки)  мобилизации резервистов, проживающих на небольшом удалении от своей части, в которой они регулярно проходят сборы, и которая сразу после поступления резервистов становится боеспособной сколоченной частью.

Но для России эту систему придется скорректировать - поскольку районы развертывания войск для прикрытия границ в некоторых случая лежат за тысячи км от наиболее густонаселенных районов страны.
В таких случая мобилизацию можно проводить по такой схеме: резервисты, проживающие в европейской части страны, и приписанные к дальневосточным частям, в случае мобилизации должны прибыть на аэродром, находящийся не далее 100 км от их дома (из отдельных населенных пунктов их доставляют на аэродромы автомобильными колоннами из военкоматов). После чего резервисты без тяжелой техники перебрасываются самолетами на Дальний Восток (или в иной удаленный регион), где предназначенная для них техника находится на базах хранения.
Доставка таких резервистов на военные сборы должна происходить по такой же схеме, как и реальная мобилизация, для регулярной отработки схемы их транспортировки.

0

3

http://militaryarticle.ru/vestnik-akade … ki-istorii

В настоящее вре-мя территория Франции разделена на 21 экономи-ческий район, в каждом из которых имеются по-стоянные органы управления на случай войны. В то же время Франция имеет запасы, равные 2-х ме-сячной норме потребления мирного времени, а также в хранилищах имеется около 40 млн т жид-кого топлива, большая часть которого приходится на коммерческие запасы. В Германии планируется создание запасов на 90 суток потребления тех ви-дов сырья (20 наименований), обеспечение кото-рыми на 70% и более осуществляется за счет им-порта. Для обеспечения бесперебойного снабже-ния экономики и вооруженных сил жидким топливом как в мирное время, так и в военное вре-мя в Германии созданы государственные (21 млн. т) и коммерческие (30 млн. т) запасы нефти и нефте-продуктов. Правительство Британии рассматрива-ет вопрос о создании государственных запасов важнейших видов минерального сырья (хром, ва-надий, марганец, кобальт) в объеме годовой нормы потребления мирного времени. Военно-промыш-ленное руководство многих стран продолжает вы-делять значительные средства на поддержание во-енной промышленности в состоянии готовности к войне, на создание стратегических запасов сырья, материалов и комплектующих изделий.

0

4

Шестопер написал(а):

Поскольку эти вопросы много раз всплывали в различных темах, создаю отдельную - для обсуждения роли мобилизации в будущих конфликтах. Какого размера нужен резерв (резерв личного состава, вооружений и боеприпасов, продовольствия и стратегических материалов, промышленного оборудования - на случай восстановления разрушенного бомбежками), как поддерживать боеспособность резервистов, как проводить мобилизацию.

Как уже упоминалось на форуме по нормативам на 1000 км надо 40 дивизий с учетом второго эшелона и резерва, возьмем границу с Китаем, там 4200 км, конечно часть это водная граница, но учитывая возможности китайцев, можно допустить и наступление по всем 4000 км, значит надо 160 дивизий, по 360 танков самый минимум в каждой, это 57600 танков и столько же ТБМП, это на фронте, теперь еще нужно возместить потери, допустим 1/3 нужно срочно, остальное пусть заводы штампуют, это еще +20000 танков. Ну и там еще артиллерия, ракетные установки тактические, БРСД и ПВО и боеприпасы для всего этого, смотря на сколько месяцев без производства и нужно ввести поправочный коэффициент на количество китайских солдат с обычными берданками, это все таки не НАТО где 1 человек и куча техники, где нужна скорее высокоточные боеприпасы. Еще надо учесть авиацию, ибо у Китая куча самолетов еще 50-х годов, которые отличались массовостью по сравнению с 4 и 5 поколениями, ибо при господстве в воздухе можно и бомбардировщик вызвать со 100т свободнопадающих фугасных подарков, значит нужно куча фронтовых аэродромов, помимо взлета с дорожного полотна. Про продовольствие было сказано и была система складов в СССР, вспомнить ее и создать заново, развивать дальше. Отдельно надо сказать про людей гражданской обороны, их нужно много, советская система недостаточна, плюс техника строительная для разбора завалов и подобного, куча техники, и нужно учитывать что мы действуем в очаге радиационного поражения - и роза ветров принесла радиоактивные частицы или была сброшена противобункерная бомба с ядерным снаряжением, нужно вывозить уцелевших, это или сразу всю гражданскую технику производить с защитой от радиации или навесные комплекты хранить. Госпиталя нужны запасные, в том числе подземные, и быстровозводимые, возможно чтобы можно было перевозить их по разбитым дорогам. Насчет промышленного оборудования, в условиях войны на СШГЭС гидроагрегаты явно не доставить таким способом как было и причем быстро, значит нужны дирижабли. Насчет материалов, смотря как мы будем восстанавливать, или картонные домики по образцу США или железобетонные дома снова по всем нормативным документам.

0

5

СССР с его сверхмилитаризацией экономики такое количество соединений не мог обеспечить вооружением и боевой техникой. Сейчас и подавно никто этого делать не будет

0

6

Хьюстон_у_нас_проблемы написал(а):

значит надо 160 дивизий, по 360 танков самый минимум в каждой, это 57600 танков и столько же ТБМП, это на фронте, теперь еще нужно возместить потери, допустим 1/3 нужно срочно, остальное пусть заводы штампуют, это еще +20000 танков.

Хотите в КНДР нас превратить?
Кстати по 360 танков, даже во времена СССР не было в дивизии.

Хьюстон_у_нас_проблемы написал(а):

но учитывая возможности китайцев,

Возможности Китая на сегодня, это  мобилизационный резерв без подготовки, а на по существу Китай сократил СВ и пытается насытить их БТТ, на уровне стран НАТО и России.
В ближайшее время ,он это сделает, а потом надо смотреть в какую сторону будет двигаться внешняя политика Китая, развитие его ВС,а также наши экономические и военно-технические возможности.

Хьюстон_у_нас_проблемы написал(а):

Еще надо учесть авиацию, ибо у Китая куча самолетов еще 50-х годов,

Нету, списали .

0

7

Хьюстон_у_нас_проблемы написал(а):

Как уже упоминалось на форуме по нормативам на 1000 км надо 40 дивизий с учетом второго эшелона и резерва, возьмем границу с Китаем, там 4200 км, конечно часть это водная граница, но учитывая возможности китайцев, можно допустить и наступление по всем 4000 км, значит надо 160 дивизий, по 360 танков самый минимум в каждой, это 57600 танков и столько же ТБМП, это на фронте, теперь еще нужно возместить потери, допустим 1/3 нужно срочно, остальное пусть заводы штампуют, это еще +20000 танков. Ну и там еще артиллерия, ракетные установки тактические, БРСД и ПВО и боеприпасы для всего этого, смотря на сколько месяцев без производства и нужно ввести поправочный коэффициент на количество китайских солдат с обычными берданками, это все таки не НАТО где 1 человек и куча техники, где нужна скорее высокоточные боеприпасы. Еще надо учесть авиацию, ибо у Китая куча самолетов еще 50-х годов, которые отличались массовостью по сравнению с 4 и 5 поколениями, ибо при господстве в воздухе можно и бомбардировщик вызвать со 100т свободнопадающих фугасных подарков, значит нужно куча фронтовых аэродромов, помимо взлета с дорожного полотна. Про продовольствие было сказано и была система складов в СССР, вспомнить ее и создать заново, развивать дальше. Отдельно надо сказать про людей гражданской обороны, их нужно много, советская система недостаточна, плюс техника строительная для разбора завалов и подобного, куча техники, и нужно учитывать что мы действуем в очаге радиационного поражения - и роза ветров принесла радиоактивные частицы или была сброшена противобункерная бомба с ядерным снаряжением, нужно вывозить уцелевших, это или сразу всю гражданскую технику производить с защитой от радиации или навесные комплекты хранить. Госпиталя нужны запасные, в том числе подземные, и быстровозводимые, возможно чтобы можно было перевозить их по разбитым дорогам. Насчет промышленного оборудования, в условиях войны на СШГЭС гидроагрегаты явно не доставить таким способом как было и причем быстро, значит нужны дирижабли. Насчет материалов, смотря как мы будем восстанавливать, или картонные домики по образцу США или железобетонные дома снова по всем нормативным документам.

Фанфик уровня даже повыше Шестопера.

0

8

В каждой бригаде иметь "гарнизонный" батальон - в котором будут подразделения для обеспечения административной и хозяйственной деятельности бригады в ПДД и отдельно "Учебный батальон" в нем будут в штате учебные подразделения, где  преподаватели и инструкторы в постоянном штате, а курсанты и обучающиеся будут переменным составом, будет формировать группы пополнения в боевые подразделения бригады. конечно тогда бригады будут по 7000 рыл, но потери будут замещаться оперативнее.

0

9

Вообще полезно помнить, что при всей советской военной мощи треть дивизий еще в 1980-х не имела зенитно-ракетных полков, а танковые подразделения оснащались хорошо, если не Т-34.

0

10

TK-421 написал(а):

В каждой бригаде иметь "гарнизонный" батальон - в котором будут подразделения для обеспечения административной и хозяйственной деятельности бригады в ПДД и отдельно "Учебный батальон" в нем будут в штате учебные подразделения, где  преподаватели и инструкторы в постоянном штате, а курсанты и обучающиеся будут переменным составом, будет формировать группы пополнения в боевые подразделения бригады. конечно тогда бригады будут по 7000 рыл, но потери будут замещаться оперативнее.

Маршевый и учебный батальоны уровень дивизии, для бригады уж черезчур, ей одного батальона обоих профилей хватит с избытком.

humanitarius написал(а):

а танковые подразделения оснащались хорошо, если не Т-34.

Т-34-85 к тому моменту были в абсолютном меньшистве, на третестепенных направлениях. При всем етом активно на экспорт шли Т-54/55 и Т-62, последнии прямиком из СА-вопрос исключительно в приоритетах.

0

11

Blitz. написал(а):

humanitarius написал(а):

    а танковые подразделения оснащались хорошо, если не Т-34.

Т-34-85 к тому моменту были в абсолютном меньшистве, на третестепенных направлениях. При всем етом активно на экспорт шли Т-54/55 и Т-62, последнии прямиком из СА-вопрос исключительно в приоритетах.

Разумеется. Но такие дивизии есть, и они стоят на прикрытии границы. На экспорт идут Т-62 и даже Т-72, а в дивизиях в полках танковые роты вместо батальонов и М-160 в артполку.

0

12

humanitarius написал(а):

Но такие дивизии есть, и они стоят на прикрытии границы.

Против гипотетических противников у которых или такие же танки, или вовсе ничего.

0

13

Blitz. написал(а):

humanitarius написал(а):

    Но такие дивизии есть, и они стоят на прикрытии границы.

Против гипотетических противников у которых или такие же танки, или вовсе ничего.

Когда их потребовалось применить против даже не этих, а еще более слабых противников - дивизии пришлось срочно переформировывать

0

14

humanitarius написал(а):

Когда их потребовалось применить против даже не этих, а еще более слабых противников - дивизии пришлось срочно переформировывать

При наличии возможности-почему б и нет. Старая техника закладывалась на случай ТМВ когда все лутшее на западе, а здесь надо обороняться чем есть.

0

15

Blitz. написал(а):

humanitarius написал(а):

    Когда их потребовалось применить против даже не этих, а еще более слабых противников - дивизии пришлось срочно переформировывать

При наличии возможности-почему б и нет. Старая техника закладывалась на случай ТМВ когда все лутшее на западе, а здесь надо обороняться чем есть.

Как дошло до войны - бросились старый хлам менять

0

16

Дык есть возможность-почему и нет 8-) .

0

17

humanitarius написал(а):

Как дошло до войны

До Третьей мировой, или полегче?

0

18

Шестопер написал(а):

До Третьей мировой, или полегче?

До Афганистана, например

0

19

Blitz. написал(а):

Маршевый и учебный батальоны уровень дивизии, для бригады уж черезчур, ей одного батальона обоих профилей хватит с избытком.

Ну как, в бригаде 8 батальонов в моём варианте, я планировал по учебной роте "подвязанной" к каждому батальону, плюс рота управления самого батальона и рота обеспечения. В административном батальоне, рота охраны, рота военной полиции, и в первую очередь хозяйственные подразделения, батальон для нарядов суточных, так сказать)

0

20

humanitarius написал(а):

До Афганистана, например

Именно. Когда не надо было напрягаться изо всех сил.

Нынешние Т-72 и БМП-2, несмотря на устаревание, вполне можно и нужно держать на хранении. В час песца, когда сгорят кадровые армии, лучше идти в бой на БМП-2, чем на пикапе.
Проблема в том, что у нас до сих пор этот актиквариат — основа всего парка, а не только учебного.

0

21

TK-421 написал(а):

Ну как, в бригаде 8 батальонов в моём варианте, я планировал по учебной роте "подвязанной" к каждому батальону, плюс рота управления самого батальона и рота обеспечения. В административном батальоне, рота охраны, рота военной полиции, и в первую очередь хозяйственные подразделения, батальон для нарядов суточных, так сказать)

Это все для дивизионного и армейского уровня. А бригады нужно иметь учебные, ПГ и кадрированные.

0

22

Шестопер написал(а):

humanitarius написал(а):

    До Афганистана, например

Именно. Когда не надо было напрягаться изо всех сил.

Нынешние Т-72 и БМП-2, несмотря на устаревание, вполне можно и нужно держать на хранении. В час песца, когда сгорят кадровые армии, лучше идти в бой на БМП-2, чем на пикапе.
Проблема в том, что у нас до сих пор этот актиквариат — основа всего парка, а не только учебного.

Если сгорят кадровые армии, мобилизации не будет

0

23

Ещё один вариант - части двойного базирования. Сухопутные войска делятся на две половины: части в приграничных районах и части в глубине страны.

В приграничных районах (начиная от Питера и Воронежа и заканчивая Амурской областью и Приморским краем) находятся части постоянной готовности, их основная задача - продержаться первые несколько дней в случае начала войны, желательно как минимум по одной дивизии в каждой области у западных границ, а на Дальнем востоке по целой армии в каждом регионе, как при СССР. В гарнизонах находятся по два комплекта техники - основной и для развёртывания.

Во внутренних районах (прежде всего в Центральной России, Поволжье и на Урале) тоже должны быть части полного комплекта (в идеале), как минимум дивизия возле города-миллионера и бригада возле обычного областного центра. В этих частях одинарный комплект техники, НО на базе этой дивизии/бригады существует также дивизия/бригада кадра.

В случае начала войны или в угрожаемый период, личный состав регулярных частей должен быть за несколько дней переброшен с помощью ВТА и мобилизованной гражданской авиации в приграничные регионы, личный состав пересаживается на второй (резервный) комплект техники приграничных частей и идёт в бой вслед ушедшими регулярными приграничными частями.

В это же время начинается призыв из запаса в части кадра, которые остались на месте регулярных частей, личный состав садится на технику, оставленную в ППД регулярной частью, они уже перебрасываются в зону боевых действий железнодорожным транспортом.

Почему всё же части кадра? Одна из причин - в них уже есть минимальный офицерский состав, а офицеры частей кадра будут подменять офицеров в регулярных частях на время отпусков - таким образом мы сможем обеспечить максимальную боеготовность регулярных частей! Если же в случае начала войны офицер был в отпуске, то по прибытию в свой ППД он переводится в часть кадра и уже уходит вместе с ней. Ну и я за добровольный организованный резерв в частях кадра - еженедельные занятия в выходной день и учения каждый год.

В случае с частями в приграничных районах возможен и тройной комплект техники - 1) для регулярной части 2) для части, прибывающей из глубины страны 3) местная часть кадра - некоторые приграничные районы весьма населены и могут дать большое количество резервистов, как например Санкт-Петербург, а офицерский состав части кадра сможет подменять офицеров в приграничной регулярной части.

0

24

Шестопер написал(а):

Это все для дивизионного и армейского уровня. А бригады нужно иметь учебные, ПГ и кадрированные.

этот универсальный вариант, как для бригады ПГ так и для кадрированной или свернутой бригады.

0

25

Шестопер написал(а):

Проблема в том, что у нас до сих пор этот актиквариат — основа всего парка, а не только учебного.

И  будет основой еще лет 10-15.

humanitarius написал(а):

Если сгорят кадровые армии, мобилизации не будет

Будет, у ВСУ же были и в Сирии была.
Но в целом вы правы по поводу СССР, зачем было иметь более 200 дивизии, если половина не развернута и многие на устаревшей БТТ или БТТ на них не хватало.
Приходится признать, что США  к концу ХВ создали более гибкую систему, которая отвечала и отвечает до сих пор вызовам.

0

26

Рагнар Лодброк написал(а):

humanitarius написал(а):

    Если сгорят кадровые армии, мобилизации не будет

Будет, у ВСУ же были и в Сирии была.
Но в целом вы правы по поводу СССР, зачем было иметь более 200 дивизии, если половина не развернута и многие на устаревшей БТТ или БТТ на них не хватало.
Приходится признать, что США  к концу ХВ создали более гибкую систему, которая отвечала и отвечает до сих пор вызовам.

А там так и получалось.
В 1955 г. было 100 стрелковых дивизий, 63 механизированные и 26 танковых. Куда ни плюнь - техника военного времени, сплошь и рядом на месте СУ-100 оказываются СУ-76, которые изначально эрзац.
Хрущев уполовинил:  95 мотострелковых и 42 танковые. Это более 32 000 танков. Т-54 и Т-55 при этом набирается только 22+ тыс., и они уже устарели, потому что прогресс.

И сразу после Хрущева начинают наращивать количество общевойсковых соединений: 70 танковых и около 190 мотострелковых дивизий в начале 1980-х. На организацию, введенную с 1957 г., их переводят еще в 1970-х, а некоторые и в 1980-х оставались с танковыми ротами в мотострелковых полках. Треть не имеет зенитно-ракетных полков, обходятся зенитно-артиллерийскими.
И понятно, что в случае большой войны и мобилизации им неоткуда было бы восполнить недостающую по штату технику: стоят в парке Т-34, Д-44, АЗП-57 и БТР-152 - вот с ними ты воевать и пойдешь.

0

27

humanitarius написал(а):

И понятно, что в случае большой войны и мобилизации им неоткуда было бы восполнить недостающую по штату технику: стоят в парке Т-34, Д-44, АЗП-57 и БТР-152 - вот с ними ты воевать и пойдешь.

ну так  везде.. весь "запас" в лучшем случае может пострелять в сторону воон того леса...

0

28

Рагнар Лодброк написал(а):

Приходится признать, что США  к концу ХВ создали более гибкую систему, которая отвечала и отвечает до сих пор вызовам.

Огромный плюс у амеров-хороший подготовленый резерв, в остальном все плохо, пехота на грузовиках хуже чем пехота на старых БТР и с танками.

У СА было два серьезных недостатка-отсутвие кадровых сержантов и старшин, вместе с массовыми сверхрочниками (при некоторых попытках увеличить количество сверхсрочников, но не массовых) и проблемы с резервом. Частичный недостаток-желание быть везде сильными на пару с максимально возможным количеством мобилизационных подразделений.

Отредактировано Blitz. (2021-02-17 14:18:03)

0

29

sapca написал(а):

Ещё один вариант - части двойного базирования. Сухопутные войска делятся на две половины: части в приграничных районах и части в глубине страны.

Можно и так.
И в комбинации с системой быстрой переброски и части резервистов авиацией от мегаполисов к границам, на базы хранения техники. В любом случае система мобилизации должна предусматривать выдергивание резервистов из населенных пунктов в течении нескольких часов, по другому в ядерный век нельзя.

0

30

Рагнар Лодброк написал(а):

И  будет основой еще лет 10-15.

При существующих тенденциях вместо них через 15 лет в основном будут боевые пикапы, как у тапочников.

0